Рекомендации по созданию работ в литературной и творческой номинации




Ошибки и недочёты представляемых на конкурс работ Предполагаемые причины недочётов
НОМИНАЦИЯ «Литературное творчество»
- в работах чувствуется недосказанность; - небольшой объем работ (1 страница); - избитые темы работ, в основном связанные с охраной природы, прогулкой по лесу, любимыми временами года, любимыми домашними животными авторов; - нелогичность повествования; - бедность образного языка и мышления («лес был красивый», «на природе хорошо» и т.д.) - работы написаны «по заданию» педагога, в них нет творческого порыва автора, полёта фантазии;   - пробелы знаний по литературе (например, в знаниях о структуре рассказа, о ведении рассуждения);   - отсутствие достаточного жизненного опыта, в том числе почерпнутого из наблюдений за окружающим миром;   - изложение в работе мыслей, которые «хочет услышать» педагог/жюри, боязнь выражения собственного мнения или неумение его выражать
- в работах жанров эссе, рассказ-отзыв: наличие только одной мысли «мне всё понравилось», замена рассуждений участника на краткий пересказ прочитанного произведения
Рекомендации Организаторов
Произведения В. В. Бианки, в первую очередь, основаны на его наблюдениях за природой и жизненном опыте натуралиста. Произведения В. В. Бианки не являются фантазиями (неслучайно автор называл их «сказки-несказки»). Они представляют собой изложенные в занимательной форме описания природных процессов и взаимосвязей, особенностей жизни животных в естественной среде обитания и т.д. Понятно, что в условиях города современным детям трудно выбраться в лес, в поле; к тому же у большинства ребят не сформирован навык вдумчивого наблюдения. Поэтому работа педагога здесь может идти по следующим направлениям:   1) написание произведения (очерка, рассказа) на основе наблюдений: - предложить участникам конкурса материал для наблюдений. Это может быть ежедневное наблюдение за птицами у кормушки или за домашними питомцами, просмотр фильмов о дикой природе (по интересам ребенка). Перед началом наблюдения нужно дать задание: запомнить самый интересный момент, чтобы затем описать его; - после нескольких наблюдений предложить составить устный «научный» отчёт о наблюдениях: за кем велось наблюдение? (если использовался вариант с фильмами, ребёнок может представить себе, что он исследователь, который ведёт наблюдение в дикой природе) в какое время суток оно велось? (утром, днём, вечером и т.д.) что делали животные за которыми велось наблюдение? (спали, ели, играли, охотились и т.д.) какой момент был самым интересным/запоминающимся за всё время наблюдения? (если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, наблюдение нужно продолжить). При устном описании момента по памяти педагог должен постоянно фиксировать внимание ребёнка на деталях, мелких подробностях (цвет, движение, звуки, эмоции наблюдателя и т.д.). Умно построенная беседа, по ходу которой педагог может делать пометки тех моментов, на чём останавливалось внимание ребёнка, позволит создать устный очерк или рассказ. Затем его можно будет оформить на бумаге, опираясь на записи педагога.   2) написание произведения (сказки, легенды) на основе беседы о любимом животном (требует дополнительной подготовки педагога в плане поиска интересного материала о данном животном): - поинтересоваться у ребёнка: какое животное ему нравится больше всего? (это может быть домашнее животное или животное из дикой природы) чем оно ему нравится? (внешним видом, повадками, какими-то другими особенностями); - в ходе беседы о выбранном животном подвести ребёнка к рассуждению о какой-нибудь интересной особенности данного животного (например, необычном окрасе). Ребёнок должен пофантазировать и предположить (ответы «не знаю» не принимаются!), для чего животному эта особенность, как и откуда она появилась, чем помогает (а может быть, мешает?); здесь можно использовать приём сравнения (на что похож окрас?), обращаться к знаниям ребёнка по естественным наукам. Ответы на перечисленные вопросы станут первыми шагами к написанию произведения. Затем можно поискать информацию в биологических справочниках, в Интернете, документальных фильмах и сравнить с выдвинутыми ребёнком предположениями. В окончательный вариант произведения можно включить и самостоятельные фантазии автора, и то, как на поставленный вопрос отвечает наука.   3) написание произведения (сказки) на основе игры (для младшего возраста): - педагог заранее формулирует несколько оригинальных тем (например, «Кто в лесу хозяин?»), связанных с природой и животными, и подготавливает карточки (или барабан «поле чудес») с наименованиями действий (летать, спать, есть и т.д.), а также карточки с именами/изображениями знакомых ребенку сказочных персонажей (Баба-Яга, Колобок, Иван-царевич) и животных (не только родного края); возможно также использовать фигурки. Карточки/фигурки с персонажами помещаются в непрозрачный мешочек, карточки с действиями — в другой такой же мешочек. Ребёнку на выбор предлагаются темы. Когда выбрана тема, педагог предлагает сочинить сказку на эту тему и начинает «Жил(а)-был(а)…», а ребёнок из мешочка достаёт первую карточку/фигурку. Персонажу даётся краткая характеристика (ребёнок отвечает на вопрос, какой этот персонаж: добрый — злой, весёлый — грустный и т.д.), затем предлагается придумать действие (если ребёнок затрудняется, он вынимает из мешочка карточку с действием). Педагог подхватывает сказку, задавая ребёнку вопросы по смыслу: как он это делает? Что случилось с персонажем? Что он чувствует? о чём мечтает? Кого он встретил? И т.д. На моменте встречи из мешочка вынимается следующий персонаж, которому также даётся краткая характеристика, описываются причины его появления на пути у первого персонажа и т.д. При этом ни педагог, ни ребёнок в устном творчестве стараются не отклоняться от выбранной темы. В итоге, получившаяся сказка записывается педагогом по памяти (в процессе сочинения также удобно использовать диктофон).   4) написание произведения (сказки, легенды, рассказа) по выданной теме: - педагог заранее формулирует несколько оригинальных тем — вопросов или образных «загадок» (например, «Кто в лесу хозяин?», «Маленький домашний эльф» (о домашнем питомце), «Летучий, белый, тёплый» (пух, снег) и т.д.). Затем участники конкурса получают темы (случайным образом или по желанию) и в течение 5 минут придумывают ответ с обоснованием (ключевой вопрос: почему?) на заданный в теме вопрос/«загадку», а затем вслух «защищают» свою тему. После обсуждения каждой темы участникам даётся время на написание черновика произведения.   5) написание произведения (эссе, рассказа-отзыва) с включением обязательных ответов на вопросы, предложенные педагогом, например: когда в первый раз ты познакомился(лась) с творчеством В. В. Бианки? (опиши свои эмоции, чувства) что тебе НЕ понравилось в прочитанном произведении? какой эпизод произведения ты бы написал(а) по-другому? Какой момент показался тебе самым волнительным/захватывающим, какой — самым скучным? На какие ранее прочитанные тобой книги (просмотренные фильмы, мультфильмы) похоже это произведение и чем оно похоже (сюжетом, персонажами и т.д.)? как бы ты поступил(а) на месте героев произведения в эпизоде…? (ответы «всё понравилось», «никакой» и т.д. не принимаются)
Ошибки и недочёты представляемых на конкурс работ Предполагаемые причины недочётов
НОМИНАЦИЯ «Творческие работы»
- общо сформулированная тема («Жизнь и творчество В. В. Бианки») в буклетах и медиапроектах, соответственно, изложение в работах однотипных (где родился, какие книги издал) разрозненных фактов биографии - неумение или нежелание конкретизировать тему, искать по ней информацию
Рекомендации Организаторов
Узко сформулированная (конкретизированная) тема в рамках общей, предложенной в конкурсе, не только сэкономит время участников на обработку материала, но и позволит выгодно выделить работу среди однотипных. Педагог может сам конкретизировать темы и раздать их участникам. Примеры конкретизированных тем: - «Произведения В. В. Бианки о птицах» - «Биография В. В. Бианки в годы Великой Отечественной войны» - «Экранизации произведений В. В. Бианки»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: