Хайдарова М.А. Запечатленное кистью // Художник, 1989, № 4
Окунев Б.Г. Портреты однополчан М.Ю.Лермонтова в Воронеже // Записки воронежских краеведов. Воронеж, 1979
Шатских А. Портреты, мифологические пасторали и лубочные картины
Валентина Яковлева // Панорама искусств-9. М., 1986
Садков В.А. Неизвестные картины фламандских пейзажистов второй половины XVI – нач. XVII в. // Сообщения ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вып. 9. М., 1991
Древнеегипетские памятники из музеев СССР. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1991
Берлев О-Ходжаш С. Каталог египетских памятников из музеев
Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и
Прибалтики. Fribourg, Switzerland, University Press, Gцttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1998
Пшеницына Е.И. Из истории формирования коллекции ВОХМ им. И.Н. Крамского. Материалы международной научной конференции в Тарту, Эстония. 15–16 сентября 2000 г. Тарту, 2000
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского // Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Том 10. Москва, 2003
Дерпт–Юрьев–Тарту и Воронеж: История университетской коллекции. Каталог. Тарту, 2006
Романович С.М. От авангарда к мифотворчеству. Материалы научной конференции. 25–26 марта 2003 г. М.: ГТГ, 2003
Рембрандт, его предшественники и последователи. К 400-летию со дня рождения. Живопись. Рисунок. Офорт: Каталог выставки. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2006
Воскресенский, п.
Воскресенская картинная галерея
Филиал ГУКиИ «Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Hестерова»
453876, Республика Башкортостан, Мелеузовский рн, п. Воскресенский, ул. К.Маркса, 86
Зав. филиалом – Баранова Елена Георгиевна, тел.: (3476) 46-24-83
Основана в 1970 году. Открыта 4 ноября 1971 года.
|
Занимает старинное здание середины XIX в.
Общая площадь – 343,2 кв. м, экспозиционная – 194,2 кв. м, фондовая – 43,5 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 244, в том числе: живопись – 111, графика – 105, скульптура – 17.
Идея создания галереи принадлежит бывшим учащимся Московской средней художественной школы (МСХШ) при Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова, находившимся в эвакуации в 1941–1943 гг. в с. Воскресенском (ныне – п. Воскресенский). Большую помощь в создании филиала оказали В.А.Бабицын и Р.А.Кобозев.
Основу коллекции составили 126 произведений живописи, графики, скульптуры, среди которых работы Г.Коржева, П.Оссовского, В.Иванова, В.Стожарова, С. и А. Ткачевых, А. и С. Тутуновых, В.Пу-рыгина, И.Архипова, В.Бабицына, Р.Кобозева, О.Буткевича, А.Марца, Б.Немечека, К.Власова и др. В 1987 г. галерее были переданы в дар еще 137 произведений, из которых 60 были созданы в 1941–1945 гг. (в том числе работы В.Добросердова, В.Почиталова, А.Шорчева, С.Михайлова, Г.Шегаля и др.).
Галерея комплектуется в основном произведениями бывших воспитанников МСХШ, образцами современного искусства художников Республики Башкортостан, народного и декоративно-прикладного искусства края, а также предметами мемориального значения, связанными с историей села, и редкими фотоматериалами.
Симанчук И. У тех Синих Венцов. М.,1982
Всеволожск
ЛО ГУК «Музейное агентство»
Приютинский филиал «Музей-усадьба “Приютино”»
18641, Ленинградская обл., Всеволожск1, Приютино, 1
Выходные дни – понедельник, вторник
Заведующий – Мазур Леонид Викторович, тел./факс: (81370) 29-500
|
С 1969 г. – Всеволожский краеведческий музей, с 1974 г. – Литературно-художественный музейзаповедник «Приютино», с 1999 г. – современное название.
Сохранившийся комплекс усадебных сооружений – едва ли не самый полный в Ленинградской области. В него входят следующие постройки, принадлежащие музею:
Господский дом
Второй господский дом («гостевой» флигель) находится на стадии полного разрушения.
Усадьба «Приютино» принадлежала видному деятелю русской культуры Алексею Николаевичу Оленину (1763–1843) – секретарю Государственного Совета, директору императорской Публичной библиотеки, президенту Академии художеств.
Строительство усадьбы начато в 1795 г., но в целом усадебный комплекс сложился не сразу. Первый господский дом – центр усадьбы – приобрел свой окончательный облик к 1820-м гг. Вероятно, А.Н.Оленин сам был и автором проекта, и руководителем строительства, хотя в облике парковой архитектуры ощутимо влияние творческой манеры Н.А.Львова.
В коллекции музея хранятся живописные работы таких художников, как А.Варнек, Б.Митуар, Ю.Клевер, рисунки О.Кипренского, братьев К. и А. Брюлловых, С.Щедрина, скульптора М.Козловского и других мастеров.
Музей-усадьба «Приютино». СПб., 2005
Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом А.Н.Оленина. Л., 1983
Вязники
МУК «Вязниковский историко-художественный музей»
601440, Владимирская обл., Вязники, ул. Благовещенская, 58
Выходной день – понедельник, последняя пятница месяца – санитарный день
Директор – Ковалева Лилия Федоровна, тел.: (233) 2-00-24
Тел./факс: (233) 2-65-86
Музей задуман в 1918 году.
Открыт 7 ноября 1919 года.
|
С 1919 г. – Вязниковский уездный художественноисторический и местного края музей, с 1929 г. – Вязниковский районный краеведческий музей, с 1974 г. – Вязниковский филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с 1989 г. – Вязников-ский историко-художественный музей.
Музей включает 2 объекта показа:
Главное здание, 1797 г., по проекту В.И.Баженова
Деревянный павильон с паровой машиной Дж. Уатта (во дворе здания музея)
Общая площадь музея – 1005 кв. м, экспозиционная – 651 кв. м, фондовая – 116 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 25 019, в том числе: живопись – 489, графика – 656, скульптура – 40, ДПИ – 2047.
Основу коллекции составили 35 картин из собрания Вязниковского фабриканта С.И.Сенькова, о чем свидетельствует его заявление в Главмузей от 27 октября 1918 г. с просьбой выдать охранную грамоту на картины, которые стали бы первыми в музее Вязников (К.Коровин, К.Лебедев, А.Боголюбов, братья Бенуа и др.), а также мебель, керамика, книги, церковная утварь, иконы из домов фабрикантов Сеньковых, Демидовых, Елизаровых, купеческих семей Кленовых, Клюшниковых, помещиков Лаптевых, Нестеровых.
Вязниковский историко-художественный музей. Художественный отдел. Буклет
Вязники. Буклет
Гарусово, дер.
Центр культуры и искусства «Дача художника В.К.БялыницкогоБируля “Чайка”»
Филиал ГУ «Тверская областная картинная галерея»
171856, Тверская обл., Удомельский рн, д. Гарусово, п/о Касково, Дача «Чайка» (в 5 км от Удомля)
Выходные дни – понедельник, вторник
Прием групп по предварительной записи.
Заведующий – Михаилов Юрий Семенович, тел.: 8-910-934-85-30
Создан в 2003 году на основе муниципального культурного центра.
Расположен на живописном берегу озера Удомля, в доме выдающегося русского пейзажиста Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля (1872–1957), построенном по проекту художника в 1912 г. в стиле модерн. Часть залов занимают постоянные художественно-мемориальные экспозиции, посвященные В.К.Бялыницкому-Бирулю и другим художникам, связанным с Удомельским краем, – И.И.Левитану, К.А.Коровину, Н.П.Богданову-Бельскому, С.Ю.Жуковскому, А.С.Сте-панову, А.В.Моравову.
В других помещениях постоянно проходят выставки работ тверских, московских и петербургских художников. При Центре работают детские студии народных ремесел.
Гатчина
ГУК «Государственный историко-художественный и дворцово-парковый музейзаповедник “Гатчина”»
188300, Ленинградская обл., Гатчина, Красноармейский (Екатеринвердерский) пр., 1
Выходной день – понедельник
Директор – Батенин Никита Сергеевич, тел.: (81371) 215-09
E-mail: museum_gatchina@mail.ru
Факс: (81371) 933-72; www.museum.gatchina.ru
Занимает дворцово-парковый ансамбль XVIII–XIX вв.
Дворец, 1766 г., арх. А.Ринальди; строительство продолжил в 1785 г. арх.В.Бренна; здание частично перестроено в 1850-е гг., арх. Р.И.Кузьмин.
Общая площадь – 146,9 га, экспозиционная площадь – 3970 кв. м, фондовая – 1284 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 50518, в том числе: живопись – 511, графика – 2306, скульптура – 256, ДПИ – 4011, нумизматика – 1089, фототека – 24249, документы и редкая книга – 4636, оружие – 1058, прочее – 81.
Hачало формирования ансамбля – 1760 год, когда Гатчина была подарена Екатериной II графу Г.Г.Орлову. При нем строится дворец и создается пейзажный парк. Затем дворец был подарен наследнику Российского престола, будущему императору Павлу I, который провел в нем тринадцать лет. По завещанию вдовcтвующей императрицы Марии Федоровны дворец и прилегающие земли были переданы правящему монарху, и Гатчина становится майоратом семьи Романовых.
В основе музейного собрания – первые коллекции дворцового собрания Г.Г.Орлова (мрамор, картины, книги, предметы восточного искусства).
В настоящее время музей располагает интереснейшими коллекциями, сохраненными в период Великой Отечественной войны, в составе которых произведения живописи, графики, ДПИ.
Живопись представлена работами В.Боровиковского, А.Лосенко, С.Щедрина и др.
В собрании графики имеются акварели Э.Гау, Л.Премацци, К.Ухтомского. Это уникальные произведения «комнатной видописи», представляющие интерьеры Гатчинского дворца.
Коллекции восточного искусства, ранее размещавшиеся в Китайской галерее дворца, составляют гордость сегодняшних коллекций. В собрании представлены уникальные предметы фарфора начала XVI в., подлинные «силадоны», вазы «розового» и «зеленого» семейств, скульптура из камня и дерева.
Среди экспонатов имеются мемориальные предметы, созданные руками графа Г.Г.Орлова, оружие, принадлежавшее императору Александру III, оружие наследника Российского престола Алексея, ружья работы российских и западноевропейских мастеров (XII – нач. XX в.).
Интересен раздел собрания, представляющий фотографии членов императорского дома.
Вторые Санкт-Петербургские чтения: Сб. статей «Время правления Павла I (1796–1801) и 200-летие присвоения Гатчине городских прав. 1796–1996». СПб.–Гатчина,1996
Гатчина // Памятники русской художественной культуры / Вст. ст. С.H.Балаевой, А.В.По-мар-нацкого. М.,1952
Гатчина. Императорский дворец. Третье столетие истории. СПб.,1994
Елкина А.С. Гатчина. Л.,1980
Елкина А.С., Третьяков Н.С. Гатчинский дворец. Л.,1988
Курбатов В.Я. Гатчина. Л., 1925
Макаров В.К. Гатчина: Путеводитель. М.- Л., 1927
Макаров В.К. Гатчинский парк: Очерк. Пг., 1921
Макаров В., Петров А. Гатчина. Л., 1974
Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк: Путеводитель.Л.,1956
I Санкт-Петербургские чтения «Спасение историко-художественных ценностей Ленинградских музеев в годы Великой Отечественной войны»: Сб. статей. СПб.–Гатчина, 1995
Пирютко Ю.М. Гатчина. Л., 1990
Помарнацкий А.В. Гатчинский дворец-музей и парк. Л., 1940
Русские императорские дворцы. СПб., 1996
Самсонова Р.И. Декоративно-прикладное искусство в Гатчинском дворце. Л., 1991
Семенов В.А. Портреты Гатчинского дворца. Л., 1991
Смирнов Г., Янченко Я. Арсенальное каре Гатчинского дворца. Л., 1935
Петрова О.В. Архитекрутная графика XVIII в. из собрания Гатчинского дворца. СПб., 2006
Столетие Гатчины. Т. 1,2. СПб., 1896
Третьяков Н.С. Гатчинский парк. Л., 1989
Третьяков Н.С. Холодное и огнестрельное оружие Гатчинского дворца. Л., 1991
Федорова В.В. Березовый домик. Л., 1988
Цитадель под Ленинградом / Гатчина в годы Великой Отечественной войны. Л., 1990
Яблочкин Ю.Н. Гатчина. Л., 1965
Горки Ленинские, п.
ГУК «Государственный исторический музейзаповедник “Горки Ленинские”»
142712, Московская обл., Ленинский рн, п. Горки Ленинские
Директор – Цветоватый Николай Иосифович, тел.: (495) 548-94-95
Факс: (495) 548-95-35
Открыт в январе 1949 года.
С 1938 г. – Дом-музей В.И.Ленина в Горках, с 1987 г. – Государственный историче-ский заповедник «Горки Ленинские», с декабря 2005 г. – Государственный исторический музейзаповедник «Горки Ленинские».
Музей-заповедник включает 4 объекта музейного показа:
Музей политической истории России нач. XX в.
Музей усадьбы Горки
«Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» – постоянная экспозиция из коллекции музея
Музей крестьянского быта
Общее количество единиц хранения – 37 687, в том числе: живопись – 78, графика – 109, скульптура – 29, ДПИ – 1541, археология – 911, этнография – 113, коллекция музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» – 30 881 и др.
История создания музея-заповедника связана с пребыванием В.И.Ленина в Горках в период с 1918 по 1924 год. В 1972 году Совет Министров Российской Федерации принял Постановление о создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские». Из усадебного собрания, которое насчитывает около 6000 ед. хр., особый интерес по своей уникальности и сохранности представляет коллекция усадебной мебели, в частности мебель в неоклассическом стиле, выполненная, вероятно, специально для Горок. (В первую очередь привлекает внимание комплект предметов из карельской березы с черным декором в технике интарсии.)
К уникальным историко-художественным памятникам русской усадебной культуры относится коллекция декоративно-прикладного искусства музея-усадьбы, неотъемлемой частью которой является собрание экспонатов художественного металла, состоящее из осветительных приборов и часов. Так, например, коллекция художественной бронзы охватывает период более 100 лет: от рубежа ХVIII – XIX вв. до начала XX в. Уникальные образцы петербургской и московской художественной бронзы периода русского ампира сочетаются с лучшими образцами французской ампирной бронзы. Среди настольных осветительных приборов представлены редкие вещи с клеймами первых москов-ских мастерских художественной бронзы 1820 – 1830-х годов, а среди потолочной и настенной осветительной арматуры и часов – эксклюзивные предметы, типологически близкие работам лучших бронзовщиков Санкт-Петербурга.
Музей-заповедник «Горки Ленинские» обладает также коллекциями живописи, графики, скульптуры, археологии, предметов народного декоративно-прикладного искусства, а также большим собранием ленинских (и семьи Ульяновых) мемориальных предметов, среди которых выделяется личная библиотека В.И.Ленина, насчитывающая более десяти тысяч экземпляров.
Значительное место в собрании музея-заповедника играет этнографическая коллекция, рассказывающая о жизни, традициях и быте крестьян южного Подмосковья конца XIX – начала XX в., разместившаяся в Музее крестьянского быта, бывшей усадьбе крестьян Шульгиных в дер. Горки. Музей был создан и открыт в 1983 г. и является составной частью музея-заповедника «Горки Ленинские».
Собрание ленинских мемориальных предметов представлено в экспозициях трех музеев ГУК ГИМЗ «Горки Ленинские»:
- в усадьбе «Горки»
- в залах постоянно действующей экспозиции из коллекции музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» (на территории «Горок Ленинских» функционирует с 1994 г. после передачи из Кремля по распоряжению правительства Российской Федерации)
- в Музее политической истории России начала XX в., открытом в 1987 г. (заслуженный архитектор РСФСР Л.Павлов).
Горки Ленинские. Фотокнига / Сост. В.И.Здесенко. М., 1985
Ганжа Л.А. Дом-музей В.И.Ленина в Горках. Путеводитель. М., 1986
Давиденко СВ., Савинова Е.Н. Ф.О.Шехтель // Труды научной конференции, посвященной жизни и творчеству Ф.О.Шехтеля. Музейный сборник. М., 1997
Кириченко Е.И. Горки. Архитектура русской усадьбы 1910-х гг. Музейный сборник. Вып. 5. М., 1999
Менькова О.Ю., Шубина Т.В. Музей-усадьба Горки. Набор открыток. М., 2000
Государственный исторический заповедник «Горки Ленинские» / Авт.-сост. Н.А.Андриянова, Г.А.Наумова. М., 2002
Времени приметы. Коллекция мебели музея-усадьбы «Горки». М., 2003
Времени приметы. Коллекция живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства музея-усадьбы «Горки». М., 2005
Горки, дер.
Усадьба Ганшиных
Филиал ГУК ЯО «ПереславльЗалесский государственный историко-архитектурный и художественный музейзаповедник»
152006, Ярославская обл., Переславльский муниципальный округ, Любимцевская сельская администрация, дер. Горки
Выходной день – вторник
Заведующий филиалом – Ерохина Галина Ивановна, тел.: (48535) 4-35-47
Музей основан в 1969 году. Первоначально – Ленинский музей.
Занимает комплекс усадьбы Ганшиных, 2-й пол. XIX в.
Общая территория музея – 10,2 га, общая площадь зданий – 332,1 кв. м, в том числе экспозиционная – 279 кв. м.
В музее развернута историко-бытовая экспозиция, раскрывающая особенности жизни переславской деревни конца XIX столетия. Представлены материалы, относящиеся к истории семьи Ганшиных, отражена ленинская тематика.
Горно-Алтайск
ГУК РА «Национальный музей Республики Алтай им. А.В.Анохина»
659700, Республика Алтай, Горно-Алтайск, ул.Чорос-Гуркина, 46
Выходные дни – понедельник, вторник
Директор – Еркинова Римма Михайловна,
тел.: (38822) 2-51-10,2-78-75, факс: (38822) 2-26-53
Основан в 1918 году.
Открыт в 1920 году, постоянная экспозиция – 29 мая 1927 года.
Филиалы:
Государственный музейусадьба Г.И.Чорос-Гуркина
с. Анос Чемальского рна
Заведующая – Тодошева Тамара Алексеевна
Музей алтайской традиционной культуры
с. МендурСоккон УстьКанского рна
Заведующая – Шодоева Наталья Акчаевна
Музей казахов Алтая
с. ЖанаАул Кош-Агачского рна
Заведующая – Аккожанова Елена Стахановна
Государственный музейзаповедник им. Н.К. и Е.И. Рерихов
с. Верхний Уймон УстьКоксинского рна
Заведующая – Королева Елена Владимировна, тел.: (38848) 24-3-07
Общее количество единиц хранения – ок. 50 000.
Наиболее ценные коллекции: творчество Г.И.Чорос-Гуркина: графика – 865 ед. хр., живопись– 583 ед. хр., археология горного Алтая – 10 910 ед. хр., этнография алтайского и русского населения Алтая – 1162 ед. хр.
Старейшее учреждение культуры Республики Алтай. Музей обладает самой большой коллекцией живописных и графических произведений первого профессионального алтайского художника Г.И.Чорос-Гуркина (1870–1937), а также работ современных художников Горного Алтая. Музей располагает представительной коллекцией по этнографии алтайцев и русского старообрядческого населения. Есть документы, фотографии по истории Горного Алтая XIX–XX вв. В фондах музея – археологические материалы из раскопок курганов Ак-Алаха с плато Укок.
Свою историю Национальный музей ведет с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г.И.Чорос-Гуркина у известной династии сибирских краеведов отца и сына Гуляевых уникальных палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Первым заведующим музеем был Антон Викторович Анохин (1869–1931), который свыше двадцати лет посвятил изучению и развитию культуры Горного Алтая.
Поначалу музей не имел постоянного помещения, коллекции перевозились из села в село – Улалу, Чемал, Кызыл-Озек, в результате чего были потеряны многие экспонаты и описи предметов. 7 декабря 1926 года вышло специальное постановление Ойротского Облисполкома о предоставлении каменного здания на Базарной площади – б. дома-магазина купца Д.Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников.
После получения отдельного помещения сотрудники музея привели в порядок коллекции, библиотеку, архив, а также значительно пополнили фонды новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой.
В 1928–1930 годах музей проводил по аймакам Ойротской автономной области первые экспедиции по исследованию археологических памятников, сбору этно-графических материалов и др. В 1930 году была организована Алтайская этно-графическая экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в составе директора музея А.И.Новикова, научного сотрудника Н.И.Арбузовой, ученых-этнографов из Ленинграда А.И.Терентьевой, А.Г.Данилина, Л.Е.Каруновской, а также Г.И.Чорос-Гуркина и А.В.Анохина. В ходе экспедиции в Элекмонарском, Шебалинском, Онгудайском, Улаган-ском, Турочакском аймаках Г.И.Чорос-Гуркин сделал большое количество уникальных рисунков. Ценность их определяется в первую очередь тем, что они созданы в то время, когда предметы быта, культа сохраняли в значительной степени традиционный облик. Сегодня эти рисунки составляют золотой фонд Национального музея.
В эти же годы музею были пожертвованы некоторые археологические, этнографические предметы, предметы буддийско-ламаистского культа. Из отдела ГПУ были переданы конфискованные личные вещи А.П.Кайгородова, различные образцы ружей XIX – XX веков и многое другое.
В конце 1920-х и в 1930-е гг. в ходе т. н. антирелигиозной работы среди населения в музей поступали также культовые принадлежности шаманов, ярлычки, священников.
Первые художественные коллекции музея составили работы Г.И.Чорос-Гуркина, Н.И.Чевалкова, А.Шишкова, П.Максимова, Д.Ме-чеша, Э.Кобэкова и других.
В 1931 году музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова по ул. Советской, 16 и размещен в трех комнатах нижнего этажа (основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив). Музей был разбит на 3 отдела: естественно-географический, экономический и культурно-исторический.
С 1933 по 1989 г. музей занимал весь дом, который до сих пор население Горно-Алтайска называет «Старый музей».
Сегодня в фондах Национального музея хранится почти весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, характеризующие все основные этапы древней истории Горного Алтая, этнографические коллекции одежды и предметов быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы – всего ок. 50 000 единиц хранения. В 1999 году Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай фонды музея внесены в Перечень особо ценных объектов истории и культуры РА.
Художественное собрание кон. ХIХ–ХХ вв
Коллекция живописи и графики основоположников алтайского изобразительного искусства Г.И.Чорос-Гуркина и Н.И.Чевалкова.Работы первого алтайского скульптора Я. Мечешева. Работы учеников Ойротской художественной школы (1931–1941 гг.)
Коллекция живописи, графики, скульптуры современного искусства (Н.Ша-гаев, П.Чевалков, А.Таныш, И.Ортонулов, В.Чукуев, В.Запрудаев, А.Исхаков, В.Торбоков, С.Дыков, В.Тебеков, А.Укачин, Б.Суразаков, В.Хромов, А.Гурьянов, П.Елбаев)
Фонд редкой книги:
Коллекция рукописных и старопечатных книг духовного содержания ХVII–ХIХ вв. (Евангелие, Уложение, Псалтырь, Евангелие на алтайском языке, Коран). Отчеты Алтайской духовной миссии. Томские епархиальные ведомости
Архивные материалы из собраний исследователей Сибири Гуляевых, рукопись книги П.Е.Семьянова «Инородцы Горного Алтая», нотные тетради А.В. Анохина. Архив-ный фонд Г.И. Чорос-Гуркина
Эдоков В.И. Изобразительное искусство Алтая
Г.И.Чорос-Гуркин: Каталог выставки. Горно-Алтайск, 1995
Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Альбом
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 795
ГусьХрустальный
Музей Хрусталя им. Мальцовых
Филиал ФГУК «Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музейзаповедник»
601550, Владимирская обл., ГусьХрустальный, ул. Калинина, 2-а
Выходной день – среда
Зам. ген. директора – Угрюмова Виктория Викторовна, тел.: (49241) 2-19-30
Факс: (49241) 2-33-46
Основан в 1979 году. Открыт 18 мая 1983 года.
С 1979 г. – филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с 1981 г. – выставочный зал музея ГусьХрустального филиала, с 1983 г. – Музей Хрусталя, с 1996 г. – современное название.
Расположен в Георгиевском соборе, памятнике кон. XIX – нач. XX в., арх. Л.Н.Бенуа, росписи В.М.Васнецова, мозаики В.А.Фролова.
Общая площадь – 1518 кв. м, экспозиционная – 1312 кв. м.
Общее количество единиц хранения – свыше 14 000 (стекло и хрусталь).
Начало и основание коллекции связаны с именами стеклопромышленников Мальцовых. В 1756 году А.В.Мальцов основал хрустальную фабрику на реке Гусь. На протяжении полутора столетий фабрика принадлежала купеческо-дворянскому роду Мальцовых. Свыше 6000 ед. хр. было закуплено для музея с Гусевского Хрустального завода, коллекция которого формировалась с нач. XIX века заводчиками Мальцовыми: Сергеем Акимовичем (1771–1823), Иваном Сергеевичем (1807–1880), Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым (1834–1913). Двое последних активно занимались благотворительностью и меценатством.
Коллекция предметов из стекла и хрусталя (продукция Гусевского хрустального завода серийно-массового направления и декоративно-прикладного творчества) – крупнейшая в стране. На ее основе прослеживается вся история отечественного стеклоделия, начиная со 2-й пол. XVIII в.
Свыше 11 000 ед. хр. в коллекции – предметы быта и интерьера: столовые сервизы, вазы, графины, кальяны, крюшонницы, канделябры, туалетные наборы, наборы для вина, церковная утварь, письменные принадлежности и т.д.
Изделия декорированы разнообразными техниками: «алмазная грань», «шлифование», «нацвет», «рисовка», «деколь», «галле», «иризация», «милифиори», «гравировка» и т.д.
Около 3000 ед. хр. – авторские работы художников-стекольщиков Гусев-ского хрустального завода. Среди них работы В.С.Муратова («Согдиана», «Ностальгия», «Гимн стеклу», «Синяя птица»), Е.И.Рогова («Рябинка», «Древняя Русь», «Полюшко»).
Дивногорск
МУК «Дивногорский художественный музей»
663090, Дивногорск, Красноярский край, ул. Нагорная, 12
Выходной день – понедельник
Директор – Чавдарь Татьяна Владимировна, тел.: 8 (3914) 43-72-30
E-mail: divnogorsk_muzei@mail.ru
Факс: 8 (3914) 43-31-42; www.mail.ru
Открыт 24 января 1998 года.
Музей располагается в специально построенном здании.
Общая площадь – 1017 кв. м, экспозиционно-выставочная – 344 кв. м, фондовая – 60 кв. м.
Общее количество произведений основного фонда – 1520 единиц хранения, в том числе: живопись – 220, графика – 934, ДПИ– 356, скульптура – 10, научно-вспомогательный фонд – 606.
Начало комплектования музейных фондов было положено в 1996 году. Основой фондов стала коллекция работ художника Евгения Шепелевича (1927–1993), подаренная его дочерьми. Она включает монументальные, панорамные зарисовки, индустриальные пейзажи, которые органично сочетаются с портретами современников, строителей ГЭС. Графика Е. Шепелевича – неотъемлемая часть художественных традиций города. Каждый год в музее начинается выставкой местных художников «Дивногорская палитра», которая посвящена двум замечательным датам: дню рождения великого русского художника В.И.Сурикова и открытию Дивногорского художественного музея.
Рылова Т. Ежегодник художественной жизни Красноярского края. Палитра. 2000–2001
Рылова Т. Музей в маленьком городе. Ежегодник художественной жизни Красноярского края. Палитра. 2001–2003
Рылова Т. Размышления по поводу // Ежегодник художественной жизни Красноярского края. Сибирские сезоны. 2005
Дмитров
МУК «Музей-заповедник “Дмитровский Кремль”»
141800, Дмитров, Московская обл., Историческая пл., 1
Выходные дни – понедельник, вторник
Генеральный директор – Садова Анна Федоровна
Директор музейновыставочного комплекса – Фролова Александра Анатольевна, тел.: (49622) 7-40-07
E-mail: M448@mail.museum.ru; факс: (495) 993-92-04
Открыт для публичного посещения 1 мая 1918 года.
С 1918 г. – Музей Дмитровского края, с конца 1930-х гг. – Дмитровский краеведческий музей, с 1983 г. – Дмитровский историко-художественный музей, с 1993 г. – Дмитровский историко-культурный и природно-ландшафтный центр, с 1996 г. – Музей-заповедник «Дмитровский Кремль».
Музейные экспозиции расположены в зданиях на территории Дмитровского Кремля и за его пределами. Музей имеет в своем распоряжении 10 зданий. Среди них:
Успенский собор (нач. XVI в.) – в совместном пользовании с общиной верующих РПЦ
Административный комплекс зданий (сер. XIX в.)
здания Присутственных мест, уездной тюрьмы, тюремные флигели – фонды и экспозиция «Дмитровский край с древнейших времен до начала XVIII в.»
Здание бывшего Дворянского собрания (сер. XIX в.) – экспозиция художест-венных коллекций
Новое здание музейновыставочного комплекса (2004) – экспозиция «История, культура и быт Дмитровского края XVIII – ХХI вв.», досуговый центр, художественный салон, выставочные залы
Дом Кропоткина – мемориальнообразная экспозиция ученого, историка, философа, теоретика анархизма П.А.Кропоткина.