Необходимость оценки эффективности ГУ обусловлена целым рядом обстоятельств:
– невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления;
– порождением новых тяжких проблем, способных на длительное время влиять на снижение уровня управления;
– снижение доверия к управлению, его общественному престижу.
В системе ГУ оценка эффективности должна осуществляться, как минимум, относительно:
– целей, практически осуществляемых в ГУ, в увязке с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;
– целей, реализованных в управленческих процессах и результатах, полученных при осуществлении ГУ (решений и действий);
– объективных результатов управления и их соответствия общественным потребностям и интересам;
– общественных издержек, ушедших на ГУ в сравнении с объективными результатами, полученными вследствие управления;
– возможностей, заложенных в управленческом потенциале, и степенью их реального использования.
На практике оценка эффективности ГУ осуществляется по следующим направлениям:
– оценка процесса выполнения;
– оценка результатов;
– оценка последствий;
– оценка экономической эффективности.
При оценке эффективности используются различные методы: метод сравнений, экспертные методы, моделирования и др.
Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности ГУ, можно представить через две группы:
1. научные исследования;
2. традиционные формы оценки.
(1) Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат.
|
При проведении научных исследований применяются:
1. социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);
2. наблюдения (открытые и скрытые);
3. экспертные оценки;
4. моделирование;
5. формирование контрольных групп;
6. проведение экспериментов и др.
(2) Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, является метод сравнений, когда используются различные виды сравнений:
– сравнение с плановыми заданиями;
– сравнение с показателями прошлых периодов;
– сравнение с лучшими или средними за определенный период.
Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.
(3) При оценке эффективности управления на уровне отдельного органа ГУ можно использовать моделирование, в основе которого используется построение специальных моделей, позволяющих получать оценку не только относительно функций, но связанных с ними процессов.
Рассмотрим следующую модель, построение которой предполагает три этапа:
1. Первый этап – это организационное моделирование, когда строится функциональная и структурная модели органа ГУ:
– функциональная модель отвечает на вопрос «что?», или какие функции реализует орган государственной власти;
|
– структурная модель отвечает на вопрос «кто?», или кто именно реализует указанные в функциональной модели функции.
Организационная модель имеет иерархическую структуру и может быть представлена на основе документов трех видов: «Положение об организационной структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».
2. Второй этап – это этап трансформации функциональной модели в процессную модель. На этом этапе отдельные функции представляются в виде последовательно взаимосвязанных процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется определением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «что, кому, когда?», тем самым, определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система из процессной и ролевой модели представляет собой процессно-ролевую модель органа ГУ, которая отвечает на вопросы: «что, кто, кому, когда?».
3. На третьем этапе строится количественная модель процесса, которая отвечает на вопрос: «сколько?», т.е. дается количественное описание процессов. Обязательное условие оценки эффективности ГУ - наличие количественной оценки результатов управления.
Такой подход к оценке эффективности государственных управленческих решений дает возможность ее автоматизации.
Традиционные формы оценки эффективности ГУ представлены политическими или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п.
|
Оценку эффективности ГУ делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры.
Способы оценки эффективности ГУ:
1. отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности (ежегодные послания Президента, отчеты Правительства, депутатов перед избирателями и т.д.);
2. общественное мнение - представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, которое соотносит результаты ГУ с потребностями, интересами и ожиданиями людей, и, хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность ГУ;
3. средства массовой информации (СМИ), которые по своей сути призваны объективно оценивать происходящие в жизнедеятельности общества события и, следовательно, результаты ГУ;
4. обращения граждан, содержание которых формирует представления о жизни людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав т.п., что в определенной мере также позволяют судить об эффективности ГУ, обнаружить недостатки, упущения, слабые места в системе ГУ.