Подход к проблеме развития в основных психологических направлениях




В основных психологических направлениях было сформулиро­вано разное понимание сути и природы психического развития.

Глубинная психология исходила из того, что главной детерминан-той развития психики является стремление адаптироваться к сре­де. Хотя среда впоследствии не понималась ведущими психоанали­тиками (кроме Фрейда) как полностью враждебная, считается, что она всегда противостоит конкретному индивиду. При этом психи­ческое развитие рассматривается прежде всего как мотивационное, как становление эмоционально-потребностной сферы человека. Бессознательные стремления служат той силой, которая стимули­рует и направляет процесс развития. Так как эта энергия врож­денная, то развитие рассматривается, по сути, как саморазвитие, трансформация тех влечений, которые от природы заложены в человеке (агрессии, либидо, тревоги, чувства неполноценности и т.д.) и не осознаются им. Именно положение о том, что движущие силы психического развития являются врожденными и бессозна­тельными, и объединяет большую группу теорий в единое направ­ление.

Важным открытием глубинной психологии было положение о том, что психическое развитие по сути представляет собой процесс социализации ребенка, однако выводы о тотальной насильствен­ноети и противоестественности социализации, фрустрирующей стремление человека к удовлетворению его влечений, не могут быть признаны доказательными.

Основные механизмы развития, которые также относятся к врож­денным, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Ведущими механизмами психического развития являются идентификация (отождествление) и компенсация. Существенного изменения структура личности в дальнейшем уже не претерпевает. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

В глубинной психологии было введено понятие о защитных ме­ханизмах, предохраняющих личность от конфликта между разны­ми, амбивалентными, влечениями. Эти механизмы также влияют на развитие психики, направляя его и придавая ему индивидуаль­ный характер. Более подробно о механизмах развития и защитных механизмах будет рассказано ниже.

Если в классическом психоанализе ведущим фактором считает­ся биологический, то в бихевиоризме развитие психики определяет главным образом среда.

Поведение, в основе которого лежит образование новых связей между стимулами и реакциями, формируется в процессе жизни ре­бенка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адек­ватных реакциях на них, которую поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. То есть адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка.

Психическое развитие, таким образом, отождествляется с науче­нием, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не толь­ко специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные приобучении знания. Исследования развития психики в этой школе сво­дятся к изучению формирования поведения, связей между стимула­ми S и возникающими на их основе реакциями R (S —> R).

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы приходили к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, условий, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. До­казательством служили их исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делают вывод о том, что периодизация зависит от среды: какова среда, та­ковы и закономерности развития данного ребенка.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимость создания функцио­нальной периодизации, которая бы позволила вывести этапы на­учения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения этапы развития игровых способностей, обучения чтению или пла­ванию являются функциональной периодизацией, так же как и эта­пы формирования умственных действий, разработанные П.Я. Галь­периным.

Исследования, проведенные Торндайком, привели его к мысли о том, что психические процессы представляют собой интериори-зованные внешние реакции. Таким образом, главным механизмом развития в этой школе становится интериоризация, благодаря ко­торой и формируется содержание психической жизни.

С точки зрения гештальтпсихологии процесс психического разви­тия - это рост и дифференциация гештальтов. Гешталыпы - целос­тные фигуры, составляющие содержание психики. Процесс их изме­нения, трансформации определяет и характер понимания внешне­го мира, и поведения в нем. Так как определяет и направляет этот процесс формирования и трансформации гештальтоввосприятиеокружающего мира, то именно восприятие и является ведущей пси­хической функцией психического развития в целом.

По мнению гештальтпсихологов, психическое развитие делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обу­чение. Один из основоположников гештальтпсихологии, К.Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе разви­тия обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллю­зию взаимозависимости. Тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как про­цесс созревания не ускоряет обучение. Доказательства правильнос­ти этого подхода к развитию психики гештальтпсихологи искали в исследовании как формирования познавательных процессов (вос­приятия, мышления), так и развития личности ребенка (К.Левин).

Познавательное развитие считалось основой развития психики и в теории Пиаже. В серии экспериментов он, доказывая свою точку зрения, показывал, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Таким образом, Пиаже при­ходил к выводу, что этапы психического развития - это этапы раз­вития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. В основе этой схемы как раз и лежит логическое мышление.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адап­тация организма к окружающей среде. Интеллект потому и явля­ется стержнем развития психики, что именно понимание, созда­ние правильной схемы окружающего и обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. При этом адаптация представляет со­бой не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Эта активность - необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два меха­низма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию. При асси­миляции построенная схема жесткая, она не изменяется в зависи­мости от ситуации; наоборот, человек пытается все внешние изме­нения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ре­бенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с измене­нием готовой схемы при изменении ситуации; таким образом, схе­ма действительно адекватна, полностью отражает все нюансы дан­ной ситуации. Развитие, по мнению Пиаже, представляет собой такое чередование процессов ассимиляции и аккомодации, что до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекват­ную.

Если для Пиаже ведущим в психическом развитии было станов­ление интеллектуальной сферы, то для гуманистической психологии главной представляется мотивационно-потребностная сфера лично­сти. Положение о том, что личность является открытой и самораз­вивающейся системой, было одним из постулатов гуманистической психологии. Ученые этого направления также исходили из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людь­ми, с обществом. Это была первая школа, которая пересмотрела детерминацию развития психики, доказывая, что, в отличие от жи­вотных, человек не стремится к равновесию со средой, но наобо-

рот, хочет нарушить его. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуа­лизации, которая и делает человека личностью. Только развитие, личностный рост, т.е. самоактуализация, есть главная цель и де­терминанта развития и человека, и общества. При этом духовно­му росту мешает не только стремление к удовлетворению физио­логических потребностей, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьша­ют автономность и независимость человека. Поэтому в гуманис­тической психологии кроме идентификации появляется новый ме­ханизм развития - отчуждение, связанное с потребностью чело­века сохранить свою самость, экзистенцию от давления окружа­ющих.

Одной из важнейших для отечественной психологии развития стала проблема движущих сил развития и факторов, оказывающих на него влияние. Еще в начале XX в. совместная работа А. Ф.Лазур-ского с известным психологом и философом С. Л. Франком привела его к идее о двух сферах душевной деятельности - эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Утверждалось, что эн-допсихическая сфера основана главным образом на врожденных свойствах человека и определяет наклонности, способности, тем­перамент, характер и другие прирожденные стороны личности. Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни, в ее осно­ве лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, указывая на то, как человек относится к основным кате­гориям окружающей действительности. Введение категории отно­шения было шагом вперед по сравнению с механическим представ­лением, согласно которому воздействия среды на организм про­исходят по типу внешних толчков. Исходя из уровня развития раз­ных эндо- и экзогенных факторов, Лазурский разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ре­бенка.

Исследования, проводившиеся в 20-30-х гг. XX в., помогли пре­одолеть ограниченность первых взглядов на роль биологических и социальных факторов, поставив в качестве основного вопрос о по­иске механизма, позволяющего изменять и направлять психичес­кое развитие. Важная роль в формировании нового взгляда на на­следственность и среду принадлежит М.Я.Басову, который дока­зывал, что в процессе развития психики человек не только адапти­руется к среде, но и приспосабливает ее к себе, т.е. человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной сре­де. Из этого положения Басов сделал важный вывод о том, что пси­хическое и физическое развитие - это разные процессы, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется ме­ханизмом, биологически фиксированным в нем самом. Поэтому,

хотя среда и влияет в определенной мере на этот процесс, источник закономерностей лежит не в ней, а в самом организме. В то же вре­мя развитие человека как деятеля в среде, наоборот, определяется окружающим социумом и в зависимости от условий может идти по-разному, принимая разнообразные, часто совершенно не похожие друг на друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в среду и воздействует на нее путем активного ее познания. Поэтому путь развития человека имеет только биологические ограничения во времени (время жизни чело­века) и по содержанию, так как каждый индивид наделен опреде­ленными, только ему присущими качествами. Под этим ограниче­нием Басов понимал прежде всего способности человека, а также его отклонения от нормы и дефекты, говоря о том, что слепой чело­век не может быть художником, а человек, не способный к точным наукам, - математиком.

Однако Басов, проанализировав значение биологического и со­циального факторов, не успел исследовать, каким образом это вли­яние осуществляется. Изучение механизма, который, собственно, и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций, было предпринятой. С. Вы­готским. Таким механизмом он считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человече­ством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. При этом знаки, будучи продуктом обществен­ного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе обще­ния и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логи­ческое мышление, воля, речь.

Таким образом, в отечественной психологии развитие психики рассматривалось преимущественно в плане присвоения ценностей окружающего. При этом происходит не только социализация ребен­ка, но и формирование его душевной жизни, ведущей в которой ста­новятся не биологические, а социокультурные потребности. Поэто­му среда является не только фактором или условием развития, но и его источником, так как элементы среды, с которыми взаимодействует человек, и составляют основу его внутреннего мира. Интериориза-ция признается ведущим механизмом психического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: