Вид учебной работы | Трудоемкость, часов |
Общая трудоемкость по учебному плану | |
Аудиторные занятия | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ) | |
Самостоятельная работа (СР) -самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.) | |
Вид контроля: | ЗАЧЕТ С ОЦЕНКОЙ (36 часов) |
4. Структура и содержание дисциплины «Социальная психология»
Общая трудоемкость дисциплины «Социальная психология» составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||||||||||||||||||||
Лекционные занятия (очн.) | (заочная форма 5лет) | (заочная форма 3,5 года) | Практические занятия | (заочная форма 5лет) | (заочная форма 3,5 года) | Самостоятельная работа | (заочная форма 5лет) | (заочная форма 3,5 года) | |||||||||||||||||||||||
Модуль 1. Введение в социальную психологию | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.Социальная психология как наука. Предмет и объект социальной психологии. Основные понятия | 7,5 | 7,5 | Конспект, глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Основные направления социально-психологических исследований. Методы социальной психологии. | 7,5 | 7,5 | Рефераты | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. История развития социально-психологических идей | 7,5 | 7,5 | С\Р Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 2. Общение как социально-психологический феномен | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4Общение как обмен информацией | 7,5 | 7,5 | Конспект, глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Социально- перцептивная сторона общения | 7,5 | 7,5 | Конспект глоссарий | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения | 7,5 | 7,5 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3. Психология конфликта | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7.Психология конфликта. Структура и содержание конфликта | 7,5 | 7,5 | Конспект | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8.Стратегии поведения в конфликте | 7,5 | 7,5 | Конспект | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Способы и правила разрешения конфликтов | 7,5 | 7,5 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 4. Социальная психология личности | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема10. Понятие личности в социальной психологии. | 7,5 | 7,5 | Конспект глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11.Социализация личности. Стадии процесса социализации. Институты социализации | 7,5 | 7,5 | Глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12.Социальная установка | 7,5 | 7,5 | Социально-психологическая характеристика личности Глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 13.Личность и группа | 7,5 | 7,5 | Реферат Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 5. Социальная психология групп | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 14.Проблемы исследования группы в социальной психологии | 7,5 | 7,5 | Реферат глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 15.Общие проблемы малой группы в социальной психологии | 7,5 | 7,5 | Конспект Глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 16.Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Принятие группового решения. Эффективность групповой деятельности. | 7,5 | 7,5 | Реферат Глоссарий по теме | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 17.Психологические особенности больших социальных общностей | Реферат Глоссарий по теме Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Зачет с оценкой | для студентов дневного отделения – 36 часов | для студентов заочной формы обучения – 4 часа | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого 144 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Содержание лекций
№ Раздела (темы) | Название разделов (тем) | Содержание |
Модуль 1. Введение в социальную психологию | ||
Тема 1.Социальная психология как наука. Предмет и объект социальной психологии. Основные понятия. | Психология и социология как источники формирования представлений о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Категориальный аппарат социальной психологии | |
Тема.Основные направления социально-психологических исследований. Методы социальной психологии | Основные теоретические подходы в западной и отечественной психологии. Методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод опроса, анализ документов, анализ результатов деятельности, тестирование, смоциометрия, метод обобщения независимых характеристик, анкетирование. | |
Тема 3. История развития социально-психологических идей | Предпосылки возникновения социальной психологии. Первые формы социально-психологического знания. Экспериментальный период развития. | |
Модуль 2. Общение как социально-психологический феномен | ||
Тема 4. Общение как обмен информацией | Понятие об общении. Структура общения. Основные аспекты коммуникационного процесса. Средства коммуникации. Речь. Невербальная коммуникация. | |
Тема 5. Социально- перцептивная сторона общения | Формирование первого впечатления о человеке. Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия. Эффект межличностного восприятия. Межличностная аттракция | |
Тема 6. Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения | Природа и структура взаимодействия. Типы взаимодействий. Взаимодействие как организация совместной деятельности. |
|
Модуль 3. Психология конфликта | ||
Тема 7.Психология конфликта. Структура и содержание конфликта | Конфликт как объект социальной психологии. Структура конфликта и конфликтной ситуации. Объективное и субъективное значение конфликта Виды конфликтов. Предмет, объект и условия протекания конфликтов. Составляющие конфликтной ситуации. Классификация конфликтных стратегий. Модели конфликтной ситуации. Динамика конфликта. Латентный период. Открытый период. Завершение конфликта. Функции конфликта: деструктивные и конструктивные конфликты. Предупреждение и разрешение конфликта. Административные, педагогические и психологические меры по разрешению конфликта. | |
Тема 8.Стратегии поведения в конфликте | Поведение в условиях конфликта. Стратегии поведения в конфликте по К. Томасу: соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс. | |
Тема 9. Способы и правила разрешения конфликтов | Этапы разрешения конфликта. Оценка сущности конфликтной ситуации. Оценка целей конфликтной ситуации (межличностные, деловые). Оценка динамики процесса развития конфликта и использование мер для его разрешения. Оценка эмоциональных состояний. Оценка особенностей участников конфликта Определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации с учетом характера причин конфликта, особенностей лиц, вовлеченных в конфликт. Критерии конструктивного разрешения конфликта. | |
Модуль 4.Социальная психология личности. | ||
Тема 10. Понятие личности в социальной психологии | Личность как предмет исследования в социальной психологии. Структура личности. Стадии, процессы, состояния. Образования и свойства. Подструктуры личности. Социальные установки. Теории развития личности. Психоаналитические теории (З.Фрейд, А.Адлер, Г. Юнг, Э.Эриксон). Теории научения (Б.Скиннер, А.Бандура, Дж.Роттер). Гуманистические теории развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Системный подход к изучению личности. |
Тема 11. Социализация личности. Стадии процесса социализации. Институты социализации | Процессы и институты социализации. Понятие асоциолизации, десоциализиции и ресоциализации личности. Психологические механизмы социализации. Природа ответственности. | ||
Тема 12. Социальная установка | Проблема социальной установки в общей психологии. Аттитюд: понятие, структура, функции. Аттитюды и реальное поведение. Изменение социальных установок | ||
Тема 13. Личность и группа | Личность в группе. Социально-психологические качества личности: темперамент, характер. Способности. Формы психологической защиты. Ценностно-нормативная система личности. Социальная идентичность личности | ||
Модуль 5. Социальная психология групп | |||
Тема 14.Проблемы исследования группы в социальной психологии | Понятие социальной группы. Специфика социально-психологического подхода. Социальная группа и общность. Признаки социальной группы. Классификации социальных групп: большие и малые, формальные и неформальные, референтные и группы членства. Основные психологические характеристики группы. Межгрупповое взаимодействие. Групповая поляризация. Конформность. Влияние меньшинства. | ||
Тема 15.Общие проблемы малой группы в социальной психологии | Понятие малой группы. Психология малых социальных групп. Основные направления исследования малой группы в истории социальной психологии. Хоторнские эксперименты. Хоторнский эффект. Проблема верхней и нижней границы малой группы. Классификация малых групп. | ||
Тема 16.Динамические процессы в малой группе. Образование малой группы. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Принятие группового решения. Эффективность групповой деятельности | Общая характеристика динамических процессов. Детерминанты возникновения малой группы. Взаимодействие социальных и психологических причин возникновения малой группы. Понятие "групповой динамики". Образование малой группы. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства. Принятие группового решения. Эффективность групповой деятельности. Социально-психологический климат в группе. | |
Тема 17. Психологические особенности больших социальных общностей | Принципы исследования психологии больших социальных групп. Структура психологии больших социальных групп. Социальные классы и слои. Этнические группы. Гендерные и возрастные группы | |
Итого: 34 |
Содержание практических занятий
Модуль 1. Введение в социальную психологию | |
Тема 1.Социальная психология как наука. Предмет и объект социальной психологии. Основные понятия | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Семинар 1. Основные подходы к определению предмета социальной психологии. 2. Феномены, изучаемые социальной психологией, место социальной психологии в системе научного знания. 3. Структура социально-психологического знания. 4. Краткий исторический очерк. 5. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. |
Тема 2. Основные направления социально-психологических исследований. Методы социальной психологии. | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 1.Методы социальной психологии как средство получения социально-психологического знания и как способы его практического использования. 2. 2.Методология научного исследования. Программа и этапы исследования. 3. 3.Методы сбора первичной информации в социальной психологии: 4.Наблюдение и эксперимент. 5. Метод изучения и анализа документов. Контент-анализ. 6. Метод опроса. 7. Тестирование. 8. 8.Социально-психологические методы диагностики межличностных отношений в группе: 9. Метод групповой оценки личности (ГОЛ). 10. Метод фокус-групп. 11. Социометрия. 12. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. |
Тема 3. История развития социально-психологических идей | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Семинар 1. Поиск причин социально поведения до XX века. 2. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку. 3. Основные теоретические подходы в западной психологии 4. Развитие отечественной психологии |
Модуль 2. Общение как социально-психологический феномен | |
Тема 4. Общение как обмен информацией | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Общение как социально-психологический феномен Психологические способы коммуникативного воздействия. Подражание, внушение, убеждение, заражение. Тест «Транзактный анализ общения» Тестовая методика «Изучение коммуникативных и организаторских способностей Решение case-study (метод конкретных ситуаций) Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) |
Тема 5. Социально- перцептивная сторона общения | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Социально- перцептивная сторона общения. Барьеры в общении. Ошибки восприятия. Казуальная атрибуция. Коммуникативная компетентность. Решение case-study (метод конкретных ситуаций). Психологический тренинг |
Тема 6. Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Круглый стол Психологические основы эффективного взаимодействия в процессе общения. Кооперация, конкуренция, согласие, конфликт, приспособление, оппозиция, ассоциация и диссоциация. | |
Модуль 3. Психология конфликта | ||
Тема 7. Психология конфликта. Структура и содержание конфликта | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Психология конфликта решение практических задач. Задание: «Составить карту конфликта, провести анализ конфликтной ситуации». Продиагностировать группу на предпочтительные стратегии поведения в конфликте (тест К.Томаса), интерпретировать полученные результаты. | |
Тема 8. Стратегии поведения в конфликте | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Технологии рационального поведения в конфликте: аутотренинг - визуализация, «заземление», проецирование, эмоциональная выдержка. Поддержание высокой самооценки. Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте. Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте Упражнение 3. Развитие эмпатии. Упражнение «Первая помощь в острой стрессовой ситуации» Диагностика уровня конфликтоустойчивости. | |
Тема 9. Способы и правила разрешения конфликтов | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Содержание управления конфликтами: Прогнозирование конфликтов Предупреждение или стимулирование конфликта Регулирование конфликта Разрешение конфликта Решение case-study | |
Модуль 4. Социальная психология личности | ||
Тема 10. Понятие личности в социальной психологии. | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Исследование личности биографическим способом. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Диагностика социальной эмпатии. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова) Экспресс-диагностика уровня социальной фрустированности личности (Л.И. Вассерман) | |
Тема 11. Социализация личности. Стадии процесса социализации. Институты социализации | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Социально-психологические механизмы социализации. Этапы социализации личности. Формирование Я-концепции в процессе социализации. Институты социализации. Просмотр фильма «Большой». (Продолжительность: 104 минуты). Режиссер: Пенни Маршалл, 1988. В ролях: Том Хэнкс, Роберт Лоджиа, Элизабет Перкинс, Джон Херд, Джон Ловитц, Джэред Раштон, Мерседес Руэл, Дэвид Москау, Джош Кларк, Кимберли Дэвис. Работа с техникой «стоп-кадр» с обсуждением эпизодов. Дискуссия на тему социализации, вопросы кризисов социализации, кризиса идентичности, роли каждого из этапов процесса взросления и проблем, которые могут возникнуть, если определенные виды социализирующего влияния не состоялись. | |
Тема 12. Социальная установка | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Понятие установки в общей психологии. Социальная установка (аттитюд) в социальной психологии. Диспозиционная теория регуляции социального поведения личности. Теории формирования установки (теория самовосприятия, теория ожидаемой выгоды, теория когнитивного диссонанса, теория когнитивной реакции, теория баланса и др.) Методы измерения социальных установок. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» | |
Тема 13. Личность и группа | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Экспресс-диагностика уровня социальной фрустированности личности (Л.И. Вассерман) Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) Методики изучения особенностей внутригруппового положения личности. | |