Образовательная программа российских вальдорфских школ




В контексте ФГОС

 

В соответствии с вышеизложенными основными принципами вальдорфской педагогики, приоритетными направлениями и целями образовательной программы вальдорфской школы являются:

ü реализация принципов гуманистической педагогики, внимательного и индивидуального отношения к ребенку, развитие благоприятной и мотивирующей на учебу психолого-педагогической школьной атмосферы;

ü реализация идей разностороннего гармоничного образования школьников, со значительным удельным весом дисциплин эстетического и художественно-прикладного циклов

ü углубленное изучение иностранных языков, начиная с 1-го класса;

ü реализация и дальнейшее развитие нетрадиционных форм и методов организации учебного процесса, в том числе текущей оценки (учебного контроля);

ü создание условий для реализации и развития творческого потенциала педагогов; обеспечение необходимой творческой свободы учительской деятельности, при одновременном усилении личной ответственности за результаты образовательного процесса, создание форм интенсивного внутришкольного сотрудничества педагогов;

ü тесное взаимодействие учителей и родителей.

 

Данная образовательная программа, ориентированная на традиции вальдорфских школ, во многом отходит от традиционной и распространенной парадигмы знаний-умений-навыков (“ЗУНов”) и большое внимание стремится уделить образовательным ценностям, общепринятым в гуманистической педагогике, таким как творчество, индивидуальность, самореализация, органичность, спонтанность, игра, юмор, привязанность, тепло, справедливость, социальность, осмысленность, любовь.

Специфика программ определяется не столько их содержанием (изучаемым материалом), сколько методологией, методиками обучения и особыми формами организации учебного процесса. Здесь же сразу надо отметить важность вопросов подготовки учителей для работы по данной образовательной программе: и концептуальный анализ ее специфики, и практический опыт показывают, что учителю, желающему работать по этой образовательной программе, необходима дополнительная специальная подготовка; в первую очередь, это касается так называемых “классных учителей”, выполняющих в своем классе функции классного руководителя и преподавателя большинства основных общеобразовательных предметов до 6-8 класса.

2.1. Дидактические и методические принципы и идеи вальдорфской педагогики

Принцип педоцентризма (в отборе содержания и методов образования школа ориентируется, в первую очередь, на ребенка: на актуальное состояние детей и ближайшие перспективы их развития; у ребенка поддерживается и развивается вовлеченность в образовательный процесс, главная цель - ребенок учится с интересом, он хочет ходить в школу).

 

Принцип разносторонности образования (идея по возможности гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности; в частности, это означает наличие относительно большого удельного веса в учебном плане предметов эстетического и практически‑прикладного циклов).

 

Идея развития на основе гетевского понимания органического метаморфоза (процесс развития ребенка идет во‑первых, не линейно, но ступенчато; во‑вторых, в этом процессе происходят существенные превращения одних качеств в другие).

 

С этим принципом тесно связан следующий -

принцип возрасто‑сообразности (требует постоянной соотнесенности отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития).

Идея педагогики переживания (также тесно связана с первым принципом - в плане увязки познавательной и эмоционально‑волевой проработки детьми осваиваемого материала; традиционная центральная опора на понятие сменяется ведущей ролью образа - в начальной школе и, далее, - содержательного феномена; также делает необходимым художественного подход в обучении, в том числе и по предметам когнитивного цикла. Идея «переживания в обучении» является одной из основополагающих в плане реализации принципа единства обучения и воспитания).

Принцип жизненной, практической направленности обучения (теоретическое обучение должно постоянно связываться с окружающими жизненными реалиями).

Принцип общечеловеческого подхода в образовании, неконфессиональности, светскости.

Идея свободы (конченая цель школьной педагогики ‑ мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности).

Идея педагогики как творческого процесса. Каждый учитель должен иметь возможность творчески выстраивать образовательный процесс, исходя из индивидуальной педагогической ситуации класса и ребенка, а также своих возможностей и опыта.

2.2. Организационно-педагогические особенности вальдорфской школы

1. Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса в начальной и основной школе. С 1-го по 6-8 классы этот педагог ведет ряд основных общеобразовательных предметов: русский язык, математику, и окружающий мир в начальной школе (плюс к этому, нередко, рукоделие, подвижные игры, живопись), к которым, как правило, добавляется история и ряд предметов естествознания в 5-6 классах. Такое продление срока работы основного педагога начальной школы связано, в первую очередь, с педоцентрической направленностью школы (а также многолетними традициями вальдорфской педагогики), так как в этом возрасте важнейшими являются личные человеческие качества педагога, а не только его уровень владения специальными знаниями по конкретному предмету. Условием подобной «универсальности» педагога является специальное образование в области методики преподавания этих предметов. Кроме того, подобный подход облегчает интеграцию предметов и образовательного процесса в классе в целом.

 

2. Преподавание «по учебным эпохам » (циклам «погружения»), длительностью 3 – 4 недели. Ряд общеобразовательных предметов - история, биология, химия, география, физика, а также (частично): математика, русский язык и литература – изучаются концентрированно в виде определенных циклов. К примеру, химия вместо двух уроков в течение учебного года изучается ежегодно в рамках двух учебных циклов (эпох), каждый из которых длится 3 недели. При этом занятия происходят интенсивно: ежедневно в рамках сдвоенного урока в течение этого короткого периода времени. Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание, усиливает концентрацию учащихся и повышает учебную мотивацию. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует химия, за химией - история, за историей – физика, затем – русский язык, потом – опять математика и т.д. Как показывает практика, такая периодичность изучения предметов не ведет к забыванию, а наоборот способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, что сопровождается более прочными знаниями. Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения: правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия, технология – преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.

 

3. Проведение эпохальных занятий в форме «главного урока ». Описанные выше эпохи занимают в учебном расписании школы ежедневно место первых двух уроков. Таким образом, главный урок – это первый урок каждого учебного дня, длящийся полтора – два астрономических часа (в зависимости от конкретной школы). Существенной чертой главного урока, как особой формы организации учебного процесса, является ритмическая смена деятельности детей. Этот урок, как правило, имеет следующую структуру: ритмическая (двигательная) часть – основная часть – краткий перерыв на активную, двигательную часть – рассказ или эксперимент). На ритмической части, играющей важную роль в начальной школе, дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и делают различные ритмические упражнения (см. учебную программу по русскому языку). На основной части урока изучается, обсуждается и усваивается новый материал по предмету, соответствующий идущей эпохе (учебному циклу). В конце урока в начальной школе учитель рассказывает детям сказки, легенды и мифы (в соответствии с учебной программой каждой классной ступени), в средних и старших классах в это время демонстрируются эксперименты или же детально описываются конкретные исторические события или биологические или географические факты. Таким образом, смена деятельностей во время главного урока: переход от ритмической части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов – избавляет от необходимости делить этот урок на части, так как при таком построении урока не происходит перегрузки детей.

 

4. Обучение без балльных отметок. В соответствии с гуманистическим характером педагогической концепции школы, в начальных и средних классах отсутствует единая и независящая от реальных возможностей учащегося оценочная («отметочная») шкала успеваемости. Вместе с тем, достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально и качественно, в соответствии с его возможностями и достигнутым уровнем развития. Главным мерилом на этом возрастном этапе является сам ребенок: его сегодняшнее состояние сравнивается с предыдущим, в соответствии с этим и оцениваются происходящие в нем позитивные или же негативные изменения. В начальной школе используется развернутая качественная характеристика развития и обучения школьника по каждому предмету, выдаваемая в конце учебного года. Наряду с этим используется и текущая качественная оценка результатов обучения и поведения учащегося в устной и письменной форме. В средних классах наряду с качественной характеристикой может использоваться также и зачетная форма оценки (в разных школах по-разному). В 4, 9 – 11 классах (в 4 классе – наряду с качественной характеристикой) по итогам обучения за последний год и экзаменов (9, 11 класс) по всем предметам выставляются оценки в форме балльных отметок (по обычной пятибалльной шкале).

 

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем в современной педагогической теории и практике не только вальдорфской школы. Проблема отсутствия четких критериев в выборе отметки, отсутствие в ней информации о том, что является причиной низкого или высокого балла, трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки требует находить более продуктивные способы оценивания образовательных результатов, такие как самооценка личных достижений, накопительные системы оценок (болонская система, система портфолио), использование безотметочной системы.

5. Обучение без стандартных учебников. Для образовательной программы школы принципиальной является установка на то, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее образовательное воздействие. Именно он в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал. Поэтому школа оставляет за учителем право выбирать подходящий способ подачи материала и его источники. Кроме того, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом, а также различные возможности и опыт каждого преподающего в классе педагога, школа ориентирует свой педагогический процесс таким образом, что в каждом конкретном классе учебный процесс обладает рядом индивидуальных и неповторимых черт. Этому не могут способствовать единые для всех стандартизованные учебники. В начальной школе и в ряде предметов средней школы учебник – как основной источник усваиваемого содержания – отсутствует. Его роль выполняют устные рассказы и задания учителя, а также книги для чтения, сборники задач и прочие разнообразные учебно-методические материалы. Всё вышесказанное отнюдь не означает, что установка школы на «обучение без учебников» равнозначна идее «школы без книги». Нередко ученики, особенно начиная со среднего звена, прочитывают и перерабатывают больше текстовой информации, чем это принято при традиционном обучении, центрированном на учебник.

 

6. Специальная методика организации работы детей с учебными тетрадями. Значительную роль учебника по каждому учебному предмету играет своя учебная тетрадь школьника, методика работы в которой выстраивается во многом нетрадиционно. Эта тетрадь представляет собой результат собственной учебной деятельности ребенка. Красота оформления такой тетради имеет не меньшее значение, чем содержание. Это в полном смысле слова рабочая тетрадь, однако, в отличие от существующих тетрадей на печатной основе, она полностью оформляется и заполняется самим учащимся. В ней по каждой изучаемой теме записывается краткое содержание (конспект составляется в начальной школе педагогом, а по мере продвижения к старшим классам все в большей степени эта работа выполняется самим учеником). Кроме того, учащийся самостоятельно иллюстрирует этот текст. Также в ней содержатся и результаты самостоятельного выполнения ребенком различных заданий по предмету. Так что во многом содержание обучения по предмету действительно может быть прочитано в таких тетрадях. Именно по ним дети готовятся к контрольным работам и овладевают изученным материалом в случае отсутствия по болезни. В последнем случае, конечно же, учитель также дает ребенку соответствующие разъяснения.

 

7. В подходе к содержанию образования значительную роль играет метод «обучения на узловых примерах » (феноменологический подход). Вместо обилия тем происходит углубленное рассмотрение отдельных, наиболее важных и содержательных примеров (узловых феноменов), детально разбирая которые, дети одновременно осваивают целый ряд смежных представлений и понятий. Основная цель – обеспечить учащимся возможность понимания, усвоения и переживания каждой темы на конкретном материале. Это предъявляет серьезные требования к отбору материала, его структурированию и подаче. Важная задача учителя – отбор центральных, узловых содержательных примеров в каждом предмете, феноменов или «учебных экземпляров», которые вбирают в себя разнородный учебный материал. Наряду с концентрацией и экономной подачей материала, этот метод призван преодолеть разрыв между знанием и действительностью, так как ему присуще единство примера и правила, явления и закона.

 

8. Дополнительная подготовка учителей по вальдорфской педагогике – как классных учителей, так и учителей-предметников для среднего и старшего звена. Особые формы организации учебного процесса (преподавание по эпохам, главный урок), а также специфические черты методики преподавания требуют специальной подготовки учителей к преподаванию в школе. Данная подготовка обеспечивается регулярно проводимыми в школе циклическими курсами для учителей предметников, годичным или двухгодичным непрерывным (очным) курсом для классных учителей, большим количеством литературы по данному направлению в педагогике, а также курированием работы новых педагогов со стороны опытных кадров.

В представленной выше пояснительной записке к программам российских вальдорфских школ прослеживаются идеи, зафиксированные в документах ФГОС:

- воспитательное и обучающее пространство школы должно наполняться нравственными ценностями, определяемыми как базовые национальные ценности [2]

- образовательный процесс должен быть направлен на формирование универсальных учебных действий [2]

- образовательное пространство должно конструироваться на основе принципа фундаментальности образования [2]

Глава 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: