Задание 3. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по образцу.




а) Модель: Студент решает задачу.

– Студент, решающий задачу.

1. Переводчик переводит статью.

– Переводчик, ____________________________

2. Дедушка любит внучку.

– Дедушка, _______________________________

3. Преподаватель проверяет контрольную работу.

– Преподаватель, ______________________

4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.

– Грудная клетка, ________________________

5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.

– Щитовидная железа, _______________________

 

б) Модель: Студент прочитал статью.

– Студент, прочитавший статью.

1. Человек сделал работу.

– Человек, __________________________

2. Рабочие построили здание.

– Рабочие, ___________________________

3. Студенты сдали экзамен.

– Студенты, __________________________

4. Мальчик закрыл окно.

– Мальчик, ___________________________

5. Друзья рассказали историю.

– Друзья, ______________________________

6. Студенты организовали вечер.

– Студенты, ___________________________

7. Больной вызвал врача.

– Больной, _____________________________

8. Врач прооперировал больную.

– Врач, ________________________________

9. Учёные получили новое вещество.

– Учёные, _____________________________

10. Клетки выделили вещество.

– Клетки, _____________________________

Тема 8: Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = испытывающий какое действие)

 

ЗАДАНИЕ 1. Образуйте формы причастий от глаголов:

а) Модель: изучать - изучаемый (пассивн. наст, вр.)

 

уважать - поглощать -
вырабатывать - повышать -
применять - синтезировать -
выполнять - обладать -
использовать - захватывать -
выделять - действовать -
располагать - узнавать -
понижать - соединять -
решать - получать -
передавать - определять -

 

б) Модель: изучить - изученный (пассивн. прош. вр.)

Открыть – открытый

создать - надеть -
охладить (д/жд) - вызвать -
разбить - понизить (з/ж) -
встретить (т/ч) - основать -
убить - повысить (с/ш) -
назвать - синтезировать -
поглощать - повысить -
разрушить - увеличить -
вымыть - вытереть -

 

ЗАДАНИЕ 2. Образуйте форму причастия от выделенного глагола и употребите его в словосочетаниях, трансформировав определительные предложения в причастный оборот.

 

1. Книга, которую читают. –

_____________________ книга.

2. Фотографии, которые просматривают. –

_____________________ фотографии.

3. Напитки, которые охлаждают. –

_____________________ напитки.

4. Одежда, которую надевают. –

_____________________ одежда.

5. Гости, которых встретили. –

_____________________ гости.

6. Мебель, которую вынесли из комнаты. –

_____________________ из комнаты мебель.

7. Стихи, которые написали. –

_____________________ стихи.

8. Стакан, который разбили. –

_____________________ стакан.

9. Лица, которые забыли. –

_____________________ лица.

 

Задание 3. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по образцу.

а) Модель: Студент решает задачу.

– Задача, решаемая студентом.

1. Переводчик переводит статью.

– Статья, _____________________________

2. Дедушка любит внучку.

– Внучка, ______________________________

3. Преподаватель проверяет контрольную работу.

– Контрольная работа, _____________________

4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.

– Сердце и лёгкие, _______________________

5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.

– Гормоны, _________________________

 

б) Модель: Студент прочитал статью.

– Статья, прочитанная студентом.

1. Человек сделал работу.

– Работа, ___________________________

2. Рабочие построили здание.

– Здание, _____________________________

3. Студенты сдали экзамен.

– Экзамен, ___________________________

4. Мальчик закрыл окно.

– Окно, _______________________________

5. Друзья рассказали историю.

– История, _____________________________

6. Студенты организовали вечер.

– Вечер, ________________________________

7. Больной вызвал врача.

– Врач, ________________________________

8. Врач прооперировал больную.

– Больная, ____________________________

9. Учёные получили новое вещество.

– Вещество, _________________________

10. Клетки выделили вещество.

– Вещество, _____________________________

Тема 9: Трансформация частей речи: глагола в деепричастие: одновременность и последовательность действий (что делать/ сделать " что делая/ сделав)

Задание 1. Образуйте деепричастия:

а) от глаголов НСВ по образцу: читать – чита-ЮТ – чита-Я

играть – ____________________________ смеяться –_______________________

снимать –____________________________ улыбаться –______________________

строить –____________________________ заниматься –_____________________

лететь –____________________________ распространяться –________________

чувствовать –_________________________ находиться – ____________________

б) от глаголов СВ по образцу: прочитать – прочита-Л – прочита-В

изучить –___________________________ дать –___________________________

сказать –_____________________________ открыть –________________________

прилететь –___________________________ спеть –__________________________

решить –_____________________________ встать –__________________________

создать –______________________________ проговорить –____________________

сделать –_____________________________ выполнить –______________________

в) от глаголов СВ по образцу: научиться – научиЛ-ся – научи-ВШИ-сь

засмеяться – ___________________________ умыться –________________________

причесаться –_________________________ собраться –_______________________

распространиться –_____________________ начаться –________________________

научиться –____________________________ вернуться –______________________

 

 

г) от глаголов движения по образцу: пойти – пойд-Я

зайти –___________________________ подвести –_______________________

принести –_________________________ перевести –______________________

уйти –_____________________________ войти –__________________________

Задание 2. Образуйте деепричастия от глаголов:

а) несовершенного вида б) совершенного вида

делать –____________________ решить –____________________

вставать –__________________ встать –____________________

дышать – __________________ посидеть – __________________

молчать –__________________ прочитать – ___________________

слышать –_________________ рассказать –___________________

сидеть –____________________ сделать –______________________

рассказывать –______________ проговорить –__________________

говорить –__________________ познакомиться –________________

слушать –_____________________ принести –____________________

Задание 3. Преобразуйте предложения по модели:

Модель: Мы отдохнули и собрались уходить. = Отдохнув, мы собрались уходить.

1. Мы читаем газеты и узнаём последние новости. ___________________________________

2. Студент сидит в парке и готовится к зачёту._______________________________________

3. Я встретил знакомого и поздоровался с ним. ______________________________________

4. Он вошёл в комнату и включил свет._____________________________________________

5. Мы встретимся с деканом и решим этот вопрос. ___________________________________

6. Специалисты собрались и обсудили результаты эксперимента. _______________________ _____________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: