Модель: глубоко – глубже; мало – меньше
коротко –…………………………………… | поздно – ……………………………….. |
часто –…………………………………….. | молодо –………………………………… |
строго –…………………………………… | твёрдо –………………………………… |
редко –…………………………………… | низко –………………………………….. |
близко –…………………………………. | громко –………………………………… |
легко –…………………………………… | коротко –……………………………….. |
крепко –………………………………….. | мягко –…………………………………. |
ярко –……………………………………. | тихо –…………………………………… |
богато –…………………………………. | толсто –…………………………………. |
сухо –……………………………………. | часто –…………………………………. |
чисто –…………………………………. | хорошо –……………………………… |
просто –……………………………….. | высоко –………………………………. |
Задание 3. От следующих наречий образуйте формы превосходной степени с помощью суффиксов –ейш- / -айш-.
Модель: красиво – красивейше; крепко – крепчайше
широко –………………………………. | глубоко –…………………………………. |
тонко –………………………………… | крепко –………………………………….. |
строго –……………………………….. | ярко –……………………………………. |
редко –………………………………… | богато –………………………………….. |
низко –………………………………… | чисто –………………………………….. |
тихо –………………………………….. | просто –………………………………… |
кратко –……………………………….. | высоко –………………………………… |
Задание 4. От следующих наречий образуйте формы превосходной степени с помощью префикса наи-.
Модель: высоко – наивысше; хорошо – наилучше
мало –…………………………………. | плохо –………………………………… |
глубоко –……………………………… | трудно –………………………………. |
|
Задание 5. От следующих наречий образуйте формы превосходной степени с помощью префикса наи- и суффиксов –ейш- / -айш-.
Модель: свежо – наисвежайше
мелко –…………………………………. | редко –………………………………. |
вкусно –……………………………….. | модно –……………………………… |
крепко –………………………………. | кратко –…………………………….. |
Тема 6: | Трансформация частей речи: глагола в имя существительное (что делать " кто, что) |
ЗАДАНИЕ 1. Образуйте существительные, обозначающие действующее лицо или устройство, от данных слов при помощи суффиксов -тель.
собирать –…………………………….. | изобретать –…………………………… |
читать –………………………………. | мыслить –…………………………….. |
сгибать –…………………………….. | выпрямлять –………………………….. |
удерживать –……………………….. | выключать –…………………………… |
любить –……………………………. | водить –……………………………….. |
нагревать –………………………….. | преподавать –…………………………. |
спасать –……………………………. | открывать –……………………………. |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте существительные, обозначающие действующее лицо или устройство, от данных слов при помощи суффиксов -чик / -щик, -ник.
переводить –………………………….. | грузить –………………………………. |
летать –……………………………….. | перевозить –………………………….. |
спорить –…………………………….. | обмануть –……………………………. |
охранять –……………………………. | проводить –………………………….. |
защищать –…………………………… | изменить –…………………………… |
ЗАДАНИЕ 3. Образуйте существительные, обозначающие процесс, от данных глаголов при помощи суффиксов -ени(е) / -ани(е); -аци(я) / -яци(я); -ти(е).
|
обучать –……………………………….. | сокращать –………………………………. |
выделять –……………………………… | создавать –………………………………. |
всасывать –…………………………….. | голодать –……………………………….. |
адаптировать –………………………… | активизировать –……………………….. |
стерилизовать –……………………….. | стимулировать –………………………… |
изолировать –…………………………. | ассимилировать –……………………….. |
взять –………………………………….. | снять –…………………………………… |
открыть –……………………………….. | вскрыть –…………………………………. |
ЗАДАНИЕ 4. Напишите глаголы, от которых образованы данные существительные.
изменение –………………………………. | значение –……………………………… |
кипячение –………………………………. | деление –………………………………. |
влияние –………………………………… | питание –……………………………… |
сгибание –………………………………. | образование –…………………………. |
изоляция –……………………………….. | стимуляция –………………………….. |
активизация –…………………………… | адаптация –……………………………. |
взятие –…………………………………. | открытие –…………………………….. |
снятие –…………………………………. | вскрытие –…………………………….. |
ЗАДАНИЕ 5. Трансформируйте глагольные сочетания в именные.
Модель: создать (что?) новый метод – создание (чего?) нового метода
увеличить рост – _____________________________________________
питать организм – ____________________________________________
вскрыть труп – _______________________________________________
|
разгибать руку – ______________________________________________
выделить энергию – ___________________________________________
употреблять лекарство – _______________________________________
сгибать туловище – ___________________________________________
наследовать признаки – ________________________________________
скрещивать организмы – _______________________________________
расслаблять мышцы – __________________________________________
ЗАДАНИЕ 6. Образуйте существительные, обозначающие действие, от данных слов при помощи суффикса -к(а).
проверять –………………………………. | устанавливать –………………………….. |
отрабатывать –……………………………. | связывать –………………………………. |
поддерживать –………………………….. | подсказывать –………………………….. |
проверять –………………………………. | останавливать –…………………………. |
отмечать –……………………………….. | очищать –………………………………… |
убирать –………………………………… | стирать –………………………………… |
установить –…………………………….. | находить –………………………………. |
перегородить –…………………………. | не хватать –……………………………… |
ЗАДАНИЕ 7. Образуйте существительные, обозначающие действие, от данных слов при помощи нулевого суффикса.
сводить –………………………………….. | обменять –………………………………. |
разрезать –…………………………………. | кричать –………………………………… |
стонать –………………………………….. | отказывать –…………………………….. |
переходить –……………………………… | входить –………………………………… |
ударять –…………………………………. | помогать –………………………………. |
покрывать –……………………………… | ушибить –……………………………….. |
утратить –………………………………… | преградить –……………………………. |
работать –………………………………… | потерять –………………………………. |
уколоть –………………………………… | обменять –………………………………. |
отекать –…………………………………. | осмотреть –……………………………… |
прилетать –……………………………… | бегать –………………………………….. |
ходить –…………………………………. | дарить –…………………………………. |
Тема 7: | Трансформация частей речи: глагола в причастие (что делать " какой? = производящий какое действие) |
ЗАДАНИЕ 1. Образуйте формы причастий от глаголов:
а) Модель: изучать – изучающий (активн. наст, вр.)
писать | - | проникать | - |
решать | - | обладать | - |
получать | - | захватывать | - |
передавать | - | действовать | - |
циркулировать | - | узнавать | - |
функционировать | - | транспортировать | - |
изменяться | - | соединяться | - |
разрушаться | - | характеризоваться | - |
увеличиваться | - | применять | - |
выделяться | - | поглощаться | - |
располагаться | - | повышаться | - |
понижаться | - | синтезировать | - |
б) Модель: изучал – изучавший (активн. прош. вр.)
Идти – шедший
получать | - | умереть | - |
определять | - | расти | - |
определить | - | вырасти | - |
получить | - | нести | - |
закончиться | - | применить | - |
узнать | - | передать | - |
увеличивать | - | разрушить | - |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте форму причастия от выделенного глагола и употребите его в словосочетаниях, трансформировав определительные предложения в причастный оборот.
1. Человек, который сидит на стуле. –
_______________________ на стуле человек.
2. Студент, который слушает лекцию. –
_____________________ лекцию студент.
3. Преподаватель, который ведёт занятие. –
_____________________ занятие преподаватель.
4. Врач, который поставил диагноз. –
_____________________ диагноз врач.
5. Ребёнок, который вышел погулять. –
_____________________ погулять ребёнок.
6. Цветы, которые засохли. –
_____________________ цветы.