зернистый – ________________________ сетчатый – ___________________________
ветвистый – ________________________ решётчатый – ________________________
бугристый – ________________________ трубчатый – __________________________
слоистый – _________________________ перепончатый – _______________________
ребристый – ________________________ узорчатый – __________________________
волокнистый – ______________________ губчатый – ___________________________
пористый – _________________________ зубчатый – ___________________________
ворсистый – ________________________ звездчатый – _________________________
холмистый – _______________________ игольчатый – _________________________
жилистый – ________________________ дольчатый – _________________________
ЗАДАНИЕ 9. Выделите суффиксы (Ù) в прилагательных:
бугристый извилистый перепончатый
ветвистый ворсистый звёздчатый
жилистый холмистый трубчатый
железистый сетчатый губчатый
волокнистый узорчатый игольчатый
суставной головной лёгочный
ЗАДАНИЕ 10. Выделите префиксы (Ø) и суффиксы (Ù) в прилагательных:
межклеточный настенный надводный
межмышечный подземный надклеточный
межжелудочный подводный надкостный
настольный надземный загрудинный
внеаудиторный внутривенный внутрисосудистый
околоплодный прибрежный придорожный
ЗАДАНИЕ 11. Образуйте форму сравнительной степени от данных прилагательных,, при помощи суффиксов -ее (-ей), -е.
-ее(-ей): | сильный – ________________ | -е: | дорогой – _____________________ | |
длинный – ________________ | строгий – _____________________ | |||
тёплый – _________________ | лёгкий – ______________________ | |||
интересный – _____________ | громкий – _____________________ | |||
красивый – _______________ | мягкий – ______________________ | |||
здоровый – _______________ | тихий – _______________________ | |||
умный – _________________ | молодой – ____________________ | |||
добрый – _________________ | редкий – ______________________ | |||
способный – ______________ | богатый – _____________________ | |||
спокойный – ______________ | узкий – _______________________ | |||
требовательный – _________ | чистый – _____________________ | |||
устойчивый – _____________ | простой – _____________________ |
ЗАДАНИЕ 12. Образуйте форму сравнительной степени от данных прилагательных,, при помощи суффиксов наи-; -ейш- / -айш-
|
(наи-) ейш-: | сильный – наисильнейший | (наи-) айш-: | высокий – ____________________ | |
длинный – ________________ | строгий – _____________________ | |||
тёплый – _________________ | лёгкий – ______________________ | |||
интересный – _____________ | глубокий – ____________________ | |||
красивый – _______________ | мягкий – _____________________ | |||
здоровый – _______________ | тихий – _______________________ | |||
умный – __________________ | тонкий – ______________________ | |||
добрый – _________________ | редкий – ______________________ | |||
способный – ______________ | широкий – ____________________ |
Тема 4: | Трансформация частей речи: имени прилагательного в имя существительное; субстантивация прилагательных (какой " что) |
ЗАДАНИЕ 1. Выделите суффиксы (Ù) в следующих существительных.
а) | бедный – бедность | б) | красивый – красота | |
смелый – смелость | чистый – чистота | |||
гибкий – гибкость | высокий – высота | |||
плотный – плотность | глухой глухота | |||
в) | белый – белизна | г) | единый – единство | |
кривой – кривизна | удобный – удобство | |||
крутой – крутизна | упрямый – упрямство | |||
прямой – прямизна | упорный – упорство |
ЗАДАНИЕ 2. Образуйте прилагательные от следующих существительных.
|
а) | мягкость– мягкий | б) | широта – широкий | |
мощность – ___________________ | глухота – ____________________ | |||
вязкость – ____________________ | слепота – ____________________ | |||
неровность – _________________ | доброта – ____________________ | |||
твёрдость – ___________________ | долгота ______________________ | |||
эластичность – ________________ | чернота – ____________________ | |||
в) | новизна – новый | г) | богатство – богатый | |
желтизна – ___________________ | единство – ____________________ | |||
крутизна – ____________________ | упорство – ____________________ | |||
голубизна – __________________ | удобство – ____________________ |
ЗАДАНИЕ 3. Подчеркните существительные со значением признака, свойства, качества в следующих словосочетаниях и предложениях.
а) | нежность матери | краснота кожи | |
справедливость преподавателя | кривизна протока | ||
бугристость кожи | токсичность газов | ||
изменчивость признаков |
б) | Кость обладает прочностью, гибкостью, эластичностью. |
Все живые организмы обладают раздражимостью, возбудимостью и сократимостью | |
Мимические мышцы лица управляют подвижностью щёк, губ, ноздрей. | |
Некоторые люди рождаются со слепотой и глухотой. | |
При некоторых заболеваниях у людей появляется желтушность кожи. |
ЗАДАНИЕ 4. Образуйте существительные со значением признака, свойства, качества от прилагательных при помощи суффиксов -ость-, -от-/-ет(а), -изн(а), -ств(о).
а) | при помощи суффикса -ость: | ||
бодрый – бодрость | |||
мощный – _______________________ | интенсивный – ______________________ | ||
вязкий – ________________________ | раздражительный – ___________________ | ||
болезненный – __________________ | |||
б) | при помощи суффикса -от: | ||
красный – краснота | |||
чёрный – _______________________ | пустой – ___________________________ | ||
в) | при помощи суффикса -изн: | ||
новый – новизна | |||
белый – _________________________ | кривой – ___________________________ | ||
в) | при помощи суффикса -ство: | ||
богатый – богатство | |||
удобный – ______________________ | упрямый – _________________________ |
Задание 5. Определите, на какой вопрос (кто? что? какой?) отвечает подчёркнутое слово. Запишите.
|
() ()
1. Столовая закрыта. 1 а. В шкафу стоит столовая посуда.
() ()
2. Андрей – рабочий, а Виктор – 2 а. Вот рабочий кабинет моего отца.
() ()
военный. 2 б. На этой улице находится военный госпиталь.
()
2 в. Мой друг – военный врач.
()
3. Недавно ко мне заходил мой 3 а. Я услышал знакомый голос.
()
старый знакомый.
() ()
4. Больные чувствуют себя 4 а. Больная рука с трудом поднимается.
лучше.
() ()
5. Человек и высшие животные 5 а. Растительные и животные клетки
рождают потомство и вскармливают сходны по строению.
его молоком. ()
5 б. Животный мир очень многообразен.
() ()
6. Лёгкие являются органом 6 а. Это очень лёгкие вопросы.
дыхания.
() ()
7. Будущее покажет, кто был прав. 7 а. «Сделаю» - это будущее время
глагола «сделать».
() ()
8. Данные, полученные в результате 8 а. Данные примеры доказывают
опыта, доказывают нашу теорию. нашу теорию.
Тема 5: | Трансформация частей речи: имени прилагательного в наречие (какой " как). Степени сравнения |
Задание 1. От следующих прилагательных образуйте наречия.