Модель: глубоко – глубже; мало – меньше
| коротко –…………………………………… | поздно – ……………………………….. |
| часто –…………………………………….. | молодо –………………………………… |
| строго –…………………………………… | твёрдо –………………………………… |
| редко –…………………………………… | низко –………………………………….. |
| близко –…………………………………. | громко –………………………………… |
| легко –…………………………………… | коротко –……………………………….. |
| крепко –………………………………….. | мягко –…………………………………. |
| ярко –……………………………………. | тихо –…………………………………… |
| богато –…………………………………. | толсто –…………………………………. |
| сухо –……………………………………. | часто –…………………………………. |
| чисто –…………………………………. | хорошо –……………………………… |
| просто –……………………………….. | высоко –………………………………. |
Задание 3. От следующих наречий образуйте формы превосходной степени с помощью суффиксов –ейш- / -айш-.
Модель: красиво – красивейше; крепко – крепчайше
| широко –………………………………. | глубоко –…………………………………. |
| тонко –………………………………… | крепко –………………………………….. |
| строго –……………………………….. | ярко –……………………………………. |
| редко –………………………………… | богато –………………………………….. |
| низко –………………………………… | чисто –………………………………….. |
| тихо –………………………………….. | просто –………………………………… |
| кратко –……………………………….. | высоко –………………………………… |
Задание 4. От следующих наречий образуйте формы превосходной степени с помощью префикса наи-.
Модель: высоко – наивысше; хорошо – наилучше
| мало –…………………………………. | плохо –………………………………… |
| глубоко –……………………………… | трудно –………………………………. |
Задание 5. От следующих наречий образуйте формы превосходной степени с помощью префикса наи- и суффиксов –ейш- / -айш-.
Модель: свежо – наисвежайше
| мелко –…………………………………. | редко –………………………………. |
| вкусно –……………………………….. | модно –……………………………… |
| крепко –………………………………. | кратко –…………………………….. |
| Тема 6: | Трансформация частей речи: глагола в имя существительное (что делать " кто, что) |
ЗАДАНИЕ 1. Образуйте существительные, обозначающие действующее лицо или устройство, от данных слов при помощи суффиксов -тель.
| собирать –…………………………….. | изобретать –…………………………… |
| читать –………………………………. | мыслить –…………………………….. |
| сгибать –…………………………….. | выпрямлять –………………………….. |
| удерживать –……………………….. | выключать –…………………………… |
| любить –……………………………. | водить –……………………………….. |
| нагревать –………………………….. | преподавать –…………………………. |
| спасать –……………………………. | открывать –……………………………. |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте существительные, обозначающие действующее лицо или устройство, от данных слов при помощи суффиксов -чик / -щик, -ник.
| переводить –………………………….. | грузить –………………………………. |
| летать –……………………………….. | перевозить –………………………….. |
| спорить –…………………………….. | обмануть –……………………………. |
| охранять –……………………………. | проводить –………………………….. |
| защищать –…………………………… | изменить –…………………………… |
ЗАДАНИЕ 3. Образуйте существительные, обозначающие процесс, от данных глаголов при помощи суффиксов -ени(е) / -ани(е); -аци(я) / -яци(я); -ти(е).
| обучать –……………………………….. | сокращать –………………………………. |
| выделять –……………………………… | создавать –………………………………. |
| всасывать –…………………………….. | голодать –……………………………….. |
| адаптировать –………………………… | активизировать –……………………….. |
| стерилизовать –……………………….. | стимулировать –………………………… |
| изолировать –…………………………. | ассимилировать –……………………….. |
| взять –………………………………….. | снять –…………………………………… |
| открыть –……………………………….. | вскрыть –…………………………………. |
ЗАДАНИЕ 4. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные.
| изменение –………………………………. | значение –……………………………… |
| кипячение –………………………………. | деление –………………………………. |
| влияние –………………………………… | питание –……………………………… |
| сгибание –………………………………. | образование –…………………………. |
| изоляция –……………………………….. | стимуляция –………………………….. |
| активизация –…………………………… | адаптация –……………………………. |
| взятие –…………………………………. | открытие –…………………………….. |
| снятие –…………………………………. | вскрытие –…………………………….. |
ЗАДАНИЕ 5. Трансформируйте глагольные сочетания в именные.
Модель: создать (что?) новый метод – создание (чего?) нового метода
увеличить рост – _____________________________________________
питать организм – ____________________________________________
вскрыть труп – _______________________________________________
разгибать руку – ______________________________________________
выделить энергию – ___________________________________________
употреблять лекарство – _______________________________________
сгибать туловище – ___________________________________________
наследовать признаки – ________________________________________
скрещивать организмы – _______________________________________
расслаблять мышцы – __________________________________________
ЗАДАНИЕ 6. Образуйте существительные, обозначающие действие, от данных слов при помощи суффикса -к(а).
| проверять –………………………………. | устанавливать –………………………….. |
| отрабатывать –……………………………. | связывать –………………………………. |
| поддерживать –………………………….. | подсказывать –………………………….. |
| проверять –………………………………. | останавливать –…………………………. |
| отмечать –……………………………….. | очищать –………………………………… |
| убирать –………………………………… | стирать –………………………………… |
| установить –…………………………….. | находить –………………………………. |
| перегородить –…………………………. | не хватать –……………………………… |
ЗАДАНИЕ 7. Образуйте существительные, обозначающие действие, от данных слов при помощи нулевого суффикса.
| сводить –………………………………….. | обменять –………………………………. |
| разрезать –…………………………………. | кричать –………………………………… |
| стонать –………………………………….. | отказывать –…………………………….. |
| переходить –……………………………… | входить –………………………………… |
| ударять –…………………………………. | помогать –………………………………. |
| покрывать –……………………………… | ушибить –……………………………….. |
| утратить –………………………………… | преградить –……………………………. |
| работать –………………………………… | потерять –………………………………. |
| уколоть –………………………………… | обменять –………………………………. |
| отекать –…………………………………. | осмотреть –……………………………… |
| прилетать –……………………………… | бегать –………………………………….. |
| ходить –…………………………………. | дарить –…………………………………. |
| Тема 7: | Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = производящий какое действие) |
ЗАДАНИЕ 1. Образуйте формы причастий от глаголов:
а) Модель: изучать – изучающий (активн. наст, вр.)
| писать | - | проникать | - |
| решать | - | обладать | - |
| получать | - | захватывать | - |
| передавать | - | действовать | - |
| циркулировать | - | узнавать | - |
| функционировать | - | транспортировать | - |
| изменяться | - | соединяться | - |
| разрушаться | - | характеризоваться | - |
| увеличиваться | - | применять | - |
| выделяться | - | поглощаться | - |
| располагаться | - | повышаться | - |
| понижаться | - | синтезировать | - |
б) Модель: изучал – изучавший (активн. прош. вр.)
Идти – шедший
| получать | - | умереть | - |
| определять | - | расти | - |
| определить | - | вырасти | - |
| получить | - | нести | - |
| закончиться | - | применить | - |
| узнать | - | передать | - |
| увеличивать | - | разрушить | - |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте форму причастия от выделенного глагола и употребите его в словосочетаниях, трансформировав определительные предложения в причастный оборот.
1. Человек, который сидит на стуле. –
_______________________ на стуле человек.
2. Студент, который слушает лекцию. –
_____________________ лекцию студент.
3. Преподаватель, который ведёт занятие. –
_____________________ занятие преподаватель.
4. Врач, который поставил диагноз. –
_____________________ диагноз врач.
5. Ребёнок, который вышел погулять. –
_____________________ погулять ребёнок.
6. Цветы, которые засохли. –
_____________________ цветы.