Крючкова М.Н. Одиссея каргопольского Колумба: К 200-летию начала деятельности А.А.Баранова // Позиция (Архангельск), 1991, № 2, с. 30
А.А.Баранов: К 250-летию со дня рождения // Памятные даты Архангельской области. Архангельск, 1996, с. 50–52
«Подобно Траяновой колонне…» // Московский журнал, 1997, № 11, с. 32–35
Первый правитель Русской Америки // Московский журнал, 1998, № 11, с. 5–10
Решетников Н.И. Тормосов Д.В. Система расселения Кенозерья как основа формирования культурного ландшафта // Человек и окружающая среда Баренц-региона в начале XXI века: Материалы междунар. конференции. 6–11 августа 2001 г. Петрозаводск, 2001, с. 104–106
Тормосова Н.И. К истории сельского расселения Верхней Онеги // Человек и окружающая среда Баренц-региона в начале XXI в.: Материалы междунар. конф. 6–11 августа 2001 г. Петрозаводск – Водлозеро – Варишпельда. Петрозаводск, 2001, с. 106–109
К истории сельского расселения Верхней Онеги // Рожденный временем. Архангельск, 2003, с. 22–31
Федоринова И.Л. Скульптура «Никола Можайский» XVII в. из собрания Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: История бытования // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера: Материалы конференции, 13–17 июня 1995 г. Архангельск, 1995, с. 128–139
Шевелев В.В., Ошибкина С.В. Исследования Каргопольского музея-заповедника // Археологические открытия 1998 года. М., 2000
Пещера Крестовая: предварительная характеристика памятника // Ставрографиче-ский сборник. Кн. 1. М., 2001, с. 290–293
Карсун*
МУК «Карсунский художественнокраеведческий музей»
433210, Ульяновская обл., Карсун, ул. Советская, 16
Зав. филиалом – Аюпова Татьяна Федоровна, тел.: (84246) 24-981
Основан и открыт для публичного посещения в 1993 году.
|
Занимает здание б. уездной управы, XIX в.
Общая площадь – 900 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 1030.
Собрание составляют произведения современных художников, предметы быта и культуры Карсунского района.
Касли
МУ «Каслинский историко-художественный музей»
456830, Касли, Челябинская обл., ул. Советская, 38
Выходной день – воскресенье
Директор музея – Андриянова Валентина Михайловна,
тел./факс: (35149) 2-21-69
E-mail: MI480@mail.museum.ru
Основан в 1962 году. Открыт для посещения 12 июня 1963 года на общественных началах.
С 1962 г. – Историкокраеведческий музей, с 1968 г. – государственный краеведческий музей, с 1977 г. – Каслинский музей художественного литья, с 1999 г. – современное название.
Музей занимает:
одноэтажное каменное здание б. торговой лавки купца С.Лежнева, кон. XIX – нач. XX в.
одноэтажная деревянная постройка ХIХ в.
В 1990 году музей унаследовал творческую мастерскую скульптора А.В.Чиркина, ныне – его Дом-музей.
Общая площадь – 601 кв. м, экспозиционная– 462 кв. м, фондовая – 63 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 14 085, в том числе: живопись – 127, графика – 279, скульптура – 910, ДПИ – 809, нумизматика – 2480, предметы этнографии – 1229, оружие – 15, документы и редкие книги – 4574, естественнонаучные коллекции – 164, предметы истории техники – 178, фотографии – 3320, драгметаллы – 259.
Основу коллекции составляют произведения каслинского чугунного художественного литья и архивные источники по истории зарождения и развития художественного промысла в Каслях.
Произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные по моделям скульпторов XIX – нач. XX в. (пепельницы, подсвечники, рамочки, вазы), садово-парковая и интерьерная мебель (стулья, диваны, кресла, этажерки, камины), архитектурное литье (решетки, плиты для полов, памятные доски) дают представление об этапах становления фигурного литья и его переход к художественному литью.
|
Широко представлена скульптура малых форм, выполненная по моделям русских и зарубежных скульпторов XIX – нач. XX в. П.К.Клодтом, Н.Р. и Р.Р.Бахами, Е.А.Лансере, Н.И.Либерихом, М.Д.Канаевым, Ж.Готье, П.Ж.Меном, К.Ф.Шинкелем и другими мастерами.
В коллекции художественного литья представляют интерес работы М.Г.Манизера, И.В.Бесчастного, Л.Н.Головницкого. Особую значимость имеет коллекция авторских работ местных скульпторов П.С.Аникина, А.С.Гилева, С.П.Манаенкова, А.В.Чиркина, О.А.Скачкова, В.П. и О.А.Игнатьевых.
Около 5000 ед. хр. составляет собрание личных вещей, документов и произведений художественного литья А.В.Чиркина в коллекции Дома-музея.
Уникальные экспонаты в музейной коллекции – чугунная миниа-тюра конца XIX в. (цепочка для карманных часов весом до 20 граммов и брелоки размером от 1 до 1,5 сантиметра с ювелирно тонким изображением животных).
Андриянова. В.М. П.С.Аникин // Челябинская область: Энциклопедия. Челябинск, 2003
Андриянова В.М., Сперанский А.В. Касли // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000
В творческом содружестве: Каталог выставки произведений скульпторов
A.В.Чиркина и В.Н.Мурашова / Авт.-сост. В.М.Андриянова, А.Р.Гильмиянова. Касли, 2005
Александр Семенович Гилев. Скульптура, декоративно-прикладное искусство: Каталог выставки / Авт.-сост. В.М.Андриянова. Касли, 2003
|
Гильмиянова А.Р. Н.Н.Горский // Челябинская область: Энциклопедия. Челябинск, 2003
Каблукова Н.Н. А.С.Гилев // Челябинская область: Энциклопедия. Челябинск, 2003
Каблукова Н.Н. В.П.Игнатьев // Челябинская область: Энциклопедия. Челябинск, 2003
Каблукова Н.Н. О.А.Игнатьева // Челябинская область: Энциклопедия. Челябинск, 2003
Касли в фотообъективе современника. Каталог выставки фотографий из коллекции музея / Авт.-сост. В.М.Андриянова. Касли, 2002
Светлана Владимировна Рябова. Живопись. Скульптура: Каталог выставки / Авт.-сост. В.М.Андриянова. Касли, 2005
Художественная рамка в коллекции Каслинского историко-художественного музея: Каталог / Авт.-сост. А.Р.Гильмиянова. Касли, 2005
Кемерово
ГУК «Кемеровский областной музей изобразительных искусств»
650000, Кемерово, Советский пр., 48
Директор – Мызина Лариса Ивановна, тел.: (3842) 36-45-32
тел./факс: (3842) 36-45-32
E-mail: izo@kemnet.ru; www.kemizo.ru
Кемеровская областная картинная галерея была открыта в 1969 году по решению Кемеровского областного исполнительного комитета. В 1991 году приказом Кемеровского областного комитета по культуре она переименована в Кемеровский областной музей изобразительных искусств (КОМИИ).
Музей располагается в трехэтажном здании, построенном в 1947 году, в центре Кемерово.
Общее количество единиц хранения – 5449, в том числе: живопись – 1465, графика –1897, скульптура – 180, ДПИ – 1828, иконопись – 78, редкая книга – 1.
Коллекция КОМИИ формируется с 1969 года. Сегодня она насчитывает 5449 произведений живописи, графики, скульптуры, ДПИ. Она представляет отечественное искусство конца ХIХ – нач. ХХI в.: исторические этапы, основные тенденции, яркие имена.
Согласно концепции комплектования наиболее полно показано искусство Москвы и Санкт-Петербурга, а также искусство Кузбасса. Региональное направление выделено как специфическое, придающее музею свое лицо.
Структура коллекции организована по видам искусства и состоит из двух разделов: изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Эти разделы делятся по хронологическому принципу (изобразительное искусство) и характеру творчества (ДПИ).
Изобразительное искусство:
- Иконы конца ХVIII – нач. ХХ в.
- Изобразительное искусство 1-й пол. ХХ в.
- Изобразительное искусство 2-й пол. ХХ – нач. ХХI в.
ДПИ:
- Народные художественные промыслы
- Художественная промышленность
Раздел изобразительного искусства насчитывает 3619 единиц хранения.
Иконопись образует небольшой фонд, в основном это домашние иконы конца ХIХ – нач. ХХ в. Большая часть их выполнена в традиционной русской манере, однако имеются образцы светского письма с явным влиянием западного искусства. Наибольший интерес представляют иконы сибирского народного письма.
В целом иконопись является частью коллекции культового искусства ХIХ – нач. ХХ в. наряду с предметами металлической пластики (потир, кресты, складни), а также единичными экспонатами деревянной скульптуры и редкой книги.
Изобразительное искусство 1-й пол. ХХ века представлено творчеством известных мастеров Москвы и Санкт-Петербурга. Оно отражает основные направления в искусстве дореволюционной поры (ТПХВ, «Союз русских художников»), революционного времени (АХРР, «Бытие», ОМХ, «Круг») и советской эпохи (социалистический реализм, традиционный, интимно-поэтический реализм).
Изобразительное искусство второй половины ХХ века показано наиболее полно. Оно демонстрирует художественные школы Москвы и Санкт-Петербурга, Урала и Сибири, городов Средней полосы России и бывших союзных республик. Дает представление о творческих поколениях и их начинаниях: «суровый стиль» и «другое» искусство, гиперреализм и ретроспективное направление, тенденции примитивизма, живописной экспрессии и многие другие.
Со временем в собрании изобразительного искусства сложились тематические комплексы, целостно представляющие отдельные художественные явления:
- Московское искусство ХХ века
- Искусство Сибири 2-й пол. ХХ века
- Искусство Кузбасса ХХ века
Последний раздел отличается наибольшей полнотой. Эта коллекция, отражающая развитие искусства с 1930-х годов, включает более 1000 произведений. В ней сложились свои тематические комплексы: «Кузбасский пейзаж», «Фронтовой рисунок», «Индустриальная тема в искусстве Кузбасса». Монографический статус имеет коллекция Юргиса Ионасовича Прейсса (1904–1984) – уроженца Восточной Пруссии, выпускника Кенигсбергской Академии художеств, принявшего гражданство СССР и оказавшегося в Сибири.
Раздел декоративно-прикладного искусства насчитывает 1828 ед. хр. В основном это произведения 2-й пол. ХХ века.
Народные художественные промыслы представлены Хохломской и Городецкой росписью, Дымковской и Филимоновской игрушкой, Жостовским и Нижнетагильским подносом, Тувинским камнем и Тобольской резной костью, Скопинской и Балхарской керамикой, Федоскинской, Мстерской, Холуйской, Палехской лаковой миниатюрой и другими промыслами.
Достижения художественной промышленности демонстрируют изделия Ломоносовского, Дмитровского и Дулевского фарфоровых заводов, Конаковского фаянсового завода, Гусевского и Дятьковского хрустальных заводов, а также ювелирные украшения мастеров Урала, Сибири (Бурятия) и Средней Азии.
В основном это небольшие коллекции, сформированные поступлениями из Министерства культуры РФ. Они дают общее представление о характере и традициях художественных центров.
Однако некоторые коллекции собирались целенаправленно и систематически, на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1980-х годов. Отличаясь полнотой, они демонстрируют этапы и направления в развитии промысла, разнообразие жанров и художественных традиций, представляют творчество ведущих мастеров нескольких поколений. Среди таких коллекций:
- художественный фарфор
- ювелирное искусство Урала
- тобольская резная кость
- кузбасская береста
Кемеровская областная картинная галерея: Живопись, графика, скульптура: Каталог первой выставки / Сост. Г.М.Большакова, Т.Г.Анисимова. Кемерово, 1976
Кемеровская областная картинная галерея: Новые поступления 1977–1979 гг. Художники Кузбасса / Вст. ст. Л.Аникиной. Кемерово, 1980
Кемеровская областная картинная галерея: Новые поступления 1977–1979 гг. / Вст. ст. Л.И.Мызиной. Кемерово, 1980
Кемеровская областная картинная галерея: Новые поступления 1977–1979 гг. Художники Сибири / Вст. ст. Т.Г.Анисимовой. Кемерово, 1980
Художники Кузбасса – участники Великой Отечественной войны. Живопись, графика, ДПИ: Каталог выставки / Авт.-сост. Л.И.Мызина, В.М.Непомнящая. Кемерово, 1985
Каталог-справочник выставки новых поступлений 1980–1988 гг. Кемерово, 1988
Кемеровский областной музей изобразительных искусств: Московские живописцы в фондах музея: Путеводитель по выставке / Авт.-сост. М.А.Давыденко. Кемерово, 1989
Каталог поступлений за 1980–1990 гг. из фондов музея. Кемерово, 1990
Кемеровский областной музей изобразительных искусств: Художники Кузбасса: Каталог / Авт.-сост. М.Чертогова. Кемерово, 1994
Реверанс изящному искусству: каталог художественного фарфора из собрания КОМИИ / Авт.-сост. М.Ю.Чертогова. Кемерово, 2001
Василий Селиванов. Другая встреча: Каталог выставки и коллекции КОМИИ / Авт.-сост. М Ю.Чертогова. Кемерово, 2001
Художники Кемерово. 1930–2003: Биобиблиографический справочник / Сост. М.Ю.Чер-тогова. Кемерово, 2003
Шахтерам Кузбасса посвящается: Каталог тематической выставки и коллекции КОМИИ / Авт.-сост. М.Ю.Чертогова. Кемерово, 2005
Кемерово
ГУК «Историкокультурный и природный музейзаповедник “Томская Писаница”»
650000, Кемерово, ул. Томская, 5-а. Находится в 55 км от Кемерово, на правом берегу Томи, возле д. УстьПисаная
Выходные дни – понедельник, вторник
Директор – Каплунов Валерий Александрович, тел./факс: (384-2) 25-86-33
Экскурсионный отдел: (384-2) 25-86-33;
E-mail: pisanitsa@mail.ru; www.gukmztp.ru
Создан в 1988 году (Постановление Совета Министров РФ № 51 от 16.02.1988 г. «О создании историко-культурного и природного музея-заповедника “Томская Писаница”» управления культуры Кемеровского Облисполкома).
С 2006 г. – современное название.
Экспозиция музея-заповедника состоит из отдельных музейных комплексов, расположенных в уникальной природной зоне Притомья.
Общая площадь – 156 га, площадь экспозиционных комплексов – 15 5000 кв. м, фондохранилище – 205 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 17 460 (основной фонд – 9135), в том числе художественные коллекции – 169.
Основу музея-заповедника составляет Томская Писаница – первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства. Этот уникальный памятник истории и культуры народов Евразии содержит около 280 рисунков. Самые ранние изображения относятся к концу неолита: это лоси, медведь, антропоморфные существа, знаки солнца, птицы, лодки. Рисунки эпохи бронзы: олень-солнце, личины, птицелюди. Многие изображения относятся к шедеврам первобытного искусства.
Комплектование художественного фонда музея ведется по нескольким направлениям. Начало коллекции связано с приобретением в 1993 году работ известного кузбасского художника А.М.Ананьина из цикла «Народы Саяно-Алтая». После проведения в 1996 году в музее-заповеднике выставки «Связь времен» художником А.Хановым была подарена музею коллекция живописи по теме «Мифология народов Сибири». Он же передал в фонды несколько работ С.Рыкова на мифологические сюжеты. В 1998 году были закуплены графические работы Кравчука из серии «Томская Писаница». В 2003 году Департаментом культуры Кемеровской области музею было передано несколько картин С.Червова из серии «Томская Писаница».
Кроме того, в художественном фонде хранятся рисунки детей, участвовавших в конкурсе «Пестрый мир музея-заповедника».
Одним из первых исследователей описание петроглифов дал С.П.Краше-нинников в 1735 году. «Из Кузнецка города до Томска поехали мы с господином доктором [И.Г. Гмелиным]», – писал он. На берегу Томи «камень нарисованными фигурами к реке стоит. Вышина его около десяти сажен… На него, ежели хорошенько разсмотреть кто хочет, всходить не без трудности надобно. Место, на котором те фигуры изображены, в высоту около трех сажен. Близ сего с правой руки в равной высоте другое место, изображенное фигурами, с реки видится, с сажень вышины. Туды по разселинам […] очень трудный всход. Сие место такожде, как и вышеозначенные места, фигурами изображены. На всех сих местах маралы, лоси, олени, лошади и инде рыбы и люди вырезаны. В нижних местах оное изображение все попорчено и инде иные новые фигуры изображены».
С.П.Крашенинников отмечал, что в верхней части, «понеже туды взойти не всякому можно», все изображения хорошо сохранились и их «очень ясно видеть можно было», внизу же они были сильно попорчены: «камень в тех местах, где те личины вырезаны, стесан и весь чорною краскою вымазан», из чего делался вывод, что здесь было «мольбище» древних язычников. И.Г.Гмелин, «вышеписанное рассмотря, с оного камня проспект снять и фигуры рисовать велел», что и было выполнено участником Камчатской экспедиции художником И.В.Люрсениусом.
Г.Ф.Миллер, которому «лично эти скалы не пришлось видеть», писал: «По моей просьбе скалы на Томи и Енисее описал мой спутник по путешествию и друг мой Гмелин, который позаботился также, чтобы были сделаны тщательные рисунки их. Скала, которая по высеченным на ней фигурам называется русскими Писаным Камнем, расположена на восточном берегу р. Томи, в 16 верстах от Верхне-Томского острога. Фигуры иссечены каким-то резцом так, что внутренняя зеленоватая окраска камня совершенно ясно обрисовывает их очертания. Большая часть представляет оленей, серн, козлов, лосей, лошадей и других животных этих мест, некоторые же дают изображения людей».
Далее следует немаловажное замечание о характере работы И.В.Люрсе-ниуса: «Художник старался воспроизвести только древние очертания фигур, которые легко отличить от более новых».
Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. СПб., 1755. То же. (2-е изд.) Т. 1–2. – СПб., 1786. То же (3-е изд.) // Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое императорскою Академиею наук,. СПб., 1818–1819
Kracheninnikoff S. The History of Kamtschatka and the Kurilski Islands, with the Countries Adjucent; Illustrated with Maps and Cuts. Translated into English by James Grieve. Glocester, 1764 (Reprint: Chicago, 1962)
Kracheninnikoff S. Beschreibung des Landes Kamtschatka… Lemgo, 1766
Kracheninnikoff S. Histoire de Kamtschatka, des isles Kurilskli… Traduction par Marc Antoine Eidous. Lyon, 1767
Krasheninnikov S.P. Explorations of Kamchatka. Translated with Introduction and Notes by E.A.P. Crownhart-Vaughan. Portland, 1972
Gmelin Johann Georg. Voyage au Kamtschatka // Histoire generale des voyages… Ed. par A.F.Prevost. Vol. 24. Paris, 1798
Миллер Г.Ф. О писаницах сибирских (1750) // Миллер Г.Ф. История Сибири. Вст. статья А.И.Андреева. Т. 1. М., 1937, с. 532–535, рис. 138 (Отрывок в переводе с латинского на русский яз. См.: Сибирские древности. Вып. 3 / Под ред. В.В.Радлова. СПб., 1902)
Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд. Вст. ст.: Е.П.Батьянова, С.И.Вайнштейн. Прим. В.А.Кореняко. Т. 1. М., 1999. С. 528–529: рис. 31; с. 536–537: рис. 32)
Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. М.-Л., 1954 (Труды Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Т. 22)
Окладников А.П. Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. М.-Л., 1964, с. 17–130
Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц (Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы). М., 1972
Северо-Западная Сибирь в экспедиционных трудах и материалах Г.Ф.Миллера. Перевод и подготовка текста, предисловие и комментарии А.Х.Эллерта. Екатеринбург, 2006
Кижи – Петрозаводск
ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музейзаповедник “Кижи”»
185000, Россия, Республика Карелия, Петрозаводск, пл. Кирова, 10-а
Директор – Аверьянова Ельви Валентиновна, тел.: (8142) 76-70-91
Факс: (8142) 78-00-87
E-mail: museum@kizhi.karelia.ru; www.kizhi.karelia.ru
Создан в 1966 году на базе Кижского филиала Карельского государственного краеведческого музея.
В 1990 году архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Указом Президента Российской Федерации в 1993 году Музей-заповедник «Кижи» внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, памятники архитектуры Кижского комплекса отнесены к федеральной собственности.
Государственный историко-архитектурный и этнографический музейзаповедник «Кижи» – один из первых музеев под открытым небом в нашей стране. Его формирование началось в конце 1940-х годов реставрацией Кижского архитектурного ансамбля.
К настоящему времени в состав музея-заповедника «Кижи» входит 87 памятников архитектуры.
Общая площадь – ок. 10 тыс. га.
Общая экспозиционно-выставочная площадь – 1500 кв. м.
Фондовые коллекции насчитывают ок. 43000 ед. хранения.
Основа музейного собрания – предметы этнографии, характеризующие материальную культуру вепсов, карел и русских. В коллекции музея представлены также старопечатные и рукописные книги, иконы из храмов Обонежья (в том числе единственная в России коллекция «небес» XVII–XIX вв.), культовая меднолитая пластика, колокола.
Музей обладает одним из наиболее полных собраний чертежей и фотонегативов 1940–1980-х годов – материалов обследования памятников народного деревянного зодчества, многие из которых ныне уже не существуют.
Орфинский В.П., Тарлер Л.Ю. Кижский погост: Путеводитель. Петрозаводск, 1957
Кижи: архитектурно-бытовой заповедник (Карельская АССР): Путеводитель. Петрозаводск, 1962
Кижи: Архитектурно-бытовой музей-заповедник под открытым небом (Филиал Гос. крае-ведческого музея КАССР / Н.В.Воробьев. Петрозаводск,1963 (на рус. и фин. яз.)
Кижи – Остров сокровищ: Путеводитель. Петрозаводск, 1965
Орфинский В. Музей под открытым небом // Орфинский В. Путь длиною в шесть столетий: Архитектурные новеллы. Петрозаводск, 1968
Федоров Б.Н. Заонежье // Бартенев И., Федоров Б. Архитектурные памятники Русского Севера. М.-Л, 1968, с. 11–65
Смирнова Э.С. Музей-заповедник // Смирнова Э.С. По берегам Онежского озера. Л., 1969, с. 48–51
Ополовников А.В. Кижи. Изд. 2-е. М., 1976, с. 109–156
Тюриков И.П., Фролов А.И. Кижи: Иллюстрированный спутник по историко-архитектурному и этнографическому музею-заповеднику. 3-е изд., испр. и доп. Петрозаводск, 1983
Витухновская М.А. Кижи: Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск, 1988
Кижи: Путеводитель по музею-заповеднику / Ред.-сост. И.В.Мельников, С.В.Воробьева, Р.Б.Калашникова. Петрозаводск, 2001
Кижи: Путеводитель по музею-заповеднику. Изд.2-е, испр. и доп. Петрозаводск, 2007
Kizhi: Museum Guidebook / Ed. by I.V. Melnikov et al., Text: S.V.Vorobyova et al. Petrozavodsk, 2005
Музей-заповедник «Кижи», 40 лет / Ред.-сост. И.В.Мельников. Петрозаводск, 2006
Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи (1999–2000): Сб. материалов / Ред.-сост. Л.В.Шилова. Петрозаводск, 2000
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»: Каталог / Авт.-сост. А.Т.Беляев, Б.А.Гущин, В.А.Гущина. Петрозаводск, 1973
Народное искусство Карелии: Каталог выставки музея «Кижи» / Сост. А.Т.Беляев, вст. ст. Б.А.Гущина. Петрозаводск, 1979
Древняя живопись Карелии: Каталог. Фонды музея «Кижи» / Сост. И.М.Гурвич. Петрозаводск, 1980
Кижский Акафист: Богородичные иконы в собрании Музея-заповедника «Кижи»: Каталог выставки = The Kizhi Akaphistus: Ikon of the Virgin in the Kizhi collection: Exhibition Catalogue / Авт.-сост. Г.И.Фролова. Петрозаводск, 2003
Гущина В.А. Преображение: К 290-летию церкви Преображения Господня на острове Кижи. Петрозаводск, 2004
Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи» = Applied Art of the Pudozhie and Zaonezhie Districts in the Collections of Kizhi Museum / Л.В.Трифонова. Петрозаводск, 2004
Путь длиною в три столетия: Иконы из фондов музея-заповедника «Кижи»: Каталог выставки / Авт.-сост. Г.И.Фролова. Петрозаводск, 2006
Харебова Л.С. Книги кириллической печати в фондах музея-заповедника «Кижи»: Каталог / Сост. Л.С. Харебова, Н.И.Шилов. Ред. И.В.Поздеева. Петрозаводск, 2005
Кижский вестник. Сб. статей / Музей-заповедник «Кижи». Вып. 1–11. 1993 – 2007
Дивный остров Кижи / Сост. Д.Н.Москин и др. Петрозаводск, 2005
Kizhi // Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 798
Кириллов
ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музейзаповедник»
161100, Вологодская обл., Кириллов, Соборная пл., 1
Выходной день – понедельник. Летом – без выходных
Директор – Иванова Галина Олеговна, тел./факс: (81757) 3-17-35
E-mail: kir-museum@mail.ru; www.kirillov.cultinfo.ru
Филиал: Музей фресок Дионисия (МФД)
Директор – Серебрякова Марина Сергеевна, тел./факс: (81757) 4-92-61
Основан в 1924 году. Открыт в 1929 году.
Первая постоянная экспозиция музея была посвящена истории монастыря и края. В 1956 году музей был переименован в Кирилловский историко-художественный музей, в 1968 году – реорганизован из историко-художественного в историко-архитектурный и художественный музейзаповедник. В следующем году за музеем по решению Правительства были закреплены архитектурные ансамбли Ферапонтова и Горицкого монастырей.
Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года Кирилло-Белозерский музейзаповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 2000 году архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В состав музея входят архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей и деревянная церковь Ильи Пророка, 1755 г., погоста Цыпино (с. Ферапонтово).
Общая площадь территории музея – 12,74 га (МФД – 7,3 га).
Общая площадь помещений – 18 956,5 кв. м (МФД – 1849 кв. м), в том числе: экспозиционно-выставочная – 4508,2 кв. м (МФД – 1216 кв. м), фондовая – 2729,7 кв. м (МФД – 466 кв. м.).
Общее количество единиц хранения – 32 503 (МФД – 5111), в том числе: живопись – 1423 (МФД – 495), графика – 281 (МФД – 744), скульптура – 20 (МФД – 1), ДПИ – 11 004 (МФД – 2467), нумизматика – 4245, предметы археологии – 7857, письменные источники – 5271 (МФД – 1368), книги – 2402.
Современные художественные коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника являются частью богатейшего собрания предметов древнерусского искусства, находившегося в ризнице и многочисленных храмах знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.
Воеводова В.Т. Святые врата и церковь Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря. М., 2003
Глызина Л.И. История монастыря, древнерусское искусство в экспозиции музея. Кириллов, 2001
Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника: Каталог-альбом / Авт.-сост. Л.Л.Пет-рова, Н.В.Петрова, Л.В.Щурина. М., 2003
Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вологда. Вып. 1. 1994, Вып. 2. 1997, Вып. 3. 1998, Вып. 4. 2001, Вып. 5. 2003, Вып. 6. 2005
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2004
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: Проспект. Вологда, 2003
Никанорова Л.В. Церковь Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, М., 2003
Отдел письменных источников Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: Путеводитель / Сост. И.А.Смирнов, А.В.Смир-нова, Н.В.Петрова. Кириллов, 2000
Петрова Л.Л. Народное искусство Белозерья. Кириллов, 2001
Петрова Л.Л. Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Церковное искусство XV–XVII вв. Путеводитель. М., 2001
Петрова Л.Л. Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Церковное искусство XV–XVII вв. Путеводитель на франц. яз. М., 2003
Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Церковное искусство XV–XVII вв.: Путеводитель на нем. яз. М., 2004
Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Народное искусство Белозерья. Путеводитель. М., 2005
Смирнов И.А., Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Русское искусство XVII–XIX вв.: Путеводитель по Казенной палате. М., 2003
Смирнов И.А., Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Русское искусство XVII–XIX вв.: Путеводитель по Казенной палате на англ. яз. М., 2003
Смирнов И.А., Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Русское искусство XVI–XIX вв.: Путеводитель по Казенной палате (на французском и немецком языках). М., 2004
Древнерусское искусство XV–XIX вв. Проспект на англ., нем. и франц. языках. Вологда, 2003
Смирнов И.А., Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Никанорова Л.В. Русское искусство XVII–XIX в.: Путеводитель по Казенной палате на нем. и франц. языках. М., 2004
Шаромазов М.Н. Музей фресок Дионисия: Путеводитель по основным коллекциям. М., 1998
Кириши
ГУК «Киришский историко-краеведческий музей»
187110, Кириши, Ленинградская обл., пр. Ленина, 42
Выходные дни – понедельник, вторник (летом – воскресенье, понедельник)
Директор – Двоеглазова Мария Викторовна, тел./факс: (8-813-68) 236-29
Основан 22 октября 1970 года, открыт 28 декабря 1972 года.
Поселок Кириши был полностью уничтожен в годы Великой Отечественной войны и начал заново строиться только в начале 1960-х годов.
Музей расположен на первом этаже жилого дома.
Общая площадь помещения – 711 кв. м, выставочная – 476 кв. м, фондовая – 80 кв. м.
Общее количество единиц хранения основного фонда – 9691, научно-вспомогательного – 5200. Общее количество единиц хранения художественной коллекции – 1125, в том числе: живопись – 151, графика – 484, скульптура – 9, ДПИ – 481.