Библиографические указатели 3 глава




 

Приложение. Распределение населенных пунктов, указанных в справочнике, по федеральным округам.............. 375


Принятые сокращения

Авт. – автор

Авт.-сост. – автор­составитель

Англ. – английский

Арх. – архитектор

Б. – бывший

Бр. – братья

В. – век

Вел. – великий

Вст. – вступительная

В т.ч. – в том числе

Вып. – выпуск

Г. – город

Га – гектар

Гг. – годы

Ген. – генеральный

Г. р. – год рождения

Гос. – государственный

Д. – дом

Дер. – деревня

Доп. – дополненное

ДПИ – декоративно­прикладное искусство

Др. – другой, другие

Ед. хр. – единицы хранения

Ж. – журнал

Зам. – заместитель

И.о. – исполняющий обязанности

Изд. – издание

Испр. – исправленное

Итал. – итальянский

Кан. – канал

Кв. м – квадратные метры

Кн. – князь, княгиня

Комм. – комментарии

Кон. – конец

М. – Москва

Млн – миллион

Наб. – набережная

Научн. – научный

Нач. – начало

Н. э. – наша эра

Нем. – немецкий

Обл. – обл.

Отв. – ответственный

П. – поселок

Пг. – Петроград

Пер. – переулок

Пл. – площадь

П/о – почтовое отделение

Пол. – половина

Пр. – проспект; прочее

Практ. – практическая

Предисл. – предисловие

Прим. – примечания

Ред. – редактор

Р-н – р­н

Р. п. – рабочий поселок

Рус. – русский

С. – село, страница

Сер. – середина

Сб. – сборник

Сост. – составитель

СПб – Санкт-Петербург

Ст. – статья

Т. – том

Т.д. – так далее

Т.н. – так называемый

Тел. – телефон

Тел./факс – телефон/факс

Ул. – улица

Фин. – финский

Франц. – французский

Худ. – художественный

Яз. – язык


Список аббревиатур

АН – Академия Наук

АО – Автономная обл.

АССР – Автономная Советская Социалистическая Республика

АХ – Академия художеств

АХР – Ассоциация художников Революции

АХРР – Ассоциация художников революционной России

БАССР – Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика

ВМО – Всероссийское музейное объединение

ВМФ – Военно­морской флот

ВО – Владимирская обл.

ВХНРЦ – Всесоюзный Художественный Научно­реставрационный центр

ВХПО – Всесоюзное Художественно-производственное объединение

ВХУТЕМАС – Высшие художественно­технические мастерские

ГИМ – Государственный Исторический музей

ГИНХУК – Государственный Институт художественной культуры

ГИОП – Государственная инспекция охраны памятников

ГКУК – Государственное краевое учреждение культуры

ГМФ – Государственный музейный фонд

ГНУ НИМ РАХ – Государственное Научное учреждение Научно­исследовательский Музей Российской Академии художеств

ГОМ – Государственный объединенный музей

ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств

ГМО – Государственное музейное объединение

ГМП – Государственный музей­памятник

ГМФ – Государственный музей фарфора

ГОСЕТ – Московский Государственный еврейский театр

ГОУК – Государственное Областное управление культуры

ГРМ – Государственный Русский музей

ГТГ – Государственная Третьяковская галерея

ГУ – Государственное учреждение

ГУК – Государственное Учреждение культуры

ГУКиИ – Государственное Учреждение культуры и искусства

ГЭ – Государственный Эрмитаж

ДАССР – Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика

ЕАО – Еврейская Автономная обл.

ИАХ – Императорская Академия художеств

ИЗО – изобразительное искусство

ИФЗ – Императорский Фарфоровый завод

ИРЛИ – Институт русской литературы

ЛО – Ленинградская обл.

ЛОИА – Ленинградское отделение Института археологии

ЛОСХ – Ленинградская организация Союза художников

МАССР – Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика

МК – Министерство культуры

МЛК – Музей личных коллекций

МО – Московская обл.; Музейное объединение

МОСХ – Московская организация Союза художников

МУК – Муниципальное Учреждение культуры

МФД – Музей фресок Дионисия

Наркомпрос – Народный Комиссариат просвещения

НИИ – Научно­исследовательский институт

НОМИ – Новый Мир искусства (журнал)

ОГУК – Областное государственное Учреждение культуры

ОМХ – Общество московских художников

ОНО – Отдел народного образования

РА – Республика Алтай

РАН – Российская Академия наук

РГУК – Республиканское государственное учреждение культуры

РД – Республика Дагестан

РМ – Республика Мордовия

РО – Ростовская обл.

РОСИЗО – Государственный Музейно-выставочный центр Министерства культуры Российской Федерации

РПЦ – Русская Православная Церковь

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РСО – Республика Северная Осетия – Алания

РТ – Республика Татарстан

РФ – Российская Федерация

РЭМ – Российский Этнографический музей

СМ – Совет министров

СНК – Совет народных комиссаров

СО – Самарская обл.

СРХ – Союз русских художников

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

СХ – Союз художников

ТАСС – Телеграфное Агентство Советского Союза

ТАССР – Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика

ТО – Тульская обл.

ТПХВ – Товарищество передвижных художественных выставок

УАССР – Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика

ФТИИ – Факультет теории и истории искусств

ХМАО – Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра

ХФ – Художественный Фонд

ФГУК – Федеральное Государственное Учреждение культуры

ЦМиАР – Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

ЦПКиО – Центральный парк культуры и отдыха

ЧАССР – Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика

ЧК – Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией

ЯНАО – Ямало-Ненецкий автономный округ

ЯО – Ярославская обл.


Абашево, с.

Абашевская творческая лаборатория гончарного ремесла

Филиал ГУК «Пензенский областной Дом народного творчества»

442600, Пензенская обл., Спасский р­н, с. Абашево

Зав. лабораторией – Калимулина Ида Софиевна, тел.: (84151) 75-2-16

Открыта 1 сентября 1993 года.

Абрамцево, п/о

ФГУК «Государственный историко-художественный и литературный музей­заповедник “Абрамцево”»

141352, Московская обл., Сергиево­Посадский р­н, п/о Абрамцево

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор – Пентковский Алексей Мстиславович, тел./факс: (495) 993-00-33, (49654) 3-24-70, (49654) 3-05-38

E-mail: info@abrm.ru; www.abrm.ru

Филиал: Хотьково, краеведческий отдел музея-заповедника.

Основан в 1920 году.

C 1920 г. – музей­усадьба «Абрамцево» имени С.Т.Аксакова, с 1926 г. – музей­усадьба «Абрамцево», с 1977 г. – современное название.

Музей расположен в комплексе бывшей усадьбы Мамонтовых.

Занимает здания:

Главный усадебный дом, 2-я пол. XVIII–XIX вв.

Флигель «Мастерская», 1873 г., арх. В.А.Гартман

Флигель «Баня», 1877–1878 гг., арх. И.П.Ропет

Абрамцевская церковь, 1882 г., по проекту В.М.Васнецова

«Избушка на курьих ножках», 1883 г., по проекту В.М.Васнецова

Дача В.Д.Поленова, 1880-е гг.

Флигель «Кухня», 1870 г.

Домик управляющего, 1890-е гг.

Площадь парка – 48,4 га, общая площадь музея – 2432 кв. м, экспози-ционная – 1416 кв. м, фондовая – 383 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 20191, в том числе: живопись – 612, графика – 5527, скульптура – 115, ДПИ – 4975, предметы этнографии – 583; фотографии – 4228, документы – 1947, другие материалы – 2081.

 

Музей образован в национализированном имении, принадлежавшем до 1870 г. С.Т.Аксакову, позже – С.И.Мамонтову.

В мемориальных коллекциях живописи и графики имеются произведения И.Е.Репина, В.Д. и Е.Д. Поленовых, В.М. и А.М. Васнецовых, М.А.Врубеля, В.А.Серова, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, И.И.Левитана и других художников, входивших в Абрамцевский художественный кружок.

В музее хранится уникальная коллекция керамических произведений М.А.Врубеля, скульптурные работы М.М.Антокольского и С.И.Мамонтова.

Большую ценность представляют изделия Абрамцевской столярно-резной мастерской и русского народного искусства, собранные главным образом Мамонтовыми и членами Абрамцевского художественного кружка; литературные и документальные фонды (произведения владельцев усадьбы «Абрамцево» Аксаковых, Н.В.Гоголя, некоторые с автографами авторов, переписка и др.).

В коллекции отдела «Русские художники XX века в Абрамцево» представлены произведения художников объединения «Бубновый валет», работы В.Н.Горяева, Т.А.Мавриной, Кукрыниксов, Д.А.Шма-ринова, Б.Д.Королева, Б.И.Пророкова, А.В.Васнецова, Н.И.Андронова и других авторов.

Отдельный раздел коллекции – краеведческий материал по истории Хотьковского монастыря (XIV–XX вв.), с. Хотьково и усадьбы «Ахтырка».

 

Абрамцево: Альбом. Л., 1988

Абрамцево: Материалы и исследования. Вып. 1. Абрамцево, 1988

Каталог живописных работ участников Абрамцевского художественного кружка: Из собрания Государственного музея-заповедника «Абрамцево» / Сост. Э.В.Пастон. Абрамцево, 1983

Музей-заповедник Абрамцево: Очерк-путеводитель. М., 1984

Пахомов H.П. Музей-усадьба «Абрамцево». М., 1978

Подмосковные музеи: Остафьево, Мураново, Абрамцево. Вып. 3. М.-Л., 1925

Рыбаков И.А. Абрамцево. М., 1988

Смирнов Л.М. Музей-усадьба «Абрамцево». М., 1929

Советские художники в Абрамцево: Каталог. М., 1976

Топоров С. Подмосковные усадьбы. М., 1947

Abramtsevo // Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 790

Алатырь*

МУК «Алатырский художественный музей»

429800, Чувашская Республика, Алатырь, 2, пл. Октябрьской Революции, 14

Директор – Головченко Николай Петрович, тел.: (83531) 2-25-42

Основан в 1990 году. Открыт весной 1993 года.

С 1990 г. – филиал Чувашского государственного художественного музея.

Общее количество единиц хранения – около 2000.

 

В основе коллекции – часть собрания Алатырского краеведческого музея (около 200 ед.хр.). Пополняется произведениями современных авторов.

Александров

ФГУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник “Александровская Слобода”»

601652, Владимирская обл., Александров, Музейный проезд, 20

Выходной день – понедельник

Директор – Петрухно Алла Сергеевна, тел./факс: (492-44) 2-17-74

Е-mail: muzeum@alexandrov.ru; www.kreml.alexandrov.ru

Образование музея связано с назначением 27 августа 1919 г. в Александрове преподавателя истории и местного краеведа С.С.Погодина специальным агентом Владимирского Губернского Подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

В 1920 г. в ведении Владимирского Финансового Подотдела Губотнароба состоял Музей родного края в г. Александрове.

В августе 1921 г. был официально назначен первый заведующий Александровским историко-художественным музеем – С.С.Погодин.

Открытие музея Александровской Слободы произошло в 1923 г. после полного выведения красноармейской части 7-го Инженерного батальона из дворцовых палат Покровского собора и ликвидации Успенского женского монастыря, основанного на месте загородной правительственной резиденции XVI в.

Переименования: 1919–1920 гг. – Музей родного края, 1921–1923 гг. – Александровский историко-художественный музей, 1923–1928 гг. – Музей «Александровской Слободы» (филиал Покровского собора: храм Василия Блаженного, Москва), 1928–1939 гг. – Государственный музей «Александровская Слобода» (филиал ГИМ, Москва), 1939–1949 гг. – Государственный музей «Александровская Слобода» местного подчинения, 1949–1974 гг. – Александровский краеведческий музей, 1974–1988 гг. – Александровский филиал Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, 1988–1989 гг. – Александровский историко-архитектурный музей в ведении Управления культуры Владимирского облисполкома, 29.11.1989–13.06.1991 – Александровский историко-архитектурный музей в ведении МК РСФСР, 14.06.1991–11.12.1994 – Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Александровская Слобода», 19.12.1994–6.12.2004 – Государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник «Александровская Слобода», с 7.12.2004 – современное название.

 

Музей-заповедник расположен на территории редчайшего, хорошо сохранившегося памятника дворцового зодчества нач. XVI в. – Государева двора, который по праву считается «произведением элитарного дворцового искусства». Загородная государева резиденция в Александровской слободе была построена по велению великого московского князя Василия III. Постройки дворцового ансамбля возведены в европейском стиле из белого камня и красного большемерного кирпича, возможно, теми же итальянскими мастерами, что создавали Большой Кремлевский дворец в Москве. Особую известность Александровской слободе принес первый русский царь Иван Грозный, который в 1564–1581 гг. сделал ее фактической столицей государства.

Архитектурный комплекс включает уникальные памятники архитектуры XVI в.: Троицкий собор, Покровскую церковь, Распятскую церковь-колокольню, Успенскую церковь.

Возведение в 1513 г. царственно величавого Троицкого собора свидетельствовало о стремлении великого князя как можно достойнее украсить свою новую резиденцию. Собор украшают уникальные Новгородские Васильевские врата (1336), Тверские врата (1344–1357) и фресковые росписи XVI в. Здесь происходили важные государственные события XVI в. – царские свадьбы.

Домовый храм Покровской церкви и примыкающий к нему комплекс парадных дворцовых палат указывают на то, что на этом месте находился собственно дворец. Сохранившиеся древние дворцовые палаты на белокаменных подвалах – редчайший образец дворцового строительства середины XVI в., характеризующий развитие светского зодчества в эпоху Ивана Грозного. В шатровом домовом храме сохранились уникальные росписи Средневековья, не имеющие аналогов в мире.

Распятская церковь-колокольня была воздвигнута на месте «церкви под колоколы Алексея митрополита» после похода на Новгород 1570 г. как символ объединения русских земель, усиления единовластия.

Миниатюрная Успенская церковь – домовый храм великих княгинь и цариц – находится в окружении изысканной двухъярусной галереи. Кроме того, на территории музея-заповедника расположены и другие памятники архитектуры более позднего времени: крепостные стены с вратами и четыре угловые башни XVII в., больничный корпус XVII – XVIII вв., келейный корпус XVII – XIX вв., привратницкая конца XVIII–XIX вв., южная келья XVIII – XIX вв., деревянная келья XVIII–XIX вв., часовня водосвятная XVIII–XIX вв., экипажник сер. XIX в. Ряд памятников архитектуры (8 объектов) передан в безвозмездное бессрочное пользование Успенскому женскому монастырю, находящемуся на территории музея-заповедника.

 

Общая площадь территории музея-заповедника – 11,04 га.

Включает в себя территории бывшего Государева двора XVI в. с сохранившимся земляным валом и бывших государевых садов. Площадь на 1/3 выходит за пределы крепостных стен XVII в.

Общая площадь зданий – 6720,2 кв. м (15 памятников архитектуры начала XVI – XIX вв.). Экспозиционная площадь – 1766,3 кв. м (9 экспозиций и 2 выставочных зала музея расположены в зданиях Покровской церкви, Успенской церкви, Распятской церкви-колокольни, Больничного корпуса, в деревянной келье; смотровая площадка на Распятской церкви-колокольне, фондовая площадь – 601 кв. м 9 хранилищ находятся в зданиях Успенской, Покровской церквей, в келейном и больничном корпусах).

Общее количество единиц хранения – 64065, в том числе: графика – 2791, скульптура – 324, ДПИ – 9178, изразцы и резной белый камень (в составе коллекции «Археология») – 339, открытки художественные – 5152, художественное фото (в составе коллекции кинофотофономатериалов) – 1864, предметы, имеющие художественное значение, – 439.

 

Формирование коллекций начато в 1919 году С.С.Погодиным. В его задачу входили регистрация памятников истории г. Александрова и Александровского уезда и принятие надлежащих мер к охране художественно-исторических ценностей. Была создана Комиссия по охране памятников старины и искусства в Александрове, которая располагалась в здании бывшей мужской гимназии, где преподавал историю С.С.Погодин. Видимо, именно там первоначально размещались первые экспонаты музея по истории родного края.

В 1920 г. Комиссия Главмузея начала работу по составлению первой книги художественного инвентаря музея. В это время шло формирование основных коллекций. Главную часть музейного собрания составили исторические и культурные ценности, связанные с представителями царских династий Рюриковичей и Романовых, после пребывания которых в Государевой резиденции всегда оставались личные предметы обихода. Некоторые из предметов были выполнены по царскому заказу для дворцовых храмов мастерами Оружейной палаты, многие попали в Александровскую слободу в качестве подарков и вкладов. Часть предметов была специально изготовлена для представителей царской семьи, чья жизнь соприкасалась с судьбой загородной резиденции московских государей. Большое число произведений искусства, почти в безнадежном состоянии, было спасено из полуразрушенных местных церквей и монастырей. Таким образом начали формироваться коллекции «Древнерусская живопись» и «Декоративно-прикладное искусство». На музейном учете была и монументальная древнерусская живопись дворцовых храмов XVI столетия. Троицкий собор украшает шедевр русского искусства XIV века – Васильевские врата, выполненные в технике огневого золочения.

В музейное собрание поступили первоклассные образцы иконописи XVI – XVII вв. «Праотец Мельхиседек» XVI в., створка царских врат XVI в., трехстворчатый складень с миниатюрным письмом XVII в.), неповторимые иконописные образы (такие, как единственно известная житийная икона местного святого «Стефан Махрищский» XVII в.) и редкие самобытные образцы иконописи XVIII – XIX вв. (например, иконы незаурядного провинциального мастера Кирилла Сивкова). Особую художест-венную ценность имеют фресковые росписи XVI в. Троицкого собора, шатрового домового храма Покровской церкви и граффити XVI – XVII вв. на дворцовых постройках Александровской слободы. Белокаменная резьба на памятниках Александровской слободы – редкий в художественном отношении образец чудом уцелевшего архитектурного украшения дворцовых построек XVI – XVII вв.

Достойное место в коллекции заняла галерея живописных образов монархов: от великого князя Василия III и первого русского царя Ивана Грозного до последнего российского самодержца.

Среди предметов коллекции драгоценных тканей и древнерусского шитья особый интерес представляют образцы лицевого шитья XVI в. и шитье под аксамит петельчатый XVIII в.

Большой интерес представляют предметы, обнаруженные в ре-зультате архитектурно-археологических исследований памятников Александровского кремля и его заповедной территории в 1940–2000-е гг. Уникальна коллекция изразцов и резных белокаменных розеток, являю-щихся одним из главных украшений дворцов и храмов загородной царской резиденции. Изразцы, представленные в коллекции, отражают все этапы развития изразцового искусства. Это и терракотовые изразцы XVI в.; полихромные сюжетные и гербовые изразцы; муравленные изразцы; изразцы «на галанский манер» петровского времени; белые изразцы. Уникальное явление – подписной изразец и изразец с изображением пушкаря XVI в. Особое место в собрании музея занимают белокаменные розетки XVI в., превосходящие в художественном отношении единственный аналог из колокольни Ивана Великого Москов-ского Кремля.

После национализации имущества дворянских усадеб в фонды музея поступило большое количество предметов светского характера.

В 1950–1960-е годы формируются коллекции, характеризующие жизнь города XIX – нач. XX в. Среди них особое место занимают основатели первых в городе бумаготкацких и красильно-набивных фабрик, чьи знаменитые «барановские ситцы» и платки получили всемирное признание и высоко ценились далеко за пределами России. Богатая по своему содержанию коллекция набивных ализариновых ситцев исключительна и неповторима в своем роде. Коллекция «барановских ситцев» интересна и замечательным дополнением – набоечными досками, образцами французских обоев, послуживших оригиналами рисунков на набивных тканях, и, конечно, многочисленными (несколько тысяч) кроками XIX–XX вв.

В это же время шел сбор материала по истории развития промыслов Александровского уезда. Основной интерес вызывал кузнечный, ткацкий и гончарный промыслы, издавна существовавшие в районе. Собран богатый этнографический материал (коллекция расписных прялок).

В последнее десятилетие музейное собрание пополняется работами современных художников, уделяющих в своем творчестве особое внимание Александровскому кремлю и личности Ивана Грозного.

Широко представлены в собрании музея художественные открытки XIX – XX вв. Большинство из них поступило в музей от представителей купеческих родов, которые собирали их по тематическому принципу: репродукции исторических картин, виды Александрова и окрестностей, праздники, открытки с рисунками Е.М.Бем и др.

Художественное фото в музейном собрании, прежде всего, иллюстрирует виды Александровского кремля, редкие экспонаты, фресковые росписи XVI в. Наряду с упомянутыми коллекциями привлекают внимание исследователей разделы «Старопечатные и рукописные книги», «Нумизматика», документальный фонд, «Минералы» и др.

 

Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове / Сост. архимандрит Леонид. М., 1891

Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Александровская Слобода. М., 1970

Панина Н.П. Образцы агиттекстиля в коллекции музея «Александровская Слобода» // Из материалов научных конференций (1990–1993 гг.) Александ-ров, 1993

Александровская провинция / Отв. ред. С.В.Волкова. Александров, 1994

Панина Н.П. Барановские ситцы: Каталог выставки из собрания музея-заповедника «Александровская Слобода». Дмитров, 1994

Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровской слободы. Владимир, 1995

Александровская Слобода: Альбом. М., 1997

Петрухно А.Н. Фотограф И.Ф.Барщевский и Александровская Слобода // Материалы областной краеведческой конференции. Владимир, 2000

Кавельмахер В.В. Бронзовые двери византийской работы из Новгородского Софийского собора в Александровской слободе. Еще раз о происхождении Тверских врат // Зубовские чтения. Сб. статей. Вып. 1. Владимир, 2002

Короткова И.А. Приглашение в прошлое // Альманах «Памятники Отечества», № 54. М., 2002

Кавельмахер В.В. К истории Васильевских дверей Софии Новгородской // Зубовские чтения. Сб. статей. Вып. 2. Струнино, 2004

Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2004»: Каталог выставки. М., 2004

Стручалина Л.Н. Белокаменные розетки архитектурного ансамбля Александровской слободы // Сб. статей. Вып. 2. Струнино, 2004

Ульфельд Я. Путешествие в Россию. М., 2004

Антыпко М.И. Васильевские врата: к вопросу о дополнениях XVI в. // Зубов-ские чтения. Сб. статей. Вып. 3. Струнино, 2005

Рыбакова М.К. К вопросу атрибуции складней с драгоценными окладами из собрания музея-заповедника «Александровская Слобода» // Зубовские чтения. Сб. статей. Вып. 3. Струнино, 2005

Александров

МУК «Александровский художественный музей»

601650, Владимирская обл., Александров, ул. Советская, 16

Работает без выходных

Директор музея – Усанов Евгений Николаевич, тел.: (49244) 2-50-78

Факс: (49244) 2-50-78

E-mail: artmususadba@yandex.ru; www.artmuz.alexandrov.ru

Основан 13 ноября 1989 г.

Музей располагается в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры:

Архитектурный комплекс «Усадьба Первушина», кон. XIX – нач. XX в. (ул. Советская, 16) – постоянная экспозиция

Выставочный зал в здании бывших «Торговых рядов», кон. XVIII – XIX в. (ул. Советская, 5)

Общая площадь – 1498 кв. м, экспозиционная – 261,6 кв. м, основных фондовых помещений – 110 кв. м.

Площадь выставочного зала – 100 кв. м (экспонируются выставки работ из фондов АХМ и других музеев, художников Александровского региона, российских и зарубежных мастеров).

В усадьбе Первушина имеются вариативные экспозиционные площади – до 60 кв. м.

Кроме того, реконструируется каретник под Центр современного искусства (площадь – 150 кв. м).

Общее количество единиц хранения – 15139, в том числе: живопись – 2799, графика – 4904, скульптура – 50, ДПИ – 5741, предметы археологии – 403, этнография – 80, фотография – 320, документы и редкие книги – 156, предметы историко-культурного значения – 686.

 

Музей создан 13 ноября 1989 г. по инициативе любительских объединений: Александровского клуба художников и историко-краеведческого клуба «Отечество». Начало коллекции и основание музея связаны с именем художника-передвижника К.П. Пынеева (1868–1922).

По хронологическому периоду коллекция охватывает XIX – кон. XX в., причем середина и 2-я пол. ХХ века представлены наиболее полно.

Структура коллекции музея: Изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура (профессиональное и самодеятельное); ДПИ, включая все жанры и техники; Народное искусство и ремесла; экспонаты историко-культурного назначения (мемориальные вещи, предметы купеческого быта).

Александровский художественный музей собирает произведения современных местных профессиональных и непрофессиональных художников, предметы декоративно-прикладного искусства края и его художественных промыслов, образцы ткацкого искусства (г. Александров является родиной барановских ситцев, которыми издавна славилась Россия), этнографические и документальные предметы, тесно связанные с художественными традициями, а также произведения российских художников в рамках концепции музея: «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

В коллекции имеются произведения всемирно известных школ: владимирской и московской графики, владимирской живописи, есть работы известных российских художников: В.Маковского, А.Харламова, К.Бритова, Б.Французова, С.Андрияки, М.Шемякина, А.Казанцева. В фондах музея хранится коллекция кроки дореволюционного периода мануфактур Барановых. Особой историко-культурологической значимостью обладают художественные произведения, фото и документы дореволюционного периода благотворительной деятельности купцов Первушина, Барановых, Зубова. В фондах музея есть коллекции, представляющие творческие династии художников, связанных с г. Александровом: Лавровских, Кетовых, Забирониных.

В основе концепции развития Александровского художественного музея лежит идея изучения провинциальной культуры XIX – XXI вв., сохранение художественного наследия, раскрытия образа России через реалистическое искусство российских художников, постижение духовной основы русской культуры.

 

Головицын С.К. Возрожденное имя. М., 1990

Чернова З. Жанрист К.П. Пынеев // Художник, 1993, № 6

Александровская провинция / Сборник. Отв. ред. С.В. Волкова. Александров, 1994

Усанов Е.Н. Творческое наследие художника К.П.Пынеева в коллекции Александровского художественного музея // В.Э.Борисов-Мусатов и «Саратовская школа». Материалы VII Боголюбовских чтений, посвященных 130-летию В.Э.Борисова-Мусатова. Саратов, 2000

Александров глазами художников / Из фондов АХМ. Комплект открыток. Сергиев Посад, 1999

Головицын С.К., Головицына М.В. К.П.Пынеев: Очерк жизни и творчества. Сергиев Посад, 2000

Жизнь с палитрой в руке: А.М.Колосков. Живопись: Каталог выставки из фондов АХМ. Александров, 2002

Усанов Е.Н. Берендеево: Искусство древнерусских цивилизаций. Александров, 2004

Альметьевск

Альметьевская картинная галерея

Филиал ГУ «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан»

423400, Республика Татарстан, Альметьевск, пр. Строителей, 35

Зав. филиалом – Минабутдинова Роза Равильевна, тел.: (8553) 22-31-79

Открыта 26 августа 1975 года.

С 1985 г. – Картинная галерея на общественных началах, с 1987 г. – филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Занимает одноэтажную пристройку к жилому дому.

Общая площадь – 1 840 кв. м, экспозиционная – 757 кв. м, фондовая – 102 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 934, в том числе: живопись – 474, графика – 234, скульптура – 45, декоративно­прикладное искусство – 181.

 

Основатель – Геннадий Алексеевич Стефановский.

Главное направление работы галереи – собирание и экспонирование произведений изобразительного искусства, отражающих историю, традиции и быт Республики Татарстан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: