Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо достаточно свободного пространства. Построенная мной развивающая предметно-пространственная среда не препятствует двигательной активности детей, создана таким образом, что дает возможность развивать каждого ребенка с учетом его интересов и активности, с учетом гендерных особенностей воспитанников. Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей 3-4-5 лет.
Группа | Возрастные особенности | Отражение в развивающей среде |
Младшая группа | 1.Проявление разных темпов развития. 2.Большая потребность в движении. 3.Дети любят обозначать свою территорию. 4.Дети младшего дошкольного возраста начинают копирование жизнедеятельности взрослых. 5.Представления о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой – непосредственным опытом ребенка. 6.Совершенствуется звукоразличение, слух. | В группе сохраняются некоторые особенности среды для детей раннего развития: крупная мозаика, пирамидки, простые вкладыши, разрезные картинки и кубики с картинками из 4-х частей. Учитываются потребности детей более старшего возраста: игрушки-заместители, алгоритм одевания на прогулку и раздевания после прогулки, алгоритм умывания, более сложные пазлы, настольно-печатные игры и др. Много пространства для игр с машинами, сюжетно-ролевых игр, физкультурный центр, что помогает формировать физические качества: скоростные, силовые, координационные, гибкость, выносливость. Крупный напольный конструктор, легкие раскладные ширмы, стульчики, игровые коврики. Во избежание перевозбуждения детей и предотвращения капризов, в группе создан уголок, в котором ребенок может расслабиться и снять физическую напряженность. Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. В центре экспериментирования дети имеют возможность познакомиться со свойствами воды, песка, снега, льда. В игровом центре – получают представления о предметах ближайшего окружения и их назначении: мебель, посуда, овощи, фрукты, виды транспорта, «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» и др. В музыкальном центре дети осуществляют элементарный музыкальный анализ: замечают изменения в звучании игрушечных музыкальных инструментов по высоте, громкости, разницу в ритме. Проявляется интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности – пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям. |
Средняя группа | 1.Накапливается опыт совместной со сверстниками игры, с ролевым взаимодействием. Игровые действия выполняются ради смысла игры. 2.Дальнейшее развитие речевой деятельности – связной речи. 3.Учтена направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. 4.Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. 5.Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. | Дети выбирают сюжет будущей игры, легко подбирают игрушки, комбинируют их под свои игровые творческие замыслы; переносят игровой материал в удобное для них место, моделируя своё игровое пространство. В группе представлены разные виды игр: сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные и др. Наборы картинок, пособий для придумывания сказок; дидактические игры и пособия – «Профессии», «Времена года», «Кем быть?», «Родная природа», «Распорядок дня», «Что сначала, что потом» и др. Различные виды кукольного театра, опорные схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки, помогающие выстроить фразы, тематические альбомы, картины. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание стремления в своих поступках следовать положительному примеру (книги, сюжетно-ролевые игры, праздники). Строительный центр пополнен деревянными конструкторами «Томик» с большим количеством деталей, «Краски дня». Дети используют и называют различные детали конструктора, могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала, способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Учтена возможность рисовать более подробно, уделяя больше внимания деталям (более сложные раскраски), заниматься сюжетной лепкой, аппликацией: могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, предметы округлой и овальной формы (под присмотром взрослого). Трафареты, клише, печатки. |
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы, созданная мной, отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы воспитателя Глушковой Елены Ивановны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, создаёт комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, отражает возрастные, гендерные и другие особенности дошкольников, содержание образовательных областей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
Заведующий ГБДОУ № 123 Ходзицкая П.В.