Взаимодействие национальных экономик осуществляется через международные экономические отношения – систему взаимосвязей по поводу производства, распределения и потребления, вышедших за пределы национальных границ.
Международные экономические отношения – это преимущественно рыночные отношения системы взаимодействующих международного и национальных рынков.
Под средой международных экономических отношений понимают внешние по отношению к субъектам МЭО политико - правовые, экономические, социально-культурные и инфраструктурные условия реализации форм МЭО разных уровней.
Особенностями международных экономических отношений являются:
- тесная взаимосвязь политических, экономических, социально-культурных и других факторов;
- их сложность и разнообразность;
- неопределенность многих параметров.
Среда МЭО с одной стороны является относительно стабильной из-за консервативности и инерционности социально-экономических систем, с другой стороны она подвижна, может динамично изменяться. Динамичность среды МЭО обусловлена двумя факторами:
- общий фактор, которым является динамическое развитие информационно-коммуникационных систем;
- рыночная трансформация десятков стран мира.
С точки зрения субъектов МЭО жизненно необходимо:
- быть информированным о среде МЭО;
- уметь ее оценивать;
- понимать;
- влиять на факторы, которые подлежат воздействию;
- учитывать факторы, которые являются неизменными.
Необходимо разграничивать факторы прямого воздействия (потребители,
конкуренты, др.) и факторы непрямого, косвенного воздействия (политическое устройство страны, социально-культурные традиции, общее экономическое состояние и т.д.).
|
Среда международных экономических отношений, их содержание, представляют собой систему условий и факторов существования международных экономических связей. Различается внутренняя и внешняя среда МЭО.
Внутренняя среда МЭО – это внутреннее строение системы международных экономических отношений со своими внутренними законами существования, функционирования и развития.
Внешняя среда МЭО – это внешние по отношению к субъектам международных экономических отношений условия реализации форм и видов разных уровней МЭО. Внешняя среда МЭО – это система внешних условий развития международных экономических отношений и система факторов, влияющих на поведение субъектов МЭО.
И внешняя, и внутренняя среда подразделяются на отдельные части, каждая из которых оказывает непосредственное конкретное влияние на существование и развитие МЭО.
Внутренняя среда системы международных экономических отношений, внутреннее ее строение, может быть представлена следующими элементами:
- внешнеэкономическая деятельность стран и их субъектов;
- управление международными экономическими процессами, регулирование международных экономических отношений;
- формы и виды МЭО;
- внутренние законы функционирования системы МЭО, т.е. те явления и процессы, происходящие в мировой экономике, имеющие четко выраженный причинно-следственный характер, постоянно или периодично повторяющиеся при определенных условиях.
Внешнюю среду МЭО мы выделяем по двум критериям – по сферам воздействия и по непосредственности воздействия.
|
а) По сферам воздействия на среду МЭО из вне, можно выделить:
- природно-географическая среда;
- политико-правовая среда;
- экономическая среда;
- социально-культурная среда.
б) По непосредственности воздействия:
- условия и факторы прямого (непосредственного) воздействия;
- условия и факторы косвенного (опосредованного) воздействия.
Факторы непосредственного воздействия - это своеобразная внешняя среда МЭО, без которых последние не могут существовать. Например, современные международные экономические отношения трудно представить без международных организаций, международных правовых норм, без торговых представительств, коммуникационных сетей и средств. Но ведь все это входит в понятие инфраструктура МЭО. Таким образом, внешняя среда МЭО как система факторов непосредственного воздействия на существование и развитие международных экономических отношений, является инфраструктурой этих отношений.
Природно-географическая среда МЭО. Главнейшие условия и факторы, влияющие на развитие международных экономических отношений, связаны с неравномерностью размещения природных ресурсов, с наличием или отсутствием тех или иных ресурсов в разных странах. Наличие ресурсов тесно перекликается с разнообразием климатических условий, которое содействует развитию международного разделения труда и, соответственно, играет важную роль в развитии МЭО.
Например, в странах с теплым климатом собирают по два урожая. Страны, имеющие выход к морю, могут устанавливать экономические связи с помощью морского транспорта. Специфика торговых отношений стран, находящихся на одном материке, лежит в возможности использования железнодорожного и автомобильного сообщения, и др.
|
Довольно значительную роль играют такие факторы, как величина территории стран и количество населения. Чем меньше страна, тем больше необходимость в ее специализации. Большие страны, как правило богаты природными ресурсами, к тому же имеют широкий спектр климатических условий, что сглаживает проблему ресурсов.
Не менее важную роль играет размещение страны по отношению к мировым торговым путям. Страны, находящиеся на пересечении таких путей как правило специализируются на предоставлении услуг финансового, коммерческого и транспортного характера. Отсюда и термин «геополитическое расположение». Геополитическое размещение страны (региона) – это размещение на путях, пересечениях разнообразных интересов субъектов мирового хозяйства.
Политико-правовая среда влияет на международные экономические отношения не так в плане условий и факторов их существования, как в плане их развития. Международная политика – это совокупность методов и средств, направленных на достижение целей и задач, вытекающих из интересов субъектов международных отношений. Внешняя политика – это деятельность страны в сфере внешних отношений, вытекающих из интересов страны и ее субъектов.
Как видно, «международная политика» является более агрегированным и широким понятием, а «внешняя политика» – узким и более прикладным.
Каждая из стран, входящая в мировое экономическое пространство, характеризуется определенными правовыми, политическими и экономическими структурами, уровнем развития и экономическими условиями.
Правовые системы обычно бывают трех типов: система обычного права (common law system), система гражданского права (civil law system) и система теократического права (theocratic law system).
Обычное право базируется на традициях, прецеденте, правах и обычаях, а важнейшая роль в истолковании закона принадлежит судам (США, Великобритания). Однако в США существует Единый коммерческий кодекс (Uniform Commercial Code), который регулирует предпринимательство и обладает свойствами системы гражданского права. Так как создатели этой системы были англичане, бывшие колонии ее приняли у себя систему действия обычного права.
Система гражданского права базируется на детально разработанном кодексе законов (страны Европы, в том числе СНГ, Япония) – от 70 до 100 стран мира использует эту систему или ее элементы. Гражданское право опирается на факты и их соотношение с законом.
Примером различия, созданного двумя системами права является договорное право (contract law). В странах действия обычного права договоры (контракты) имеют тенденцию к детализации. В странах гражданского права – наоборот, т.к. оговорены в гражданском кодексе.
Системы теократического права основаны на религиозных заповедях.
Пример - 27 стран ислама. Мусульманское право – система смеси исламских принципов, традиций и обычного или гражданского права.
Национальные законы оказывают правовое воздействие на МЭО. К важнейшим сферам воздействия относятся:
- коммерческое или договорное право – защита патентов, торговых марок, авторских прав, стандарты бухучета;
- общеправовая среда – закон об охране окружающей среды, санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности;
- создание нового предприятия или нового бизнеса;
- трудовое законодательство;
- антитрестовское законодательство и законы о картелях;
- ценообразование;
- налогообложение.
Концепция международного права (international law) может охватывать все законы, влияющие на международные сделки. И, или же, узко трактовать договоры, регулирующие отношения между странами по вопросам товародвижения, движения капиталов. На эти отношения оказывают влияние национальное законодательство и международные договоры – двухсторонние и многосторонние (например Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ).
Экстерриториальность. Правительство страны может расширить сферу правового влияния, потребовав от национальных фирм соблюдать ее правовые законы во всех других странах, где они осуществляют свои операции. Это в большой мере осложняет бизнес. (Пример – Гонконг, его отношения с Китаем).
Политическая среда. Основными аспектами, обусловливающими жизнедеятельность любого общества являются политическая и экономическая система. Политическая система предназначена для интеграции общества в жизнеспособное, функционирующее целое. Экономическая система – для регулирования и координации ресурсов и собственности на имущество. Как правило они нераздельны.
Идеология политической среды – это систематизированная и интегрированная совокупность концепций, теорий и целей, которые образуют социально-политическую программу. Политический режим – способ осуществления государственной власти определенными методами и средствами. Главным параметром любой политической системы является ее способность удержать общество в целостности несмотря на давление противоположных идеологий. С этой проблемой в 90-х годах не справились СССР, Чехословакия, Югославия.
Формы государственного правления:
- республика – государственное устройство, при котором верховная власть принадлежит избранным на определенный период органам власти. В настоящее время существуют различные ее виды: - президентские республики (США, Аргентина,), президентско-парламентские (Франция, Финляндия, Украина), парламентские – (Италия, ФРГ);
- монархия – государство, в котором верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю (Испания, Норвегия);
- конституционная монархия – (Великобритания, Дания, Швеция, Япония) – власть монарха формально ограничена парламентом;
- абсолютная монархия – Арабские эмираты, Иордания, Марокко, Катар.
Виды государственного устройства:
- унитарное государство (Украина, Латвия, Литва);
- федеративное – состоит из отдельных, объединившихся государств (ФРГ, Россия, Индия, Нигерия, Мексика);
- Конфедеративное государство – США, Швейцария.
Виды политических режимов:
- демократия (власть народа, широкое участие граждан в процессе
принятия решений, политическая свобода – право свободного участия в политическом процессе, гражданская свобода – право развивать собственные взгляды и мнения). Часто демократические страны имеют различные формы политического устройства (президентская, парламентская формы правления);
- тоталитарный режим (закрытое общество, в котором все процессы подчиняются контролю из единого центра); Тоталитаризм может принимать различные формы: теократический (Иран, Арабские эмираты), светский, секулярный, нецерковный (Ирак, Египет);
- авторитарный режим (политическая власть осуществляется и контролируется отдельным лицом (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа). Может принимать формы коммунизма, фашизма.
Как правило, страны с тоталитарным режимом в своем развитии движутся в сторону демократии.
Чтобы экономика страны развивалась в направлении, совпадающем с направлениями удовлетворения национальных интересов, необходимо, чтобы страна развивала свою внутреннюю политику самостоятельно, без вмешательства других стран. Это возможно лишь при условиях ее независимости и суверенности. И это является основным ее политическим интересом. Международные экономические связи осуществляются между странами, отличающимися друг от друга по многим качественным и количественным параметрам.
Существуют десятки систематизаций стран. Традиционно выделяют систематизацию по географическим, организационным и экономическим признакам.
Географические признаки – разделение стран по регионам мира: страны Азии, Африки, Европейские, Латиноамериканские и др;
Организационные признаки – характеризует страну в зависимости от ее участия или неучастия в международных организациях и объединениях,: страны – члены ОБСЕ, страны ЕС, страны НАФТА, др;
Экономические признаки.
По структуре хозяйства страны делятся на:
промышленно развитые;
промышленно-аграрные;
аграрно-промышленные;
аграрные.
По степени развития рыночных отношений:
развитые страны с рыночной экономикой;
страны с переходной экономикой;
развивающиеся страны.
В соответствии с так называемой концепцией трех миров страны делились на страны первого мира (развитые); страны второго мира (директивная экономика) и страны третьего мира – развивающиеся с соответствующей ориентацией, в зависимости от выбора той или иной системы хозяйствования.
Экономические системы классифицируют как капиталистические, социалистические, смешанные. Их можно классифицировать по методу распределения и контроля над ресурсами: рыночная и командная экономика, а также по типу собственности – частная собственность и общественная собственность.
Рыночная экономика. Рыночный механизм прямо связан с взаимодействием цены, качества, предложения и спроса. Суверенитет потребителя и свобода предприятия действовать на рынке. Свобода рынка ограничена крупными корпорациями, профсоюзами и правительством.
Централизованная плановая экономика. Правительство устанавливает задание и определяет цену и количество продукции, распределяет ресурсы.
Смешанная экономика. Ни одна экономика не является чисто рыночной или централизованной. Смешанные экономики характеризуются различной степенью сочетания рыночных и командных экономических структур, общественной и частной собственностью на ресурсы. До недавнего времени США и СССР были примерами противоположных полюсов смешанной экономики.
Государственное вмешательство может рассматриваться двояко: - фактическая собственность государства на средства производства, - или его вмешательство, влияние на принятие экономических решений.
Собственность легко определить количественными методами. Влияние государства измерить трудно – это вопрос политики, обычаев, традиции. Например, в Германии, Швеции - низкий объем государственной собственности, однако в этих странах сильны традиции социального обеспечения. В Великобритании – сильная система социального обеспечения, однако государство более широко вовлечено в акционерную собственность, чем в Швеции, Германии.
Существуют многочисленные комбинации политических и экономических систем. Закономерно: чем сильнее тенденция к политическому тоталитаризму, тем больше опора на государственное вмешательство в вопросы собственности и контроля над экономикой. Крайности имеют тенденцию к превращению в более равномерное сочетание государственного и частного взаимодействия в сфере собственности и управления. В промышленно развитых странах приоритет уделяется управлению, а не собственности.
Большинство стран, в которых были значительно развиты централизованное планирование, государственная собственность на ресурсы и управление ими, в настоящее время осуществляют приватизацию. Правительство обнаруживает, что становится все труднее управлять экономикой и обеспечивать соответствующую поддержку государственным кампаниям. Государственные предприятия становятся неэффективными по сравнению с частными.
Как свидетельствует мировой опыт экономического развития национальная экономика становится конкурентоспособной на мировом рынке при условии обеспечения во-первых, поддержки возрастающих жизненных стандартов населения и, во-вторых, при достижения (сохранении) таких позиций на мировом рынке, которые обеспечивают успешную реализацию национальных товаров и услуг. Только оптимальная реализация конкурентных преимуществ страны и перманентное повышение производительности труда является основой обеспечения ее эффективной экономической деятельности на мировом рынке.
Социально-культурная среда мирового хозяйства формируется значительно медленными темпами, чем экономическая среда. Процесс формирования единой социально-культурной среды предполагает:
- достижение более высокого общего уровня жизни и уменьшение различий между «богатыми» и «бедными» странами. Значительную роль в этом окажет создание специальных целевых фондов ООН и ЕС.
- формирование нового мышления, ломку сложившихся стереотипов.
- выработку единых поведенческих норм в бизнесе, деловой этике и в менеджменте.
Под средой МЭО понимают внешние по отношению к субъектам политико-правовые, экономические, социально-культурные, инфраструктурные условия реализации форм МЭО разного уровня. К особенностям МЭО относятся:
- тесная взаимосвязь политических, экономических социально-культурных и др. факторов;
- их сложность и разнообразность;
- неопределенность многих параметров.
Среда МЭО, с одной стороны, является относительно стабильной из-за консервативности и инерционности социально-экономических систем. С другой, среда подвижна и может динамично изменяться, что обусловлено двумя факторами:
- Общий фактор. Динамичность развития информационно-коммуникационных систем.
- Рыночная трансформация десятков стран мира.
С точки зрения субъектов МЭО необходимо:
1. Быть информированным о среде МЭО.
2. Уметь ее оценивать, понимать.
3. Учитывать факторы, которые неизменны.
Уметь воздействовать на факторы, которые подлежат воздействию.
Изменения, происходящие в современном мире, становление и развитие
мирового хозяйства приводит к постепенному стиранию барьеров и границ, углублению взаимопроникновения и ассимиляции национальных культур, поступательным процессам создания международной социально-культурной среды.
Инфраструктура МЭО – это категория, обособляющая в себе совокупность отношений влияния внешней среды на международные экономические отношения. По критерию непосредственности влияния выделяют:
- условия и факторы прямого (непосредственного) действия;
- условия и факторы непрямого (косвенного) действия.
В понятие «инфраструктура МЭО» включают именно факторы непосредственного действия. Они являются своеобразной окружающей средой МЭО, без которой последние не могли бы существовать. Невозможно себе представить современные международные экономические отношения без международных организаций, без международных правовых норм, без торговых представительств, без банковских строений, без транспортных сетей и средств, без коммуникационных сетей и средств и др. Все эти факторы входят в инфраструктуру, т.е. окружающая среда МЭО, как система факторов непосредственного влияния на существование и развитие международных экономических отношений, является инфраструктурой этих отношений.
Следует признать, что все элементы инфраструктуры МЭО сильно переплетены между собой. Также достаточно сложно определить предел где заканчивается система МЭО, т.е. внутренняя среда и где начинается инфраструктура МЭО как окружающая среда.
*Для справки
Очень часто задают географический вопрос: «Сколько стран в мире?» Каждый источник дает разные ответы. В конечном итоге, лучшим ответом является то, что существует 195 стран мира. Организация Объединенных Наций — ООН – есть 192 члена в Организации Объединенных Наций. К сожалению, число 192 слишком часто используется для представления числа стран в мире. Хотя эта цифра включает почти все страны мира, есть еще два признанных независимых государства: Ватикан и Косово, которые являются независимыми и не являются членами ООН, так что 192 это не объективное количество стран мира. + Один аутсайдер Тайвань удовлетворяет требованиям независимого государства или государственного статуса. Тем не менее, по политическим причинам, Тайвань не признаётся международным сообществом как независимое государство. Тем не менее, его следует рассматривать как независимое. Тайвань фактически является членом Организации Объединенных Наций (и даже Совета Безопасности) до 1971 года, когда материковый Китай заменил Тайвань в организации. Тайвань по-прежнему добивается полного признания в других странах, чтобы стать частью мирового сообщества и полностью получить признание во всем мире, а Китай утверждает, что Тайвань является лишь одной из провинций Китая.
Государственный департамент США. Государственный департамент США признает 194 независимых государства по всему миру. Их список из 194 стран отражает политическую повестку дня Соединенных Штатов Америки и их союзников.
Ниже представлен алфавитный список стран мира, в который включены 257 стран, в том числе:
§ 193 государства-члена ООН и Ватикан (см. также Список государств)
§ Государства с неопределённым статусом (10):
§ 7 государств, не входящих в ООН, но официально признанных одним или некоторыми государствами-членами ООН (частично признанные государства):
§ Республика Абхазия
§ Китайская Республика
§ Республика Косово
§ Государство Палестина
§ Сахарская Арабская Демократическая Республика
§ Республика Южная Осетия
§ Турецкая Республика Северного Кипра
§ 2 государства, не входящие в ООН, не признанные ни одной страной-членом ООН, но признанные некоторыми частично признанными государствами:
§ Нагорно-Карабахская Республика
§ Приднестровская Молдавская Республика
§ 1 государство, не входящее в ООН, являющееся фактически независимым, не признанное ни одной страной-членом ООН, ни частично признанными государствами:
§ Сомалиленд
§ Другие территории (54):
§ 4 территории с особым статусом, оговоренным в международных соглашениях: Аландские острова, Шпицберген, Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао)
§ 38 зависимых территорий, имеющих постоянное население:
§ 3 заморских территории Австралии
§ 15 территорий Великобритании (3 коронные земли и 12 заморских территорий)
§ 2 территории Дании,
§ 3 заморские территории Нидерландов
§ 3 территории Новой Зеландии (2 самоуправляющихся государственных образования в свободной ассоциации и 1 зависимая территория)
§ 5 заморских владений (неприсоединённых территорий) США
§ 7 заморских территорий Франции
§ 11 заморских территорий, считаемых неотъемлемой частью соответствующих государств, но территориально значительно удаленных от основной части государства (в частности, относящихся к другой части света):
§ 3 территории Испании в Африке: Канарские острова и автономные города Сеута и Мелилья
§ 2 автономных региона Португалии: Азорские острова и острова Мадейра
§ 1 заморский штат США — Гавайи
§ 5 заморских регионов Франции: Гваделупа, Майотта, Мартиника, Реюньон, Французская Гвиана
§ 1 территория с неоформленным статусом, некоторыми считающаяся расположенной в суверенных морских водах Соединённого Королевства, но при этом самоуправляемая, и на которую Соединённое Королевство фактически не претендует:
§ Силенд