а) Модель: Студент решает задачу.
– Студент, решающий задачу.
1. Переводчик переводит статью.
– Переводчик, ____________________________
2. Дедушка любит внучку.
– Дедушка, _______________________________
3. Преподаватель проверяет контрольную работу.
– Преподаватель, ______________________
4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.
– Грудная клетка, ________________________
5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.
– Щитовидная железа, _______________________
б) Модель: Студент прочитал статью.
– Студент, прочитавший статью.
1. Человек сделал работу.
– Человек, __________________________
2. Рабочие построили здание.
– Рабочие, ___________________________
3. Студенты сдали экзамен.
– Студенты, __________________________
4. Мальчик закрыл окно.
– Мальчик, ___________________________
5. Друзья рассказали историю.
– Друзья, ______________________________
6. Студенты организовали вечер.
– Студенты, ___________________________
7. Больной вызвал врача.
– Больной, _____________________________
8. Врач прооперировал больную.
– Врач, ________________________________
9. Учёные получили новое вещество.
– Учёные, _____________________________
10. Клетки выделили вещество.
– Клетки, _____________________________
Тема 8: | Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = испытывающий какое действие) |
ЗАДАНИЕ 1. Образуйте формы причастий от глаголов:
а) Модель: изучать - изучаемый (пассивн. наст, вр.)
уважать | - | поглощать | - |
вырабатывать | - | повышать | - |
применять | - | синтезировать | - |
выполнять | - | обладать | - |
использовать | - | захватывать | - |
выделять | - | действовать | - |
располагать | - | узнавать | - |
понижать | - | соединять | - |
решать | - | получать | - |
передавать | - | определять | - |
б) Модель: изучить - изученный (пассивн. прош. вр.)
Открыть – открытый
|
создать | - | надеть | - |
охладить (д/жд) | - | вызвать | - |
разбить | - | понизить (з/ж) | - |
встретить (т/ч) | - | основать | - |
убить | - | повысить (с/ш) | - |
назвать | - | синтезировать | - |
поглощать | - | повысить | - |
разрушить | - | увеличить | - |
вымыть | - | вытереть | - |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте форму причастия от выделенного глагола и употребите его в словосочетаниях, трансформировав определительные предложения в причастный оборот.
1. Книга, которую читают. –
_____________________ книга.
2. Фотографии, которые просматривают. –
_____________________ фотографии.
3. Напитки, которые охлаждают. –
_____________________ напитки.
4. Одежда, которую надевают. –
_____________________ одежда.
5. Гости, которых встретили. –
_____________________ гости.
6. Мебель, которую вынесли из комнаты. –
_____________________ из комнаты мебель.
7. Стихи, которые написали. –
_____________________ стихи.
8. Стакан, который разбили. –
_____________________ стакан.
9. Лица, которые забыли. –
_____________________ лица.
Задание 3. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по образцу.
а) Модель: Студент решает задачу.
– Задача, решаемая студентом.
1. Переводчик переводит статью.
– Статья, _____________________________
2. Дедушка любит внучку.
– Внучка, ______________________________
3. Преподаватель проверяет контрольную работу.
– Контрольная работа, _____________________
4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.
– Сердце и лёгкие, _______________________
5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.
– Гормоны, _________________________
б) Модель: Студент прочитал статью.
– Статья, прочитанная студентом.
|
1. Человек сделал работу.
– Работа, ___________________________
2. Рабочие построили здание.
– Здание, _____________________________
3. Студенты сдали экзамен.
– Экзамен, ___________________________
4. Мальчик закрыл окно.
– Окно, _______________________________
5. Друзья рассказали историю.
– История, _____________________________
6. Студенты организовали вечер.
– Вечер, ________________________________
7. Больной вызвал врача.
– Врач, ________________________________
8. Врач прооперировал больную.
– Больная, ____________________________
9. Учёные получили новое вещество.
– Вещество, _________________________
10. Клетки выделили вещество.
– Вещество, _____________________________
Тема 9: | Трансформация частей речи: глагола в деепричастие: одновременность и последовательность действий (что делать/ сделать " что делая/ сделав) |
Задание 1. Образуйте деепричастия:
а) от глаголов НСВ по образцу: читать – чита-ЮТ – чита-Я
играть – ____________________________ смеяться –_______________________
снимать –____________________________ улыбаться –______________________
строить –____________________________ заниматься –_____________________
лететь –____________________________ распространяться –________________
чувствовать –_________________________ находиться – ____________________
б) от глаголов СВ по образцу: прочитать – прочита-Л – прочита-В
изучить –___________________________ дать –___________________________
сказать –_____________________________ открыть –________________________
прилететь –___________________________ спеть –__________________________
решить –_____________________________ встать –__________________________
создать –______________________________ проговорить –____________________
сделать –_____________________________ выполнить –______________________
в) от глаголов СВ по образцу: научиться – научиЛ-ся – научи-ВШИ-сь
засмеяться – ___________________________ умыться –________________________
|
причесаться –_________________________ собраться –_______________________
распространиться –_____________________ начаться –________________________
научиться –____________________________ вернуться –______________________
г) от глаголов движения по образцу: пойти – пойд-Я
зайти –___________________________ подвести –_______________________
принести –_________________________ перевести –______________________
уйти –_____________________________ войти –__________________________
Задание 2. Образуйте деепричастия от глаголов:
а) несовершенного вида б) совершенного вида
делать –____________________ решить –____________________
вставать –__________________ встать –____________________
дышать – __________________ посидеть – __________________
молчать –__________________ прочитать – ___________________
слышать –_________________ рассказать –___________________
сидеть –____________________ сделать –______________________
рассказывать –______________ проговорить –__________________
говорить –__________________ познакомиться –________________
слушать –_____________________ принести –____________________
Задание 3. Преобразуйте предложения по модели:
Модель: Мы отдохнули и собрались уходить. = Отдохнув, мы собрались уходить.
1. Мы читаем газеты и узнаём последние новости. ___________________________________
2. Студент сидит в парке и готовится к зачёту._______________________________________
3. Я встретил знакомого и поздоровался с ним. ______________________________________
4. Он вошёл в комнату и включил свет._____________________________________________
5. Мы встретимся с деканом и решим этот вопрос. ___________________________________
6. Специалисты собрались и обсудили результаты эксперимента. _______________________ _____________________________________________________________________________