Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях в интерактивной форме, составляет 32 часов из 68 аудиторных (или 47%), (согласно п. 7.3 ФГОС: удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий).
Название разделов (тем) | Изучаемые вопросы | Кол-во часов |
Модуль 1. Введение в социальную психологию | ||
Тема 2. Основные направления социально-психологических исследований. Методы социальной психологии. (Психологический практикум) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 1.Методы социальной психологии как средство получения социально-психологического знания и как способы его практического использования. 2. Методология научного исследования. Программа и этапы исследования. 3.Методы сбора первичной информации в социальной психологии: 4.Наблюдение и эксперимент. 5. Метод изучения и анализа документов. Контент-анализ. 6. Метод опроса. 7. Тестирование. 8. Социально-психологические методы диагностики межличностных отношений в группе: 9. Метод групповой оценки личности (ГОЛ). 10. Метод фокус-групп. 11. Социометрия. 12. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. | |
Модуль 2. Общение как социально-психологический феномен | ||
Тема 4. Общение как обмен информацией (Решение case-study (метод конкретных ситуаций) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Общение как социально-психологический феномен Психологические способы коммуникативного воздействия. Подражание, внушение, убеждение, заражение. Тест «Транзактный анализ общения» Тестовая методика «Изучение коммуникативных и организаторских способностей» Решение case-study (метод конкретных ситуаций) Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) | |
Тема 5. Социально- перцептивная сторона общения (Решение case-study (метод конкретных ситуаций) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Социально- перцептивная сторона общения. Барьеры в общении. Ошибки восприятия. Казуальная атрибуция. Коммуникативная компетентность. Решение case-study (метод конкретных ситуаций). Психологический тренинг | |
Тема 6. Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения (Круглый стол – дискуссия) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Круглый стол Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения. Кооперация, конкуренция, согласие, конфликт, приспособление, оппозиция, ассоциация и диссоциация. | |
Модуль 3. Психология конфликта | ||
Тема 7. Психология конфликта. Структура и содержание конфликта (Решение case-study (метод конкретных ситуаций) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Психология конфликта решение практических задач. Задание: «Составить карту конфликта, провести анализ конфликтной ситуации». Продиагностировать группу на предпочтительные стратегии поведения в конфликте (тест К.Томаса), интерпретировать полученные результаты. | |
Тема 8. Стратегии поведения в конфликте (Психологический практикум) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Технологии рационального поведения в конфликте: аутотренинг - визуализация, «заземление», проецирование, эмоциональная выдержка. Поддержание высокой самооценки. Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте. Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте Упражнение 3. Развитие эмпатии. Упражнение «Первая помощь в острой стрессовой ситуации» Диагностика уровня конфликтоустойчивости. | |
Тема 9. Способы и правила разрешения конфликтов (Решение case-study (метод конкретных ситуаций) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Содержание управления конфликтами: Прогнозирование конфликтов Предупреждение или стимулирование конфликта Регулирование конфликта Разрешение конфликта Решение case-study | |
Модуль 4. Социальная психология личности | ||
Тема 10. Понятие личности в социальной психологии. (Психологический практикум) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Исследование личности биографическим способом. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Диагностика социальной эмпатии. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова) Экспресс-диагностика уровня социальной фрустированности личности (Л.И. Вассерман) | |
Тема 11. Социализация личности. Стадии процесса социализации. Институты социализации (дискуссия) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Социально-психологические механизмы социализации. Этапы социализации личности. Формирование Я-концепции в процессе социализации. Институты социализации. Просмотр фильма «Большой». (Продолжительность: 104 минуты). Режиссер: Пенни Маршалл, 1988. В ролях: Том Хэнкс, Роберт Лоджиа, Элизабет Перкинс, Джон Херд, Джон Ловитц, Джэред Раштон, Мерседес Руэл, Дэвид Москау, Джош Кларк, Кимберли Дэвис. Работа с техникой «стоп-кадр» с обсуждением эпизодов. Дискуссия на тему социализации, вопросы кризисов социализации, кризиса идентичности, роли каждого из этапов процесса взросления и проблем, которые могут возникнуть, если определенные виды социализирующего влияния не состоялись. | |
Тема 12. Социальная установка (Психологический практикум) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 6. Понятие установки в общей психологии. 7. Социальная установка (аттитюд) в социальной психологии. 8. Диспозиционная теория регуляции социального поведения личности. 9. Теории формирования установки (теория самовосприятия, теория ожидаемой выгоды, теория когнитивного диссонанса, теория когнитивной реакции, теория баланса и др.) 10. Методы измерения социальных установок. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» | |
Тема 13. Личность и группа (Психологический практикум) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Экспресс-диагностика уровня социальной фрустированности личности (Л.И. Вассерман) Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) Методики изучения особенностей внутригруппового положения личности. | |
Модуль 5. Социальная психология групп | ||
Тема 14.Проблемы исследования группы в социальной психологии (Психологический практикум, дискуссия) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Психология социальных групп и общностей. Малые социальные группы. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Тестовая методика «Определение психологического климата в организации» Тестовая методика Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михзалюк и А.Ю Шатыло)(Урбанович А.А. психология управления6 уч. Пособие. – Мн.: Харвест, 2002. С.509) | |
Тема 16. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Принятие группового решения. Эффективность групповой деятельности. (Решение case-study (метод конкретных ситуаций) | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Семинар 7. Типы, функции и динамика лидерства. 8. Теории лидерства 9. Групповое решение. Феноменология принятия группового решения. 10. Эффективность деятельности малой группы. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малой группы. 11. Коллектив. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития. 12. Социально-психологический климат в группе. Совместимость и срабатываемость. Динамические процессы в малой группе (групповое развитие и групповое сплочение, групповое давление, принятие группового решения) Решение case-study (метод конкретных ситуаций). Экспертная оценка сплоченности группы Диагностика лидерства в малой группе | |
Итого: | ||
Процент занятий, проводимых в интерактивной форме | 76% |
|
|
|
7. Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Социальная психология»
1. Предмет социальной психологии.
2. История развития социально-психологических идей.
3. Методы социально-психологических исследований.
4. Метод наблюдения.
5. Метод опроса.
6. Социально-психологический эксперимент.
7. Использование тестовых методик в социальной психологии.
8. Понятие, структура, виды общения.
9. Функции общения.
10. Способы межличностного общения.
11. Понятие социальной перцепции.
12. Механизмы социальной перцепции.
13. Каузальная атрибуция в процессе формирования впечатления о человеке, ее основные «ошибки».
14. Формирование и функционирование социальных стереотипов в процессе общения.
15. Общение как обмен информацией. Условия эффективной коммуникации.
16. Обратная связь как условие эффективной коммуникации.
17. Техники эффективного слушания.
18. Психологическая защита от информации. Понятие коммуникативного барьера.
19. Интерактивная сторона общения.
20. Трансакционный анализ общения Э. Берна.
21. Социально-психологическая характеристика конфликта.
22. Виды конфликтов.
23. Экспертиза конфликтной ситуации.
24. Сценарии взаимодействия участников конфликта.
25. Стратегии поведения в конфликте.
26. Понятие группы в социальной психологии.
27. Классификация групп.
28. Понятие большой группы, ее социально-психологические характеристики.
29. Понятие малой группы, ее социально-психологические характеристики.
30. Классификация малых групп.
31. Статусно-ролевая структура малой группы.
32. Социометрическая структура группы.
33. Структура власти в группе.
34. Лидерство и руководство, их сравнительная характеристика.
35. Стили лидерства-руководства.
36. Теории лидерства.
37. Динамические процессы в малой группе.
38. Процесс группового развития. Основные модели группообразования.
39. Процесс группового давления.
40. Групповое сплочение.
41. Процесс принятия группового решения.
42. Групповое интервью.
43. Мозговая атака.
44. Групповая дискуссия.
45. Понятие социализации, этапы социализации.
46. Механизмы социализации.
Критерии оценки результатов тестирования: