Причины появления моногородов.




Введение.

В настоящее время проблемы моногородов приобретают всё большую актуальность в связи с масштабами их распространения на территории России. Решение проблем моногородов является важным аспектом для улучшения экономики страны.


Цель: Проанализировать экономику моногородов; изучение теоретического материала по проблемам моногородов и путей их решения и составление практической части про моногорода Кузбасса.

Задачи:

1. Исследовать специальную литературу по рассматриваемой проблеме.

2. Рассмотреть содержание ключевых понятий

3. Выделить основные проблемы и пути решения моногородов

4. Определить моногорода Кемеровской области

Объект исследования: Моногорода России.

Предмет исследования: Пути решения проблем моногородов.


Теоретическая часть

Определение моногорода.

Прежде чем начать исследовать проблему моногородов, необходимо дать определение моногорода. Итак, что же такое моногород?

Моногород - это город, зависящий от одного или нескольких «градообразующих» предприятий в плане трудоустройства иинфраструктуры. Слово «моногород» является сокращением понятия «монопрофильный город», где греческая приставка «моно» означает «единственный».
Из этого определения моногорода напрашивается следующий вопрос - а что же такое градообразующее предприятие?

Градообразующее предприятие — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называются моногородами.

Значительная часть моногородов строилась с нуля одновременно с предприятием. Градообразующие предприятия многих моногородов относились к военно-промышленному комплексу, такие моногорода имели статус закрытых административно-территориальных образований.

Причины появления моногородов.

Появление моногородов в современной России - это результат реструктуризации всей социально-экономической жизни страны после распада СССР в 1991 г. Моногорода - это специфическое явление, присущее только России. Как известно, специфика социально-экономической жизни бывшего СССР заключалась в попытке построить самодостаточную страну, которая экономически никак бы не зависела от других стран мира. С этой целью в разных регионах страны создавались крупные промышленные предприятия, а вокруг затем появлялась вся социальная инфраструктура. Но в связи с отказом общества от социалистической экономики, распадом СССР в 1991 г., переходом России к рыночным экономическим отношениям, изменением структуры промышленности страны, эти города оказались не в состоянии организовать самостоятельные экономические отношения и стали нуждаться в помощи государства и общества.

Можно выделить четыре волны формирования моногородов.

I. Первое массовое образование моногородов в России началось еще во время первой волны индустриализации эпохи Петра I. Организация новых производств, и в первую очередь, суконных мануфактур и железоделательных заводов в зонах освоения (Тула, Урал, Подмосковье), требовала много рабочих рук. Однако свободных кадров как таковых в России не существовало. Поэтому к заводам либо приписывались казенные крестьяне, либо приобретались крепостные на вывоз или использовались войска и каторжные работники. Поэтому изначально образовывались заводы-поселки, часть из которых развились в крупные промышленные центры (такие как Челябинск, Тула, Златоуст), другая же часть так и осталась в состоянии моногорода (такие как Ирбит, Аша и др.).

II. Второе массовое развитие моногородов связано с развитием легкой промышленности («ситцевого капитализма») России. Были созданы мануфактуры, которые располагались преимущественно в Центре России и использовали труд крестьян в зимнее время, как отхожий промысел с последующим переходом на постоянную работу. В это время возникают такие города как Дрезна, Шуя, Орехово-Зуево, Павлов Пасад. В сфере народных промыслов образуются центры производства за счет укрупнения деревенских промыслов: Семенов, Гусь-Хрустальный, Первомайский (фарфоровый завод Попова), Гжель. В это же время образуются шахтерские города-поселки вдоль трассы. Транссибирской магистрали в целях снабжения углем паровозного парка. Количество моногородов резко возросло в советское время. Во времена индустриализации возникновение моногородов происходило в небольшой степени, так как производства или реконструировались, или создавались сразу как комплекс предприятий, имеющий одно или несколько головных предприятий (напр. Магнитка, Воркута, Новокузнецк, Апатиты и др.). Значительное число моногородов возникло в военное время за счет эвакуированных предприятий, причем позднее ряд монопоселков слился с близрасположенным городом (Безымянка и Куйбышев, Танкоград и Челябинск), а ряд предприятий стали градообразующими (Шадринск – за счет эвакуации части ЗИЛа из Москвы и т.д.).

III. В послевоенный период в размещении производительных сил проявилась тенденция рассредоточения производства из крупных городов и активного привлечения рабочей силы из местного и сельского населения. Система советского капитального строительства из-за постоянного дефицита продукции была направлена на строительство новых мощностей, а не реконструкцию старых объектов, чем объяснялось активное строительство новых производств в малых и средних городах, где подобные предприятия по существу становились градообразующими (например, Ковдор, Оленегорск, Кингисепп, Пикалево и т.д.).

IV. Развитие научно-технического и военного потенциала страны повлекло за собой создание наукоградов, ЗАТО. Первый эксперимент был опробован в Академгородке в Новосибирске. Позже были созданы города Дубна, Обнинск, Протвино, Троицк, Черноголовка, Зеленоград и другие.

Таким образом, структура моногородов в России стала представлять собой довольно сложный конгломерат городов, различных по численности (от городов типа Тольятти, Саяногорска, Костомукши до районных городов и поселков городского типа), по сложности производства и квалификации жителей - (от Троицка и Обнинска до Шумихи и Острова).

Проблемы моногородов.

Проблема моногородов, коих в России великое множество, в том, что если на «градообразующих» предприятиях начинаются увольнения, то большинству трудоспособного населения города становится попросту негде работать. Государство часто оказывает поддержку моногородам и предприятиям, критически важным для жизни таких городов. Классическим примером моногорода является огромный Тольятти, где от ситуации на АвтоВАЗе зависит благополучие всего города.

Понятие "моногород" в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Он обозначает теснейшую связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом завод или фабрику называют не иначе, как градообразующими. На сегодняшний день в законодательной базе невозможно найти, что означает "моногород". Это слово лишь подразумевается в нормативных актах, которые упоминают градообразующие предприятия. Существует определенная методика Минрегиона, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50% имеет отношение только к одной определенной отрасли. Моногород – это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. Причем крупнейший завод или фабрика ведут не только экономическую деятельность. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.

Признаки.

Какие города могут быть отнесены к категории монопрофильных? По мнению экспертов, это такие населенные пункты, где:

1. Работает одно или несколько однотипных предприятий, имеющих одинаковую отраслевую принадлежность. При этом все остальные хозяйствующие субъекты такого города выпускают продукцию только для нужд его населения.

2. Имеется цепочка предприятий, которые имеют между собой технологические связи и работают на один определенный конечный рынок (кроме тех, кто выпускает продукцию для нужд города).

3. Доход местного бюджета в значительной степени зависит от работы одного или нескольких предприятий.

4. Население обладает однородным профессиональным составом.

Кроме того, моногород – это населенный пункт, расположенный в значительной удаленности от других городов, или не имеющий развитых связей с внешним миром в виде дорог, телефонных сетей и т. д. Классификация по типам Минрегиона РФ учитывает в своем перечне все моногорода России. Список их на сегодняшний день включает в себя 460 населенных пунктов. При этом они классифицируются по нескольким типам. Так, моногорода России могут: - иметь одно градообразующее предприятие; - быть спутниками крупных городов; - иметь несколько градообразующих предприятий. Каждый из этих типов монопрофильных населенных пунктов имеет свои особенности социально-экономической среды и, как следствие, особые потребности в сфере содержания социального сектора. Возникновение Моногорода России список свой начали вести вовсе не в тот период, когда функционировала плановая экономика Советского Союза. Все произошло значительно раньше. Первые моногорода России возникли еще при Петре I. Это было время, когда по всей стране организовывались новые производства, такие как суконные мануфактуры и железоделательные заводы.

Зонами освоения в то время были Подмосковье и Урал. Некоторые заводы-поселки того времени существуют и поныне. Это Аша, Ирбит и другие. Новый этап Развитие моногорода вновь началось в конце 19 века. В этот период рабочие поселки возникали на базе угольной и легкой промышленности. Так, благодаря развитию мануфактурного производства появились такие поселения, как Павлов Посад, Орехово-Зуево, Шуя и Дрезна. Много шахтерских моногородов возникло в этот период в Ростовской и Кемеровской областях. Становление советской власти Следующим этапом для таких населенных пунктов явилось начало тридцатых годов прошлого столетия. В те бурные времена, когда развивалось молодое советское государство, моногород – это часть территориально-производственного комплекса. Среди самый ярких примеров таких населенных пунктов – Новокузнецк, Магнитка и Апатиты. Некоторые монопрофильные города того периода были построены с использованием труда заключенных ГУЛАГА. Например, Норильск и Воркута. Эвакуация крупных предприятий Большое количество монопрофильных городов появилось в нашей стране в годы Второй мировой войны. Они возникли на базе эвакуированныхпредприятий. Позднее некоторые из таких рабочих поселков слились с расположенными неподалеку городами. Примером тому может служить Безымянка, присоединившаяся к Куйбышеву, а также Танкоград, ставший частью Челябинска. Некоторые из эвакуированных предприятий впоследствии сами стали градообразующими. Примером тому может служить Шадринск. Он возник на базе эвакуированной из Москвы части завода ЗИЛ. Послевоенные годы Во второй половине двадцатого века производственные мощности стали размещать в уже существующих малых и средних городах. Происходило это, как правило, в восточных землях России. Здесь предприятия также становились градообразующими. Примером тому могут служить узкоспециализированные города-энергетиков, которые находятся неподалеку от атомных и тепловых электростанций. Это Кировск, Волгореченск, Новомичуринск и т. д. Узкой специализацией отличаются и такие города, как Мегин, Урай и Нефтегорск. Здесь работают предприятия, занятые добычей газа и нефти. Также стали появляться монопрофильные города, население которых было занято добычей горно-химического сырья, железных руд, угля, цветных металлов и строительных материалов. В этот же период, благодаря политике развития пищевой отрасли, возникли крупные мясокомбинаты, сахарные и сырзаводы. Их строили во многих районных центрах, находящихся в европейской части нашей страны. Примерами таких населенных пунктов являются: Золотуха (Курская область), Стародуб (Брянская область), Шумиха и Петухово (Курганская область) и многие другие. Для реализации атомной и оборонной политики России в стране были созданы закрытые моногорода. Это Курчатов и Полярный, Снежинск и Байконур. Такие города являлись самостоятельными административными образованиями, ограничивающими въезд и выезд граждан, а также имеющими спецснабжение. Бурное развитие научно-технического потенциала России стало причиной создания наукоградов. Первый эксперимент провели в новосибирском Академгородке. Несколько позже были построены Троицк и Обнинск, Черноголовка и Дубна, Зеленоград и многие другие. Уже в конце 80-х годов прошлого столетия на территории России насчитывалось порядка четырехсот моногородов. Значительная часть этих населенных пунктов была построена вблизи предприятий деревообрабатывающей и лесной, пищевой промышленности, а также машиностроения. Отличительная черта моногородов Населенные пункты, построенные в непосредственной близости от крупных предприятий, имеют с ними неразрывные связи. Причем это наблюдается не только в экономической, но и в социальной сфере. Само градообразующее предприятие обеспечивает жизнедеятельность населения. Во времена СССР рабочие моногородов получали ведомственное жилье. На балансе фабрик и заводов находились котельные и детские сады, учебные заведения и поликлиники. Производственный комплекс нес все расходы по обеспечению социальных объектов, включая затраты в себестоимость собственной продукции. С приходом рыночной экономии это привело к неконкурентоспособности таких предприятий.

Что значит моногород для нашей страны? Это населенный пункт, поддерживающий работу крупного предприятия, и, соответственно, вносящий свою лепту в экономическое развитие государства. Для максимальной эффективности работы моногородов их всегда располагали с привязкой к крупным месторождениям, промышленному поясу развития государства и т. д. Так, в агломерационной зоне находятся такие моногорода, как Воскресенск, Кириши и Новомосковск. Их градообразующими объектами являются предприятия, относящиеся к металлургической и химической промышленности. Высокий экономический статус моногорода-спутника агломерационной зоны возникает в связи с его близостью к крупному административному центру. Это позволяет государству выделять меньший объем финансирования на поддержание социальной среды такого населенного пункта. На восточных и северных территориях России построено большое количество моногородов, специализирующихся на обработке сырьевых ресурсов. Это Нижневартовск и Сургут, Усинск и Новый Уренгой. Традиционно для размещения моногородов использовалась территория промышленного пояса страны, которая располагается на Урале и юге Сибири. Здесь построены Краснотурьинск, Белорецк, Саяногорск и др. Моногорода данного пояса, предприятия которых относятся к металлургии и машиностроению, наименее благополучны в развитии социальной сферы. Такая ситуация сложилась в связи с их значительной удаленностью от крупных административных центров. С приходом девяностых годов прошлого столетия основная часть моногородов оказалась в сложной ситуации. Этому способствовали: - спад уровня производства; - разрыв связей плановой экономики; - неспособность основной продукции конкурировать на рынке; - большое количество социальных объектов на балансе предприятий. Все эти факторы в значительной степени повлияли на ухудшение качества жизни населения моногородов. Проблема таких заводских поселков заключена в том, что расположенные на их территории предприятия потеряли значительную часть рынка сбыта. Особенно тяжелое положение сложилось в тех населенных пунктах, в экономике которых доминировал находящийся рядом производственный комплекс.

По данным «Российской газеты» от 22 декабря 2015 года на сегодняшний день в России насчитывается 319 моногородов. Из них 99 территорий находятся в наиболее сложной ситуации, в так называемой «красной зоне». Как могут выйти из кризисной ситуации такие моногорода? Поддержка государства требуется им непременно.Отсутствие финансирования со стороны государства привело к прекращению научных исследований и росту безработицы. На сегодняшний день программа моногородов закрытого типа должна исходить из имеющегося в них огромного антикризисного потенциала. К тому же государство, заботящееся о своей обороноспособности и безопасности, намерено продолжать финансировать деятельность этих высокотехнологичных предприятий. На сегодняшний день закрытые моногорода начали выпускать продукцию на экспорт. К примеру, расположенный в Новоуральске электрохимический комбинат поставляет малообогащенный уран в Испанию, Германию, Францию, Швецию, Великобританию, Финляндию и в страны СНГ.

Пути решения проблемы.

Программа "Моногород" может иметь несколько механизмов выхода из сложившейся ситуации. Первый из них – рыночный. Для его исполнения нужен переезд работников в те населенные пункты, которые смогут предоставить им работу. Однако здесь есть свои сложности. Среди них – нехватка жилья и отсутствие свободных вакансий на рынке труда. Низкая мобильность рабочей силы связана и с громадными пространствами нашей страны. К тому же пожилым людям, которых много в моногородах, трудно срываться с места, проходить переквалификацию и адаптироваться к новым условиям. Наиболее приемлемые пути решения проблем моногородов состоят в масштабной поддержке государства или в эволюции городских функций. В первом случае площадка неработающих предприятий может быть использована для развития какого-либо нового бизнеса. Тогда государство должно законодательно закрепить ряд льгот для тех, кто будет выпускать здесь продукцию. Во втором случае произойдет утрата городом своих первоначальных функций. Предприятие будет закрыто, и населенный пункт станет центром сельскохозяйственного региона.

Четыре моногорода Кемеровской области претендуют на господдержку в сумме 2 млрд 50 млн рублей, сообщил журналистам заместитель губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов на пресс-конференции 7 ноября.

Отметим, что в Кемеровской области 19 моногородов, но на поддержку федерального бюджета претендуют только несколько городов региона.

В частности, Юрга претендует на господдержку в размере 650 млн рублей. В этом городе планируется построить завод по производству минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов.

Анжеро-Судженск нуждается в сумме 730 млн. рублей для строительства фанерного комбината и нефтеперерабатывающего завода.

Прокопьевску могут выделить 260 млн рублей для создания молочного завода, предприятия по производству резиновой крошки и завода по сборке БелАЗов и мебельного производства.

Таштагол претендует на 410 млн рублей. Эти деньги нужны для развития туристической инфраструктуры, создания полигона ТБО и отладки системы водоснабжения. Однако, как сообщает газета «Кузбасс» от 27 октября 2015 года, уже принято решение о выделении Таштаголу около 57млн. рублей. Средства предназначены на реконструкцию так называемого «Золотого моста» через реку Кондома, который необходим и туристическому бизнесу и промышленности.

Также есть идея сделать у поселка Мундыбаш «ворота» в Горную Шорию. Как отметил Валерий Сафонов, первый заместитель главы Таштагольского района, сейчас предстоит развивать придорожную инфраструктуру. По сути, в будущем здесь планируют сделать транспортно - туристский комплекс. Но это пока перспективы отдаленного будущего. Ведь для такого масштабного развития, отметил замгубернатора Дмитрий Исламов, необходимо полноценно спроектировать план в соответствии с мировыми стандартами.

5 моногородов Кузбасса привлекут 120 млрд. рублей частных инвестиций

Как сообщили власти региона23.10.15, эти средства удастся привлечь до 2020 года благодаря сотрудничеству с фондом развития моногородов. В указанный срок в этих населённых пунктах должно быть создано больше 10 тыс. новых рабочих мест.

23 октября 2015 года губернатор Аман Тулеев подписал с гендиректором фонда Ильей Кривоговым соглашения о сотрудничестве, касающиеся развития Таштагола, Киселёвска и Калтана. Эти города получат больше 2 млрд рублей федеральных средств.

Напомним, что в апреле текущего года аналогичные соглашения были подписаны по Юрге и Анжеро-Судженску.

Как отметил Аман Тулеев, в Кузбассе 24 города, в которых живёт 70% населения, имеют монопрофильную структуру экономики.

– В этой непростой экономической ситуации, особенно в угольной отрасли и металлургии, именно от программы развития моногородов мы получаем реальную поддержку. Главный результат – инвестиции и новые рабочие места, – сказал губернатор.

В настоящее время большинство предприятий в моногородах имеют неэффективного собственника или управляются неэффективно. Во многих случаях собственники не заинтересованы в модернизации и развитии предприятий. Они не вкладывают денег в эти направления даже в период экономического роста. Происходит варварская эксплуатация ресурсов. Характернойчертой экономики градообразующих предприятий является их экстенсивное развитие, привлечение кредитных ресурсов для расширения бизнеса, относительно высокие показатели рентабельности для кризисного периода, что, однако, не обеспечило необходимого за- паса финансовойустойчивости предприятий, привело к низким показателям автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами и текущей ликвидности. Учитывая особую значимость рассматриваемых организаций для экономики России, государство может и должно быть эффективным контролером деятельности градообразующих предприятий в силу их экономической и социальной значимости. Мировойфинансовый кризис и кризисроссийской экономики в значительной степени обострили проблемы моногородов и их градообразующих организаций.

Главная задача в отношении большинства предприятий заключается в том, чтобы сохранить производство, повысить уровень эффективности менеджмента компаний. Для этого важно более детально проанализировать деятельность предприятий, их значение для российской эко-номики, выделив имеющие возможности восстановления платежеспособности, финансовойустойчивости и потенциал дальнейшего развития; и финансово неблагополучные, в отношении которых целесообразно применить соответствующие процедуры банкротства с целью замены собственника на более эффективного, реструктуризации производства и других действий в соответствии с законом о банкротстве и обеспечения, в конечном итоге, эффективного функционирования бизнесединицы либо ликвидации предприятия с выведением из реестра юридических лиц. Только после рассмотрения всех особенностей отрасли, региона и предприятия должны применяться соответствующие методы государственного регулирования: финансовая поддержка; государственные гарантии, субсидирование, реструктуризация налоговой задолженности, размещение государственного заказа, а так же проведение процедур банкротства.

Устойчивое социально-экономическое развитие моногородов России зависит от многих факторов. Необходимо найти точки роста как в условиях кризиса, так и в посткризисном развитии экономики города. Для этого необходимо провести:

- анализ реального финансово- экономического состояния и оценку возможностей̆, потенциала предприятий для восстановления и развития;

- развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, предотвращение стихийной миграции, повышение занятости и самозанятости населения;

- создание полифункциональной̆ экономики города, преодоление его монопрофильности, развитие его перерабатывающих производств;

- развитие социальной и инженерной инфраструктуры города, где могут быть задействованы широкие слои населения.

Одной из важнейших задач при работе с градообразующими организациями является разработка мер по повышению их устойчивости к факторам кризиса, включая финансовую устойчивость, про- ведение мероприятий по предупреждению наиболее опасных последствий кризисов, а также антикризисная реструктуризация для сохранения бизнеса и эффективного использования имущественного комплекса.

 

Также основными проблемами моногородов являются:

- высокий уровень безработицы;

- низкая инновационная активность местных предприятий;

- ограниченная функциональная направленность местных производств;

- высокая степень экономических рисков на территории;

- незрелость отношений гражданского общества.

Практическая часть

Моногорода Кузбасса.

Проблема развития моногородов является чрезвычайно актуальной для Кемеровской области. Кузбасс – это регион, где все города, кроме Кемерово, являются монопрофильными, их развитие зависит от одной отрасли: угольной, металлургии, машиностроения или железной дороги. Сегодня в таких городах проживает 70 % кузбассовцев.

Поэтому в 2010 году по поручению Губернатора Кемеровской области была проведена колоссальная работа – были разработаны планы модернизации всех кузбасских моногородов. В результате, первые 3 города Кемеровской области – Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий и Таштагол получили государственную поддержку уже в 2010 году.

Выбор этих городов обусловлен сложной ситуацией в муниципальных экономиках, напряженной ситуацией на рынке труда, большой долей занятых на градообразующих предприятиях. Для этих территорий характерны следующие социально-экономические проблемы:
с ырьевая направленность экономик и преобладание видов деятельности с низким переделом и низкой добавленной стоимостью;
д ефицит электроэнергии;
в ысокий удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда.
Программа модернизации экономик моногородов нацелена на:
увеличение инновационной составляющей промышленного производства,
создание новых видов экономической деятельности,
повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции,

повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

 

Южная столица Кузбасса теперь имеет статус моногорода. Перечень моногородов одобрен Приказом Минрегиона России и опубликован на официальном сайте ведомства. Всего в этот список вошли 19 кузбасских муниципалитетов. Это Анжеро-Судженск, Белово, Берёзовский, Гурьевск, Калтан, Киселевск, Краснобродский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Осинники, Полысаево, Прокопьевск, Тайга, Таштагол, Топки, Юрга.

С одной стороны статус моногорода дает неоспоримые преимущества. И в первую очередь в финансовом плане: можно рассчитывать на федеральные деньги для развития инфраструктуры и бизнеса. Однако есть и другая сторона медали. В федеральных, а затем и в местных СМИ появились публикации о том, что Минэкономразвития предлагает закрывать неперспективные моногорода, а их жителей переселять в другие места. Тем, кто согласится, обещают помогать с выкупом жилья и работой. По мнению экспертов, наибольшую тревогу вызывают муниципалитеты, в которых градообразующими являются предприятия металлургической отрасли, а также те, где с советских времен не проводилась модернизация. Отметим, что в перечне моногородов в качестве градообразующих указаны ОАО «КФ», ОАО «Кузнецкие ферросплавы» и ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК».

 

Анжеро-Судженск Шахтоуправление «Анжерское»
Белово «Евразхолдинг», «Южкузбассуголь»
Берёзовский «Сибирский деловой союз»
Гурьевск «Гурьевский металлургический завод»
Калтан «Южкузбасс ГРЭС», «Калтанский завод металлургических конструкций»
Киселевск ХК «СДС-уголь», УК «Заречная»
Краснобродский «Краснобродский угольный разрез»
Ленинск-Кузнецкий «СУЭК-Кузбасс»
Мариинск «Мариинский ликероводочный завод»
Междуреченск УК «Южный Кузбасс»
Новокузнецк «Евраз», «РУСал», «Кузнецкие ферросплавы»
Осинники Шахта «Осинниковская»
Полысаево «СУЭК-Кузбасс», УК «Заречная»
Прокопьевск Завод «Электромашина»
Тайга «РЖД»
Таштагол «Таштагольский рудник»
Топки «Топкинский цемент»
Юрга «Юргинский машзавод»

Новокузнецк

Город Новокузнецк считается крупнейшим городом Кемеровской области и одним из старейших городов в Сибири.

В 1617-1618г. здесь возник острог Кузнецк, существовавший как крепость-защитница юго-востока России. В 1689г. Кузнецку был присвоен статус города. В 1929г. здесь началось строительство металлургического завода, выпускавшего впоследствии военную продукцию. В 1932г. город получает новое название – Сталинск. В 1941г. начали работу Кузнецкий завод ферросплавов и Новокузнецкий алюминиевый завод. Город сыграл далеко не последнюю роль во время Великой Отечественной Войны, звания Героя Советского Союза получили 52 жителя Новокузнецка. В послевоенные годы Новокузнецк активно застраивался и развивался, были построены – больницы, школы, детские сады, учреждения культуры, началась разработки новых угольных шахт, за короткое время был построен Западно-Cибирский металлургический комбинат. В том же 1961г. город снова переименовывают в Новокузнецк. В 1986г. началась перестройка, включавшая в себя социальные и экономические реформы спустя год, в связи с неудачей экономической реформы в Кемеровской области начались забастовки шахтеров. Значительное количество предприятий города обанкротилось, а в 1989г. Новокузнецк стал одним из центров забастовки шахтеров. Сейчас Новокузнецк — динамично развивающийся промышленный город, где функционирует более ста промышленных предприятий, металлургических, угледобывающих, химических, многие из которых входят в крупные холдинги.

В 2013 году Новокузнецк, как и остальные города Кемеровской области, кроме Кемерово, был включен Министерством регионального развития в перечень моногородов.

Известно, что еще в 2010 году администрацией Новокузнецка подготовлен комплексный инвестиционный план модернизации моногорода. На тот момент он был одобрен Коллегией администрации Кемеровской области и утвержден на сессии Новокузнецкого городского Совета народных депутатов.

А в ноябре того же года утвержденный КИП был представлен в Москве членам Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов. Однако, по результатам этой встречи комплексный инвестиционный план города не получил финансовую поддержку. На фоне таких городов как Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий, по мнению экспертов, Новокузнецк не имел ярко выраженных признаков монопрофильности.

Отметим, что реализация КИПа предусматривалась по следующим направлениям: техническое перевооружение предприятий моноотрасли – металлургии; создание новых и развитие действующих непрофильных отраслей промышленности с использованием инновационных технологий; развитие малого и среднего бизнеса. В целом первоначальная редакция включала в себя 26 инвестиционных проектов, финансируемых за счет различных источников. Как показали 2011–2013 годы, многие замыслы так и не были реализованы: некоторые перенесены на более поздние сроки в связи с отсутствием инвесторов, другие вовсе потеряли свою актуальность в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности инициаторов инвестиционных проектов.

Таким образом, на сегодняшний день перед администрацией города стоит важная задача – найти новые инвестиционные проекты, собрать своеобразный банк данных проектов для потенциальных инвесторов, который станет основой для новой редакции КИП, направленной на улучшение инвестиционной привлекательности и развитие новых производств.

Добавим, что Минэкономразвития предлагает закрывать неперспективные моногорода, относя к таким те, которые были построены для развития различных месторождений, но ресурсы которых на сегодняшний день исчерпаны. Наш Новокузнецк можно отнести к промышленному моногороду со своим историко-культурным наследием.

 

Таштагол

Город Таштагол является административным центром Таштагольского муниципального района. Численность населения города составляет 23 тыс. человек. До 2004 года город Таштагол полностью включал в себя территорию Таштагольского района и управлялся как единая территория. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» в 2004 году город Таштагол был преобразован в Таштагольский район с выделением отдельных городских поселений.

 

Активное заселение территории началось в 60-е годы прошлого столетия, и было связано с началом промышленной разработки месторождений железных руд и лесозаготовкой. Исторически расселение прибывающих в район людей происходило вдоль Западно-Сибирской железной дороги, которая соединяет район с соседними территориями, обеспечивая выход к Транссибирской железнодорожной магистрали. Позднее поселения образовывались вдоль автомобильной дороги с твердым покрытием Кемерово–Новокузнецк – Кузедеево – Таштагол, обеспечивающей внешнеэкономические и внутрирайонные связи Таштагола.

Сложившаяся на сегодняшний день в районе система расселения относится к неравномерно-рассредоточенному типу, плотность населения низкая, расстояние между поселениями – 10–15 км, удаленность периферийных поселков от районного центра в среднем составляет 30–60 км. Удаленность от крупных культурных центров является причиной некоторой изоляции жителей этой местности, ограничивает их доступ к культурным центрам, а также контакты внутри района и за его пределами.

Ключевой проблемой дальнейшего развития Таштагола является невозможность подключения к электроэнергии. Электроснабжение потребителей территории в настоящее время осуществляется по высоковольтным линиям, построенным в 50-х годах прошлого века. Вследствие дефицита мощности и перегрузки существующих линий электропередачи мощностью 110 кВ прекращена выдача разрешений на подключение новых потребителей.

По причине удаленности поселков экономически неэффективным становится и строительство линий электропередачи, что ставит вопрос о необходимости развития малой энергетики.

Таким образом, будущее Таштагола находится в абсолютной зависимости от развития транспортной и энергетической инфраструктуры.

По состоянию на 1 января 2011 года в Таштаголе было зарегистрировано 662 субъекта хозяйственной деятельности, в том числе 399 частных предприятий. Регистрацию прошли 1136 индивидуальных предпринимателей.

Структура промышленности Таштагольского района носит ярко выраженный моноотраслевой характер с абсолютным преобладанием доли горнорудной отрасли на протяжении всей истории района. В 2009 году доля добычи полезных ископаемых составляла 71%, в се



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: