Использование иностранной рабочей силы в экономике России и в развитых странах




 

В конце ХХ - начале XXI вв. среди миграционных потоков в Россию начинает заметно преобладать поток трудовой миграции, масштабы которого заметно выросли на протяжении последовавшего десятилетия (Рис. 3).

Официально работающие в России трудовые мигранты, численность которых отражена на графике, - это далеко не все иностранные работники, присутствующие на российском рынке труда. По мнению экспертов, численность иностранных мигрантов, не получивших разрешение на работу, т.е. работающих нелегально, как минимум в 2 или 3 раза выше цифр официальной статистики. В целом, разброс оценок присутствия трудовых мигрантов в России всегда колебался в очень широких пределах: «по разным оценкам, число незаконных трудовых мигрантов в России варьирует от 1,5 до 15 млн чел.» [10]. Тем не менее, большинство экспертов считает звучавшие в разные годы цифры в 12, 15 или даже 20 млн трудовых мигрантов явно завышенными. Если в начале десятилетия речь шла примерно о 3 млн трудовых мигрантов [4], то к его концу согласованная экспертная оценка ежегодной численности трудовых мигрантов в России (как легальных, так и нелегальных) составила 4-5 млн. В целом, по оценкам экспертов, динамика общего потока трудовой миграции в Россию за последнее десятилетие, «хотя и имеет восходящий характер, но не демонстрирует такого бурного роста», как ее официальная составляющая [11].

 

Рисунок 3 - Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тыс. чел.

 

С экспертной оценкой численности трудовых мигрантов на сегодняшний день согласны и представители Федеральной миграционной службы. Глава ФМС привел данные, согласно которым в России находятся 9,5 млн иностранных граждан. «Из них примерно 1,3 млн работают законно, 3,7 млн - условно приехали «в гости»… Из оставшейся категории риска в 4,5 млн чел. около 3,2 млн мигрантов находятся в России более 3 месяцев и для обеспечения своего проживания, по-видимому, могут нелегально работать, соответственно, не платя налоги», - констатировал глава ФМС. «Таким образом, в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность», - заключил глава ведомства.

Соотношение легальной и нелегальной составляющей потока трудовой миграции в Россию существенно менялось на протяжении рассматриваемого десятилетия. Главным образом на это соотношение влияли изменения миграционного законодательства и правоприменительной практики в этой сфере. Наиболее яркий пример - либерализация миграционного законодательства в 2006 г., когда 18 июля были приняты следующие законодательные акты: новый федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан» (№110-ФЗ), принятый в новой редакции[2], [3]. Оба закона были введены в действие с 15 января 2007 г. Среди главных для трудовых мигрантов нововведений - миграционный учет по месту пребывания из разрешительного стал уведомительным, а разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, а не его работодателю, как это было раньше (т.е. была ликвидирована жесткая привязка работника к работодателю). На вышеприведенном графике отчетливо видно, как за два года действия нового законодательства - 2007 и 2008 гг. - регулируемая составляющая потока трудовой миграции увеличилась в 2,5 раза! Впервые законодательство попыталось бороться с незаконными формами трудовой миграции «не путем жестких ограничений, а, напротив, путем предоставления мигрантам большей свободы передвижения, достигаемой с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства, создания беспрепятственных условий для правового оформления»

Снижение численности работавших в России мигрантов, начиная с 2009 г. (рис. 3), отчасти стало следствием глобального экономического кризиса, серьезно осложнившего ситуацию на российском рынке труда и частично лишившего работы не только трудовых мигрантов, но и национальных работников (по оценкам экспертов, общие объемы трудовой миграции в Россию снизились на 10%). Однако официальная статистика трудовой миграции демонстрировала намного большее снижение: например, в Москве число выданных разрешений на работу в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2008 годом почти на 40%. Таким образом, под видом защиты национального рынка труда в период кризиса происходило искусственное снижение числа работавших в России мигрантов, не отражавшее реальной картины. Ужесточение правоприменительной практики внесения ограничительных изменений и дополнений в новое миграционное законодательство, а также непропорционально резкое снижение квот на выдачу разрешений на работу трудовым мигрантам, вновь уменьшили легальную составляющую потока и вытолкнули значительную часть желавших легализоваться иностранных работников обратно «в тень».

В 2010 и 2011 гг., несмотря на закончившийся кризис, численность официально работающих трудовых мигрантов продолжила уменьшаться (5% роста в 2011 г. не может рассматриваться как перелом в тенденции), что уже впрямую явилось результатом ограничительной политики в этой сфере, в том числе, продолжающего снижения квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу: если в 2007 г., в момент ввода нового миграционного законодательства, квота была установлена с большим запасом и составила 6 млн, то в 2009 г. ее размер равнялся 3,977 млн, в 2010 г. - 1,944 млн, а в 2011 г. - 1,746 млн. При этом общее присутствие трудовых мигрантов на российском рынке труда, по оценкам, вернулось на докризисный уровень (4-5 млн) [6].

Ужесточение порядка получения разрешений на работу трудовыми мигрантами было частично сглажено появлением двух других каналов легализации иностранной рабочей силы: введением специальных преференций для иностранных высококвалифицированных специалистов и введение патента для мигрантов, занятых у физических лиц (и те и другие получили возможность трудиться в России вне квот). Данные категории трудовых мигрантов появились в России 1 июля 2010 г. в результате внесения изменений в федеральный закон №155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». К сожалению, численность привлеченных таким образом высококвалифицированных специалистов пока невелика (за два года - 2010 и 2011 - около 14,4 тыс.), что объясняется очень высокими требованиями к их зарплате - она должна быть не менее 2 млн руб. в год. В то же время численность работающих по патентам растет значительно быстрее (стоимость патента составляет 1000 руб. в месяц и вполне доступна для многих трудовых мигрантов): в 2010 г. (с июля по декабрь) было выдано около 157 тыс. патентов, а за 2011 год - уже 866 тыс., таким образом, к началу 2012 г. больше миллиона иностранных граждан получили легальную возможность работать у частных лиц.

Страны - основные поставщики трудовых мигрантов в Россию.

К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России - это граждане СНГ.

На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. На протяжении рассматриваемого десятилетия - с 2000 по 2010 г. - доля основных стран - поставщиков рабочей силы в Россию менялась весьма существенно.

Прежде всего, за прошедшие годы кардинальным образом изменилось соотношение вклада в целом стран дальнего зарубежья и стран СНГ: если с 2000 по 2005 г., по данным официальной статистики, их доли в потоке трудовых мигрантов были примерно равны (страны СНГ даже немного уступали дальнему зарубежью), а в 2006 г. трудовая миграция из СНГ ненамного превысила поток из дальнего зарубежья, то уже начиная с 2007 г., численность трудовых мигрантов из стран СНГ заметно опережала приток иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. Основная причина таких кардинальных изменений - введение в 2007 г. нового миграционного законодательства (см. выше), давшего большие преференции работникам из СНГ (только им была предоставлена возможность получать разрешение на работу самим, минуя работодателя; для работников из стран с визовым въездом по-прежнему работодатели должны были получать разрешение на привлечение и разрешение на работу).

Если в 2006 г. из 1 млн полученных разрешений на работу 47% приходилось на граждан дальнего зарубежья, а 53% - на граждан СНГ, то уже в 2007 г. из 1,7 млн разрешений 67% было выдано гражданам СНГ и 33% - работникам из дальнего зарубежья. К 2010 г. доля стран дальнего зарубежья в общей численности официально работавших в России иностранных граждан упала до 24%. Таким образом, три четверти официальных иностранных работников в России - это граждане СНГ.

Существенные изменения за десять лет претерпели и доли каждой из основных посылающих стран. В 2000-м г. первенство по численности официально работавших трудовых мигрантов в России принадлежало Украине (30% от всего потока), на втором месте был Китай (13%), затем Турция (9%), Вьетнам (7%) и Молдавия (6%). К 2006 г. лидерами оставались Украина и Китай (хотя доля Китая даже немного превысила долю Украины - 21% против 17%), на третье место поднялся Узбекистан (10,4%), за ним следовала Турция (10%), а пятым оказался Таджикистан (9,7%). Начиная же с 2007 г., лидерское место прочно закрепилось за Узбекистаном (20% в 2007 г., 26% в 2008 г., 30% в 2009 г.), а на втором месте остается Таджикистан (соответственно, 15%, 16,1% и 16,2%). Третье-четвертое место продолжает сохраняться за Китаем (11-12%) и Украиной (около 10%). С 2008 г. пятой среди посылающих стран стала Киргизия (около 7%).

В целом, наиболее существенно изменилась доля трех стран Средней Азии. Если в 2005 г. на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходилось 16,8% общего миграционного потока в Россию и более 34,3% из стран СНГ, то уже в 2008 г. граждане этих трех государств составили более 50% всех легальных иностранных работников в России и 68,5% от работников из стран СНГ. К 2010 г. на долю этих стран приходилось около 55% от всех официально работающих в России иностранцев и почти три четверти (73%) от работников из стран СНГ (Рис. 4). По мнению большинства экспертов, они в основном повторяют показатели статистики по официально работающим иностранцам, за небольшими исключениями. В частности, экспертная оценка доли Украины в общем потоке трудовой миграции заметно выше данных официальной статистики и приближается к 15%-16%, на уровне Таджикистана (именно среди трудовых мигрантов из Украины особенно много работающих неофициально - они реже подвергаются проверкам; для них не так актуально продление миграционного учета на основе официальных трудовых договоров, т.к. они легко могут выезжать каждые три месяца из России и возвращаться обратно) [12].

Рисунок 4 - Доля основных стран-доноров рабочей силы в Россию, 2010 г., %

 

Потребность в работниках на территории Российской Федерации неодинакова. Если в среднем по России удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест составлял в 2010 г. 2,1% (в 2008 г. - 2,8%), то в Центральном Федеральном округе - 2,7% (при этом из 620 тыс. вакантных рабочих мест треть приходилась именно на этот округ, хотя его доля по числу занятых в исследованных Росстатом отраслях - только 26%). По потребности в рабочей силе внутри Центрального округа выделяются Москва - 4,3%, Московская область - 3,3% и Калужская область - 3,2%. Выше среднероссийского и показатель для Северо-Западного округа - доля вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест - 2,6%; внутри него больше всего нуждаются в работниках Мурманская область (4%), г. Санкт-Петербург (3,2%) и Ленинградская область (2,7%). Сильнее всего кризис сказался именно на этих двух округах: для Центрального и Северо-Западного округов снижение показателя по сравнению с 2008 годом было весьма существенным (доля вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест снизилась почти на 30%). При этом показатель по Дальневосточному округу оказался неизменным - доля вакансий в общем числе рабочих мест, как и в 2008 г., составила 2,9%, т.е. к 2010 г. регион фактически вышел в лидеры по относительной потребности в работниках (абсолютный показатель числа вакантных рабочих мест по Дальневосточному округу, естественно, существенно ниже, чем в Центральном и Северо-Западном округах - соответственно, 39 тыс., 207 тыс. и 81 тыс.) [16].

В разрезе профессионально-квалификационных групп наибольшая потребность была выявлена в группе специалистов высшего уровня квалификации (23% от всей потребности в работниках); на втором месте с почти равными показателями оказались сразу группы - квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (17%) и специалисты среднего уровня квалификации (16%); третье место заняли неквалифицированные рабочие (14%). При этом удельный вес потребности в работниках в общем числе рабочих мест в группах квалифицированных рабочих и неквалифицированных был одинаков и составил 2,2% (т.е. превысил среднероссийский показатель; в 2008 г. потребность в работниках в этих группах также превышала средний показатель для России и составляла, соответственно: 3,2% и 3,3%). За два года между наблюдениями менее всего сократилась потребность в работниках сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности - всего на 14% (в целом потребность в 2010 г. была на 31% меньше, чем по обследованию 2008 г.); удельный вес потребности в работниках в общем числе рабочих мест в этой группе был одним из самых высоких - 3%. Если российская экономика будет развиваться в том же направлении, что и в большинстве развитых стран мира, то доля занятых в сфере обслуживания будет расти опережающими темпами, а потребность в работниках в этой группе станет еще выше.

Главным итогом прошедшего десятилетия в области трудовой миграции можно считать достигнутое, наконец, и в экспертном сообществе, и среди лиц, принимающих решения, согласие по поводу необходимости такой миграции для развития российской экономики. Теперь на очереди обсуждение более сложных вопросов. Речь идет, в первую очередь, об оценке численности и состава необходимых России трудовых мигрантов. В условиях отсутствия реальных механизмов определения количественных потребностей российского рынка труда в работниках вообще и в мигрантах, в частности, да еще и в разрезе определенных профессий и квалификаций, эта задача без специальных серьезных исследований решена быть не может.

Кроме того, на сегодняшний день неизвестно общее количество уже находящихся и работающих в России трудовых мигрантов. А получить статистически верные оценки их численности невозможно без существенного сокращения нелегального сегмента трудовой миграции, т.е. нужны будут серьезные законодательные меры по выводу иностранных работников из тени. Отчасти эти меры уже заложены в подготовленной и принятой Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г.

По прогнозам ООН, в 2000-2050 гг. развитым странам для поддержания численности населения в особенности его экономически активной части, необходима существенная компенсирующая нетто-миграция.

Наряду с демографической, существенное влияние миграции составляет и социо-профессиональная составляющая трудовых ресурсов. В условиях острых структурных - профессиональных и территориальных - диспропорций на рынке рабочей силы эти воздействие носит далеко не однозначный характер.

Хотя в западных странах периодически возникают временные и сезонные нехватки неквалифицированного персонала, необходимого для выполнения тяжелых, грязных, опасных и низкооплачиваемых работ, от которых отказываются местные жители, основной дефицит наемного труда ощущается в группах высококвалифицированных специалистов технического профиля и квалифицированных рабочих среднего уровня.

Признано, что система подготовки и переподготовки кадров в силу инертности не может обеспечить экономику нужными ей работниками в короткие сроки, а подчас и просто бессильна, когда речь идет о редких, уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д. Поэтому с обострением мировой конкурентной борьбы, разворачиваются вокруг наукоемкой продукции, переманивание зарубежных умов становится одним из самых эффективных ее средств.

Таким образом, увеличивая трудовые ресурсы и заполняя особые ниши в сфере занятости при устойчивом демографическом спаде и усилении диспропорций на рынке труда, миграция выполняет в принимающем обществе важную социально-экономическую функцию. Активно же используемые западными странами строительство предприятий за рубежом и экспорт рабочих мест, модернизация производства и повышение производительности национальных кадров, мобилизация экономически неактивного населения (женщин, пожилых работников) и т.п. могут способствовать лишь частичному решению проблем нехватки рабочей силы. Поэтому западные страны, учитывая ограниченность своих трудовых ресурсов, будут по-прежнему держать двери открытыми для определенных категорий мигрантов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: