Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет музыкальной деятельности.




Дети эмоционально реагируют на музыку, испытывая радость от встречи с ней. Достаточно внимательно слушают её (короткие пьесы – от начала до конца). Могут определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей. Слышат в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнают ее характерные образы.

Определяют, к какому из жанров относится прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполнено.

Могут отобразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке. Дети 5 года жизни очень активны, моторны, в окружающем пространстве ориентируются более уверенно. Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и имение контрастной двух – и трехчастной формы музыки, самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения. Дети уже овладевают некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков), используют изобразительные и выразительные жесты.

Дети владеют достаточно четкой артикуляцией в пении. В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа.

Имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Построение занятий основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни. Используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 20 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 20 минут = 24 часам. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий.) Календарные праздники и утренники (5 мероприятий)

 

Образовательная область «Музыка»

Образовательные задачи

Слушание музыки:

-поддерживать желание и развивать умение слушать музыку, побуждать говорить о ее возможном содержании, делиться своими впечатлениям;

- знакомить с одним из главных средств музыкально выразительности мелодией и составляющими ее интонациями, используя яркие мелодичные пьесы (В. Калинников «Грустная песенка», П. Чайковский «Колыбельная в бурю» и др.);- продолжать знакомить с музыкальными инструментами и их звучания (кларнет, флейта).

Музыкально - ритмические движение:

-учить воспроизводить в движениях характер менее контрастной двух - трехчастной музыки, самостоятельно определять жанры марша и танца, выбирать соответствующие движения; - продолжать развивать музыкальное восприятие средствами музыкального движения: воспроизводить в движениях более широкий спектр средств музыкальной выразительности (тембровые, динамические и темповые изменения, элементарные ритмические рисунки); - Особое внимание уделять основным естественным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам), работая над их легкостью, пружинностью, координацией, развивать свободу и выразительную пластику рук; - продолжать развивать ориентировку в пространстве (овладение общим пространством зала и его частями (центр, углы) в процессе движения всей группы и подгрупп); - начинать знакомить с языком танцевальных движений, как средством общения и выражения эмоций в различных танцах (подзадоривание, утверждающие притопы и др.), - развивать музыкально-двигательное творчество. Учить использовать элементарные мимические и пантомимические средства выразительности музыкально-двигательных сюжетных этюдах и играх.

Пение: Формировать певческие навыки, используя игровые приемы и известные детям образы; -продолжать учить петь музыкально, интонационно чисто и выразительно, определив природные типы певческого голоса (высокий, средний, низкий), попевки и песни петь по голосам, следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, работать над дыханием; -работать над каждым типом голоса в примарном диапазоне, укреплять его, не «тянуть» голос вверх; -следить за тем, чтобы в окружении звучала нефорсированная, негромкая речь детей и взрослых, и за тем, чтобы пение детей было таким же негромким и свободным. Игра на детских музыкальных инструментах: - учить играть в ударном оркестре эмоционально и музыкально, развивать чувство ансамбля; - продолжать развивать тембровый и динамический слух в игре на ударных и звуковысотных инструментах, добиваясь овладения метрической пульсацией как основой ритмического рисунка и организующим началом музыкальной импровизации; - знакомить со строением звуковысотных детских музыкальных инструментов и способами игры на них.

Музыкальная игра-драматизация: - поддерживать желание участвовать в музыкальной игре-драматизации, решать игровые задачи, учить следить за развитием сюжета и вовремя включаться в действие, привлекать к изготовлению декораций и элементов костюмов; -предлагать воплощать каждый образ в движениях, обсуждать варианты исполнения (медведь — угрюмый, любопытный, задумчивый и т.д.), помогать выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий характеру образа и содержанию сказки, поддерживать каждую творческую находку ребенка; поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании. Театрализованная игра: - использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-драматизации; - поощрять самостоятельные решения простых игровых задач, индивидуальное и творческое исполнение своей роли, выразительный ролевой диалог; - поддерживать инициативу участников, воспитателю оставлять за собой «режиссерскую» функцию; - поддерживать активное участие в кукольных представлениях, вождение некоторых кукол, освоение простых техник кукловождения; - помогать переносить элементы игровой драматизации в игры празднично-карнавального типа, а также в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

Слушание музыки: Использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара. Регулярность специальных занятий по слушанию музыки и их методически правильное построение (простые произведения исполняются без предварительных объяснений, а дети говорят о том, что они услышали, более сложные - требуют сначала введения в их содержание, затем прослушивания, и лишь в том дети могут выразить свои впечатления в рисунках). Высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошая теоретическая и методическая музыкальная подготовка, педагогические знания и такт. Проявление уважения к ребенку, его мнение о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему, культуры и деликатности в общении с ним. Использование на занятиях по слушанию музыки профессионально подобранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства - изобразительного и художественной литературы.

Музыкальное движение:. Необходимо показать детям все многообразие музыки. Пьесы, используемые для движения, должны быть яркими в художественном отношении, «двигательными» и доступными детям по настроению. Музыкальные образы этих пьес — самые разнообразные; средства музыкальной выразительности — ярко контрастные сначала и менее контрастные в дальнейшем. Форма пьес - вначале одно -, двухчастная, к концу четвертого года и на пятом году - трехчастная. На занятиях как можно чаще нужно использовать образные движения, развивающие у детей эмоциональность и выразительность (ребенок изображает зайчика, котенка и других персонажей). Развивая основные движения, особое внимание следует уделять работе над пружинностью и легкостью в разнообразных видах ходьбы и бега, над свободой рук и всего плечевого пояса. Продолжать работу по развитию ориентировки в пространстве.

Важно постоянно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их двигаться по-своему, по-разному, использовать метод сотворчество с воспитателем. Здесь также помогают игровые ситуации, в которых ребенок действует в роли какого-либо персонажа.

Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни развитие основных движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыжков. Здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе разучивания, освоения движения, а затем достаточно только назвать его. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений - высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, прямой галоп, качание рук и т.д.

Пение. У каждого ребенка необходимо выявить, прежде всего, по тембру тип звучания певческого голоса, определить общий и примарный диапазоны и в соответствии с этими данными разделить детей на три группы: с высоким, средними и низкими голосами.

В процессе специальных двигательных игровых упражнений развивать общую и специальную пластику, необходимую для резонансной настройки певческого аппарата. Использовать и укреплять в голосе ребенка примарный диапазон. Перед работой над песнями распевать детей по голосам. Формировать правильное, ненапряженное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развернутая. Занятия с хором необходимо сочетать, работой по подгруппам голосов и индивидуальной работой. Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, использование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами.

Игра на детских музыкальных инструментах. Первый оркестр, в котором играет ребенок, - ударный. В нем, как и во всех других видах оркестров и ансамблей, развивается вся система музыкальных способностей, но главным образом — тембровый слух и чувство ритма. Музыкальный репертуар, предлагаемый для игры в ударном оркестре, составлен с учетом возможности выбора парных инструментов, тембр которых соответствует звучанию пьесы. Параллельно решается задача воспроизведения равномерной метрической пульсации. Если с тембровыми задачами дети начинают справляться достаточно скоро, то для овладения метрической пульсацией им необходимо значительное время. Вся группа лишь к 5 годам начинает воспроизводить ее без ошибок, и этого нужно добиться обязательно, поскольку метрическая пульса - основа овладения ритмическим рисунком.

Один из педагогических приемов — совместное музицирование взрослого и ребенка на фортепиано или каком-либо другом клавишном инструменте. Ребенок, воспроизводя в этих условиях метрическую пульсацию на одной клавише в нижнем или верхнем регистре, легче овладевает ею.Подбор по слуху способствует формированию импровизации, если ребенку регулярно предлагать творческие задачи, а овладение метрической пульсацией становится ее организующим началом.Важнейшее условие успешной работы с детским оркестром — наличие многообразных, разного тембра ударных инструментов и чисто настроенных звуковысотных.

Музыкальная игра-драматизация, театрализованная игра. Возрастные возможности младших дошкольников определяют тип и степень сложности музыкальных игр-драматизаций, чаще всего сказок. Сюжет игры-драматизации должен быть несложным, понятным и интересным детям. Ее музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, должен быть доступным для воплощения детьми в движении, оркестре, пении. Первые игры-драматизации либо совсем не включают песен, либо 1—2 для хорового исполнения (в удобной для детей тональности). Минимальным должен быть и исполняемый детьми словесный текст. Зато движения, несущие основную смысловую нагрузку и чаще всего имеющие коллективный характер, могут быть представлены в полной мере. В этих играх 1 —2 роли можно поручить взрослому, который организует детей, вдохновляет их своим примером на свободное и выразительное воплощение образов. Прежде чем приступить к работе с детьми над тем или иным спектаклем, необходимо составить общий план его мизансцен в конкретном помещении, продумать и начать готовить возможные декорации и костюмы. Хорошо, если они будут достаточно условными, оставляющими место для работы воображения, и легкими, чтобы дети хотя бы частично могли изготовить и установить их сами. Подготовкой к игре-драматизации является вся предлагаемая в программе система работы по музыкальному движению (в особенности над образным этюдами), пению и художественной речи. Кроме общей должна быть продумана и проведена специальная подготовка к конкретному спектаклю. Перед разучиванием музыкальной игры-драматизации надо дать детям прослушать ее от начала до конца. Воспитатель может проиграть музыку на фортепиано и пропеть вокальные партии, если они есть, сопровождая свой пока: небольшими комментариями. Приступая к работе над каким-либо образом, взрослый должен ясно представлять себе его характер, рисунок движений и их композицию. Часто дети сами подсказывают оригинальные решения тех или иных элементов образа. Самый сложный момент — сведение всех разученных сцен в одно целое. Это надо делать постепенно, а весь спектакль проигрывать перед показом не более 2—3 раз. Игра-драматизация не должна доводиться до состояния идеально отточенного спектакля, который готовится целый год, в этом случае она утрачивает качество импровизационности и успевает надоесть детям. Развивающая функция этого вида деятельности будет реализована в большей мере при постановке ежегодно 2—3 небольших спектаклей.

Планируемые результаты:Развитие музыкально-художественной деятельности:

- внимательно слушает музыкальное произведение, может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально - художественного образа;

- воспроизводит в движениях характер музыки;

- творчески решает музыкально-двигательные задачи в сюжетных этюдах и танцах;

- выразительно и музыкально исполняет несложные песни;

- участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитие сюжета.

Приобщение к музыкальному искусству:

- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр);

- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.

 

Старшая группа

Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет музыкальной деятельности.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам.

Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуации.

 

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. На ООД, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут,в соответствиями с требованиями СанПина., используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 25 минут = 30 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий.) Календарные праздники и утренники (5 мероприятий)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: