Для этого используют наклонные горки.
– длина горизонтального участка пути;
При освобождении стопоров вагонетка будет двигаться, если движущаяся сила больше сил сопротивления.
Пусть вагонетка прошла до полной остановки путь .
Тогда движущая сила:
Ее работа:
Или:
Основные направления развития
Самое главное – повышение грузоподъемности вагонеток, пример автосцепок, пример демпфирующих устройств (мягкой подвески кузова).
Вагонетки
По конструкции кузова и способу разгрузки в соответствии с ГОСТ 15174-70 различают следующие типы грузовых вагонеток: не саморазгружающиеся с глухим кузовом, жестко закрепленном на раме; с опрокидным кузовом, снабженным откидной боковой стенкой; с кузовом, имеющим откидные днища; с глухим опрокидным кузовом.
Грузовые вагонетки содержат следующие основные элементы: кузов, раму, ходовую часть, подвагонный упор, буферно – сцепные устройства. Саморазгружающиеся вагонетки имеют дополнительные элементы, необходимые для опрокидывания кузова или открывания клапанов днища.
Важными показателями конструктивного совершенства вагонеток являются: устойчивость, коэффициент тары и коэффициент использования полезного объема. Устойчивость вагонетки против опрокидывания характеризуется коэффициентом устойчивости, равным . Устойчивость должна быть обеспечена в продольном, поперечном направлениях, а также против схода с рельс. Опасность потери устойчивости вагонетки возникает при ее движении по закруглению, по путям с большим уклоном, при неравномерной, односторонней загрузке и при резкой ее остановке.
Рассмотрим движение вагонетки в наклонной выработке.
|
Опрокидывающий момент создается прод. составляющей силы тяжести и силой инерции ,то есть , где – расстояние от центра тяжести до оси полускатов.
Восстанавливающий момент при жесткой базе – , тогда коэффициент продольной устойчивости –
тем больше, чем больше и меньше .
Коэффициент тары вагонетки есть отношение мерного веса к ее грузоподъемности . Для угольных вагонеток . меньшее соответствует большей грузоподъемности вагонеток.
Коэффициент использования объема равен отношению емкости кузова к объему, определяемому габаритами вагонетки. Для ВГ – ; для ВД . Пути увеличения – применение карманов для колес, кузова с плоским днищем.
УСТОЙЧИВОСТЬ ВАГОНЕТОК ПРОТИВ ВСПОЗАНИЯ НА РЕЛБСЫ
Пассажирские вагонетки.
По назначению различают вагонетки для перевозки людей по горизонтальным выработкам и по наклонным. Для перевозки людей по горизонтальным применяются вагонетки ВПГ 12 и ВПГ 18 и секционные поезда ПСП. Основные требования предъявляются и к пассажирским вагонеткам для горизонтальных. выработок при их проектировании:
1. Скорость движения вагонеток
2. Расчетный уклон рельсового пути
3. Конструкция ходовой части вагонетки должна обеспечивать надежное прилегание колес к рельсам для случая, когда проседание нитки рельсов до
|
4. На вагонетке должна быть предусмотрена сигнализация, связывающая вагонетку с электровозом.
5. Вагонетки должны снабжаться тормозными системами, обеспечив. их остановку в экстремальных случаях на длине пути
6. Вагонетки должны снабжаться эластичными сцепными устройствами (с 13 – кратным запасом)
Число вагонеток в составе должно быть таким, что перевозка рабочей смены занимала Вагонетка ВП состоит из 2-х рессорных тележек, рамы, кузова, сцепок, тормозов и полускатов. Для перевозки людей по наклонным выработкам применяют вагонетки, которые подразделяются:
а) для углов ВЛН-10-Т1;
б) ВЛН-10k;
в) ВЛН 3
Главное отличие вагонеток для наклонной выработок – наличие парашютных систем, которые являются средствами защиты на случай аварии с канатами или подъемными машинами. Эти устройства должны обеспечивать тормозное замещение не более Парашютная система состоит из привода, тормозной каретки, амортизационного устройства с ограничителями скорости, установленной на головной вагонетки. Привод парашютной системы срабатывает автоматически при обрыве каната и при превышении скорости. Путь торможения, на котором происходит гашение скорости -
Самоходные вагонетки.
Самоходные вагонетки могут перевозить грузы по выработкам и более и высотах . Угол наклона выработок до . Радиусы закруглений . При , . Весьма широко используются в США, Франции, Англии, Канаде. В СССР применяются мало и недавно основанные преимущества: большая производительность; высокая мобильность и маневренность; отсутствие стационарного оборудования в выработках; возможность механизации вспомогательных работ. Недостатки: высокая стоимость; сложность конструкции; трудность обслуживания; большая металлоемкость.
|
Локомотивный транспорт.
Общие сведения. Это транспорт подвижными движителями. История развития: в 1804 году был создан Тревитиком первый паровоз. В 1825 году первая железная дорога Стефенсона, Ефим и Мирон Черепановы, механики, работавшие на заводе Демидовых, в 1834 году создали и испытали 1- й русский паровоз. Чугунные рельсы были отлиты в Нижнем Тагиле Ф. Звездиным.
В 1880 году штабс-капитан Федор Аполинарьевич Пироцкий провел успешные испытания 1-го электрического вагона в Петербурге (он вел работы по канализации электроэнергии на большие расстояния).
Но развитие локомотивного транспорта в России шло очень медленно (до Революции только 1 электровоз в Донбассе). Позже производство электровозов было начато у нас в 30-е годы на Краматорском машиностроительном заводе. Сейчас локомотивы изготавливаются на Дружковском машиностроительном заводе.
Транспорт локомотивами осуществляется составами вагонеток. Состав + локомотив есть поезд, если локомотива нет – то состав.
Локомотивный транспорт является основным видом транспорта на шахтах угольной и сланцевой промышленности и служит для перевозки основных и вспомогательных грузов, перевозки людей и производства маневровых работ. В настоящем на транспорте по горизонтальным выработкам на долю локомотивного транспорта приходится 70,30% (1976г.) от всех транспортных перевозок, более 70% перевозок осуществляется аккумуляторными электровозами.
Локомотивная откатка применяется в выработках с уклоном до 0,005, а при выполнении специальных мероприятий – до 0,05.
Локомотивы классифицируется:
1. По виду двигателя:
а) паровозы – паровые машины;
б) воздуховозы – используют энергию сжатого воздуха в баллонах;
в) гировозы – используется энергия быстро вращающегося маховика;
г) тепловозы (дизелевозы) - используются двигатели внутреннего сгорания;
д) электровозы – используются электрические двигатели, которые получают питание либо от контактного провода либо от аккумуляторной батареи.
На Украине преимущественное распространение имеют электровозы
2. По сцепному весу – легкие - до 5тонн; средние - 5-7тонн и тяжелые >10тонн.
3. По назначению – магистральные для откатки по главным откаточным выработкам; маневровые для маневровых работ, а также для доставки одиночных вагонеток по промежуточным выработкам;
4. По конструкции ходовой части – с колесными парами жестко установленными в раме (рамные электровозы); с колесными парами сгруппированными в тележки (тележечные электровозы).
5. По типу привода колесных пар – с индивидуальным приводом и с групповым приводом и т. д.
В соответствии с типажом предусмотрен выпуск контактных электровозов типа К со сцепной массой, весом 5; 7,10; 14; 20; 28тонн; аккумулятор типа АРП – со сцепным весом 5; 10; 14; 20; 28тонн, и типа АРВ – 5 и 7тонн.