Вопросы контрольных работ
По дисциплине «Концепции современного естествознания»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира»
Вариант 1
1. Естественнонаучная картина мира, ее развитие.
2. Основные черты научно-технической революции.
3. Согласитесь или опровергните правильность утверждения (ответ обоснуйте):
«Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями».
Вариант 2
1. Этапы развития естествознания.
2. Однородные и неоднородные модели и их роль в экспериментальных исследованиях.
3. Приведите примеры решающих экспериментов в истории науки.
Вариант 3
1. Уровни естественнонаучного познания.
2. Отличие методологии естественнонаучного познания от методологии
гуманитарного познания.
3. Поясните афоризм Ф Бэкона «Метод- это циркуль. Он уравнивает возможности
исследователей».
Вариант 4
1. Эмпирические и теоретические методы научного познания.
2. Особенности современной естественнонаучной картины мира.
3. Ответьте на вопрос: «Как математика соотносится с миром и дает возможность познавать его?»
Вариант 5
1. Современные междисциплинарные исследования: кибернетика, синергетика.
2. Научные революции 20-го века.
3. Можно ли отделить теоретический уровень исследования от эмпирического и если нет, то почему?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Пространство, время, симметрия».
Вариант 1
1. Понятие «пространство». Характеристики пространства.
2. Охарактеризуйте свойства времени: однородность, однонаправленность, одноразмерность.
3. Существует ли пространство и время без материи? Останутся ли пространство
и время, если не будет материи?
Вариант 2
1. Понятие «время». Характеристики времени.
2. Охарактеризуйте свойства пространства (трехмерность, однородность, изотропность).
3. Какое из перечисленных ниже представлений о пространстве и времени соответствует механической научной картине мира? Ответ обоснуйте.
А- Пространство и время существуют сами по себе и никак не зависят от материальных тел, в частности расстояния и промежутки времени не зависят от того, как движется измеряющий их наблюдатель. |
Б- Связь между пространством, временем и материей очень тесная и взаимная: присутствие материальных тел изменяет свойства пространства-времени, что, в свою очередь, влияет на движение материальных тел. |
В- Пространство – это пустота, пассивное и неизменное вместилище материи; понятие же времени можно ввести, лишь сославшись на упорядоченный ряд событий, происходящих с материальными телами. |
Г- Пространство и время – это всего лишь система отношений между материальными телами, поэтому расстояния и промежутки времени зависят от того, как движется измеряющий их наблюдатель. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Структурные уровни и системная организация материи»
Вариант 1.
1. Понятие «материя».
2. Фундаментальная материя, ее уровни.
3. Установите соответствие между классами объектов микромира и их свойствами (ответ обоснуйте):
1) | атомные ядра | А- | точечные объекты, не имеющие внутренней структуры, согласно всем проведенным до сих пор экспериментам |
2) | элементарные частицы | Б- | компактные объекты, размером менее атомного ядра |
3) | фундаментальные частицы | В- | объекты, состоящие из протонов и нейтронов |
Вариант 2.
1. Структурные уровни биологической организации материи.
2. Вещество как форма материи.
3. Какое из перечисленных ниже представлений о материи соответствует современной научной картине мира? Ответ обоснуйте.
А- Материя имеет единственную форму – вещество, состоящее из дискретных корпускул (частиц).
Б- Между веществом и физическим полем нет непреодолимой границы. Кроме них, существуют и другие формы материи.
В- Материя существует в форме четырех стихий, смещение которых в различных пропорциях образует все разнообразие нашего мира.
Вариант 3.
1. Структурные уровни геологической организации материи.
2. Вакуум как форма материи.
3. Какое из перечисленных ниже представлений о материи соответствует механической научной картине мира? Ответ обоснуйте.
А- Материя имеет единственную форму – вещество, состоящее из дискретных корпускул (частиц).
Б- Между веществом и физическим полем нет непреодолимой границы. Кроме них, существуют и другие формы материи.
В- Материя существует в форме четырех стихий, смещение которых в различных пропорциях образует все разнообразие нашего мира.
Вариант 4.
1. Сферы земной организации материи.
2. Поле как форма материи.
3. Установите соответствие между фундаментальным взаимодействием и тем масштабным уровнем организации материи, на котором оно наиболее существенно: 1) сильное, 2) электромагнитное, 3) гравитационное. |
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания: А- макромир, Б- микромир, В- мегамир. |
Вариант 5.
1. Космические уровни структурной организации материи.
2. Соотношение материи и сознания.
3. Согласитесь или опровергните утверждение: «Наша Галактика расположена в центре Вселенной, поскольку все далекие галактики разбегаются именно от нее». Ответ обоснуйте.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4