Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 2 глава




 

При содействии народного художника России профессора В.Г.Старова собрана значительная художественная коллекция. Среди авторов произведений – известные художники, наши современники: В.Г.Старов, В.А.Ветрогонский, В.А.Емельянов, В.И.Шистко, В.Н.Янтарев, Т.П.Капустина, В.М.Меньшиков, А.А.Харшак, О.Ю.Ях-нин, Н.А.Сажин, Н.П.Попов, Ю.Н.Гариков, Ю.А.Васильев и др.

Музейная коллекция Киришского (Захожского) кружева состоит из работ периода начиная с 1950-х гг. до современности. Общее количест-во – ок. 300 экспонатов. Это воротники, кофты, салфетки, шарфы и др.

 

Каталог художественной коллекции Киришского историко-краеведческого музея / Сост. Е.А.Елисеева. СПб., 2002

Киров

ГУК «Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых»

610000, Киров, ул. К. Маркса, 70

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор – Любимова Ирина Анатольевна, тел.: (8332) 64-26-46

Зам. директора по научной работе – Горюнова Любовь Борисовна,

тел.: (8332) 64-25-66

Главный хранитель – Сазанова Евгения Геннадьевна, тел.: (8332) 38-11-11

Музей имеет Выставочный зал (610000, Киров, ул. К. Либкнехта, 71)

Заведующая – Кочурова Надежда Валерьевна, тел.: (8332) 62-47-43

Общая площадь – 2000 кв. м, экспозиционная – 1000 кв. м.

Тел./факс: (8332) 69-02-29

Филиалы:

Музей-усадьба художников В.М. и А.М. Васнецовых

Кировская обл., Зуевский р­н, с. Рябово

Заведующая – Лялина Лариса Владимировна, тел.: (83337) 48-556

Дом-музей художника Н.Н.Хохрякова

Киров, Копанский пер., 4

Заведующая – Малышева Татьяна Васильевна, тел.: (8332) 62-74-81

Основан музей в 1910 г., открыт решением Вятского художественного кружка 18 декабря 1910 г. по идее братьев В.М. и А.М. Васнецовых.

Открыт в 1960 году.

1910–1918 гг. – Вятский художественно­исторический музей; 1918–1924 гг. – Вятский губернский музей искусства и старины; 1924–1931 гг. – Вятский государственный областной музей; 1931–1934 гг. – Художественный отдел­музей при Вятском государственном музейном объединении; 1934–1936 гг. – Кировский художественный музей; 1936–1989 гг. – Кировский обла-стной художественный музей им. А.М.Горького; с 1989 г. – Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.

Музей занимает комплекс из двух зданий.

Старое здание – бывший дом купца И.С.Репина, 1815 г., по проекту губернского архитектора М.А.Анисимова.

Новое здание, 1991 г., по проекту кировских архитекторов В.И.Борцова и В.И.Кропачева.

Общая площадь музея – 6300 кв. м, в том числе: экспозиционная – 3000 кв. м, фондовая – 2000 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 9490, из них: живопись – 2346, графика – 7208, ДПИ – 8265, скульптура – 241, фото – 1430, драгметаллы – 113.

 

В формировании коллекции Кировского областного художественного музея, помимо братьев В.М. и А.М.Васнецовых, значительную роль сыграли такие выдающиеся уроженцы Вятского края, как историк искусства Н.Г.Маш-ковцев, художник-фотограф С.А.Лобовиков, художники Н.Н.Хохряков, А.В.Ису-пов, Н.Н.Румянцев.

Большую ценность представляют произведения древнерусского искусства XIV–XVII вв. – иконы, лицевое и орнаментальное золотное шитье, мелкая пластика. Подлинными жемчужинами коллекции являются полотна художников XVIII – 1-й пол. XIX в.: портреты В.Л.Боровиковского, С.С.Щукина, К.П.Брюл-лова, В.А.Тропинина, пейзажи С.Ф.Щедрина, М.Н.Воробьева. Широко и разнообразно представлено отечественное искусство 2-й пол. XIX в., прежде всего творчество передвижников. Его расцвет отражают полотна И.И.Шиш-кина, В.Г.Перова, В.М.Васнецова, И.Е.Репина, Ф.А.Васильева, В.И.Сури-кова и других авторов.

Значителен и разнообразен раздел рубежа XIX–XX вв. – это произведения живописи, скульптуры, графики, отражающие характерные явления в национальном искусстве этого периода. Здесь представлены работы мастеров «Союза русских художников», «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы». Среди авторов – К.А.Коровин, И.И.Левитан, А.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиев, П.П.Кончаловский, К.С.Петров-Водкин, М.Ф.Ларионов, А.С.Голубкина.

В разделе русского искусства XX в. собраны работы ведущих мастеров: А.А.Пластова, А.М.Герасимова, С.Т.Коненкова, Ю.И.Пименова, В.Ф.Сто-жа-рова, В.Е.Попкова и многих других. Примечательной особенностью музейного собрания является наличие в нем монографических коллекций художников – уроженцев Вятского края XIX–XX вв. – М.А.Демидова, А.В.Исупова, Н.Н.Хохрякова, А.А.Рылова и ряда других земляков.

Имеется в музее и отдел зарубежного искусства, в котором хранятся произведения (живопись, гравюра) мастеров итальянского Возрождения, художников Фландрии, Голландии, Германии, Австрии, Франции XVII – нач. XX в., в том числе Моретто да Брешиа, Яна Фейта, Гюбера Робера, Никола де Ларжильера, Феликса Валлотона.

 

Кировский областной художественный музей им. А.М.Горького. Русское искусство ХVIII – нач. ХХ в. Советское искусство. Зарубежное искусство: Живопись, скульптура. Сост. К.Анисова, А.Козырева, Л.Скрябина. Л., 1964

Кировский областной художественный музей имени М.Горького. Русское искусство 2-й пол. Х1Х в.: Каталог-путеводитель / Сост. Л.С.Двинянинова. Киров, 1974

Живопись Хлынова ХVII в.: Каталог произведений древнерусского искусства, включенных в экспозицию музея / Сост. Г.Г.Киселева. Киров, 1978

Художественное стекло XVIII – Х1Х вв. Из собрания Кировского художественного музея: Каталог / Сост. А.М.Столбова. Киров, 1982

Резная кость. Из собрания Кировского областного художественного музея им. М.Горь-кого: Каталог / Сост. И.А.Любимова. Киров, 1984

Западноевропейское искусство в собрании Кировского художественного музея. Живопись, скульптура. Каталог-путеводитель / Сост. Л.С.Двинянинова. Киров, 1985

Русская народная набойка. Из собрания Кировского художественного музея им. М. Горького: Каталог / Сост. В.Н.Степанова. Киров, 1989

Кировский областной художественный музей. 1910–1990 (Подборка из 5 буклетов об основателях музея: Николай Георгиевич Машковцев; Сергей Александрович Лобовиков; Алексей Владимирович Исупов; Николай Николаевич Хохряков; Николай Николаевич Румянцев). Киров, 1990

Кировский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых: Буклет / Сост. И.А.Лю-бимова. Вятка, 1994

Выставка новых поступлений. 1885-1990: Каталог. Киров, 1995

Возвращение коллекции вятского собирателя А.П.Юферева (1895–1974): Каталог. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, иконы / Сост. Л.Б.Горюнова. Киров, 2000

Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых: Альбом / Сост. Л.Б.Горюнова, Г.А.Исупова, Н.П.Мартынова, Т.В.Малышева, М.В.Лажин-цева. Киров, 2001

Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых. Вятские художники – основатели музея. Буклет / Сост. Л.С.Двинянинова. Киров, 2003

Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых. Русская живопись Х1Х – нач. ХХ в. Подборка открыток. Сост. Л.С.Двинянинова. Самара, 2004

Кировский областной художественный музей. Материалы и исследования. Киров, 2000, 2004, 2006

Христианство на Вятской земле. Тезисы докладов 4-й областной научной конференции молодых исследователей. Киров, 2001

Миф и реальность. Культура и искусство страны Советов (1920–1950-е гг.). Научная конференция. Материалы и исследования. Киров, 2002

История и культура Вятского края. Люди и судьбы. 7–8-я научные конференции. Киров, 2004, 2005

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 796

Киров

Дом-музей художника Н.Н.Хохрякова

Филиал ОГУК «Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых»

610000, Киров, Копанский пер., 4

Выходные дни – воскресенье, понедельник

Заведующая – Малышева Татьяна Васильевна, тел.: (8332) 62-74-81

Открыт 12 июня 1998 года.

Музей располагается в деревянном одноэтажном здании.

Общая экспозиционная площадь – 109,8 кв. м.

 

Собрание произведений художника Николая Николаевича Хохрякова (1857–1928) включает 230 произведений живописи и 400 произведений графики.

Произведения Н.Н.Хохрякова поступали в музей 1919–1920 и в 1929 годах.

Кисловодск

ГУК «Мемориальный музей­усадьба художника НА.Ярошенко»

357722, Кисловодск, Ставропольский край, ул. Ярошенко, 1

Выходной день – вторник

Директор – Бескровная Нина Сергеевна, тел.: (87937) 3-71-58

Факс: (87937) 3-71-58; E-mail: museum@.narzaa.com

Музей основан в 1959 году. Открыт 11 марта 1962 года.

С 1959 г. – Дом-музей Н.А.Ярошенко, с 196З г. – Музей Н.А.Ярошенко, с 1967 г. – Кисловодский художественный музей Н.А.Ярошенко, с 1991 г. – Кисловодский мемориальный музей­усадьба художника Н.А.Ярошенко, с 1993 г. – МУК «Мемориальный музей­усадьба художника Н.А.Ярошенко», с 2005 г. – современное название.

Музей расположен на территории принадлежавшей в 1885–1915 гг. семье художника­передвижника Н.А.Ярошенко усадьбы с садом, парком и постройками, включающими четыре мемориальных здания, в трех из которых размещена экспозиция.

Площадь территории – 1,48 га. Общая площадь помещений – 588 кв. м, экспозиционно-выставочная – 480 кв. м, фондовая – 62 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 8093, из них основной фонд – 6007, в том числе: живопись – 857, графика – 1392, скульптура – 46, ДПИ – 147, документы, редкая книга – 180, прочие экспонаты – 3385; научно-вспомогательный фонд – 2086.

 

Начало коллекции и основание музея связано с именем В.Б.Секлюцкого (1907–1990). Помощь в комплектовании музейных фондов оказали наследники современников Н.А.Ярошенко, составлявших его окружение – M.B.Нестерова, Н.Н.Дубовского, Н.А.Касаткина, A.M.Васнецова, А.И.Куинджи, П.А.Брюллова, Г.Г.Мясоедова, В.И.Су-рикова, А.М.Корина, В.Н.Бакшеева, А.С.Степанова, В.Г.Черткова, Н.П.Симановского и других.

Среди коллекционеров, поступления из собраний которых в числе наиболее значительных – И.С.Зильберштейн (Москва), А.И.Шустер (Санкт-Петербург), Д.М.Аксельбант (Москва), Ю.В.Невзоров (Москва), семья Фроловых (Санкт-Петербург), С.Г.Шамбурова (Москва), А.Ф.Полякова (Кисловодск), Ю.Д.Пахомов (Тбилиси), Е.Л.Фишков (Сухуми) и другие.

Уникальные разделы коллекции – собрание живописных и графических работ Н.А.Ярошенко (1846–1898), образовавшее экспозицию главного усадебного дома – «Белая вилла» М.В.Нестерова, Н.Н.Дубовского, Н.А.Касаткина, А.М.Васнецова, сформировавшие посвященные им залы в одном из выставочных зданий, коллекции живописи и графики А.К.Саврасова, В.Г.Перова, Г.Г.Мясоедова, И.Н.Крамского, А.И.Куинджи, П.А.Брюллова, А.А.Киселева, В.М.Мак-симова И.Е.Репина, В.Е. и К.Е. Маковских, В.М.Васнецова, В.Д.По-ленова, К.В.Лебедева, С.В.Иванова и др.

2-я пол. XIX века представлена также живописью и графикой Л.Ф.Лагорио, В.Д.Орловского, Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, Н.А.Тютрюмова, В.В.Вере-щагина, П.A.Суходольского, Ф.А.Васильева, пластикой Л.В.Позена, Е.А.Лан-сере, А.Л.Обера, В.А.Беклемишева, И.Я.Гинцбурга, Л.А.Бернштама.

Расцвет русского искусства конца XIX – нач. ХХ в. отражают работы И.И.Левитана, А.С.Степанова, В.А.Серова, А.Н.Бенуа, Л.С.Бак-с-та, Ф.А.Маля-вина, С.В.Малютина, С.А.Виноградова, A.M.Ко-рина, В.Н.Бакшеева, Л.В.Тур-жан-ского, П.И.Петровичева, Н.П. Богданова-Бельского, Е.И.Столицы.

Коллекция советского искусства включает такие имена, как В.К.Бяля-ниц-кий-Бируля, И.Э.Грабарь, М.И.Авилов, К.Ф.Юон, П.А.Ра-димов, В.М.Ореш-ников, С.А.Ротницкий, Е.С.Кругликова, И.Н. Пав-лов. Е.А.Кацман, Н.H.Жуков, В.И.Кур-дов, Г.Д.Епифанов, В.И.Кассиян, П.П.Белоусов, С.Т.Коненков, М.К.Ани-ку-шин и др.

Особый раздел отражает развитие художественного процесса на Ставрополье. В него вошло творческое наследие основателя музея В.В.Секлюцкого и произведения мастеров, работавших на территории края: И.П. и Х.Б. Крымшамхаловых, М.Г.Штек, В.Д.Поленова, В.Г.Федоровича, В.И.Смирнова, Н.C.Шау-лова, В.В.Тесленко, П.С.Гор-баня, А.Б.Авакимяна, Ш.З.Байгильдиева, А.С.Боча-рова, А.В. и Б.В. Болдыревых, Е.Ф.Биценко, А.Н.Гайдина, Л.Ф.Попан-допуло, Г.В.Курегяна и др.

 

Дом-музей Н.А.Ярошенко. Ставрополь, 1962

Секлюцкий В.В. Н.А.Ярошенко. Ставрополь, 1963

Кисловодский художественный музей Н.А.Ярошенко / Автор текста В.В.Секлюцкий. М, 1973

Бехтерев Л.И. Поиски наследства. Ставрополь, 1978. Изд. 2-е. Ставрополь, 1983

Порудоминский В.И. Н.А.Ярошенко. М., 1979

Кисловодский художественный музей: Н.А.Ярошенко / Автор текста В.Секлюцкий. Кисловодск, 1986

Дудкина Т.А. «О прошлом память сохрани»: Из истории усадьбы Н.А.Ярошенко в Кисловодске. Кисловодск, 1990

Виноградов Е. Н.А.Ярошенко в Кисловодске: К 150-летию со дня рождения. Кисловодск, 1997

Красников А. Притяжение Белой виллы. Современная летопись Кавминвод //

Библиотечка «Вечернего Казказа». Пятигорск, 2002

Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко. Кисловодск / Авт.-сост. Н.Бескровная, И.Кириленко. М., 2003

Дудкина Т. «Притяжение “Белой виллы”» // Кавказские Минеральные Воды. К 200-летнему юбилею, 1803–2003. Серия «Наследие народов Российской Федерации». Вып. 2. М., 2003

Кириленко И.Н. Источники формирования коллекции // Художественные музеи России: Собиратели, хранители, реставраторы. Сб. статей. 3-й вып. СПб., 2005

Кириленко И.Н. Н.А.Ярошенко глазами современников // Петербургский художник, 2006, № 2 (3)

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 798

Когалым

МУ «Музей изобразительных искусств»

626481, Когалым, Тюменская обл., ул. Молодежная, 7

Директор – Вербицкий Виталий Дмитриевич, тел.: (34667) 2-51-2

Факс: (34667) 5-06-87

Открыт в декабре 1987 года.

До 2000 г. – Выставочный зал Тюменского музея изобразительных искусств.

Общая площадь – 214 кв. м, экспозиционная – 152 кв. м, фондовая – 12 кв. м.

Общее количество единиц хранения – около 300.

 

В составе коллекции работы художников Когалыма, как профессиональных, так и самодеятельных, коллекция графики ведущих советских мастеров.

Козьмодемьянск

МУ «Козьмодемьянский культурно­исторический музей им. А.В.Григорьева

425354, Республика Марий Эл, Козьмодемьянск, ул. Лихачева, 10

Директор – Красавина Анна Ананьевна, тел./факс: (83632) 7-23-69

E-mail: KmK_museum @mail.ru; www.mari-el.ru/kozm_museum/

Основан и открыт в 1919 году.

1919–1920 гг. – Козьмодемьянский уездный краеведческий музей Казанской губернии, 1920–1924 гг. – Козьмодемьянский уездный краеведческий музей Марийской АО, 1924–1930 гг. – Козьмодемьянский кантонный краеведческий музей Марийской АО. 1930–1931 гг. – Горномарийский краеведческий музей Козьмодемьянского кантона Марийской АО, 1931–1936 гг. – Горномарийский районный краеведческий музей Марийской АО, 1936–1945 гг. – Горномарийский районный краеведческий музей Наркомата просвещения МАССР. 1945–1953 гг. – Горномарийский районный краеведческий музей Комитета по делам культурно­просветительных учреждений МАССР. 1953–1991 гг. – Горномарийский районный краеведческий музей МК МАССР.

С 1991 по настоящее время – МУ «Козьмодемьянский культурно­исторический музей им. А.В.Григорьева».

Со 2 октября 2001 года Художественно-исторический музей им. А.В.Гри-горьева вошел в состав Козьмодемьянского культурно­исторического музейного комплекса.

Комплекс включает 4 объекта музейного показа:

Художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева (Главное здание – б. особняк купца Пономарева, 1883 г., ул. Лихачева, 10)

Музей купеческого быта (ул. Советская, 58)

Музей этнографии горных мари (ул. Промышленная, 2)

Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера (ул. Советская, 7)

Общая площадь – 126 га, экспозиционная – 1059 кв. м, фондовая – 140 кв. м.

Общее количество произведений – 58 096, в том числе: живопись – 1344, графика – 1750, скульптура – 112, ДПИ – 1099.

 

Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В.Гри-горьева – небольшой провинциальный музей, основу которого составляет коллекция работ известных русских художников 2-й пол. XIX – нач. XX в. (И.К.Айвазовский, К.Е.Маковский, И.И.Творожников, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, А.С.Степанов, А.Е.Архипов, Ю.Ю.Клевер, П.П.Кончаловский, К.Ф.Юон и др.). Особое место в коллекции занимают работы Н.И.Фешина. Дополняют художественное собрание музея скульптурные произведения на античные и библейские темы, старинный фарфор русских и иностранных заводов XVIII–XX вв., изделия из кости, дерева, металла русских и восточных мастеров.

Открытие музея состоялось 7 сентября 1919 года. Это стало возможно при активном участии его организатора А.В.Григорьева, чье имя и носит музей. Александр Владимирович Григорьев – первый профессиональный марийский художник – мечтал видеть на своей родине «малую Третьяковку».

В 1919 году только что сформированный музей расположился в бывшем доме купца Торсуева, а в 1930 году переехал в Смоленский собор, чем спас храм от разрушения в 1930-е годы. Но позднее, в 1988 году, храм передали верующим, и музейная коллекция переместилась в отреставрированный купеческий особняк, построенный в 1883 г. купцом Пономаревым и считающийся самым красивым в городе по архитектуре и отделке.

 

Товаров-Кошкин Б.Ф. Козьмодемьянская картинная галерея. Йошкар-Ола, 1963

Кувшинская Л.А. Каталог произведений А.В.Григорьева из коллекции Горномарийского краеведческого музея. Живопись. Графика. Йошкар-Ола, 1989

Кувшинская Л.А. А.В.Григорьев. Сборник статей. Йошкар-Ола, 1991

Сануков К.Н. Судьба художника. Йошкар-Ола, 1991

Сокровища русского искусства: Козьмодемьянский музей им. А.В.Григорьева. М., 2004

Кологрив

Кологривский историко-краеведческий музей им. Г.А.Ладыженского

Филиал ГУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник»

157440, Костромская обл., Кологрив, ул. Некрасова, 44

Заведующая – Смирнова Ольга Владимировна,

тел.: (49443) 4-13-66, 4-13-63, 7-48-91

E-mail: M574@mail.museum.ru

Основан и открыт в 1918 году.

 

В основе фондов – собрание, завещанное родному городу художником Геннадием Александровичем Ладыженским (1853–1916). Его художественно-историческая коллекция включала наряду с произведениями живописи и графики множество инкунабул (в том числе «Постная Триодь», 1556), старинное оружие, ценные изделия из фарфора, восточные ковры, привезенные из заграничных поездок, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, всевозможная утварь и различные национальные костюмы.

На этой основе вскоре после революции и был создан Кологривский историко-краеведческий музей. Впоследствии он разместился в кирпичном доме купца Макарова – мужа племянницы Ладыженского Екатерины, где и находится в настоящее время.

В 2003 году, к 150-летию художника, музею было присвоено его имя. С городского кладбища к зданию музея был перенесен прах Г.А.Ладыженского. Ныне это замечательный мемориал, хранящий память о художнике-просветителе.

С Кологривом связана вся его жизнь. В 1863–1867 гг. он учился в Кологривском уездном училище, в 1869 году вопреки воле отца поступил в Академию художеств (сначала был зачислен вольноприходящим учеником архитектурного факультета, а в 1873 году перешел в пейзажный класс профессора М.К.Клодта). Работы раннего периода, «В Петербурге» и «Куры», приобрел для своей галереи П.М.Третьяков.

После успешного окончания Академии в 1878 г. в творчестве Ладыженского получили распространение мотивы оживленных базаров, переездов и речных переправ («Ярмарка», «Лодки на р. Унже», «Баржи» и др.). В селе Берез-ник, неподалеку от Кологрива, среди жителей до сих пор жива память о селянине-богатыре Савве, который послужил прототипом для монументального полотна «Пахарь» (1886).

С 1882 г. Ладыженский преподавал рисование в Одесском реальном училище и в гимназии, а с 1884 г. – в Одесском художественном училище – одном из лучших учебных заведений России. Он был одним из основателей Товарище-ства южнорусских художников. Среди его учеников – И.И.Бродский, М.Б.Гре-ков, Н.И.Фешин, С.Ф.Колесников, Б.И.Анис-фельд, Д.Д.Бурлюк, С.А.Сорин, П.А.Шил-линговский и другие.

Узнав о кончине мастера, П.А.Нилус опубликовал в газете «Одесский ли-сток» некролог, где ярко обрисовал личность своего учителя. По его словам, «влюбленный в жизнь, в ее блеск, праздник, преклонявшийся перед порывом, мощью человеческой души», он вел спартанский образ жизни, отказывая себе в самом необходимом. «И в то же время этот человек, носивший старую, потертую одежду, не останавливался перед сотнями рублей, отдавая их за художественную старину. Он страстно собирал вещи для будущего музея, который мечтал основать на родине, в глуши Костромской губернии».

В 1910 г. в Ладыженский был удостоен звания академика живописи. В 1914 году, выйдя в отставку, он вернулся на родину. Связи с Кологривом Ладыженский не прерывал никогда. Каждое лето он приезжал сюда: здесь был его дом, семья (семья его младшего брата, которого он воспитал как сына, вырастил и троих его сыновей, дал им образование).

Работы его хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, в музеях Костромы, Одессы и Киева, в Баку и в других государственных и частных собраниях в России и Украине, а также за рубежом.

 

Антонович И. Наши художники-южане: Г.А.Ладыженский // Одесский листок, 1898, 7 октября

Нилус П.А. Художник Г.А.Ладыженский // Одесский листок, 1916, 18 сентября

Штатнов П. Наследство Г.А.Ладыженского // Горьковская коммуна, 1937, 15 сентября

Шовкуненко А.А. Выдающийся украинский художник. К 40-летию со дня смерти Г.А.Ладыженского // Советская культура, 1956, 16 сентября

Афанасьев В. Товарищество Южнорусских художников. Киев, 1961

Каталог выставки произведений Г.А.Ладыженского из собраний Кологривского историко-краеведческого музея и Одесской гос. картинной галереи / Сост. Л.Н.Кал-ма-новская и В.В.Криштопенко. Одесса, 1964

Бродский И.И. Мой творческий путь. Л., 1965, с. 25, 26

Афанасьев В. Г.А.Ладыженский. Киев, 1966 (на укр. яз.)

Государственный Русский музей. Отчет за 2001 год. СПб., 2002. с. 59, 64

Колывань, с.

МУК «Колыванский историко-культурно­досуговый центр» Музей истории камнерезного дела на Алтае

658332, Алтайский край, Курьинский р­н, с. Колывань, ул. Ломоносова, 2

Директор музея – Панина Ольга Борисовна, тел.: (направление не автоматизировано) 25-3-41

Открыт в 1988 году.

Занимает каменное здание, 1868 г. Автор проекта, утвержденного арх. А.И.Кра-кау, – управляющий фабрикой И.Злобин.

(До 1920-х гг. здесь располагалось частное училище, на базе которого был открыт рисовальный класс для одаренных мальчиков 7–14 лет.)

Общая площадь помещения – 187 кв. м, экспозиционно-выставочная – 163 кв. м, фондовая – 16 кв. м.

Общее количество единиц хранения основного фонда – 1495, научно-вспомогательного – 828.

 

Официальное открытие заводского музея состоялось 24 июня 1988 года, но история создания музея восходит к 50-м годам ХХ века. В 1952 году, при подготовке к 150-летнему юбилею Колыванского камнерезного завода, было выполнено несколько юбилейных изделий – вазы, письменные приборы, кубки и т.д. В дни празднования была оформлена выставка в красном уголке клуба, который располагался в здании современного музея.

В 1985 году директор камнерезного завода Борис Григорьевич Пчелинцев принял решение отдать под музей все здание бывшего ювелирного цеха. Работу по оформлению экспозиции вели художники из Барнаула В.Н.Малафеев, Н.Н.Мингалеев, В.В.Скулов.

С 11 июля 1989 года музей работает под руководством Отдела культуры Курьинского района. Первым директором музея стал Б.Г.Пче-линцев, благодаря энергии которого и был оформлен музей.

Основу собрания составляют изделия камнерезов, предметы быта, архивные материалы, раскрывающие историю камнерезного дела на Алтае. Формирование коллекций шло за счет передачи из архива камнерезного завода фотодокументов, документов, передачи изделий камнерезов в музей в качестве подарков. В настоящее время музей приобретает изделия за счет собственных средств.

К уникальным экспонатам фонда относятся:

- камея «Родомысл», выполненная колыванским резчиком Ф.Голуб-цовым по проекту медальера Ф.П.Толстого в 1839 г.

- свидетельства международного признания: наградные медали Международных выставок 1851 и 1862 гг., отчет жюри Международной выставки 1851 г.

- коллекция рисунков учащихся рисовального класса Колыванского частного училища (кон. XIX – нач. XX в.)

- альбом рисунков «Лучшие изделия Колыванского камнерезного завода», выполненных профессором С.И.Будановым, художником, заслуженным деятелем искусств РСФСР (сер. ХХ в.)

- изделия колыванских камнерезов: печати прикладные – ХХ в.

- сувениры XIX–XX вв.

- мозаичные панно, вазы, столы, шкатулки – ХХ в.

- изделия-призеры Сибирской ярмарки XXI в.

- ковш из белорецкого кварцита «Братина»

- коллекция алтайских поделочных камней

- коллекция предметов быта колыванских жителей:

- гончарные изделия

- одежда нач. ХХ в.

- фотография конца XIX – нач. XX в.

В фонде имеется несколько старинных книг. Одна из них рукописная – старообрядческий «Сборник слов, повестей, сказаний и выписей», относящаяся ко 2-й пол. XIX века.

Основная экспозиция раскрывает историю камнерезного дела на Алтае, в селе Колывань, с раскрытием системы обучения мастеровых, важных вех подъема камнерезного искусства, этапов обработки камня.

 

Родионов А.М. Колывань камнерезная. 2002

Курьинский район на рубеже веков. Очерки истории и культуры

Горная Колывань. Камнерезное искусство России

Колывань. История, культура и искусство сибирской провинции России. 1728–1998. Барнаул, 1998

Родионов А.М. На крыльях ремесла. М., 1998

Комсомольск-на-Амуре

МУК «Комсомольский-на-Амуре музей изобразительных искусств»

681000, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, пр. Мира, 16

Выходной день – понедельник

Директор – Ковалева Любовь Васильевна, тел./факс: 8 (4217) 54-12-62

E-mail: muzeykna@km.ru

Основан в 1965 году. Открыт в январе 1966 года.

С 13 июля 1965 года – Комсомольский-на-Амуре музей советского изобразительного искусства, с 18 ноября 1993 года – Комсомольский-на-Амуре музей изобразительных искусств.

Занимает первый, второй и часть четвертого этажа современного здания, б. Дома Политпросвещения, 1970-е гг.

Общая площадь – 2 453 кв. м, экспозиционная – 800 кв. м, фондовая – 300 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 14 446 (основной фонд – 12 932), в том числе: живопись – 1302, графика – 9212, скульптура – 165, ДПИ – 331, нумизматика – 453, народное искусство – 1437, художественное фото – 32.

 

Инициаторы создания музея – московские художники Х.М.Сандлер и С.С.Витухновская. Первые картины были подарены городу и музею московскими и петербургскими художниками в 1965 году.

Самый большой раздел собрания – искусство советского периода (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство), представлено работами А.Бенуа, П.Кончаловского, Г.Верейского, В.Фаворского, А.Дейнеки, Б.Иогансона, Кукрыниксов, Е.Киб-рика, И.Шевандроновой, С.Вир-саладзе, Ф.Беренштама, М.Манизера, Л.Кер-беля, Н.Крандиевской и др. Значительная коллекция произведений художников российского Дальнего Востока и Комсомольска-на-Амуре дает представление о развитии искусства региона. Уникально собрание российской и зарубежной промышленной графики, охватывающее период с 1870 по 1960 г., широко представлен советский плакат.

Древнерусское искусство представлено иконой, мелкой пластикой, рукописной и старопечатной книгой. В разделе русского искусства интересны гравюры К.Гуна, С.Галактионова, Е.Скотникова, К.Ческого.

Основную часть раздела зарубежного искусства составляют произведения Китая, Японии, Кореи ХIХ–ХХ вв. Особую ценность имеет коллекция китайских лубков конца ХIХ – нач. ХХ в., гравюры Киотской школы середины ХIХ в. Большую ценность имеют несколько полотен русско-американского художника С.Р.Бонгарта (1918–1985), его картина «Две старухи» удостоена серебряной медали на Всеамериканской выставке Общества акварелистов.

Музей имеет лучшую на Дальнем Востоке коллекцию художественных произведений мастеров ближнего зарубежья – Прибалтики, Закавказья, Средней Азии.

Особое место занимает коллекция традиционного искусства коренных народов Приамурья: нанайцев, ульчей, удегейцев, негидальцев, нивхов, эвенов, эвенков, орочей. Около полутора тысяч изделий ХVIII–ХХ вв. представляют традиционные художественные ремесла: аппликация и вышивка на ткани, ровдуге и рыбьей коже, резьба по дереву и кости, инкрустация на металле, мозаика из меха и ткани и множество других уникальных технологий. Музей обладает богатой коллекцией нанайской ритуальной скульптуры конца ХIХ–ХХ вв.

Научная библиотека музея располагает старопечатной и рукописной книгой XVIII–XIX вв.

 

Комсомольский-на-Амуре музей советского изобразительного искусства: Живопись, скульптура, графика: Каталог / Авт. вст. ст. А.А.Попов, сост. В.Д.Баша, Т.Г.Бур-мистрова. Л., 1974



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: