ЗАДАНИЕ 5. Подберите слова, пользуясь справочным материалом, имеющие тот же корень.




Крымский государственный медицинский университет

Им. С.И. Георгиевского

Кафедра русского языка

Сборник

Тренировочных упражнений

По грамматике русского языка

Для иностранных студентов

В тетрадях

Тетрадь 4

 
 


Симферополь, 2013

Составители – профессор Ховалкина А.А.

Аннотация

Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.

В сборнике использованы материалы, разработанные на кафедре русского языка и вошедшие в ранее изданные учебно-методические пособия: «Рабочая тетрадь по именному словообразованию для аудиторных и внеаудиторных занятий студентов 1 курса» (Ховалкина А.А., Суржина В.А., Пономаренко Е.А.), Симферополь, 1999г.; «Учебное пособие по грамматике русского языка для студентов медицинского университета с английской формой обучения (корректировочный курс). Часть II. Морфемика. Словообразование. Формообразование» (Бондарчук Л.В.), Симферополь, 2005г.; «Практический курс русского языка для иностранных студентов медицинского университета с аудиоприложением (в пяти частях). Часть 2» (Суржина В.А., Фильцова М.С., Ховалкина А.А.), Симферополь, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. Состав слова: деление слова на значимые части ………………………..  
ТЕМА 2. Части речи. Местоимённые категоризаторы частей речи ……………...  
ТЕМА 3. Трансформация частей речи: имени существительного в имя прилагательное (кто, что " какой, чей) и обозначение степеней его проявления: -ее (-ей), -е; наи-, -ейш- / -айш- ……………………………  
ТЕМА 4. Трансформация частей речи: имени прилагательного в имя существительное; субстантивация прилагательных (какой " что)...  
ТЕМА 5. Трансформация частей речи: имени прилагательного в наречие (какой " как). Степени сравнения ………………………………………….....  
ТЕМА 6. Трансформация частей речи: глагола в имя существительное (что делать " кто, что) ……………………………………………………………..  
ТЕМА 7. Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = производящий какое действие) …………………………………  
ТЕМА 8. Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = испытывающий какое действие) ………………………………  
ТЕМА 9. Трансформация частей речи: глагола в деепричастие: одновременность и последовательность действий (что делать/ сделать " что делая/ сделав) ………………………………………………..  

 

Тема 1: Состав слова: деление слова на значимые части

ЗАДАНИЕ 1. Выделите корни (Ç) в следующих словах.

вода – водный – водянистый кровь – кровяной – кровный – бескровный

кость – косточка – костяной позвонок – позвоночный – позвоночник

нерв – нервный – нервничать – нервозный череп – черепной – внутричерепной

лоб – лобный – надлобный спина – спинной – спинка – спинальный

ЗАДАНИЕ 2. Выделите корни (Ç) в следующих словах, подчеркните чередующиеся согласные.

рука – ручка лицо – личный желудок – желудочный

нога – ножка висок – височный ухо – ушной

 

ЗАДАНИЕ 3. Выделите корни (Ç) и префиксы (Ø) в следующих словах.

кость – надкостница – межкостный ухо – заушный желудок – поджелудочный

нос – переносица мышца – межмышечный зуб – беззубый

борода – подбородок бровь – надбровный рука – безрукий

 

ЗАДАНИЕ 4. Выделите корни (Ç), суффиксы (Ù) и окончания (ð) в следующих словах.

холод – холодный мозг – мозговой голос – голосистый

лекция – лекционный хлор – хлористый волос – волосистый

глаз – глазной звезда – звёздчатый нос – носовой

 

ЗАДАНИЕ 5. Подберите слова, пользуясь справочным материалом, имеющие тот же корень.

нос – _____________________________ железа – __________________________________

бровь – ____________________________ ход – _____________________________________

слеза – ____________________________ молодой – ________________________________

крик – _____________________________ боль – ____________________________________

 

Слова для справки: надбровный, слёзный, железистый, слезиться, помолодеть, крикливый, больной, носовой, молодеть, выход, больница, слезливый, ходить, переход, больничный, кричать, переносица, болезнь.

 

ЗАДАНИЕ 6. Выделите корни (Ç) в следующих словах.

 

носоглотка, кровеносный, малокровие, разнообразный,

микробиология, трёхслойный, кровотечение.

 

ЗАДАНИЕ 7. Образуйте сложные слова при помощи компонента а) "образный" (конус – конусообразный) и б) "видный" (куб – кубовидный).

а) крест – ___________________________ б) блок – ___________________________

шар – ____________________________ бокал – __________________________

зигзаг – __________________________ горох – __________________________

веер – ____________________________ зуб – ____________________________

воронка – _________________________ меч – ___________________________

дуга – ____________________________ крыло – _________________________

луна – ____________________________ кольцо – _________________________

желе – ____________________________ груша – _________________________

волна – ___________________________ палочка – ________________________

чаша – ____________________________ ромб – __________________________

червь – ____________________________ клин – ___________________________

веретено – _________________________ орех – ___________________________

 

Тема 2: Части речи. Местоимённые категоризаторы частей речи

ЗАДАНИЕ 1. К выделенным словам в следующих предложениях задайте вопросы:

КТО? ЧТО?; КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ?

______ _____ _______ ______ _______ ______

1. Череп разделяется на две части: лицевой череп и мозговой череп

_______ ______ _____ _____ _____ _____

2. Сухожилия длинных мышц имеют вид узкой ленты.

______ _______ _________ ________

3. Кость обладает прочностью, гибкостью, эластичностью.

________ _____ _______ ______

4. Некоторые люди рождаются со слепотой и глухотой.

________ ______ _____ ________ _____ ______ _______

5. Мимические мышцы лица управляют подвижностью щёк, губ, ноздрей.

_______ _________ __________ __________ __________

6. Все живые организмы обладают раздражимостью, возбудимостью и сократимостью.

________ __________ ______ _________ ______

7. При некоторых заболеваниях у людей появляется желтушность кожи.

ЗАДАНИЕ 2. К выделенным словам в следующих предложениях задайте вопросы:

ЧТО ДЕЛАТЬ/СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТСЯ (происходит)?

_______

1. Трубчатые кости имеют общее строение.

_________

2. К воздухоносным костям принадлежат верхняя челюсть, лобная кость и другие.

_______

3. Концы кости имеют суставные поверхности и называются эпифизами.

__________

4. Метафизы обеспечивают рост кости в длину.

_________

5. Костные выступы (выросты) на эпифизах называются апофизами.

____________

6. К костным выступам прикрепляются сухожилия мышц.

__________ __________

7. Висцеральная плевра срастается с тканью лёгкого и таким образом покрывает лёгкое.

_________________

8. Трахея представляет собой трубку длиной 11 – 12 см.

ЗАДАНИЕ 3. К выделенным словам в следующих предложениях задайте вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: