Фрагмент 15. Зинченко С.А. Введение в основы искусства эллинизма: учебное пособие. М.-Берлин, 2015.




Эллинистическая цивилизация, осмысление значения которой происходит ло сих пор, понимается, несмотря на краппе пёструю палитру мнений исследователей, как новая и чрезвычайно своеобразная в пространстве культур Древнего мира. По мнению Э.Д. Фролова, в качестве одною из главных параметров эллинизма можно отметить следующие: «...возникновение универсальной политической системы, охватившей оба наиболее значимых полюса тогдашней ойкумены - греческий Запал и иранский Восток». Развивая вышеупомянутый тезис, исследователь отмечает, что также «...в качестве характерных черт эллинизма можно выделить, во-первых, явление территориального государства, оттеснившего в тень прежний греческий город-государство (полис); во-вторых, соответственно примат монархии над прежней полисной республикой, с развитием таких политических атрибутов, как царский двор и бюрократия, большая наёмная армия, культ властителя. Далее... сложный этнический состав возникших главным образом на востоке эллинистических государств, с опасным противостоянием господствующего греко-македонского слоя и прочего туземного населения. Затем, в определенных пределах, — культурное взаимодействие названных полярных этнических групп, с восприятием греко-македонянами некоторых элементов древневосточной культуры... и весьма поверхностным проникновением элементов эллинской культуры в толщу афроазиатского материала... Наконец, бросается в глаза изменения самой господствующей эллинской культуры, для которой в эпоху эллинизма характерны упадок традиционных гуманитарных наук, философии и истории, возросшее значение военно-исторических дисциплин, рост религиозно-мистических увлечений». <…>

<…> «восточная политика» Александра не имела успеха именно потому, что греко-македонские завоеватели сознавали и ценили свое господствующее положение и не желали им делиться с подчиненными туземными народами. Но все прочие... начинания Александра, от формирования царского двора до создания культа властителя, имели более или менее отчетливое продолжение в политике его преемников... созданная им монархия на века осталась образцом для последующих властителей». Во многом пропасть между исходной программой и ее реализацией возникла и постоянно в дальнейшем усиливалась также в силу того, что эллинизм стал эпохой постоянной нестабильности порождаемой и войнами, и распадом традиционных связей.

Система этических и эстетических ценностей эллинистической культуры являла собой принципиально новое, отличное от того, что предлагала культура Древней Греции. Одними из главных причин сложения новой системы ценностей явились утрата гражданского самосознания п формирование новых представлений человека о мире. Как отмечает Н.А. Чистякова, «новое осмысление реальной действительности, новые представления о творчестве, о творческих импульсах и процессах, о создателях и потребителях культуры свидетельствовали об интенсивности процесса размежевания культуры».

Новые представления о мире человека, проживающего в пространстве эллинистической культуры, во многом будут порождены тем, что «на смену общеполисным установкам пришли узкогрупповые; гораздо больше, чем раньше, стали значить интересы, а не ценности», а также, возможно, и тем, что «... в эпоху эллинизма античное мышление вполне дошло до конструирования понятия личности, в противоположность абстрактно-всеобщим построениям эпохи классики».

В качестве одного из закономерных порождений историко-культурных процессов, описанных А.Ф. Лосевым, выступает сложение философских школ стоиков, киников и эпикурейцев. В основе учений, принятых в этих философских школах лежит отражение стремления человека замкнуться в границах своею индивидуального мира и, познавая его, обеспечить личности внутреннюю свободу, а порой, и независимость от обстоятельств.

Не менее важными компонентами в понимании новых представлении человека о мире является становление филологии, языкознания и нормативной грамматики как самостоятельных отраслей научного знания. Как отмечает О.М. Савельева, «... специализация филологии традиционно квалифицируется... как освобождение от опеки философии».

Эллинистическая культура станет уникальным пространством, в котором будет сформулирована необходимость возникновения новых научных интересов, так как «...количественное накопление знании во всех областях, с одной стороны, требовало их систематизации, а с другой стороны, характеризовалось постоянной ориентацией на удовлетворение запросов практической жизни». Значительные успехи будут отмечены в области географии, астрономии, математики и механики.

Эллинизм стал также и временем существенных изменений в религиозных представлениях: возрастает значения религиозных таинств и мистерий. Возрастание интереса к мистериальным культам во многом объясняется поиском тех форм контакта с миром Божественного, которых не предоставляла предшествующая греческая традиция, или предоставляла не в должном объёме. Например, как отмечает В. Чериковер, «египетская религия властно влекла к себе треков, давая им то, что отсутствует в их собственных культах: мистическую близость божеству, внутреннюю уверенность участь в будущей жизни».

Как результат взаимодействия верований греческой прослойки эллинистических государств и местного населения появляются новые культы и возникают синкретические на базе соединения старых. Гак. достаточно вспомнить, что «египетские боги... часто получали греческие имена в соответствии с греческим обычаем идентифицировать своих богов с богами других народов». Изменения в религиозных представлениях во многом начинаются еще со времени Александра Македонского, который выступает как создатель новых синкретических культов.

В эпоху эллинизма появляется божество случаи - Тиха (Тихе, Тюхе). По мнению А.А. Тахо-Годи, эго божество, символизируя изменчивость мира, становиться олицетворением его неустойчивости, случайности в происходящих событиях как в рамках общества, так в пределах личного пространства человека и противопоставляется представлениям о неизменности судьбы. Тиха выступает как своего рода персонификация сложных взаимоотношений между человеком и обществом, отдельным обществом и окружающими его политическими процессами, - взаимоотношений, которые в эпоху эллинизма трудно предугадать, ибо отсутствует стабильность миропорядка.

<…> Время эллинизма время активных торговых контактов, активного освоения новых пространств, грандиозного по своим масштабам строительства городов, — вес привело к небывалом активности в развитии архитектуры. Как отмечают исследователи истории эллинистического градостроительства, «поражает размах эллинистического строительства как в отношении размеров, так и в отношении количества сооружений».

Основание новых городских центров являлось важной частью программы по эллинизации Востока. Эллинистический город должен быть выступать как важный инструмент трансляции эллинской культуры, так как — «...начиная от мировой столицы и кончая небольшим городком, расположенным на торговых путях, которые вели от Эгейского, моря до Индии, представлял собой более закономерный, сложный и дифференцированный организм, чем город классического периода...». Роль процессов урбанизации в эпоху эллинизма, особенно на этапах его становления, очень важна, так как «города эти помимо ближайших целей (защита границы, создание опорных пунктов в неспокойной стране), должны были служитъ и более отдаленной, но основной цели - способствовать слиянию различных этносов в один посредством ассимилирующей силы эллинизма, что привело бы к единству империи — заветной цели Александра».

ВОПРОСЫ:

7. Какие можно выделить особенности эллинистического периода истории древнегреческой цивилизации (5 баллов)

Задание № 8. Посмотрите видеоурок «Древний Рим за XX минут» из спецпроекта «Что такое античность» на образовательном портале «Arzamas» (https://arzamas.academy/likbez/antiquity?v=rome) и ответьте на приведённый ниже вопрос.

 

ВОПРОСЫ:

  1. Какие этапы истории древнеримской цивилизации выделяют авторы видеоурока? Перечислите основные события (персоналии, явления, тенденции и т.д.), которые упоминаются при рассказе о каждом этапе (10 баллов)

 

***



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: