Глава 1. Общая педагогическая концепция вальдорфской школы




Образовательные ресурсы вальдорфской педагогики

В контексте Федеральных государственных стандартов

Второго поколения

 

Бутикова Светлана Александровна,

Учитель ГБОУ СОШ №658 (Санкт-Петербург)

 

Традиционно школа в нашей стране рассматривалась как место учения, «дом знаний», поэтому в образовательных программах преимущественно фиксировались прежде всего дидактические принципы, в соответствии с которыми определялись содержание и методы преподавания и учения. Социализация и воспитание в программах не были представлены.

 

Современные дискуссии о качестве образования, теория «куррикулума» (единого набора образовательного опыта, распространяемого школами и преподавателями путем практической деятельности, которая не всегда является обязательной и прописанной в соответствующих документах) и принятие стандартов второго поколения отчетливо сместили акценты.

 

Теперь речь идет об обучении и воспитании, о личностном, социальном, познавательном и коммуникативном развитии [1].

 

Успешное и качественное образование в широком смысле зависит не только от преподавания, содержания и методов обучения, но и от всего уклада школьной жизни, от общей педагогической концепции школы.

 

Несмотря на различия в теоретических основах, новая образовательная парадигма в России созвучна многим идеям вальдорфской педагогики, сформировавшейся в Германии в начале 20 века и творчески адаптируемой к социальным, культурным и историческим условиям современной России в течение последних 20 лет.

 

Целью данной работы является описание этих созвучий, а также представление и рассмотрение образовательной программы российских вальдорфских школ с позиции требований ФГОС к структуре образовательных программ на примере курса математики 1-4 классов.


Глава 1. Общая педагогическая концепция вальдорфской школы

«Вальдорфская педагогика представляет собой специфический подход к воспитанию и обучению, идущий от ребенка и опирающийся на определенную антропологию, т.е. на понимание человека и законов его развития на протяжении жизни. Опираясь на особенности развития ребенка данного возраста и на общеразвивающий эффект предметной области, вальдорфская педагогика ставит общие учебные цели (поддающиеся индивидуальному контролю), а также более «тонкие» цели, к которым относится вся область воспитательного воздействия обучения, развитие эстетических и социальных способностей, влияние обучения на психосоматическое здоровье школьников, долгосрочное действие содержания и методов обучения в контексте биографии человека.

 

Примерами таких тонких целей являются: развитие чувства языка, которое достигается, когда ученик слышит красивую речь учителя; эстетического чувства, которое достигается при художественном оформлении всех учебных занятий; социального чувства на уроках музыки - при игре в ансамбле; укрепление психосоматического здоровья школьников с помощью ритмической организации занятий и т.д.».[5].

Этот подход к образованию необходимо было пояснять в 2007 году, когда составлялись примерные программы российских вальдорфских школ, но сегодня ФГОС ставит идею личностного развития на первое место, определяет важнейшую цель современного образования и одну из приоритетных задач общества и государства как «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России….поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него». [2]. Интеграция процессов обучения и воспитания является принципиальным отличием ФГОС второго поколения. Очевидно, что для оценки достижения требований ФГОС предусматривается «использование персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки».[1].

Базовыми педагогическими ценностями вальдорфской школы являются:

«Живое и заинтересованное отношение педагога и педагогического коллектива к детям. Чтобыпедагогический процесс не стал рутиной, учитель и школа в своей работе должны обладать существенной свободой. Эта свобода для качественной, продуктивной деятельности регулируется общими положениями, изложенными в Уставе, Программе развития и Образовательной программе школы и квалификацией учителя. Весь уклад жизни вальфдорфской школы (проведение еженедельных конференций по педагогическим и организационным вопросам, преподавание одним учителем всех основных предметов в младшей и, частично, в средней школе) направлен на достижение этого принципа.

Связь с родителями. Постоянный диалог с родителями - обязательная составная часть воспитательно-образовательного процесса.

 

Пространство школы - пространство жизни. Вальдорфская школа старается стереть грань между школой и жизнью, стремится к тому, чтобы жизнь в ней была насыщенной, творческой, разнообразной, интересной, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе хорошо. Проводятся праздники года, художественные выставки, кафе, рождественские ярмарки, театральные постановки, поэтические вечера и т.д. на которых дети могут представить то, чему они учились и что сделали своими руками, т.е. свои учебные достижения.

Школа также стремится использовать внешкольные образовательные возможности и интересы детей - походы, учебные поездки, различные практики и проекты напрямую не связанные с учебными целями являются богатыми источниками разнообразного учения.

Феноменологический подход к формированию учебного предмета. Учебный предмет формируется во взаимосвязи двух факторов: особенностей и потребностей возраста и особенностей самих предметных областей по отношению к человеку.

 

Основные положения феменологического подхода:

1. В дидактике вальдорфской школы мир рассматривается не как объект, существующий независимо от человека, но в его отношении к человеку и человеческому переживанию, в зависимости от наших установок:

ü Практическая установка: мир является человеку как область культурной преобразовательной деятельности;

ü Образно-символическая установка: природа и человеческие отношения осмысливаются в сказках, баснях, мифах, притчах, являясь в образно-символической форме; человеческие качества и отношения могут быть выражены образно, на языке природы (фольклор, праздники времен года, народные традиции являются примерами такого отношения);

ü Этическая установка: мир является предметом уважения, почитания, ценностных, моральных переживаний и суждений; мы ответственны за мир, в котором живем;

ü Эстетическая установка: мир прекрасен, мир как предмет эстетического переживания и суждения, мир в произведениях искусства, мир в собственном творчестве;

ü Теоретическая установка: мир, как объект исследования и эксперимента; мир, представленный в научных теориях и моделях.

ü На разных ступенях возрастного развития приоритетными являются различные способы отношения к миру.

 

2. Любое научно-теоретическое отношение, понятие или система коренятся в донаучном, первичном опыте, поэтому важнейшая задача учебного процесса- сформировать богатый первичный опыт из которого затем вырастают все научные дисциплины, например без богатого первичного опыта (говорение и слушание) обучение формальным структурам языка не будет способствовать раскрытию и развитию способностей и задатков к красивой, правильной, культурной речи, хотя формальные результаты (грамотность) могут быть достаточно высокими.

 

3. Предметное обучение основывается на качественных методах исследования, принципе экземплярного обучения, на «проживании» отдельных, типических явлений, примеров или проблем (ключевых феноменов), которые наиболее созвучны мироощущению ребенка на каждой ступени развития».[5].

Глава 2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: