Крымский государственный медицинский университет
Им. С.И. Георгиевского
Кафедра русского языка
Сборник
Тренировочных упражнений
По грамматике русского языка
Для иностранных студентов
В тетрадях
Тетрадь 4
Симферополь, 2013
Составители – профессор Ховалкина А.А.
Аннотация
Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.
В сборнике использованы материалы, разработанные на кафедре русского языка и вошедшие в ранее изданные учебно-методические пособия: «Рабочая тетрадь по именному словообразованию для аудиторных и внеаудиторных занятий студентов 1 курса» (Ховалкина А.А., Суржина В.А., Пономаренко Е.А.), Симферополь, 1999г.; «Учебное пособие по грамматике русского языка для студентов медицинского университета с английской формой обучения (корректировочный курс). Часть II. Морфемика. Словообразование. Формообразование» (Бондарчук Л.В.), Симферополь, 2005г.; «Практический курс русского языка для иностранных студентов медицинского университета с аудиоприложением (в пяти частях). Часть 2» (Суржина В.А., Фильцова М.С., Ховалкина А.А.), Симферополь, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. | Состав слова: деление слова на значимые части ……………………….. | |
ТЕМА 2. | Части речи. Местоимённые категоризаторы частей речи ……………... | |
ТЕМА 3. | Трансформация частей речи: имени существительного в имя прилагательное (кто, что " какой, чей) и обозначение степеней его проявления: -ее (-ей), -е; наи-, -ейш- / -айш- …………………………… | |
ТЕМА 4. | Трансформация частей речи: имени прилагательного в имя существительное; субстантивация прилагательных (какой " что)... | |
ТЕМА 5. | Трансформация частей речи: имени прилагательного в наречие (какой " как). Степени сравнения …………………………………………..... | |
ТЕМА 6. | Трансформация частей речи: глагола в имя существительное (что делать " кто, что) …………………………………………………………….. | |
ТЕМА 7. | Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = производящий какое действие) ………………………………… | |
ТЕМА 8. | Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = испытывающий какое действие) ……………………………… | |
ТЕМА 9. | Трансформация частей речи: глагола в деепричастие: одновременность и последовательность действий (что делать/ сделать " что делая/ сделав) ……………………………………………….. |
|
Тема 1: | Состав слова: деление слова на значимые части |
ЗАДАНИЕ 1. Выделите корни (Ç) в следующих словах.
вода – водный – водянистый кровь – кровяной – кровный – бескровный
кость – косточка – костяной позвонок – позвоночный – позвоночник
нерв – нервный – нервничать – нервозный череп – черепной – внутричерепной
лоб – лобный – надлобный спина – спинной – спинка – спинальный
ЗАДАНИЕ 2. Выделите корни (Ç) в следующих словах, подчеркните чередующиеся согласные.
рука – ручка лицо – личный желудок – желудочный
нога – ножка висок – височный ухо – ушной
ЗАДАНИЕ 3. Выделите корни (Ç) и префиксы (Ø) в следующих словах.
кость – надкостница – межкостный ухо – заушный желудок – поджелудочный
нос – переносица мышца – межмышечный зуб – беззубый
|
борода – подбородок бровь – надбровный рука – безрукий
ЗАДАНИЕ 4. Выделите корни (Ç), суффиксы (Ù) и окончания (ð) в следующих словах.
холод – холодный мозг – мозговой голос – голосистый
лекция – лекционный хлор – хлористый волос – волосистый
глаз – глазной звезда – звёздчатый нос – носовой
ЗАДАНИЕ 5. Подберите слова, пользуясь справочным материалом, имеющие тот же корень.
нос – _____________________________ железа – __________________________________
бровь – ____________________________ ход – _____________________________________
слеза – ____________________________ молодой – ________________________________
крик – _____________________________ боль – ____________________________________
Слова для справки: надбровный, слёзный, железистый, слезиться, помолодеть, крикливый, больной, носовой, молодеть, выход, больница, слезливый, ходить, переход, больничный, кричать, переносица, болезнь.
ЗАДАНИЕ 6. Выделите корни (Ç) в следующих словах.
носоглотка, кровеносный, малокровие, разнообразный,
микробиология, трёхслойный, кровотечение.
ЗАДАНИЕ 7. Образуйте сложные слова при помощи компонента а) "образный" (конус – конусообразный) и б) "видный" (куб – кубовидный).
а) крест – ___________________________ б) блок – ___________________________
шар – ____________________________ бокал – __________________________
зигзаг – __________________________ горох – __________________________
веер – ____________________________ зуб – ____________________________
воронка – _________________________ меч – ___________________________
дуга – ____________________________ крыло – _________________________
луна – ____________________________ кольцо – _________________________
желе – ____________________________ груша – _________________________
волна – ___________________________ палочка – ________________________
|
чаша – ____________________________ ромб – __________________________
червь – ____________________________ клин – ___________________________
веретено – _________________________ орех – ___________________________
Тема 2: | Части речи. Местоимённые категоризаторы частей речи |
ЗАДАНИЕ 1. К выделенным словам в следующих предложениях задайте вопросы:
КТО? ЧТО?; КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ?
______ _____ _______ ______ _______ ______
1. Череп разделяется на две части: лицевой череп и мозговой череп
_______ ______ _____ _____ _____ _____
2. Сухожилия длинных мышц имеют вид узкой ленты.
______ _______ _________ ________
3. Кость обладает прочностью, гибкостью, эластичностью.
________ _____ _______ ______
4. Некоторые люди рождаются со слепотой и глухотой.
________ ______ _____ ________ _____ ______ _______
5. Мимические мышцы лица управляют подвижностью щёк, губ, ноздрей.
_______ _________ __________ __________ __________
6. Все живые организмы обладают раздражимостью, возбудимостью и сократимостью.
________ __________ ______ _________ ______
7. При некоторых заболеваниях у людей появляется желтушность кожи.
ЗАДАНИЕ 2. К выделенным словам в следующих предложениях задайте вопросы:
ЧТО ДЕЛАТЬ/СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТСЯ (происходит)?
_______
1. Трубчатые кости имеют общее строение.
_________
2. К воздухоносным костям принадлежат верхняя челюсть, лобная кость и другие.
_______
3. Концы кости имеют суставные поверхности и называются эпифизами.
__________
4. Метафизы обеспечивают рост кости в длину.
_________
5. Костные выступы (выросты) на эпифизах называются апофизами.
____________
6. К костным выступам прикрепляются сухожилия мышц.
__________ __________
7. Висцеральная плевра срастается с тканью лёгкого и таким образом покрывает лёгкое.
_________________
8. Трахея представляет собой трубку длиной 11 – 12 см.
ЗАДАНИЕ 3. К выделенным словам в следующих предложениях задайте вопросы: