ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА




СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ

В теории фехтования представляется целесообразной систематизация специальной информации, предназначенной для спортсменов, с целью активизации их усилий в процессе тренировки и самовоспитания.

Теоретическая подготовка спортсменов-фехтоваль-щиков направлена на овладение определенной системой знаний, а также интеллектуальными умениями, ведущими к формированию социально-активной и всесторонне развитой личности.

Основы методики теоретической подготовки фехтовальщиков в целом идентичны общим положениям интеллектуального образования, среди которых, например:

- постановка специальных задач по направленному наблюдению, оценке и разбору полученной информации;

- объяснительный рассказ или инструктирование перед упражнениями или поединками;

- сопроводительные пояснения, разбор и обсуждение.

Активизируют познавательную активность задания на самостоятельное осмысление занимающимися специальной информации, а также использование объективных данных, полученных с помощью метода срочных оценок и заданий эвристического характера.

Главными средствами получения спортсменами специальной информации являются беседы с тренером, теоретические занятия, а также краткие объяснения и комментарии в процессе практических занятий. Предлагая ученикам выполнять упражнения, тренер в необходимых случаях кратко раскрывает их значение и тренировочный эффект. Ученик должен также иметь ясное представление о своей программе занятий (на этап, период, годичный цикл) и понимать ведущие целевые установки каждого занятия.

Особое познавательное значение для фехтовальщиков имеют организованные посещения соревнований с участием спортсменов высокого класса, а также установочные предсоревновательные беседы и послесоревновательный анализ итогов их выступлений. Тренер использует и паузы в ходе индивидуальных уроков для углубленных объяснений и обмена мнениями по ходу текущей тренировочной работы, эффективность которых взаимосвязана с уровнем эрудиции тренера. Общение тренера с учениками должно обогащать их в познавательном и культурном отношении.

Теоретические знания спортсмена можно условно разделить на общенаучные и специально-прикладные. При этом существует проблема отбора содержания занятий среди разделов теории и методики фехтования и спортивных единоборств, распределения объемов теоретических знаний по этапам подготовки.

В структуре специально-прикладных знаний основное место занимают лишь определенные их разделы, так как для спортсмена далеко не все данные о фехтовании необходимы и тем более не являются первоочередными. Причина прежде всего в том, что теория и методика предназначены для тренеров и преподавателей, поскольку они занимают главенствующую роль при построении тренировки. Спортсменам же нужна лишь определенная часть знаний, обеспечивающая наиболее активное и эффектное их участие в процессе совершенствования, а также информация с направленностью на формирование личности и самовоспитание.

Данная установка в отборе содержания теоретической подготовки позволяет создать необходимое "разделение труда" между спортсменом и тренером, чтобы избежать дублирования в их действиях (поскольку часть тренировочного времени и основная деятельность на соревнованиях у спортсмена проходит вне контроля педагога, при самостоятельной реализации его установок), добиться оптимального объединения усилий по выполнению задач подготовки.

Информация о фехтовании как виде единоборства
и средстве физического воспитания

Ее составляет информация, формирующая у спортсменов восприятие фехтования как системы единоборства с присущими требованиями к личности, психической сфере, конфликтной деятельности. Вместе с тем, необходимо познание того факта, что фехтование - вид спорта с высокими требованиями к скоростно-силовым качествам, подготовленности опорно-двига-тельного аппарата. Подчеркивается большое разнообразие движений и умений их трансформировать в зависимости от изменения ситуации по пространственным и временным параметрам, предъявляемые высокие требования к скоростной выносливости, проявлениям психических качеств (внимания, памяти и мышления, двигательных реакций) и принятию оптимальных тактических решений в условиях лимита времени.

Перечисленные разделы информации позволяют формировать у занимающихся сознательное и активное отношение к овладению техникой и тактикой фехтования, специализированию двигательных и психических качеств.

Краткие сведения об истории фехтования,
его формировании как вида спорта

Актуальный характер составляют данные, формирующие у спортсменов представление о фехтовании как исторически сложившейся системе владения холодным оружием, средстве военно-физической подготовки и индивидуального воспитания.

Каждому фехтовальщику необходимо знать сущность возникновения и соперничества средневековых фехтовальных школ, историю развития фехтования в России в качестве учебно-педагогической дисциплины. Представляет интерес информация о первых русских учителях, сформировавших основы отечественной системы обучения фехтованию, военно-прикладным навыкам действий штыком в русской армии.

Значительно расширяют кругозор спортсменов данные о первых официальных соревнованиях в СССР, чемпионатах, международных встречах. Важный характер имеют сведения о сети детских спортивных школ, первых правилах соревнований, пособиях и учебниках по фехтовальному спорту.

Занимающиеся должны знать все, что связано с выходом советских фехтовальщиков на международную арену, участием в олимпийских играх и чемпионатах мира. Сюда входит и информация о прославленных фехтовальщиках, чемпионах мира и Олимпийских игр, лучших тренерах, наиболее ярких победах. Самостоятельное значение имеет ознакомление с традициями сборных команд, особенностями распространения фехтовального спорта в различных странах.

Сведения из раздела по истории фехтования позволяют спортсменам ориентироваться в оценках процессов его формирования, лучше понимать настоящее и предвидеть направления развития фехтовального спорта как вида общественно-полезной деятельности человека.

Информация о состоянии и проблемах
развития фехтования

Любой спортсмен-фехтовальщик должен иметь представление о количестве занимающихся в стране(республике, городе, добровольном спортивном обществе) и их квалификации, о календаре соревнований, требованиях к инвентарю и оборудованию.

Необходимо стимулировать интерес спортсменов к сведениям о тенденциях и перспективах развития фехтования, совершенствовании правил и технологии судейства, изменениях систем проведения соревнований, способов электрофиксации уколов (ударов).

Знания актуальных проблем состояния развития фехтования позволяют занимающимся руководствоваться в своей деятельности приоритетными установками, намечать и выбирать в процессе упорных тренировок и соревнований кратчайшие пути к достижению намеченных целей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: