Образовательные задачи: Слушание музыки:
- поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик ни нее, побуждать самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, вести разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее интерпретации;
-дать понятие «жанра» музыкального искусства: инструментальная в вокальная музыка, марш, песня, танец (русская плясовая, вальс, полька и др.), учить определять его, узнавать звучание знакомых музыкальны инструментов, отгадывать пьесы, включенные в музыкальную викторину;
-работать над развитием интонационно-мелодического слышания музыки, лежащего в основе понимания ее содержания.
Музыкальное движение:
- на основе слышания в музыке не только ее общего настроения, но и темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы, поощрять ее выразительное воплощение в движениях;
- Формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков);
- продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в пространстве;
- работать над техникой исполнения танцевальных движений, покомпетентно отрабатывая их сложные варианты;
- учить народным и бальным танцам (полька, галоп), продолжать работать над эмоциональным общением в них;
- поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над музыкально-двигательными сюжетными этюдами.
Пение:
-учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто;
- строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий, средний, низкий), продолжать работать над голосом, главным образом в примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно и осторожно расширяя диапазон вверх;
|
- петь звонко, легко, «проливать» дыхание, ощущать его резонирование, четко, но легко произносить слова в распевках и песнях;
- следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, обращать внимание на свободу нижней челюсти;
- слушать красиво звучащие сольные и хоровые вокальные произведения.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- развивать звуковысотный слух, обучая подбору по слуху образцов-интонаций, построенных на интервальной основе, и мелодий на звуковысотных инструментах;
- продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах;
- развивать чувство музыкального ритма, предлагая для освоения постепенно усложняющиеся ритмические структуры;
-продолжать формировать детское инструментальное творчество, музыкальную импровизацию.
Музыкальная игра-драматизация:
- предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ролевая палитра которых включает не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах;
-подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов;
-вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персонажей;
-учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические, мимические и интонационные характеристики, развивать творческие способности;
-развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры.
|
Театрализованная игра:
-проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматизацию, и как собственно театральную постановку;
-помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле;
-придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры, оформители сцены), что повышает интерес к игре.
Слушание музыки. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения. Усложнение музыкальных произведений идет от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам: доминированием выразительности, от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным, от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.Уровень развития у детей речи и мышления позволяет воспитателю вести с ними разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее развернутой интерпретации.На занятиях по слушанию необходимо широко использовать музыку в аудиозаписи, стихи, художественную прозу, диафильмы, диапозитивы с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры и народного декоративно-прикладного искусства, организовывать посещение доступных по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов, музейных экспозиций.
|
Музыкальное движение. Занимаясь музыкальным движением с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо использовать высокохудожественную музыку, содержащую яркие образы, различные по настроению.Продолжая работу над основными движениями, предлагать детям музыку под которую могут быть воспроизведены: ходьба радостная, спокойная, торжественная, мягкая, пружинистая, осторожная, спортивный и танцевальный шаг бег легкий, сильный, мягкий, острый, осторожный, устремленный, прыжки мягкие, легкие, сильные, на одной ноге, на двух ногах, меняя ноги, движения рук, мягкие и жесткие, плавные и напряженные, широкие и мелкие и т.д.Музыкальный руководитель может больше работать над техникой исполнения основных и танцевальных движений, помня о покомпонентной отработке сложных движений. Полезно проводить на занятиях разминку с тренировкой мышечных ощущений, гимнастику жестов, танцевальную гимнастику, включать игровые упражнения и этюды с использованием воображаемых предметов и ситуаций. В работе над музыкально-двигательными этюдами главными являются индивидуальные творческие проявления детей. Взрослый может обсудить с ними общий замысел и настроение этюда, а затем предложить задачу на его индивидуальную музыкально-двигательную интерпретацию. Лучшие варианты, отобранные самими детьми, могут стать основой групповых композиций, импровизаций.
Пение. В процессе певческой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и музыкальные и актерские способности. Продолжать работу над резонансной техникой пения, добиваясь с помощью специальных упражнений высокой певческой позиции. Организованный таким образом звук становится звонким, полетным, легким. Голос при этом не устает и позволяет ребенку решать художественные задачи. Степень чистоты интонирования мелодии значительно возрастает.Работать с хором с учетом природных типов голосов, распевать детей по голосам перед пением, использовать репертуар, соответствующий типам голосов. Работу над резонансной техникой пения нужно продолжать в примарном диапазоне. В распевках и песнях можно увеличить диапазон за счет хода вниз и осторожно вверх.Работая над артикуляцией, особое внимание следует обращать на свободу нижней челюсти и активность губ. Это поможет избежать напряжения гортани.Следить за положением корпуса в пении (прямая спина и развернутые плечи помогают организации дыхания).
Игра на детских музыкальных инструментах. От преимущественно репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов, характерных для работы с предыдущей возрастной группой, следует постепенно переходить к поисковым, продуктивным методам обучения (например, дети могут самостоятельно предлагать варианты оркестровки того или иного произведения, которые тут же исполняются и выбирается лучший вариант). Воспитатель поощряет инициативу и творческие проявления в импровизации и подборе мелодий по слуху. Необходимо знакомить детей с разнообразными по жанру и характеру произведениями, тщательно отбирать музыкальный материал, включающий эталонные мелодические построения, небольшие, но выразительные, яркие мелодии.
Планируемые результаты:
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;
- воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основными и танцевальными движениями;
- выразительно и музыкально исполняет несложные песни;
- участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитие сюжета.
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр), динамику развития музыкального образа;
- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Подготовительная группа