Множество задач, которые приходится решать в деловой среде, требуют выступлений перед аудиторией для того, чтобы воздействовать сначала на мнение людей по обсуждаемым вопросам, потом на принятие ими решения, а затем мотивировать их к эффективной работе. Это могут быть, к примеру, выступления перед бизнес-партнерами или клиентами, возможными инвесторами, коллегами и др.
Публичная коммуникация имеет свои особенности по сравнению с межличностной:
· знания основных особенностей публичной речи;
· умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, особенностями деловой речи и специфики аудитории;
· знание психологических особенностей аудитории и владение инструментами воздействия на нее;
· умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, используя обратную связь с аудиторией;
· безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
· умение отвечать на вопросы аудитории, вести дискуссию (принципы конструктивного диалога).
· двойная коммуникация, включающая в себя передачу, прием и переработку информации в обоих направлениях – как от выступающего к слушателям, так и от слушателей к выступающему.
· это всегда устная речь, обращенная ко многим людям.
28. Реклама как способ коммуникации и методы её воздействия на целевую аудиторию
29. Особенности пропаганды как метода работы с общественным мнением.
30. Социологические методы исследования аудитории массовой коммуникации
Главными теоретическими проблемами социологических исследований массовой коммуникации выступают следующие:
1. Осмысление взаимоотношений и взаимодействий между СМИ и обществом посредством изучения закономерностей реализации процессов массовой коммуникации, властных институтов;
|
2. Функционирование и влияние СМИ как социальных институтов;
3. Роль социальных институтов в экономической, политической жизни общества, формировании общественного мнения, воспроизводстве в культуре.
Специфика и суть социологического подхода к изучению массовой коммуникации определяет следующие задачи данной области научного познания:
1. Выявление особенностей функционирования институтов СМИ в широком социальном контексте;
2. Выявление взаимосвязей между институтами СМИ и другими социальными институтами;
3. Определение функций и дисфункций в процессе реализации массовой коммуникации;
4. Изучение специфики взаимодействия массовых коммуникаций с культурой;
5. Анализ вопросов манипулирования массовым сознанием посредством СМИ;
6. Исследование особенностей распространения определённых идеологических установок и ценностей посредством СМИ.
В рамках данного направления разрабатывались такие методы социологического исследования, как: анализ документов, контент-анализ, социологическое наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, социометрический опрос, тестирование, социальный эксперимент, метод фокус-групп. Впоследствии в рамках данного подхода осуществлялись исследования механизмов формирования общественного мнения, изменения потребительского поведения в результате маркетинговых коммуникаций и пр. Второе направление социологических исследований направлено на изучение аудитории в контексте процессов повседневной реализации массовых коммуникаций. В фокусе внимания данного направления – индивидуальные мотивации к реализации массовой коммуникации, жанровые и тематические интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и пр. Таким образом, современные социологические исследования массовой коммуникации направлены на изучение различных аспектов влияния массовых коммуникаций на аудиторию, целей создания дискурсов массовой коммуникации и особенностей их восприятия аудиторией.
|
31. Социологическое исследование: понятие, роль в изучении массовых коммуникаций, основные методы
Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.
Социологические исследования помогают осмыслить проблемы в отношениях между средствами массовой информации, власти и обществом, а также отразить мнение.
Основными методами являются: анализ-документов, социальное (социологическое) наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, социометрический опрос, тестирование, социальный (социологический) эксперимент, мониторинг, метод фокус-групп.
Анализ документов предполагает систематическое исследование различных источников (книг, рукописей, видео- и аудиозаписей, электронных файлов и т.п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.
|
Основная цель анализа документов заключается в изучении письменных (и подобных им) источников — либо способом традиционного исследования, либо на основании формализованных (количественных) методов, наиболее распространенным из которых является контент-анализ.
Социальное (социологическое) наблюдение — это метод сбора социологических данных способом непосредственного изучения того или иного социального явления в его естественных условиях.
Анкетирование — метод так называемого социологического опроса, где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопросы находятся между собой в особом внутреннем единстве, согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабочей гипотезы массив социальной информации.
Интервью — метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы (формализованной или неформализованной) исследователя с респондентом. В ходе проведения интервью исследователь оценивает не только сами ответы респондента, но и само его отношение к интервьюированию, что может немало значить для самого процесса социологического исследования.
Метод экспертных оценок (экспертный опрос) — вид опроса (устного или письменного), где исследователь получает информацию от высококвалифицированных специалистов в данной области знания.
Это особый тип исследования, применяемый в основном в отношении сложных социальных проблем.
Социометрический опрос — особый тип опроса, где объектом исследования является малая группа. Здесь анализируются межличностные отношения внутри малых групп и выявляются так называемые «связи предпочтения» (члены исследуемой группы полностью свободны в своих контактах). Итог исследования — составление особых матриц и графических изображений,
Тестирование — способ проведения исследования при помощи специальных методик, называемых тестами. Тест — это специальная процедура, в ходе которой измеряется уровень развития или уровень выражения психических (и иных) свойств индивида или группы. При помощи тестов можно получить реальное представление об уровне интеллекта, способностей, информированности, характере темперамента, мотивации или ценностей исследуемого объекта.
Социальный эксперимент — в данном случае означает социологическое исследование социального процесса или явления в искусственных, специально созданных условиях. Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы.
Метод фокус-группы представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.
32. Опросные методы в социологических исследованиях массовой коммуникации
Опросы – массовый анкетный опрос, является основным методом «количественных исследований». О. может проводиться как среди обычных людей, так и среди специалистов. Общее число опрошенных варьируется в зависимости от численности города и целей исследования. В PR используется несколько видов анкетного опроса: «Face to face» -личный контакт с респондентом – на улицах, в доме у респондента, на рабочем месте респондента, и в других общественных местах; «Телефонный опрос», «Интернет опрос».
1. Анкетный опрос – наиболее распространенный метод сбора информации; предполагает регистрацию ответов самим опрашиваемым или интервьюером. Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, доступно и однозначно.
2. Экспертный опрос – в качестве экспертов выступают эксперты-профессионалы, которые наиболее компетентны в поставленных в вопроснике проблемах. Для повышения его надежности и эффективности он проводится вместе с какой-либо другой формой социологических исследований.
33. Исследования предпочтений аудитории массовых коммуникаций с помощью фокус-групп
Фокус-группа – форма группового интервью.
Метод фокус-групп в современной эмпирической социологии исследования аудитории применяется для получения информации от ограниченного количества собранных вместе людей по поводу того или иного конкретного вопроса или проблемы. Основным при организации исследования по методу фокус-группы является «учет групповой динамики на этапе сбора информации и ее обработки; соблюдение равноправного характера взаимоотношений респондента и социолога; интерпретация вербальных и невербальных реакций; вычленение акта социального взаимодействия; вычленение элементов анализа на всех этапах;
34. Анализ документов как метод исследования массовой коммуникации
Под анализом документов понимают метод систематической обработки документальной информации, направленный на получение данных, значимых для целей исследования. Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа. Виды анализа: • качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии. • качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют вне текстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов. Процедура анализа заключается в следующем. Вначале социолог подвергает документ так называемому внешнему анализу: определяет исторический контекст создания документа, авторство, статус документа и его назначение (то есть для чего был создан и по чьей инициативе). Затем можно приступать к внутреннему анализу: исследовать содержание документа, выявить различия между фактической и художественной составляющей текста, установить уровень компетентности автора и его личное отношение к описываемым событиям, систематизировать и интерпретировать те факты, которые отражены в документе, определить общественный резонанс данного документа.
35. Роль социологических исследований массовой коммуникации в жизни общества (описание, объяснение, выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта, прогноз социального развития).
36. Этика социологического исследования в социологии массовых коммуникаций. Основные требования к публикации социологической информации в СМИ
Для социологов важно также соблюдать строгую конфиденциальность — сохранять в тайне ту информацию, которая может повредить людям, находящимся в роли обследуемых.
Этические нормы устанавливают общие правила поведения социологов. Нормы опираются на общие моральные принципы, принятые в международном социологическом сообществе: - профессиональная компетентность; - честность; - профессиональная ответственность; - социальная ответственность; - уважение прав и достоинства каждого человека.
При публикации социологический исследований СМИ должны учитываться следующие аспекты:
- организация, которая проводила опрос;
- время проведения;
- методика;
- величина выборки;
- география выборки;
- генеральная совокупность;
- формулировка вопроса.
37. Невербальные коммуникации.
Невербальная коммуникация – это неречевое поведение, общение, в котором используются жесты и другие знаки.
Существуют различные способы, по которым классифицируются виды невербальной коммуникации. Один из них выделяет следующие знаковые системы:
1. Кинесика. К ней относятся жесты, телодвижения и позы. Их роль заключается в дополнении разных средств общения. Для системы невербальной коммуникации значение имеют позы, жесты, мимика и взгляд – главные кинесические элементы.
2. Паралингвистическая, экстралингвистическая системы. Они дополняют речь путем использования таких средств, как тембр голоса, высота, темп речи, смех, паузы в разговоре. В письменных сообщениях, например, в сети Интернет, где набор этих средств ограничен, используются так называемые смайлы. -
3.Зрительный контакт. Именно зрительный контакт (или его отсутствие) помогает нам понять, заинтересован ли партнер в разговоре, насколько он открыт для общения.
38. Вербальные коммуникации
39. Виды вербальной коммуникации.
40. Принципы и функции этики деловых отношений.
Принципы этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Принципы делового общения:
1. Пунктуальность.
2. Конфиденциальность. Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить.
3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно.
4. Внимание к окружающим.
5. Внешний облик.
6. Грамотность.
В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять.
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Функции делового общения:
Основная функция – формирование правил, способствующих
взаимопониманию людей. Вторая функция делового этикета – функция
удобства, т.е. он позволяет делать общение целесообразным и практичным.
Отличие деловых коммуникаций от повседневных:
1. Темы планируются заранее и направлены на реализацию поставленных целей
2. Число обсуждаемых тем ограничено поставленной целью
3. Проводится контроль за применяемыми средствами общения, за их соответствием нормам и правилам этикета
4. Носят деловой характер, предполагают анализ различных позиций, точек зрения и совместный поиск оптимального решения поставленной проблемы
41. Особенности деловых коммуникаций в бизнес-среде
Общая особенность делового общения состоит в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование здесь осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на взаимном уважении и доверии.
Деловое общение в бизнесе означает не только грамотную речь, но это:
1. Прежде всего пунктуальность. Если бизнесмен будет позволять себе опаздывать на деловые встречи, то никакой партнер не захочет иметь ничего общего с таким человеком.
2. Немаловажной является и доброжелательность. Это улыбка, одобрительные знаки головой, мягкое выражение лица и приятные слова. С грубияном мало кто захочет иметь дело, а вот к положительной и доброжелательной персоне будут тянуться все.
3. Грамотная речь. Именно умение говорить, излагать правильно свои мысли и требования играют важную роль в построении бизнеса.
42. Этика деловых отношений в различных культурах.
Каждый народ имеет свою национальную культуру, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной, так и в материальной сферах жизни и деятельности.
Вот некоторые национальные стили деловых отношений.
Американцы при решении проблем стремятся обсудить не только общие подходы, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Для них типичны мажорное настроение, открытость, энергичность, дружелюбие, не слишком официальная манера ведения переговоров. Они ведут себя уверенно и стремятся доминировать, считая, что их позиция единственно правильная. Напористость, а иногда и агрессивность американцев может привести к определенным осложнениям в переговорном процессе. Существенными свойствами американских переговорщиков является их высокий профессионализм и самостоятельность при принятии решений. Они умеют торговаться, проявляют настойчивость в достижении своих целей
Французы уделяют значительное внимание предварительным договоренностям и предварительному обсуждению проблем. Представители их делегаций стараются сохранять независимость. Французы ведут переговоры достаточно жестко, не имея "запасной" позиции. Не любят, когда партнеры меняют свою позицию. Договоры, подписанные французами, всегда очень точно сформулированы и не допускают возможности различных толкований. Важным является то, что как официальный язык переговоров они стремятся использовать французский язык. Не любят, когда иностранцы делают ошибки во французском языке.
Немцы придают большое значение тщательной подготовке к переговорам и приступают к ним только тогда, когда уверены в положительном решении проблемы. Они подробно производят свою позицию, поэтапно обсуждают. Немцы отличаются трудолюбием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, педантичностью, организованностью, скептичность. Для них имеют значение статус, титулы и звания людей, участвующих в переговорах. Немцы очень тщательно выполняют свои обязанности и от партнеров требуют такого же.
Англичане, в отличие от немцев, подготовке к переговорам уделяют мало внимания и стремятся решить все вопросы во время переговоров в зависимости от позиции партнеров. Они отличаются сдержанностью, скрупулезностью, деловитостью, уважением к собственности. Характерными для них прагматизм, эмпиризм, но при этом они относятся к вопросам достаточно гибко, как правило, положительно реагируют на предложения другой стороны.
Китайцы пытаются четко разграничить отдельные этапы переговоров. Сначала они оценивают внешний вид и поведение партнеров, их статус. Пытаются выяснить позицию и возможности партнеров и только после этого выдвигают свои предложения. Окончательные решения они принимают только после утверждения их своим руководством. Китайские бизнесмены обычно не сразу "открывают карты", уступки делают под конец переговоров, после того как оценят возможности другой стороны. Умеют умело использовать чужие ошибки. Поэтому "дух дружбы", который они пытаются пропагандировать, часто бывает обманчивым ходом.
Японцы стремятся избежать обсуждений и столкновений позиций во время официальных переговоров. Проблемы стараются максимально обсудить во время неофициальных встреч. В целом, на протяжении переговоров, не меняют свои позиции и тактику ведения переговоров. Японцы идут на уступки, если уступки делает и другая сторона. Со слабым партнером они могут прибегать к давлению. Японцы большое внимание уделяется развитию личных отношений с партнерами.
Во время знакомства с представителями арабских стран нужно активно выражать свою приверженность и гостеприимство. При встрече арабские мужчины обычно обнимаются, легко похлопывают друг друга по плечам и спине. Но иностранцам этого делать не следует. Для арабов элементом этики деловых отношений является установление доверия между партнерами. Они предпочитают предыдущим детальным согласованием всех вопросов. Характерной особенностью является внимание к мелочам, которым иногда другая сторона не внимания. Они не любят спешки, разговоры и переговоры ведутся важно. Трудности и конфликты во время переговоров иногда возникают из-за привычки арабов торговаться, а также потому, что они опасаются, что их могут презирать и ими хотят управлять. При общении с арабскими партнерами недопустимо интересоваться здоровьем жены и детей, это может их обидеть. Большое значение для представителей арабского мира имеют мусульманские традиции. Арабам нравится, когда деловые женщины, которые собираются вести переговоры с арабами, украшают себя массивными и яркими ювелирными украшениями.