Фонды музея включают произведения талантливых художников республики: Б.Урманче, Х.Якупова, Л.Фаттахова, В.Куделькина, В.Ти-мо-феева, К.Максимова, Н.Кузнецова, В.Аршинова, И.Зарипова и др.
Кроме того, широко представлены работы советских художников П.Соколова-Скаля, Л.Бродской, Э.Прибыловской, К.Бритова, В.Игошева и других.
Арзамас
МУК «Историкохудожественный музей Арзамаса»
607220, Арзамас, Нижегородская обл., ул. Космонавтов, 39-а
Выходной день – среда. Последний вторник месяца – санитарный день
Директор – Разина Надежда Викторовна, тел.: (83147) 4-13-66
Е-mail: arzmuzey@ugnn.ru
Факс: (83147) 4-13-66; www.muzeum.arzamas.net
Создан в 1956 году на основании распоряжения Исполнительного комитета Арзамасского областного Совета депутатов трудящихся № 600-р от 15.10.1956 г.
Открыт 22 июня 1957 года.
До 1970 года музей был краеведческим. В 1970 году реорганизован и отнесен к историческим (ликвидирован отдел природы, в самостоятельный музей выделен раздел, посвященный жизни и творчеству писателя А.П.Гайдара). В 1991 году музей переведен в разряд историко-художественных (приказ Нижегородского облисполкома № 44 от 8.05.1991 г.); тогда же официально зарегистрирован художественный отдел, посвященный первой в России частной школе живописи, основанной академиком А.В. Ступиным.
Музей располагается в здании бывшей церкви, XVIII в., памятник архитектуры.
Каменная 2-этажная церковь типа «восьмерик на четверике», с трапезной и алтарем, построена в стиле русского барокко в 1746 г.
Общая площадь помещений – 455 кв. м, экспозиционная – 400 кв. м, фондовая – 55 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 30290 (археология, нумизматика, ткани, фарфор, стекло, металл, старопечатные книги, фото, документы и др.), в том числе: художественные коллекции (живопись, графика, скульптура, ДПИ) – 2827.
|
В основе художественной коллекции музея – собрание работ учеников первой в России провинциальной школы живописи Aлександра Васильевича Ступина (1776–1861), основанной им в Арзамасе в 1802 году. Собрание достаточно скромное – 33 работы, из них 13 работ авторских и 20 – «инкогнито». 17 полотен поступило из частной коллекции арзамасского художника и краеведа А.Д.Иконникова, 14 работ музей получил от ленинградского искусствоведа П.Е.Корнилова, исследователя творчества учеников Ступинской школы. Два произведения были приобретены у нижегородского коллекционера М.И.Балика.
Подлинным украшением коллекции являются работы художников Н.М.Алек-сеева, Н.Е.Рачкова, B.Г.Перова, Н.А.Кошелева, Р.А.Ступина, И.Н. и Л.И.Свеш-никовых.
Собрание декоративно-прикладного искусства XVIII – нач. ХХ в. представлено немногочисленными предметами из фарфора, стекла, бронзы, серебра, образцами мебели.
Значительна коллекция русского народного искусства: костюмы, вышивки, кружева, предметы с резьбой и росписью по дереву, бытовая утварь юго-востока Нижегородской области. Особое место в данной коллекции занимают предметы арзамасской золотной вышивки: женские головные уборы (повойники, «сороки», «ленки», девичьи повязки), а также сарафаны, передники, пояса, оплечья. Церковное искусство представлено небольшой коллекцией икон, мелкой пластикой (иконки, кресты, складни), деревянной скульптурой, предметами золотной вышивки (воздуха, покровцы, одежда священнослужителей).
Званцев М.П. А.В.Ступин. Арзамасская художественная школа. Горький, 1941
|
Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века. Л.-М., 1947
Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области. Горький, 1983
Еремеев П.В. Арзамасские мастера. Нижний Новгород, 1992
Каталог работ учеников художественной школы А.В.Ступина. Арзамас, 2002
Архангельск
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
163000, Архангельск, пл. Ленина, 2
Выходной день – вторник
Директор – Миткевич Мая Владимировна, тел.: (8182) 21-16-73
Зам. директора по научной работе – Ружникова Елена Иосифовна, тел.: (8182) 65-32-67
Е-mail: artmus@arh.ru
Основан в 1960 году. Открыт в 1966 году.
До 1994 г. – Архангельский областной музей изобразительных искусств.
Занимает два этажа современного девятиэтажного здания, южную часть Гостиных дворов, XVII в.
Музей объединяет комплекс памятников XVIII–XIX вв. в исторической части города, получившей статус «Старый Архангельск»:
двухэтажное каменное здание конца XVIII в., по типовому проекту жилого дома
двухэтажное кирпичное здание конца XIX в., б. торговый дом Е.К.Плотниковой (реконструирован в 2007 г.)
двухэтажное каменное здание начала XIX в., бывший дом купцов ШингаревыхПлотниковых (реконструируется)
двухэтажное каменное здание, б. электротеатр Е.К.Плотниковой (реконструируется)
двухэтажное кирпичное здание конца XIX в., б. торговый дом купца А.Н.Буторова (реконструируется)
часть зданий бывшего Соловецкого подворья XVII–XIX вв. (требует реконструкции)
Музей северного художника и сказочника С.Г. Писахова (открыт в 2007 г.)
филиал «Художественная культура Русского Севера» – Дом-усадьба художника А.А.Борисова в деревне Евда Красноборского района Архангельской обл. (здание 1898–1901 гг.)
|
Общая площадь – 11 813 кв. м, экспозиционно-выставочная – 2927 кв. м, фондовая – 1443,5 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 32 250, в том числе: живопись – 7032, графика – 7528, скульптура – 527, ДПИ, предметы быта и этнографии – 16 532, нумизматика – 72, археология – 50, редкие книги – 610.
В основе собрания – художественная коллекция местного краеведческого музея (ок. 1500 ед. хр.). Поистине уникально собрание произведений церковного искусства, в составе которого около 5000 экспонатов XIV – нач. XX в. Это шедевры древнерусской деревянной скульптуры и пластики, произведения северной иконописи, декоративно-прикладного искусства. Коллекция представляет такие значительные центры Русского Севера, как Холмогоры, Сольвычегодск, Каргополь, Соловецкий монастырь.
Народное искусство (около 10 000 ед. хр.) представлено известными на Русском Севере центрами крестьянской росписи конца XIX – нач. XX в.: Борок, Пермогорье, Ракула, Палощелье (мезенская роспись), река Вага. В составе коллекции народного костюма – все типы женских праздничных головных уборов конца XVIII – нач. XX в., лучшие образцы вышивки, золотого шитья, ткачества. Широко представлены изделия из металла, глиняная игрушка.
Коллекция современной холмогорской резьбы по кости (около 1000 ед. хр.) является самой полной в России.
Русское искусство конца XVIII – нач. XX в. отражает основные этапы развития отечественного искусства, представлены почти все известные русские мастера. Характерной особенностью собрания, две трети которого составляют поступления из частных коллекций (1960–1980-е гг.), является возвращение из забвения произведений, порой на столетие исчезавших из поля зрения специалистов и публики. В числе 4000 экспонатов – работы северных художников А.Борисова, С.Писахова, Т.Вылки (ок. 700 ед.хр.).
В коллекции искусства XX века широко и разнообразно отражено творчество мастеров основных группировок начала столетия, а также послереволюционного времени. Особенностью коллекции является то, что наряду с произведениями известных мастеров представлены работы художников, долгое время незаслуженно забытых. Яркими именами отражена и северная тема в творчестве советских художников. Широкую панораму направлений и стилей создают признанные лидеры поколений 1960–1970 гг. (Н.Андронов, П.Никонов, В.Попков, Д.Жилинский, Е.Моисеенко, Н.Нестерова, В.Вейсберг и др.) Из более чем 10 000 ед. хр. примерно одну треть составляют работы архангельских мастеров.
В 1994 г. музей получил несколько зданий в историко-заповедной зоне «Старый Архангельск», в том числе купеческую усадьбу Шингаревых-Плотниковых. В будущем в переданных историко-архитектурных памятниках планируется разместить Музей северного художника и сказочника С.Г.Писахова, Музей художественного освоения Арктики им. А.А.Борисова, Музей северной иконы, Музей холмогорской резьбы по кости, Музей северного народного искусства, а также экспозиции, посвященные русскому искусству XVIII – XX вв., художественной культуре Русского Севера. Здесь же планируется открыть информационно-образовательный центр «Открытый музей».
В 1998 году в здании конца XVIII в., построенном по типовому проекту жилого дома, была открыта постоянная экспозиция «Портрет в старинном интерьере».
Русское художественное серебро. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. В.А. Пятых. Архангельск, 1999
Сто произведений русской живописи XVIII – нач. XX в. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств: Альбом-каталог / Авт.-сост. Е.И.Ружникова. Архангельск, 2001
Крестьянская живопись Поважья. Из собрания музеев Архангельской области: Каталог / Авт.-сост. Т.М. Кольцова. Москва, 2003
Окно в рай. Иконы из Архангельска: Каталог / Авт.-сост. Т.М.Кольцова, Элина Вуоримиес, Пирьо Иммонен. Финляндия, 2003
Архангельский музей изобразительных искусств: Каталог / Автор-сост. Е.И.Руж-никова. М., 2005
Кольцова Т.М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005
Пономарева И.Б. Главы из жизни Степана Писахова. Архангельск, 2005
Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера. М., 2006
Ружникова С.И. Александр Борисов: Альбом-каталог. Архангельск, 2006
Ананьина В.М. Северные козули. Архангельск, 2006
Кулещова З.Д. Тыко Вылка: Альбом-каталог. Архангельск, 2006
Arkhangelsk // Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 791
Архангельское, п.
ФГУК «Государственный музейусадьба “Архангельское”»
143420, Московская обл., Красногорский рн, п. Архангельское
Выходные дни – понедельник, вторник, последняя среда месяца
Директор – Длугач Владимир Владимирович, тел.: (498) 653-84-56
Тел./факс: (498) 653-86-60
E-mail: office@arkhangelskoe.ru; www.arkhangelskoe.ru
Открыт 1 мая 1919 года.
Занимает здания дворцово-паркового ансамбля XVIII–XIX вв.
Дворец, 1780 г., по проекту де Герна, Д.Тромбара, Ф.Петтонди, после 1812 г. работали арх. И.Д.Жуков, О.И.Бове, Е.Д.Тюрин, С.П.Мельников, руководил крепостной архитектор В.Я.Стрижалов
Церковь Михаила Архангела, 1560-е гг., арх. П.Потехин
Колоннада (храм-усыпальница), нач. XX в., арх. Р.И.Клейн, Г.Б.Бархин
Театр, нач. XIX в., арх. О.И.Бове, П.Г.Гонзага
Павильон «Чайный домик», 1829 г., арх. В.Г.Дрегалов
Усадьба принадлежала семье Н.А.Голицына (с 1703 г.), позже – Н.Б.Юсу-пову и его потомкам (с 1810 г.), в 1917 г. была национализирована. С конца 1920-х гг. воссоздаются интерьеры и коллекции.
Общее количество единиц хранения – 31 782, в том числе: живопись – 453, графика – 2215, скульптура – 415, слепки с резных камней – 3 385, ДПИ – 3967, редкая книга – 16 555.
В коллекции живописи – работы крупнейших западноевропейских художников XVII – 1-й пол. XIX в., в основном французских, итальянских и голландских. Среди них картины А. Ван Дейка, Д.Б.Тьеполо, Ф.Буше, Ж.Тасселя, Г.Робера, Г.-Ф. Дуайена, А.-Ш. Караффа, Ф.Тре-визани, Я.Амикони и др. В собрании русской живописи – работы А.Орловского, Ф.Алексеева, крепостных художников Ф.Сотникова, М.Полтеева, Г.Новикова.
В коллекции графики преобладают работы художников итальянской школы, в том числе Я.Бассано, Д.Тьеполо, представлены и мастера других школ.
Многочисленна коллекция изделий из бронзы русской и иност-ранной работы XVIII–XIX вв. – осветительные приборы, часы, мелкая пластика.
В богатой коллекции керамики – изделия самых знаменитых заво-дов (Севрского, Мейсенского, Венского), китайский и японский фарфор. В русской части собрания – фаянсы завода А.Гребенщикова, фар-фор Петербургского завода и завода Ф.Гарднера, изделия завода Попова и заводов Гжели. Уникально собрание изделий Архангельского завода 1818–1838 гг.
Значительно книжное собрание, а также группы памятников, связанных с деятельностью Театра.
Произведения крепостных мастеров. Из собрания музея-усадьбы «Архангельское»: Каталог выставки / Авт.-сост. Л.Ю.Савинская. М., 1982
Arkhangelskoe // Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 791
Астрахань
ОГУК «Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина»
414000, Астрахань, ул. Свердлова, 81
Выходной день – понедельник
Директор – Марисова Наталия Дмитриевна, тел./факс: (8512) 39-44-87
Филиaлы:
Дом-музей В.В.Хлебникова, Астрахань
Дом-музей Б.М.Кустодиева, Астрахань
Основана в 1918 году.
Открыта для публичного посещения 15 декабря 1918 года.
С 1918 г. – Картинная галерея и музей Совета Профессиональных Союзов Астраханского края имени П.М.Догадина, с 1923 г. – Астраханская картинная галерея им. П.М.Догадина, с 1929 г. – Астраханская картинная галерея, с 1958 г. – Астраханская областная картинная галерея им. Б.М.Кусто-диева, с 1994 г. – Аст-раханская государственная картинная галерея им. Б.М.Кусто-диева, с 2007 г. – настоящее название.
Занимает 3-этажное каменное здание (б. особняк городского головы Н.И.Плотникова), 1907–1908 гг., и 2-этажный флигель во дворе.
Общая площадь – 2324 кв. м, экспозиционная – 1995 кв. м, фондовая – 185 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 8523, в том числе: живопись – 1312, графика – 6243, скульптура – 176, ДПИ – 792.
Основу собрания составили коллекции П.М.Догадина, О.Я.Виблин-гера, братьев А.П. и Л.П. Сапожниковых, коллекционера И.А.Репина.
Раздел древнерусского искусства (иконы XVII–XIX вв.) включает уникальный памятник декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XIX в. – створки трех врат Астраханского Кафедрального собора. Русское искусство XVIII и первой половины XIX в. представлено портретом и пейзажем (Ф.Рокотов, Л.Левицкий, В.Боровиковский, В.Тропинин, К.Брюллов, С.Щедрин). С искусством середины и второй половины XIX века зрителей знакомят полотна А.Куинджи, И.Айвазовского, А.Саврасова, И.Шишкина, В.Сурикова, И.Левитана, И.Репина, В.Поленова.
В залах рубежа XIX–XX вв. экспонируются произведения М.Несте-рова, В.Борисова-Мусатова, С.Жуковского, К.Коровина, Н.Рериха, В.Серова, М.Вру-беля, Б.Кустодиева.
Ценнейшая часть коллекции музея – полотна художников 1910-х гг. и русского авангарда: П.Кончаловского, П.Кузнецова, В.Кандинского, К.Малевича, М.Шагала, Р.Фалька, И.Машкова, А.Лентулова.
Собрание произведений западноевропейского искусства (около 5000 ед. хр.) включает полотна мастеров Италии, Бельгии, Австрии, Чехии XVIII–XIX вв., гравюры известных европейских школ XVI – XIX вв., коллекцию фарфора Италии, Германии, Франции, Англии XVIII–XIX вв., искусство стран Дальнего и Ближнего Востока (бронза, эмаль, кость, лаки).
Большую часть коллекции составляют произведения современных художников России и бывших союзных республик.
Герасимов А.И. Астраханская областная картинная галерея: Путеводитель. 1918-1948. Астрахань, 1948
Астраханская областная картинная галерея. Живопись. Скульптура. Графика: Каталог / Сост. коллективом сотрудников. М., 1950
Анохина И.В. Высокий дар: Документальная повесть. Астрахань, 1980
Астраханская картинная галерея: Альбом. М., 1990
Петрова Г. Маргарита Сабашникова. Астрахань, 1994
Ильина Л. История Астраханской картинной галереи. Астрахань, 1994
Астраханская картинная галерея. Сборник статей. Астрахань, 1993
Произведения П.Рубенса в гравюрах западноевропейских мастеров (Из фондов Астраханской картинной галереи): Каталог выставки. Астрахань, 1985
Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М.Кустодиева: Альбом. М., 2002
Астрахань
Дом-музей В.В. Хлебникова
Филиал ОГУК «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина»
414000, Астрахань, ул. Свердлова, 53
Заведующий – Мамаев Александр Александрович, тел.: (8512) 22-64-96
Основан в 1983 году. Открыт для публичного посещения в 1993 году.
Занимает первый этаж трехэтажного каменного жилого дома, 1890-е гг., арх. неизвестен. Общая площадь – 350 кв. м.
Экспозиция Дома-музея Велимира Хлебникова делится на две части: одна из них имеет мемориальный характер (документы и подлинные вещи поэта и его семьи), другая включает живопись и графику сестры поэта Веры Хлебниковой, работы П.В.Митурича и М.П.Миту-рича-Хлебникова.
Мамаев А. Биобиблиографический справочник произведений В. Хлебникова. Аст-рахань, 1994
Астрахань
Дом-музей Б.М.Кустодиева
Филиал ОГУК «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина»
414000, Астрахань, ул. Свердлова, 68
Заведующий – Сорокин Валерий Викторович, тел.: (8512) 22-16-29
Основан 15 мая 2002 года. Открыт для публичного посещения в 2002 году.
Занимает одноэтажный каменный особняк конца XIX века. Общая площадь – 430 кв. м.
Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) открыт в Астрахани, где художник провел детские годы и приобрел впечатления, которые воплотились затем во множестве художественных образов на его полотнах.
Экспозиция располагает личными вещами, принадлежавшими членам семьи Кустодиевых и самому художнику. В залах представлены живописные полотна, графика и скульптура малых форм работы Б.М. Кустодиева.
Один зал посвящен творчеству П.А.Власова – первого учителя художника, выпускника Петербургской академии художеств. Являясь учителем Астраханской гимназии, П.А.Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Среди них Б.Кустодиев, И.Горюшкин-Сорокопудов, Е.Нешмонина и др.
Во внутреннем дворе музея проводятся художественные встречи, творческие вечера.
Баево, с.
Дом-музей С.Д.Эрьзи
Филиал ГУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи»
431869, Баево, Ардатовский рн, Республика Мордовия
Выходной день – понедельник
Зав. филиалом – Ладяшкина Светлана Борисовна
Открыт в 1976 году, в год 100-летия скульптора.
Занимает одноэтажное деревянное здание, 1976 г.
Общая площадь – 89, 26 кв. м, экспозиционная – 63 кв. м.
Общее количество единиц хранения: 24, в том числе: скульптура – 4, народное – 20 (из основных фондов МРМИИ им. С.Д.Эрьзи).
В составе коллекции – фотодокументы, личные вещи Степана Дмитриевича Эрьзи (1876–1959), работы его учеников Е.И.Мроз, А.А.Сакс, М.И.Нефедова; предметы мордовского народного искусства, костюм эрьзянки XIX в., образцы вышивки, деревянной и керамической утвари, ткацкий станок.
У входа в музей установлен памятник С.Д.Эрьзе работы скульптора А.Ненашевой.
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов): Альбом / Вст. ст. М.Н.Барановой, сост. Т.Б.Мантурова, Н.А. Сисина. Саранск, 1981
Степан Дмитриевич Эрьзя: Альбом / Сост. М.Н.Баранова. Саранск, 1987
Эрьзя на Родине: Альбом / Сост. М.Н.Баранова, В.С.Ионова. Саранск, 1996
Степан Эрьзя: К 125-летию со дня рождения. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи / Сост. Е.В.Бутрова, М.Н. Баранова. М., Саранск, 2001
Эрьзинские чтения: Сб. материалов научно-практ. конференции, Саранск, 2004 / Под ред. М.И. Суриной. Саранск, 2005
Балаково
Балаковская художественная галерея
Филиал ФГУК «Саратовский государственный художественный музей им. А.H. Радищева»
413800, Балаково, Саратовская обл., ул. Заовражная, 9
Зав. филиалом – Шконда Наталья Анатольевна, тел.: (845-95) 4-03-42
www.radmuseumart@balakovo.info
Галерея создана по приказу МК РСФСР от 6 сентября 1974 года.
Открылась 3 июня 1977 года.
Занимает одноэтажное здание бывшего Торгово-промышленного банка, 1900-е гг.
Общая площадь – 372,5 кв. м, экспозиционно-выставочная – 321 кв. м.
В филиале работает постоянная комплексная экспозиция «Русское искусство XVIII – нач. XX в.» из фондов СГХМ им. А.Н.Радищева.
Барнаул
ГУК «Государственный художественный музей Алтайского края»
656002, Барнаул-2, Алтайский край, пр. Ленина, 88
Выходные дни – понедельник, вторник
Директор – Галкина Инна Константиновна, тел.: (3852) 61-25-10
факс: (3852) 61-06-73, E-mail: muzei@ab.ru; www.muzei.ab.ru
Музей является методическим центром для картинных галерей края:
Павловск, р.п., Павловская картинная галерея
Михайловское, с., Михайловская картинная галерея
Родино, с., Родинская картинная галерея
Рубцовск, МП «Картинная галерея»
Основан в 1958 году. Открыт для публичного посещения 6 марта 1959 года. С 2002 года – современное название.
Занимает:
часть здания на пр. Ленина, 88, 1937 г.
нижний этаж жилого дома на ул. Советская, 28, 1961 г.
часть 2-го этажа здания, Социалистический пр., 12, 1880 г.
Общая площадь – 2176 кв. м, экспозиционная – 745 кв. м, фондовая – 725 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 13 592, в том числе: живопись – 3382, графика – 6298, скульптура – 364, ДПИ – 3548.
Музей создан на базе коллекций, частично переданных из Крае-вого Крае-ведческого музея. Произведения поступали также из ГЭ, ГТГ, ГРМ, из музея АХ СССР.
Состав коллекции сформирован поступлениями из МК РСФСР, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, мастерских художников, выставок, экспедиций по краю.
Раздел иконописи XVI–XX вв. включает памятники центральных школ, так называемой «сибирской иконы», произведения местного старообрядче-ского мастера В.Ф.Балыкина (1860 – после 1932).
Русское искусство (в том числе «россика») 2-й пол. ХVIII – 1-й пол. XIX в. представлено произведениями Ф.Матвеева, В.Тропинина, Н.Аргунова, М.Эрасси, Ж.-Л.Вуаля, А.Менгса и других. Среди памятников русского искусства 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. – произведения И.Айвазовского, А.Боголюбова, М.Клодта, И.Шишкина, П.Чистякова, Л.Соломаткина, В.Поленова, И.Крам-ского, Н.Ярошенко, Е.Лансере, М.Антокольского и других мастеров.
Особую ценность представляют: лучшая в Сибири коллекция работ А.Саврасова, произведения членов Союза русских художников (в том числе К.Коровина), работы В.Серова, П.Кузнецова, Н.Ульянова, Н.Богданова-Бельского, Н.Химоны и др.
Гордостью музея является уникальное собрание работ Г. Чорос-Гуркина.
Отечественное искусство 1920 – 1930-х гг. представлено именами П.Конча-ловского, И.Грабаря, А.Самохвалова, Г.Лаврова, С.Герасимова и др., произведениями художников «Алтайского художественного общества» и «Новой Сибири» (А.Никулин, Е.Коровай, М.Курзин, А.Борисов и др.), работами А.Древина, Н.Удальцовой, А.Эберлинга, Д.Цаплина.
В коллекции советской живописи – произведения А.Герасимова, А.Лактио-нова, Ю.Пименова, Ю.Кугача, Л.Кабачека, а также художников Сибирского и Алтайского регионов (А.Алексеев, А.Вычугжанин, Ю.Худоногов, А.Вагин, М.Ковешникова, Н.Иванов, Г.Борунов, Ф.Торхов и др.).
Современное авангардное искусство представлено работами А.Зве-рева, А.Поздеева, Г.Райшева, творчеством алтайских художников А.Андрусенко, С.Дыкова, А.Нижегородцева и др.
Своеобразие разделу декоративно-прикладного и народного искусства придают памятники Колыванского камнерезного промысла и культуры старожилов Алтая.
Алтайские художники в Алтайском музее изобразительных искусств. Живопись: Каталог / Авт.-сост. А.М.Тондовская. Барнаул, 1984
Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство: Каталог / Вст. ст. Л.И.Снитко, сост. Л.И.Снитко, Л.Н.Шамина, И.К.Галкина, Н.П.Гончарик. Л., 1983
Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика. М., 2002 – Госу-дарственный художественный музей Алтайского края: Путеводитель. Барнаул, 2002
Дневник и Воспоминания Василия Гуркина, сына Г.И.Гуркина / Авт.-сост. И.К.Галкина. Барнаул, 1995
Изобразительное искусство Алтая // С6. статей. Барнаул, 1977
Изобразительное искусство Алтая в собрании Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств. / Сост. И.К.Галкина. Барнаул, 1989
Итоги деятельности музея в 1992 г. Сборник докладов научно-практической конференции / Сост. И.К.Галкина. Барнаул, 1993
Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И.Гуркина / Сост. И.К.Галкина. Барнаул, 1996
Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию музея / Сост. И.К.Галкина. Барнаул, 1995
Народное искусство в коллекции Алтайского музея изобразительных искусств / Авт.-сост. Н.П.Гончарик. Барнаул, 1986
Первые искусствоведческие Снитковские чтения: Сб. материалов научно-практической конференции 2002 г. и Всероссийской научной конференции 2004 г. Барнаул, 2005
Русское искусство конца XIX – нач. ХХ в. из собрания Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств: Живопись, графика, скульптура: Каталог / Авт.-сост. Н.П.Гончарик. Барнаул, 1982
Русское искусство XIX века. Живопись, графика, скульптура: Каталог выставки к 20-ле-тию Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств (1959–1979) / Авт.-сост. Т.М.Степанская. Барнаул, 1980
Скульптура в собрании музея: Каталог / Авт.-сост. Л.С.Рейнгверц. Барнаул, 1985
Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Л., 1983
Советская живопись (1917–1958) из собрания Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств: Каталог / Сост. Н.Н.Феденева, Н.В.Яловега. Барнаул, 1982
Ты игра наша веселая…(Игры, записанные в Алтайском крае). Репертуарно-методический сборник. Барнаул, 2004
Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность. Сборник материалов научных конференций и семинаров 1998 – 2000 гг. Барнаул, 2001
Царева Н.С. Георгий Лавров: Жизнь. Творчество. Эпоха. Барнаул, 2003
Первые искусствоведческие Снитковские чтения: Сборник материалов научно-практической конференции 2002 г. и Всероссийской научной конференции. Барнаул, 2004 / Научный ред. Л.Г.Красноцветова-Тоцкая. Барнаул, 2005
Художественное наследие Алтайского края. М., 2002
Государственный художественный музей Алтайского края. М., 2006
Белгород
ГУК «Белгородский государственный художественный музей»
308600, Белгород, ул. Победы, 77
Выходной день – вторник
Директор – Лукьянова Татьяна Александровна, тел.: (4722) 58-96-60
Зам. директора по общим вопросам – Проскурин Владимир Иванович, тел.: (4722) 58-96-51
Зам директора по научной работе – Витохин Александр Дмитриевич, тел.: (4722) 58-96-52
E-mail: artmus@belnet.ru
Филиал: Мастерская белгородского художникаграфика С.С.Косенкова – ул. Князя Трубецкого, 52
Заведующая филиалом – Косенкова Анна Константиновна, тел.: (4722) 27-43-61
Открыт 26 июля 1983 года.
Занимает здание б. кинотеатра «Орион», 1910 г.
Общая площадь – 5240 кв. м, экспозиционная площадь – 2400 кв. м, фондовая – 250 кв. м.
Общая экспозиционная площадь в новом здании музея составляет 1363,5 кв. м, фондовая – 359 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 2263, в том числе: графика – 1583, скульптура – 110, ДПИ – 420, иконопись – 102, нумизматика – 48.
Начало коллекции музея положил дар вдовы художника М.Н.Доб-ронравова, уроженца Белгорода (ок. 200 ед. хр.).
Раздел иконописи (XIX – нач. XX в.) включает иконы местной Борисовской школы.
В коллекции русского искусства XX в. представлены произведения живописи С.Светославского, Е.Лансере, З.Серебряковой, П.Пет-ровичева, С.Герасимова, А.Куприна, Б. и В. Яковлевых, Г.Ряжского, Г.Шегаля, А.Лактионова, Ю.Кугача, Е.Зверькова, братьев А. и С. Ткачевых, Т.Яблонской, В.Иванова, И.Обросова, скульптуры Н.Томского, А.Марца, графика И.Бродского, Е.Кибрика, Е.Кругликовой, Г.Нисского и других мастеров.
Большое место в музейной коллекции занимают произведения художников-белгородцев, в том числе уникальное собрание работ Станислава Степановича Косенкова (1941–1993).
Белгородский областной художественный музей. Белгород, 1991
Белгородский государственный художественный музей. Белгород, 1998
Белгородский государственный художественный музей. Белгород, 2003
Белгород
Белгородский государственный историко-художественный музейдиорама «Курская битва. Белгородское направление»
308000, Белгород, ул. Попова, 2
Выходной день – понедельник
Директор – Кугина Мария Борисовна, тел.: (4722) 35-61-46
E-mail: diorama@bilnet.ru
Факс: (4722) 32-03-09
Открыт 4 августа 1987 года как муниципальный музей, в 1998 году преобразован в государственный.
Общая площадь – 3 686,5 кв. м.
Экспозиционная площадь – 1280, 9 кв. м.
Фондовая площадь – 71,7 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 5100, в том числе: живопись – 125, графика – 377, скульптура – 17, произведения ДПИ – 16.
В основу идейно-художественного замысла диорамы, исполненной военными художниками орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды Студии имени М.Б.Грекова, положено встречное танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 г. Площадь цельнотканого картинного холста – 1005 кв. м Диорама создана творческой группой художников-баталистов в составе: Н.Бут, Г.Севостьянов, В.Щербаков, Н.Шевченко. В коллекции находятся также этюды и эскизы этих художников к диораме.