МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ




 

В бывшем СССР проблемы внешней миграции фактически не существовало: эмиграция была под запретом для всех граждан, за исключением евреев и армян. До середины 1980-х годов в среднем ежегодно уезжало не более 3 тыс. чел.Внутренняя же миграция осуществлялась командными методами: по решению партии и правительства люди направлялись на освоение целинных земель, строительство БАМа, гидроэлектростанций, крупных заводов и т. д.

С началом перестройки и ослаблением ограничений на выезд из СССР поток эмигрантов усилился. Только за 1987-90 гг. из страны выехали около 1 млн. чел. Максимальный отток людей за границу пришелся на 1990 г., когда он составил 103,6 тыс. чел.

К моменту обретения Россией статуса суверенного государства проблема миграции населении не только приобрела новые, возросшие масштабы, но и перешла в иное качественное состояние. Дело в том, что к набирающей силу внешней миграции в страны дальнего зарубежья присоединились массовые потоки переселенцев и беженцев из бывших республик СССР, ставших самостоятельными государствами. Другими словами, распад СССР на ряд суверенных государств не только интенсифицировал миграционные процессы, но и автоматически превратил значительную часть внутренней миграции во внешнюю.

Своеобразие нынешней ситуации состоит в том, что во внешней российской миграции можно четко выделить две составляющие, которые по причинам, характеру и последствиям перемещения людей существенно отличаются друг от друга. Первую образуют миграционные потоки со странами дальнего зарубежья. Вторую, более масштабную часть составляют беженцы и переселенцы из стран СНГ и Балтии. Поэтому и рассматривать эти части следует по отдельности, хотя чисто формально они подпадают под единую категорию внешней миграции.

За 1991-94 гг. из России на постоянное место жительства за рубеж выехало около 600 тыс. россиян. С тех пор число лиц, желающих навсегда покинуть страну не уменьшается. Однако квоты приема мигрантов, установленные принимающими странами, не позволяют этому потоку выйти за определенные рамки. К тому же обеспокоенные возрастающим потоком иммигрантов из России индустриальные страны усилили контроль за въездом, повысили планку требований к иммигрантам. За последние годы эмиграция в страны дальнего зарубежья не превышает 0,1 % от общей численности населения страны и ежегодно колеблется вокруг цифры 100 тыс. отъезжающих.

Для СНГ характерно преобладание внеэкономических мотивов миграции.Так, среди переселенцев в СНГ более 3,6 млн. составляют беженцы, перемещенные лица и вынужденные репатрианты, около 3,3 млн. — те, кто возвратился в места своего «этнического происхождения», примерно 1,2 млн. — бывшие депортированные, около 600 тыс. — экологические эмигранты. На пространстве СНГ находятся 580 тыс. нелегальных иммигрантов. Особая судьба после развала СССР выпала на долю представителей славянских народов: 7 млн. украинцев, 2 млн. белорусов и 25 млн. русских оказались вдали от «исторической родины» и большая часть их вынуждена была вернуться в свои республики.

Наряду с легальной эмиграцией получила развитие нелегальная миграция, масштабы которой оценить очень сложно. Россияне вообще отличаются низкими требованиями к условиям их приема на территории иностранных государств. Применительно же к нелегалам, которые обречены на постоянную работу в сфере теневой экономики, условия труда и быта не выдерживают никакой критики.

Подавляющую часть российских эмигрантов поглощают три страны - Германия, Израиль и США. Сюда направляются люди преимущественно в раннем трудоспособном возрасте, получившие и России необходимое образование и квалификацию. Более пятой части всех эмигрантов составляют на ученые, работники, врачи и преподаватели. «Утечка умов», обогащая человеческий капитал развитых стран, негативно отражается на экономическом состоянии России, обостряет и без того сложную демографическую ситуацию в стране. «Утечка умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).

На основе американских критериев, потери России от утечки умов можно оценить в 25-30 млрд. долл. в год. По мнению наших специалистов, этот ежегодный ущерб в 1,5-2 раза значительнее. Другими словами, потери от эмиграции составляют примерно половину выручки от товарного экспорта.

Если не принимать во внимание криминальные элементы, легализующие наворованные в России деньги, то основными причинами отъезда за рубеж являются по-видимому, глубочайший экономический кризис, нестабильность политической ситуации в России, неуверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей, невостребованность способностей и талантов, невозможность реализовать свой потенциал и условиях сегодняшней России - такова мотивация современной миграции. В наибольшей степени предрасположены к нынешней миграции лица из числа беженцев и вынужденных переселенцев. Не имея работы и жилья, будучи лишенными элементарных прав, эти люди зачастую пополняют ряды нелегальных мигрантов.

Наряду с эмиграцией Россия в последние годы столкнулась с проблемой иммигрантов из стран дальнего зарубежья. Речь идет о зачастую бесконтрольном въезде на территорию России граждан из Китая, стран Африки, Ближнего Востока и других частей мира. Значительную часть этого потока людей образуют нелегальные иммигранты, транзитные мигранты и лица, ходатайствующие о предоставлении политического убежища. Число только официальных мигрантов из стран с неразвитой экономикой оценивается примерно в 100 тыс. чел. ежегодно. Участь этих людей схожа с положением отечественных беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и Балтии, которые образуют вторую часть внешней миграции в России.

Как уже отмечалось, распад бывшего СССР и образование на его территории группы суверенных государств в одночасье превратили россиян, проживающих за пределами Российской Федерации, в иностранцев, причем в иностранцев второго сорта. В Эстонии, например, третья часть всего населения, насчитывающего 1,5 млн. чел. оказалась на положении лиц без гражданства. В Литве, население которой составляет 2,6 млн. чел. в эту категорию попало более 700 тыс. жителей.

Этническая напряженность в местах проживания этих россиян, ухудшение жизненных стандартов, нарушения прав человека, а иногда и вооруженные конфликты толкают людей к возвращению в Россию, которую они считают своей изначальной родиной. Процесс миграции осуществляется неравномерно и сопровождается большими трудностями. В 1992-93 гг. крупнейшими регионами исхода россиян были Таджикистан, Грузия, Армения и Азербайджан, в 1994-95 гг. - Казахстан и Узбеки стан, в 1996 г. - Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.

По данным Международной организации по миграции, всего с 1990 по 1996 гг. в Россию из бывших республик СССР переехали на жительство 3,3 млн. чел. и почти столько же русских репатриантов ожидается в ближайшие 7-10 лет. В составе мигрантов велика доля городских жителей, много квалифицированных специалистов с высшим и средним образованием. Поэтому русскоговорящие иммигранты в состоянии нейтрализовать отрицательные эффекты эмиграции в страны дальнего зарубежья, уменьшить связанные с ней чистые потери, благотворно повлиять на улучшение демографической ситуации в России.

Однако российское государство не располагает сейчас достаточными средствами для обеспечения достойного приема иммигрантов. Официальный статус вынужденного переселенца имеет едва ли половина иммигрантов. Остальные брошены на произвол судьбы, они не имеют должного жилья, постоянной работы и полностью бесправны.

Государственную политику в области миграции призван проводить специально созданный для этого орган - Федеральная миграционная служба России. Важнейшие мероприятия государственной миграционной политики находят отражение в ежегодных федеральных программах. Однако финансирование программ такого рода оставляет желать лучшего. Так, программа 1996 г. была обеспечена бюджетными средствами всего лишь на 23 %, а в 1997 г. - на 60 %. Поэтому многие планы мероприятий по обустройству иммигрантов остаются на бумаге, а о последовательной политике в этой области можно говорить весьма условно.

Правительство России утвердило федеральную миграционную программу на 1998-2000 гг., реализация которой потребует 19,5 млрд. руб. в ценах 1997 г., что предполагает ежегодное выделение около 1 % средств федерального бюджета. Эти средства предполагается использовать на следующие цели: выдача ссуд на жилье - 41 %, создание фонда постоянного жилья - 26 %, формирование социальной инфраструктуры в местах компактного проживания - 5 %, создание рабочих мест - 1,5 %. При этом жилищные субсидии будут выделяться только лицам, имеющим российское гражданство. Что же касается не россиян, а иностранцев, то на работу с ними, включая определение статуса, временное содержание и депортацию, планируется выделить 3 % от средств федеральной программы.

Таковы планы в области миграции, а какова будет их реализация — на этот вопрос сегодня ответить невозможно. Учитывая состояние российской экономики, хронический дефицит государственного бюджета, вряд ли можно рассчитывать на полное финансирование мероприятий миграционной политики.

Таким образом, хотя приоритеты миграционной политики в России не определены, ее практическое осуществление затруднено, прежде всего, по причине хронической нехватки бюджетных средств. Первоочередными задачами являются сокращение масштабов эмиграции, превращение безвозвратной эмиграции в возвратную, обеспечение достойных условий приема иммигрантов и политических беженцев, устранение причин, толкающих людей к нелегальной миграции.

Решение этих задач, в свою очередь, помимо экономических предпосылок, предполагает наличие соответствующей нормативно-правовой базы. И в этом направлении предстоит сделать очень много. В России нет законов о миграции населения, привлечении и использовании иностранной рабочей силы, не заключены межгосударственные договоры и соглашения по вопросам трудовой миграции. Без надлежащей нормативно-правовой базы не приходится говорить о цивилизованном вхождении России в международный рынок труда.


 

ТЕСТЫ

I. Определите, верно (В) или неверно следующее утверждение:

1. Объем чистой миграции это сумма потока выбытия (эмиграции) и потока прибытия (иммиграции).

2. Трудовая миграция – это переселение людей разных поколений, связанных родственными узами и вынужденных изменять по каким-то причинам место постоянного жительства.

3. Объем валовой миграции определяется как произведение потока прибытия (иммиграции) на поток выбытия (эмиграции).

4. Принято считать, что в стране-импортере выигрыш от миграции рабочей силы превышает потери.

5. Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда.

6. Преобладающим направлением миграции является перелив рабочей силы между индустриально развитыми странами.

7. Репатриация – это добровольное переселения рабочих-мигрантов на родину.

8. Государственная миграционная политика складывается из эмиграционной, иммиграционной и реэмиграционной политики.

9. Традиционными центрами притяжения трудящихся-мигрантов являются США, Западная Европа и Ближний Восток.

10. Подавляющую часть российских эмигрантов поглощают три страны - Германия, Израиль и США.

 


II. Выберите верный вариант ответа:

1. Перемещение людей через границы тех или иных государств с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительное время – это:

А. Диверсификация населения.

Б. Маргинализация населения.

В. Миграция населения.

Г. Геополитизация.

2. В современной международной миграции преобладает:

А. Переселенческая миграция.

Б. Трудовая миграция.

В. Временная миграция.

Г. Постоянная миграция.

3. Международная трудовая миграция – это совокупность перемещений трудоспособного населения между государствами под влиянием:

А. Политических факторов.

Б. Экологических факторов.

В. Экономических факторов.

Г. Идеологических факторов.

4. Международная миграция трудовых ресурсов приводит к:

А. Сокращению налоговых поступлений в госбюджет страны-импортера.

Б. Пополняет доходную часть платежного баланса страны-импортера.

В. Улучшению демографической ситуации в стране-экспортере.

Г. Снижению налоговых поступлений в госбюджет страны-экспортера.

5. Последствия миграции рабочей силы для мировой экономики выражаются в:

А. Росте объема национального производства.

Б. Росте заработной платы в различных странах мира.

В. Выравнивании уровней оплаты труда в различных странах.

Г. Все ответы неверны.

6. Ежедневные или еженедельные поездки людей от места жительства до места работы и обратно – это:

А. Сезонная миграция.

Б. Эпизодическая миграция.

В. Маятниковая миграция.

Г. Неорганизованная миграция.

7. Главный признак внешней миграции населения:

А. Перемена места жительства.

Б. Смена места работы.

В. Перемещение мигрантов через государственные границы.

Г. Смена гражданства.

8. Принято считать, что в стране-экспортере рабочей силы потери от миграции:

А. Равны выигрышу от миграции.

Б. Превышают выигрыш от миграции.

В. Равны выигрышу от миграции.

Г. Ответы неверны.

9. Во многих странах правительства активно воздействуют на процессы миграции. При этом регулируется (отметить нужное):

А. Инвестиционная активность иммигрантов.

Б. Профессиональная структура иммигрантов.

В. Сексуальная ориентация иммигрантов.

Г. Финансовое благосостояние иммигрантов.

10. Государства-импортеры рабочий силы:

А. Не имеют права депортировать иностранных рабочих.

Б. Могут репатриировать иностранных рабочих.

В. Должны защищать интересы мигрантов.

Г. Имеют право лимитировать выдачу загранпаспортов.

11. Насильственная высылка из страны нелегальных мигрантов – это:

А. Реэмиграция.

Б. Репатриация.

В. Депортация.

Г. Иммиграция.

 


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Городское и сельское население. Проблемы урбанизации в мировой экономике.

2. Экономически активное население и его распределение по сферам занятости. Безработица в мировой экономике и тенденции ее изменения.

3. Масштабы и направления миграции рабочей силы в мировой экономике.

4. Проблема «утечки мозгов» в мировой экономике.

5. Иммиграционное законодательство США.

6. Иммиграционное законодательство Канады.

7. Трудовая миграция населения и становление глобального рынка труда.

8. Историко-экономические аспекты международной миграции населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: