Проблемы использования иностранной рабочей силы в России




 

Конечно, главной проблемой использования иностранной рабочей силы не только на территории РФ, но и во всем мире была и остаётся нелегальная иммиграция. Под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов. Во-вторых, экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий. В-третьих, развивается бизнес, связанный с контрабандой людей. В мире создана и работает разветвленная сеть компаний и фирм, занимающихся этим промыслом. Плата за нелегальную иммиграцию достигает 30 тыс. долл. в зависимости от страны назначения, дальности маршрута. Мировые доходы от контрабанды людей составляют, по оценкам, 5-7 млрд. долл. в год. В-четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья. Это характерно для России и Белоруссии, где скапливается огромное число транзитных мигрантов, стремящихся попасть на Запад[15].

Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России. К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц:

Первая группа - лица, въезжающие в страны нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.

Вторая группа - иностранные граждане, обучавшиеся или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Третья группа - это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца.

Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.

По данным экспертных оценок, более одной трети незаконных мигрантов попадают на территорию России нелегально из стран СНГ, пользуясь «прозрачностью» границ. Примерно такая же доля мигрантов использует легальные каналы въезда, т.е. возможность приехать в Россию законно по гостевой или туристской визе. Транзитные мигранты составляют примерно 20% общего числа нелегальных мигрантов.

Таким образом, по нашим расчетам, общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет не менее 5,5 млн. человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону.

Нелегально работающие на российском рынке труда трудящиеся-мигранты имеют отраслевую структуру занятости (Табл.1). Строительство - 40%, промышленность и транспорт - 10%, торговля - 30%, и прочие отрасли - 25% [14].

Таблица 1 - Расчет фонда оплаты труда, бюджетных поступлений от официально привлекаемых и используемых в РФ иностранных работников и упущенных доходов, млн. руб.

  2012 г. 2013 г. (I-ое полугодие)
  Численность официально используемой ИРС, тыс. человек    
  Годовой фонд оплаты труда 26 100 22 300
  Налоговые отчисления (30%) 7 830  
  Госпошлина за разрешение на ИРС 1 512 1 292
  Сумма бюджетных поступлений (№3+№4) 9 342 7 982
  Возможный подоходный налог (13%) и начисления ЕСН (35,8%)   10 900
  Выпадающие доходы бюджетов при сохранении налоговых ставок и госпошлины (№6 - №5) 3 400 3 000

 

По данным официальной статистики (сведения ФМС МВД) количество легальных трудовых мигрантов работающих в России имело тенденцию к росту, и составляло в 2011 г. - около 980 тыс. человек, в 2012 г. - более 1 342 тыс. человек. Доля гастарбайтеров в составе занятого населения России при этом оставалась в 2012 г. небольшой - около 3%. Соотношение между рабочей силой привлеченной из стран СНГ и старого зарубежья при этом оставалось примерно одинаковым. Однако заметим, что роль и вклад трудовой миграции стран нового и старого зарубежья колебался попеременно в пользу стран старого и нового зарубежья [12].

По данным ФМС России в 2012 г. большая часть гастарбайтеров (более 67%) работала по трудовым договорам между российскими юридическими или физическими лицами, (т.е. имели достаточно стабильные контракты), а остальные - в рамках реализации иностранными юридическими лицами договоров подряда (привлекались на краткосрочную работу на определенный объем работ). Постепенно в российской экономике также увеличивается количество и удельный вес иностранной рабочей силы, нанимаемой российскими физическими лицами. Если в 2009 г. их доля составляла 1,8%, то в 2011 г. - 4,6% гастарбайтеров.

Легализация ИРС до 2 млн. человек позволила бы получать налоговые отчисления в виде подоходного налога (при сохранении его ставки 30% для иностранных граждан) в размере 66 млрд. рублей ежегодно. Это превышает сумму бюджетных поступлений, получаемую при действующей системе привлечения и использования ИРС более чем в 6 раз. Кроме того, сокращаются расходы на депортацию и контрольные функции. При этом размеры созданного ВВП и потребление на внутреннем рынке (расширение емкости внутреннего рынка) остается практически неизменными как при легальном, так и при нелегальном привлечении и использовании ИРС.

Следовательно, для каждой страны росту экономической эффективности (точнее доходности) от привлечения рабочей силы, и защите национального рынка труда способствуют, прежде всего:) увеличение доли легального использования ИРС;) рост официально выплачиваемой заработной платы ИРС.

Что же мешает легальному использованию трудовых мигрантов или, что способствует нелегальному использованию их труда в таких масштабах? Что можно предпринять для увеличения доли и численности легально используемой ИРС?

Главными причинами можно назвать: система получения разрешений на право привлечения и использования ИРС и система регистрации пребывания и проживания на территории России иностранных граждан.

Препятствиями для роста легального использования ИРС являются не только отдельные недостатки действующей системы (длительные сроки оформления, многочисленные бюрократические инстанции, справки, нерентабельность для многих работодателей единого размера госпошлины для различных регионов страны, отраслей и сезонов привлечения), но и в принципе порядок выдачи разрешений работодателям.

Чем выше уровень оплаты труда, устанавливаемый иностранным работникам, тем более конкурентоспособным является собственное население. Следовательно, защита экономических и социальных прав трудящихся мигрантов - будет иметь следствием защиту внутреннего рынка труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: