РАБОТЫОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология» составляет 76 часов.
Вопросы для самостоятельного изучения
№ п/п | № раздела (темы) | Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения |
Модуль 1. Введение в социальную психологию | ||
Тема 1.Социальная психология как наука. Предмет и объект социальной психологии. Основные понятия | Конспект Понятие социального. Личность и общество. Предмет социальной психологии. Основные этапы становления социальной психологии 1. Предмет социальной психологии. 2. История формирования социально-психологических идей. 3. Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии. Задание для самопроверки 1. Изучив оглавление и содержание журналов «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологическая наука в образовании», «Прикладная психология», «Иностранная психология» и др. за 2000-2013 гг., подготовьте список публикаций по основным разделам социальной психологии и рассматриваемых в них проблемах: Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде): - проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективности воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей; - закономерности распространения моды, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, слухов и т.д. Социально-психологические явления в малых группах (в микросреде): - проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в малых группах, проблемы групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов групп, соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы; - проблемы восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентаций группы; - проблема психологических особенностей коллектива как группы высшего уровня развития. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности): - проблемы, связанные с изучением направленности личности, устойчивости и конформности, коллективизма и индивидуализма, - проблемы установок личности и их динамики, перспектив личности, фрустраций, уровня притязаний и т.д. 2. Опираясь на содержание представленных статей, определите: цель, объект, предмет исследования, использованные авторами? | |
Тема 2.Основные направления прикладных социально-психологических исследований. Методы социальной психологии. | Реферат Задание для самопроверки: 1. К каким методам можно отнести следующие исследования? 1.1. Измерение межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Например: членов компании, учебной группы, производственной бригады, воинского подразделения просят выразить свои симпатии или антипатии, отвечая на вопросы типа: «С кем из Вашей группы Вы хотели бы: жить в одной квартире, вместе работать, проводить свободное время, дружить, вместе учиться?» 1.2. Групповое интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности (рекламу, услуг и конкретные товары и т.д.). 1.3. Помощь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые обычно не осознаются и не контролируются. 2. Ученые обнаружили связь между психическим расстройством и положением работника в производственной группе. Одна группа ученых сказала: симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной, поскольку неадекватное отношение к человеку в группе привело к неуверенности в себе и депрессии. Другая возразила: люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активной работе, поэтому душевное состояние выступает причиной неадекватного отношения к человеку в группе. Определите, к исследователям каких наук относятся ученые? 3. Сформулируйте 2 открытых и 2 закрытых вопроса на следующие темы: а) отношение студентов к преподавателю; б) отношение преподавателя к студентам; в) проведение студентами своего досуга; г) отношение родителей к Вашему досугу. 4. Представьте себе, что Вы – социальный психолог, занимающийся исследованием альтруизма. В частности, Вы хотите выяснить, какие факторы влияют на решение людей оказать помощь нуждающимся. Какие измерения Вы проведете? Какие методы используете? Разработайте программу исследования. | |
Тема 3. История развития социально-психологических идей | Самостоятельная работа: выполнение таблицы «Классики социальной психологии» 1. Становление социальной психологии. 1.1. Психология народов – В. Вундт. 1.2. Психология масс – Г. Лебон, Г. Тард. 1.3. Теория инстинктов социального поведения – В. Макдугалл. 2. Экспериментальные направления в социальной психологии: 2.1. Символический интеракционизм - Дж. Мид. 2.2. Бихевиоризм – Б. Скиннер. 3. Психоаналитическое направление в социальной психологии: 3.1. З. Фрейд о массовом поведении. 3.2. Неофрейдизм – Э. Фромм, Э. Эриксон. 4. Гуманистическое направление в социальной психологии: К. Роджерс, А. Маслоу. 5. Развитие социальной психологии в России. 5.1. Социально-психологические идеи в русской философии и социологии конца ХIХ в. – начала ХХ в. 5.2. Отечественная социальная психология в ХХ в. |
|
|
|
Модуль 2. Общение как социально-психологический феномен | ||
Тема 4.Общение как обмен информацией | Конспект Общение, его структура. Функции общения. Виды общения. Способы общения. 1. Характеристика общения как коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. 2. Вербальная коммуникация. 3. Невербальная коммуникация. 4. Слухи как особый канал коммуникации. Задание для самопроверки: 1. Проанализировать значение для человека вербального и невербального общения. Последствия рассогласования указанных видов общения. 2. Составить схему коммуникативного процесса. Проанализировать феномен педагогического общения по данной схеме. 3. Привести примеры коммуникативных барьеров в общении, указать их возможные причины и пути преодоления. 4. Проанализировать коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения студентов первого курса. Проанализировать значение обратной связи в процессе коммуникации, построить схему эффективной обратной связи. | |
Тема 5. Социально- перцептивная сторона общения | Конспект 1. Понятие социальной перцепции. 2. Психологические механизмы взаимопонимания (идентификация, рефлексия, эмпатия). 3. Межличностное восприятие. 3.1. Каузальная атрибуция. 3.2. Стереотипы. 3.3. Предубеждения. 4. Межличностная аттракция. Задание для самопроверки: 1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия? 2. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции? 3. Сможете ли Вы по манере человека говорить определить профессию преподавателя и врача? Почему? 4.Можете ли Вы по походке узнать спортсмена? Почему? 5. Какое воздействие оказывают средства массовой информации на человека? Какие социально-психологические механизмы при этом участвуют? 6.Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции? | |
Тема 6. Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения | Конспект 1. Взаимодействие и общение. Структура взаимодействия. 2. Теории взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория). 3. Трансакционный анализ процесса общения Э. Берна. 4. Типы социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт). 5. Экспериментальное изучение общения как взаимодействия. Задание для самопроверки: 1. Прокомментируйте высказывание И. Канта: «…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». 2. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость и несовместимость интраверта с экстравертом, мобильного с ригидным, доминантного с недоминантным. Почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимыми, а в другом - нет. 3. Приведите примеры на каждый тип трансакции. Как эти типы влияют на межличностное общение? 4. Почему в толпе человек чувствует себя уверенно и не сомневается в тех действиях, в которые его вовлекает толпа? 5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества? | |
Модуль 3. Психология конфликта | ||
Тема 7.Психология конфликта. Структура и содержание конфликта | Конспект 1. Понятие конфликта, классификация конфликтов. 2. Причины социально- психологических конфликтов: фрустрация, депривация, агрессия 3. Виды социально-психологических конфликтов. 4. Структура социально-психологических конфликтов. 5. Динамика конфликта. Анализ (экспертиза) конфликта. | |
Тема 8.Стратегии поведения в конфликте | Конспект Стратегии поведения в конфликте. | |
Тема 9. Способы и правила разрешения конфликтов | Конспект Способы разрешения социально-психологических конфликтов. Методики изучения поведения людей в конфликте. | |
Модуль 4. Социальная психология личности | ||
Тема10. Понятие личности в социальной психологии. | Конспект Проблема личности в социальной психологии. Я-концепция. Самопрезентация. Личность и социальные установки. Социальные роли. Теории ролевого поведения. Инверсия ролей. Понятие гендерной роли. Эволюция полов. Психологические механизмы поведения личности. Механизмы психологической защиты личности. Социально-психологические проявления личности: зависть, агрессивность, альтруизм и др. Социальная установка. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Задание для самопроверки: 1. Проанализировать приемы самопрезентации, которые наиболее часто используются студентами в процессе учебной деятельности. 2. Провести сравнительный анализ понятий «пол» и «гендер». 3. Продиагностировать соотношение гендерных типов, провести интерпретацию полученных данных. 4. Провести сравнительный анализ защитных механизмов по степени их конструктивности. 5. Привести примеры социально-психологических проявлений личности, проанализировать степень их эффективности. 6. Проанализировать свой опыт обучения в вузе и выделить социальные установки, оптимизирующие и дезорганизующие учебную деятельность студентов | |
Тема 11. Социализация личности. Стадии процесса социализации. Институты социализации | Конспект 1. Теории социализации. Социально-психологическое содержание процесса социализации личности. 2. Основные этапы социализации личности. 3. Институты социализации личности. 4. Психологические механизмы социализации личности. Задание для самопроверки: 1. Что такое социализация и в чем различие социализации взрослого и ребенка? Определите, к какой концепции социализации относятся следующие положения: Имитация, идентификация, чувство стыда и вины. Дотрудовая, трудовая, послетрудовая социализация. Стадия подражания, игровая стадия, стадия групповых игр. 2. Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией - ритуалом перехода. Он является элементом процесса социализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он символизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода? 3. Переход из одного возраста в другой часто регистрируется при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рождении, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет? 4. Расположите по порядку и покажите на примерах обретенную Вами самостоятельность: политическую, экономическую, социальную. Является ли это границей между этапами социализации? 5. Согласны ли Вы со следующим положением и почему? Социализация - совокупность традиций, обычаев социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. 6. Назовите авторов теорий о стадиях развития личности: 1)Стадии социализации связаны с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Первичная стадия включает: I - оральную (от рождения до двух лет), II - анальную (от 2 до 3 лет), III - фаллическую (от 4 до 5 лет). 2)Стадии социализации соответствуют восьми возрастам человека: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. | |
Тема 12.Социальная установка | Конспект 1. Понятие установки в общей психологии. 2. Социальная установка (аттитюд) в социальной психологии. 3. Диспозиционная теория регуляции социального поведения личности. 4. Теории формирования установки (теория самовосприятия, теория ожидаемой выгоды, теория когнитивного диссонанса, теория когнитивной реакции, теория баланса и др.) 5. Методы измерения социальных установок. Задание для самопроверки: 1.В 1934 г. Р. Лапьер с двумя спутниками китайского происхождения посетили во время путешествия по США 252 отеля, в которых свыше двухсот менеджеров и владельцев гостиниц беспрекословно их приняли и обслужили за исключением одного. Через два года Р. Лапьер направил письменный запрос в эти же гостиницы (251) принять их снова. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Прокомментируйте это с позиции аттитюда и реального поведения. 2. В каком направлении социальной психологии используют следующие подходы к аттитюдам. 1) Для понимания факта изменения аттитюдов используют принцип научения (меняя систему вознаграждений и наказаний можно влиять на характер социальной установки, изменять ее). 2) Объяснение изменений социальных установок дается в терминах теории соответствия. Изменение установки происходит в том случае, когда в структуре индивида возникает несоответствие, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. | |
Тема 13.Личность и группа | Реферат 1. Влияние индивидуальных психологических особенностей на деятельность в группе. Задание для самопроверки: 1. Прокомментируйте повседневные выражения: «Он – личность с большой буквы» «Личностью не рождаются, а становятся». 2. Представьте себе, что слово личность отсутствует в русском языке. Чем бы Вы его заменили? 3.Как в терминах психологии личности Вы объясните выражение «Короля играет свита»? 4. Запишите желания, которые приходят Вам в голову. Выберите пять наиболее значимых. Охарактеризуйте такого человека с позиции психологических свойств индивида. 5. Вспомните какое-либо событие в Вашей жизни, вызывающее у Вас жгучий стыд. Как бы Вы рассказали о нем своим родителям? Друзьям? Будущим детям? Насколько версии близки к истинной картине? | |
Модуль 5. Социальная психология групп | ||
Тема 14.Проблемы исследования группы в социальной психологии | Реферат 1. Социальная общность как социально-психологический феномен. 2. Классификация социально-психологических общностей. 3. Понятие социальной группы. 4. Основные характеристики социальных групп. 5. Классификация социальных групп. Задание для самопроверки 1. Представьте наглядно классификацию социальных общностей и групп в виде схемы или таблицы. 2. Разделите на две группы нижеследующие понятия. Определите критерии разделения. Семья, учебная группа, народность, класс, друзья, соседи, нация, толпа, публика, жители Москвы, инвалиды, ветераны, моложежь. 3. Дайте анализ аудитории таких газет, как «Московский комсомолец», «Сегодня», «Правда». Чем они различаются? Какие группы населения их читают? 4. Определите, какая разница существует между следующими понятиями, отражающими социальные группы: отшельники, странники, паломники, скитальцы, путешественники, иностранцы, беглые. 5. К какому типу социальных групп относятся: бомжи, монархи, посадские, чиновники, семья, русские, православные. | |
Тема 15.Общие проблемы малой группы в социальной психологии | Конспект 1. Основные подходы к трактовке понятия малой группы. 2. Функции малой группы. 3. Классификация малых групп. 4. Понятие социометрической структуры группы. Понятие социометрического статуса. Статусная иерархия. Факторы и способы влияния на социометрический статус члена группы. Понятия социального статуса и социальной роли. 5. Регуляторы внутригруппового взаимодействия: групповые ценности групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции. Задание для самопроверки 1. Проанализировать свою студенческую группу в аспекте групповых характеристик. | |
Тема 16. Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Принятие группового решения. Эффективность групповой деятельности. | Реферат 1.Понятие о групповой динамике. 2.Психологическая совместимость членов группы. 3.Принятие решений в группе. Плюсы и минусы группового принятия решений. 4.Социально-психологический климат группы Задание для самопроверки 1. Проанализировать феномены группового влияния, привести примеры их проявлений. 2. Описать динамические процессы, происходящие в группе, закрепленной за Вами во время практики, интерпретировать эти данные. 3. Проанализировать соотношение сфер влияния формального и неформального лидеров в группе, значение этого соотношения на развитие группы Смоделировать этапы принятия группового решения. При возникновении затруднений – проанализировать их причины и предложить пути нейтрализации | |
Тема 17. Психологические особенности больших социальных общностей | Реферат 6. Направления исследования больших социальных групп. 7. Особенности психологии классов и этносов. 8. Квазигруппы (аудитория, толпа, масса, социальные круги). 9. Социальные движения как форма коллективного поведения. 10. Мода как социально-психологическое явление. Задание для самопроверки 1. Сравнить понятия «толпа», «масса», «публика». Провести сравнительный анализ видов толпы и способов работы с ней | |
Всего 76 |
Виды самостоятельной работы:
1.Составление конспекта;
2. Написание реферата.