ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ




 

Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что положительные экономические эффекты могут перекрываться негативными, которые тоже имеют место. Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Верно и то, что она способна породить острые социально-экономические проблемы.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя:

1. Двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав.

Регулирование миграционных процессов осуществляется на основе межправительственных соглашений. С конца XIX в. развитые страны начали заключать двусторонние конвенции, регулирующие выезд, въезд, а также положение трудящихся переселенцев. Однако еще до второй мировой войны выявилась недостаточная эффективность этих конвенций, так как они сразу приняли характер сговора.

В послевоенный период в рамках западноевропейской интеграции была найдена новая форма передела трудовых ресурсов между странами. В соответствии с Римским договором, трудящимся стран ЕЭС разрешалось перемещение на территории этого блока в поисках работы и пребывание в любой из стран при наличии рабочего места.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями (Аргентина-Чили, Германия-Турция и т.д.), так и многосторонними (Шенгенский договор: Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия; соглашение о создании общего североевропейского рынка труда: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).

Например, ФРГ принимает сейчас 500-1000 работников из Венгрии и Польши, а также менее крупные контингенты из Чехии и бывшей Югославии. Кроме того, согласно двусторонним программам приграничной работы, чехам, словакам и полякам, живущим не далее 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии их ежедневного возвращения домой.

2. Деятельность международных экономических организаций (Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ)).

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. МОТ разрабатывает международные нормы о труде, касающиеся трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся-мигрантам. За время своей деятельности МОТ приняла более 300 конвенций и рекомендаций в данной области. Во многом благодаря ее деятельности смягчилась и ослабла дискриминация трудящихся-мигрантов.

Назовем некоторые из Рекомендаций МОТ:

· Об отношении к трудящимся-иностранцам (1919 г.).

· О защите женщин-эмигранток на борту корабля (1926 г.)

· О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов (1939 г.)

· Рекомендация 2 (1919 г.): всем членам организации рекомендовано распространить на трудящихся-иностранцев действие своих законов относительно защиты их прав.

· Конвенция 48 (1935 г.): устанавливается система международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, на случай потери кормильца.

· Конвенция 97 (1949 г.): предусмотрено право трудящихся-мигрантов на постоянное жительство в «принимающей» стране после определенного срока работы.

· Рекомендация 100 (1955 г.): защита трудящихся-мигрантов развивающихся стран.

· Конвенция 143 (1974 г.) и Рекомендация 151 (1975 г.): государствам-членам МОТ предлагалось принять меры по пресечению нелегальной миграции и незаконного найма.

В современных условиях активную роль в регулировании международных миграционных процессов и защите прав мигрантов играет Международная организация по вопросам миграции (MOM), решающая следующие основные задачи:

· Управление организованной и плановой миграцией граждан с учетом потребностей стран эмиграции и иммиграции.

· Содействие перемещению квалифицированных кадров между государствами.

· Организация миграции беженцев и перемещенных лиц, вынужденных оставить свою родину.

Особая роль в вопросах миграции рабочей силы в Западной Европе отводится Межправительственному комитету по вопросам миграции (СИМЕ), активно участвующему в обеспечении и защите прав трудящихся мигрантов.

Кроме того, миграционная политика координируется надгосударственными органами, такими как Комиссия ООН по народонаселению, располагающая специальным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений в отношении мигрантов.Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения, содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Безусловно, однако, что определяющую роль играют сами принимающие государства, которые стремятся превратить миграционную политику в постоянно действующий фактор государственного регулирования. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.

Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну и из нее.Государственная миграционная политика складывается из эмиграционной и иммиграционной политики.

Основные направления иммиграционной политики государств:

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. Так, в ФРГ в 1970 г. прибыло 135 тыс. иностранных рабочих в возрасте от 16 до 21 года, а покинуть страну было вынуждено более 55 тыс. в возрасте от 21 до 35 лет. При ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране.

Инструменты иммиграционной политики:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности.

Иммиграционные правила пересматриваются в сторону поощрения «притока умов» и ограничения притока неквалифицированных рабочих. Например, а Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих.

В Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограничен 20-40 годами.

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.

Например, фирмы Швеции и Норвегии проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов.

4. Ограничения политического характера.

Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы.

В этом случае законодательно устанавливается соответствие численности иностранных и национальных кадров на предприятии. По этому пути пошло правительство США. В 1986 г. принят закон, по которому только 270 тыс. чел. могут ежегодно приезжать в США из других стран, причем для каждой из них устанавливается предел в 20 тыс. чел. Разрешено неограниченно принимать только прямых родственников. Закон дополнительно разрешает въезд 50 тыс. политических эмигрантов. На введении строжайших ограничений иммиграции настаивают правительства Франции, Германии и Великобритании, в которых в 1989 г. проживало 90% из 8 млн. всех переселенцев.

6. Ограничение времени работы в стране.

Например, в Норвегии разрешение на временную работу выдается на срок не более 1 года, в Зимбабве – на срок не более 5 лет. В России в соответствии с «Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. разрешение выдается на срок до 1 года и еще может быть продлено на такое же время.

7. Запреты на профессии в явной форме или косвенно форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.

В США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства в 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 г. предоставил большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

9. Система санкций, в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов. Депортация – насильственная высылка из страны нелегальных мигрантов.

10. Стимулирование добровольного переселения (репатриации) рабочих-мигрантов.

Чтобы побудить к выезду из страны иностранных рабочих, которые находятся в ней на законном основании, им предлагается репатриационное пособие плюс оплата расходов, связанных с возвращением на родину. В конце 80-х гг. такое пособие в размере 30 тыс. марок (16 тыс. долл.) получили более 200 тыс. рабочих из Турции, покинувших ФРГ.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Основные направления эмиграционной политики государств:

1. Стимулирование трудовой миграции.

2. Ограничение трудовой миграции.

3. Создание условий для реэмиграции.

4. Создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Инструменты эмиграционной политики:

1. Жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов.

2. Лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.

3. Проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг не облагаемых налогом.

4. Проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся рабочих-эмигрантов.

5. Разработка программы рабочих мест для реэмигрантов.

6. Выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья.

7. Выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран. В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от ее экономического положения.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: