Перспективы использования иностранной рабочей силы в России




 

В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемах в России преобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются «потери», связанные с миграцией, которые уже получили официальную численную оценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходил в Нью-Йорке 14-15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службы России К.О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десяти миллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов.

Как сказано выше, Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России. По данным социологических исследований, таких нелегальных мигрантов примерно 20%, однако зачастую они не могут легализоваться из-за отсутствия соответствующей законодательной базы и сложной бюрократической системы [13].

Однако прежде чем сделать окончательный вывод об эффективности миграции, необходимо учесть следующие факторы.

Первый фактор - экономический. Мигранты, получившие вид на жительство или гражданство и ставшие полноправными членами российского общества, трудоустраиваются, пополняют трудовой и интеллектуальный потенциал, омолаживают структуру населения. Они начинают производить материальные ценности, оказывать услуги населению (врачи, учителя, работники сферы обслуживания и т.п.). Кроме того, каждое рабочее место, создаваемое мигрантом, способствует образованию новых рабочих мест в смежных сферах или отраслях занятости, развитию инфраструктуры.

Вступает в действие так называемый мультипликативный эффект занятости. По имеющимся расчетам западных экономистов, каждый мигрант кормит дополнительно 20 человек. По исследованию Л. Максаковой, проведенному в Узбекистане, каждый мигрант создает дополнительно 30 рабочих мест. Каждое новое рабочее место в основном производстве требует создания нескольких в обслуживающих отраслях. А это дополнительное вовлечение в производство и сферу услуг местных трудовых ресурсов, рост доходов и расширение покупательского спроса, что в свою очередь стимулирует вложения в развитие экономики.

Второй фактор - увеличение интеллектуального потенциала принимающей стороны - России. Среди мигрантов доля лиц с высшим образованием составляет 26%. Учитывая, что за 11 лет чистая миграция в Россию из стран СНГ составила 3,4 млн. человек, численность мигрантов с дипломами с высшим образованием - 0,9 млн. человек, а стоимость подготовки одного специалиста по самым скромным подсчетам не менее 5000 долл. можно определить, что интеллектуальный потенциал России увеличился за счет миграции не менее чем на 5 млрд. долларов [18].

Наконец, третий фактор - демографический, который также нужно учитывать с позиций перспективного улучшения воспроизводственных процессов населения России. Мигрируют, как было показано выше, люди в более молодых возрастах, что положительно сказывается на возрастной структуре населения, семейно-брачной ситуации и способствует росту рождаемости.

Таким образом, суммируя действия всех трех факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на социально-экономическое развитие, можно предположить, что общий эффект от миграции в Россию выше тех негативных последствий, которые связаны с нелегальной миграцией. Общий эффект от миграционных процессов может быть повышен при условии сокращения масштабов нелегальной миграции и одновременном увеличении притока в Россию легальных мигрантов. Затраты государства на урегулирование нелегальной миграции и стимулирование притока мигрантов на законных основаниях необходимы, ибо будут способствовать увеличению общего социально-экономического эффекта от миграции.

Экономика РФ с учетом перспектив развития и структурной перестройки, сокращения численности трудоспособного населения после 2010 г. требует уже сегодня дополнительных рабочих рук. Масштабы их привлечения зависят от темпов экономического развития на ближайшую перспективу, обновления основных фондов и роста производительности труда. При этом должны быть учтены процессы высвобождения работников в ряде отраслей экономики, в частности из топливно-энергетического комплекса, металлургии, железнодорожного транспорта.

Если же брать в расчет демографический критерий, то России для компенсации естественной убыли населения и стабилизации его численности потребуется ежегодно иметь положительное сальдо миграции примерно 1 млн. человек за счет обмена со странами СНГ.

Вместе с тем одновременное нахождение на рынке труда России 8 млн. нелегальных мигрантов является чрезмерным и неоправданным ни с экономической, ни с социальной точки зрения. Оно ощутимо усиливает межэтническое напряжение главным образом в крупных городах.

Дополнительных работников следует привлекать с учетом потребности экономики России в кадрах определенных профессий и квалификации. Привлекать иностранную рабочую силу необходимо на основе возобновления расчетов балансов трудовых ресурсов по регионам России, установления научно-обоснованных квот и заключения трудовых договоров, что позволит сократить дефицит рабочей силы, а также пополнить бюджет за счет уплаты предпринимателями, привлекающих иностранных работников, установленных законодательством пошлин

Т.о. рассмотрев процесс использования иностранной рабочей силы в РФ, мы можем сделать следующие выводы:) Из-за сложившейся демографической тенденции, которая привела к дефициту рабочей силы во многих регионах страны, миграция становится необходимым процессом для экономики страны. России для компенсации естественной убыли населения и стабилизации его численности потребуется ежегодно иметь положительное сальдо миграции примерно 1 млн. человек;) В динамике легальных иммигрантов РФ за последние годы преобладает стабильный рост, влияние на который оказывает спрос на иностранную рабочую силу, однако в период с 2007 года можно увидеть снижение данного спроса, влияние на которое оказал финансово-экономический кризис;) В географической структуре легальных иммигрантов преобладают страны СНГ, а также Германия, КНР, Израиль;) Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности;) Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов; Исследования показывают, что миграция в России практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в стране, т.к. иммигранты, как было сказано выше, трудятся в основном на невостребованных гражданами России рабочих местах и оказывают положительное влияние на развитие экономики страны, являясь дешёвой рабочей силой. Многочисленные отчеты экспертов, говорят о том, что мигранты в России производят около 8-10% ВВП. Экономика РФ с учетом перспектив развития и структурной перестройки, сокращения численности трудоспособного населения после 2008 г. требует уже сегодня дополнительных рабочих рук. Масштабы их привлечения зависят от темпов экономического развития на ближайшую перспективу, обновления основных фондов и роста производительности труда. При этом должны быть учтены процессы высвобождения работников в ряде отраслей экономики, в частности из топливно-энергетического комплекса, металлургии, железнодорожного транспорта;) Однако, несмотря на все преимущества использования иностранной рабочей силы в РФ, существует и значительный недостаток - нелегальная иммиграция. С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран СНГ. Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России. По данным социологических исследований, таких нелегальных мигрантов примерно 20%, однако зачастую они не могут легализоваться из-за отсутствия соответствующей законодательной базы и сложной бюрократической системы. Экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля.


 

Заключение

 

Среди перспектив использования иностранной рабочей силы в РФ можно выделить: сокращение размеров нелегальной иммиграции путем легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание получить вид на жительство в РФ, сделать это можно путем совершенствования системы государственного регулирования миграционных процессов. Также необходимо совершенствовать систему привлечения иностранной рабочей силы путем потребности экономики России в кадрах определенных профессий и квалификации. Привлекать иммигрантов необходимо на основе возобновления расчетов балансов трудовых ресурсов по регионам России, установления научно-обоснованных квот и заключения трудовых договоров, что позволит сократить дефицит рабочей силы, а также пополнить бюджет за счет уплаты предпринимателями, привлекающих иностранных работников, установленных законодательством пошлин

Поэтому логично было бы предложить - это изменить порядок выдачи разрешений, а именно разрешения на работу должны получать не работодатели, а сами работники. В рамках установленных квот (если их целесообразно сохранять), по различным отраслям, профессиям, но не работодатель, а сам работник. Работодатель принимает на работу уже имеющего право на трудовую деятельность работника. Нанимаемый работник, имеющий легальное право на работу, вряд ли согласиться оказаться в бесправном положении, работая без соответствующего юридического договора и оговоренных в нем условий. В первую очередь об оплате труда. Если одновременно с правом на работу иностранный работник будет получать индивидуальный налоговый номер иностранного гражданина (ИНН ИГ), то можно проконтролировать и размер заработка и отчисления налогов.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: