Природная зона Пустыни (детям выдается текст, для анализа)




Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днём до плюс 70, а в тени выше 40. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус 12, и длится 2-3 месяца. Растения. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространённое растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, который проникает на глубину 20м, а листья в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое. Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвтжений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк. В пустыне встречаются и деревья. Саксаул – это низкое дерево, не более 4-5м, и растут на небольшом расстоянии друг от друга (из- за недостатка влаги). В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. Животные пустыни (большинство) некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-кругловка, лисичка-корсак, ушастый ёж, тушканчик, песчанка. Крупные животные – сайгаки и верблюды. Насекомые – скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи. В пустыне почти нет птиц, так как они плохо переносят жажду.

Человек. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. Для сохранения природы был создан заповедник «Чёрные земли»

Знаю V Интересуюсь + Это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения?
Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.   Животные пустыни (большинство) некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днём до плюс 70, а в тени выше 40. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных.

 

 

На что важно обратить внимание при работе с этим приемом:

1. В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

2. Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

3. Учитель может предложить таблицу, в которой уже дано начало предложений, а детям нужно продолжить фразу.

4. Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

5. Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках окружающего при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта». Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.

 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно формирование читательской деятельности обеспечит младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: