Программа начального общего образования российских вальдорфских школ в




Контексте ФГОС

 

В соответствии с вышеизложенными основными принципами вальдорфской педагогики, пояснительная записка к программам начального общего образования Российских вальдорфских содержит описание особенностей развития ребенка данного возраста, а также, описание содержания и методов преподавания.

3.1. Ребенок начальной школы (1-3 классы)

В этом возрасте на телесном уровне формируются основы психосоматического здоровья, а также темперамент, характер, способности памяти, воображения, закладываются основы личности – нравственные наклонности, совесть. Эмоциональные и познавательные переживания тесно связаны между собой и с телесными процессами ритмической системы, влияют на характер пищеварения и сна. Развитие речи и мышления тесно связаны с двигательной системой организма, тонкой и грубой моторикой. Продолжается процесс овладения телом и установления связи между душевно-духовным (процессами сознания) и телесным. В отношении к взрослому – учителю – у младшего школьника проявляется потребность видеть в нем любимого авторитета, который воспринимает, понимает, поддерживает ребенка и сообщает ему знания о мире. Ребенок хочет учиться у взрослого тому, что тот знает и умеет.

 

В соответствии с этим строится учебный процесс, основная задача которого

1. «преподавать так, чтобы максимально сберечь здоровые силы тела для последующей взрослой жизни» (Р. Штайнер);

2. максимально способствовать формированию правильных наклонностей, симпатии и склонности к добру, красоте, антипатии к проявлению уродливого и злого в мире и человеческой жизни, формированию совести; именно в этот возрастной период воспитание через обучение является центральной задачей;

3. развитие памяти, воображения и форм нерассудочного понимания –

а) понимания на основе чувства, какое нам (взрослым) знакомо на примере понимания произведений искусства, человеческих действий и отношений, красоты и целесообразности в мире и

б) понимание через действие, когда действие по времени предшествует пониманию, осуществляемому задним числом.

Эти формы понимания и усвоения мира, связанные с чувством, переживанием и действием, более близки детям и должны предшествовать теоретическому объяснению явлений мира в науках.

4. одна из важнейших педагогических задач данного возраста - установление гармоничной связи между душевно-духовным и телесным. Это достигается посредством движения, направляемого воображением, различные формы которого (на основном уроке, в эвритмии, физкультуре в форме подвижных игр) занимают в учебном процессе (в программе) значительное место.

 

Основная задача учителя в этот период выстроить с детьми отношение тепла и доверия. Отношение к учителю, как к любимому авторитету, на котором строится обучение на данном этапе развития, устанавливается естественно, если учитель будет отвечать потребностям и запросам учеников. Отношение к учителю, как любимому авторитету – это мощная мотивация учения, правильная для данного возраста.

3.2. Обучение в начальной школе

В соответствии с задачами развития данного возраста подбираются содержание и методы преподавания. Как мы писали в предыдущем разделе, каждая предметная область обладает множеством аспектов, сторон и возможностей. Программам по отдельным предметам, как правило, предпосылаются описание возраста в его отношении к каждому отдельному предмету. В нашей программе мы ограничимся обобщенным изложением, справедливым для всех предметов.

 

Универсальными средствами для достижения вышеназванных целей являются:

1. обучение на модели, - через показ («делай, как я») - использующее еще живую способность детей к подражанию и впитыванию внешних впечатлений; учитель демонстрирует образцы правильного, красивого и гармоничного действия. Эта форма обучения особенно важна при работе с речью (ежедневное хоровое говорение и слушание правильной и красивой речи на уроках родного и иностранных языков, пение), но также широко используется и на других предметах как элемент методики (рисование форм, письмо, эвритмия, рукоделие, искусства, математика).

2. включение элементов движения в предметное преподавание (художественная речь, сопровождающаяся жестами и движением в пространстве, письмо, рисование форм, ритмический счет, эвритмия, подвижные игры).

3. обогащение сокровищ памяти через заучивание наизусть, восприятие и пересказ большого количества материала, осознанное понимание которого будет происходить лишь в дальнейшем, по мере общего развития и личностной зрелости учеников.

4. образная подача материала является универсальным методическим средством для всех предметов. Образ – это не отражение ощущений в сознании (принцип наглядности, отвергаемый вальдорфской педагогикой); имеется в виду художественный образ, метафора, иносказание, притча, сравнение, символ; в отличии от принципа наглядности, убивающего фантазию, обедняющем чувства и лишающим содержание преподавания глубины, образ пробуждает фантазию, живое чувство и действует терапевтически. Именно образы сказок, легенд, басен, мифологии, преданий и т.п. оказывает глубокое воздействие на формирование характера, совести, склонностей, симпатий к моральному (доброму) и антипатий к неморальному (злому). Образ обращен к переживанию и затрагивает всего человека: мышление, чувство и волю и является благодаря этому мощным средством воспитания. Образное преподавание помогает детям обучаться письму, чтению и счету так, что обще развивающее действие процесса обучения выходит далеко за рамки простого овладения культурными техниками или умственными операциями и становится широким образовательным процессом. Учитель использует предметы природы, как образы и символы человеческих моральных, душевных и духовных качеств (притчи, иносказательные рассказы о природе, предания и истории родного края и т.д.). Ученики воплощают художественные образы в своих творческих работах – оформлении тетрадей, в рисовании, живописи, пластицировании (лепке), регулярных театральных постановках и музыкальных выступлениях.

5. Занятия искусствами и рукоделием развивает чувство формы, цветовой и звуковой гармонии, чувство языка, звука, закладывает основы художественного вкуса и элементарные навыки работы с материалом.

Для сравнения: пояснительная записка к примерным программам начального общего образования содержит раздел «особенности первой ступени общего образования» в котором отмечается, что «вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа не могут создать условия для формирования психологических способностей ребенка…тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых…исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию» [4]. Вальдорфская педагогика дает конкретные рекомендации для решения этой проблемы в начальной школе.

Глава 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: