Себестоимость продукции и ценовая политика фирмы




 

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одним из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.

Издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), сто означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Экономические – все виды выплат поставщикам за используемые ресурсы. Они делятся на внешние: денежные платежи поставщикам ресурсов: оплата сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляют бухгалтерские издержки. Внутренние издержки отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащим владельцам: земли, помещений, личного труда, нематериальных активов и др., за которые предприятие формально не платит.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В зависимости от признака, положенного в основу группировки затрат, различают два основных вида их классификации, которые обуславливают два способа расчета себестоимости:

1. По экономическим элементам затрат (смета затрат).

К ним относятся: материальные расходы (на приобретение сырья и основных материалов; вспомогательных материалов; топлива, воды, энергии), расходы на оплату труда, амортизация, прочие расходы (ремонт основных средств; уплату налогов и сборов; освоение природных ресурсов; арендные платежи; представительские расходы, рекламу и т.д.).

2. Для определения себестоимости единицы продукции используется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов (калькуляция). Эти статьи показывают на что и где израсходованы отдельные ресурсы. Существует типовая группировка затрат по статьям калькуляции:

А) Технологическая себестоимость.

- сырье и материалы;

- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

- топливо и энергия;

- расходы на оплату труда производственных рабочих;

- ЕСН производственных рабочих;

- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Б) Технологическая себестоимость – А+ цеховые расходы.

В) Цеховая себестоимость – А+Б+общезаводские расходы.

Г) Заводская себестоимость – А+Б+В+потери от брака+прочие производственные расходы

Д) Производственная себестоимость – А+Б+В+Г.

Е) Полная себестоимость – А+Б+В+Г+Д+внепроизводственные расходы.

Кроме двух основных существуют классификации затрат и по другим признакам.

3. По методу отнесения затрат на себестоимость продукции – прямые (непосредственно связаны с производством продукции); косвенные (на себестоимость переносятся пропорционально какой-либо условной базе).

4. По признаку зависимости от объема производства – постоянные или условно-постоянные (не меняются, или меняются незначительно при изменении объема производства), переменные или условно-переменные (находятся в прямой зависимости от объемов производства и изменяются пропорционально).

5. По составу затрат – простые (состоят из одного элемента), комплексные (состоят из нескольких экономически разнородных, но имеющих одинаковое производственное назначение элементов –

н-р: общезаводские расходы).

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются последующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура, которая понимается как состав себестоимости по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости, формируется под влиянием различных факторов. Это характер производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технический уровень производства, формы его организации и размещения, условия снабжения и сбыта продукции и т.д. В зависимости от преобладания доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные. Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

- соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими, между прямыми и косвенными;

- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

- соотношение между живым и овеществленным трудом и др.

Структура затрат не остается постоянной, она динамична и на нее оказывают влияние факторы:

1. Специфика предприятия.

2. Ускорение научно-технического прогресса. Под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается.

3. Уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования, диверсификации производства.

4. Географическое положение предприятия.

5. Инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют важное значение в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависит от специфики предприятий, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

- комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов;

- мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия;

- мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;

- мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;

- мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда.

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации.

Планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Решая задачу установления цен, предприятие стремится определить на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить намеченный объем прибыли и т.д.

Во многом это зависит от того, какого вида конкуренции придерживается предприятие – ценовой или неценовой. При ценовой конкуренции продавцы влияют на спрос, главным образом, через изменения в цене, повышая или понижая ее.

При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своей продукции. Это позволяет предприятию увеличивать сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой цене.

Определение цены на продукцию существенно зависит также от того, какие цели ставит перед собой предприятие.

Типичные цели (задачи) предприятия, непосредственно связанные с ценообразованием
1. Выход на новый рынок
2. Введение нового товара
3. Защита позиции
4. Последовательный проход по сегментам рынка
5. Быстрое возмещение затрат
6. Стимулирование комплексных продаж
7. Удовлетворительное возмещение затрат

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: