Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 5 глава




Наибольшую ценность представляет коллекция меморий, в разное время приобретенных у потомков А.С.Пушкина, Вульфов, Ганнибалов, а также предметов, возвращенных из Вильнюса (Маркучай), куда их увез младший сын поэта Григорий.

Основу современной коллекции живописи составляют виды памятных мест: Михайловского, Тригорского, Петровского, Святогорского монастыря. Эта часть коллекции составляет пейзажную историю заповедника. Раритеты музея – работы художников конца XIX–XX вв.: К.Я.Крыжицкого, В.В.Меш--кова, М.М.Гохштейна, П.Т.Фомина, Б.В.Щербакова, В.М.Максимова, А.А.Мыль-никова, В.Е.Попкова, А.К.Соколова.

Ценнейшей частью собрания живописи является небольшая коллекция портрета конца XVII–XIX вв., в том числе – портрет Бориса Годунова работы неизвестного художника (кон. XVII – нач. XVIII в.). Среди редких живописных портретов А.С.Пушкина – работа художника П.Восновского (1899).

Разнообразно по составу собрание графики: жанровая, видовая, на мифологические сюжеты, виды музейных усадеб, книжная иллюстрация XIX–XX вв. Среди портретов А.С.Пушкина – оттиски гравюр Т.Райта, Н.И.Уткина, Ф.А.Бруни, В.В.Матэ. Имеются образцы западноевропейской графики кон. XVIII–XIX вв. В последние годы создается коллекция современного искусства: иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина (В.А.Фаворский, Н.В.Кузьмин, Ф.Д.Константинов, П.П.Соколов), портретная графика.

Музей обладает ценной коллекцией географических карт XVIII–XIX вв.

Основной фонд ДПИ разделен на 11 коллекций: фарфор, стекло, фаянс, ткани, костюм, вышивка, мебель, убранство, осветительные приборы, быт и этнография, часы и приборы, сувениры, современное ДПИ, скульптура и прочее. Сотрудники музея периодически выезжали в этнографические экспедиции по Псковской области, из которых привозили большое количество предметов быта и этнографии. Коллекция ДПИ значительно пополнилась в 1960-е гг. за счет даров А.И.Дараган (правнучки А.П.Керн) и М.П.Баклановой. Довольно большое количество приобретений удалось сделать благодаря сотрудничеству с известными петербургскими коллекционерами В.Я.Жуковым и М.Д.Роммом.

Большую часть документального фонда составила довоенная коллекция. Это документы межевой Опочецкой конторы, церкви деревни Вороничи и других церквей (мест, связанных с пребыванием А.С.Пушкина на Псковской земле), канцелярские документы Пушкинского Заповедника 1920 – нач. 1940-х гг. После войны фонд был дополнен документами и воспоминаниями участников Великой Отечественной войны. Из наиболее интересных документов фонда – геометрические планы и межевые книги XVIII века, имеющие значительную историческую ценность (они дают полное представление о владениях предков А.С.Пушкина – Ганнибалов), книга регистрации посетителей могилы А.С.Пушкина 1898–1926 гг. (среди записей посетителей – автографы потомков поэта, известного пушкиниста Б.Л.Модзалевского), книга брачных обысков Георгиевской церкви на городище Воронич с записями о браках адресатов лирики А.С.Пушкина Е.Н.Вульф и А.И.Осиповой.

Фотонегафонд комплектуется с 1945 г. Исключение составляют фотографии (8 ед. хр.) из довоенного музея. Собрание фотодокументов по истории заповедника включает негативы, на которых запечатлена работа Чрезвычайной Государственной комиссии, составившей акт о злодеяниях фашистов в заповеднике, виды разрушенного заповедника и работы по разминированию и восстановлению объектов заповедника. На протяжении послевоенных лет всесторонне фиксировалась музейная жизнь заповедника. В фонде собираются негативы фотографов-пушкиногорцев, работников заповедника (К.А.Зайцева, А.С.Шарова, Е.А.Ананьева, В.Я.Шпинева, В.Ф.Михайлова и др.), фотографов-профессионалов (Ф.И.Овсянникова, Р.М.Кучерова) В фотонегафонде собраны негативы большей части рукописного наследия поэта: рабочие тетради, записные книжки, часть его писем. Коллекция старинных фотографий и открыток включает материалы, имеющие отношение к А.С.Пушкину, его окружению и их потомкам.

В коллекции имеются открытки и фотографии – виды Пушкинского уголка начала XX в., пейзажи Псковской губернии и др. Собрание включает фотографии различной тематики, преимущественно виды Пушкинского заповедника и Псковской области. Авторы – профессиональные фотографы Е.Кассин, В.Ахломов, Ю.Белинский и др., а также псковские реставраторы и фотографы Б.С.Скобельцын и М.И.Семенов. Фотографии – черно-белые, за исключением фотографий Р.М.Кучерова. В последние годы коллекция пополняется работами сотрудницы заповедника Л.Г.Чехович.

Основа коллекции редкой книги – издания из довоенного собрания. Источником комплектования в послевоенные годы явились, в основном, центральные музеи, библиотеки Ленинграда и Москвы. Особое место в фонде редкой книги занимают дары частных лиц, различных государственных и общественных организаций. Самые ценные в составе фонда – 15 прижизненных изданий произведений А.С.Пушкина, а также 36 книг кириллического шрифта XVII–XVIII вв.

В течение последних лет делаются попытки реконструкции библиотек А.С.Пушкина в Михайловском, Осиповых-Вульф в Тригорском, библиотек А.П.Ганнибала и Святогорского монастыря. Небезынтересна по составу коллекция книг гражданской печати до 1850 года и издания, посвященные 100-летнему юбилею А.С.Пушкина, коллекция европейских изданий XVII – 1-й пол. XIX в., в числе которых – книги из круга чтения современников А.С.Пушкина и литературных героев поэта.

 

Голубев В.З. Из истории Пушкинского заповедника. Временник Пушкинской комиссии. Вып. 6. М.-Л., 1941

Елисеева В.А. Фотонегафонд Пушкинского заповедника // Михайловская пушкиниана: Сб. статей научных сотрудников Пушкинского заповедника. Вып. 36. М., 2005

Лукашова О.В. Коллекция книг «Пушкинского уголка» в составе фонда редкой книги // Михайловская Пушкиниана. Вып. 37. М., 2004 и 2005

Пушкинский заповедник и его хранитель. К 100-летию со дня рождения С.С.Гейченко. Псков, 2003

Ступина Е.А. Новые поступления сектора редкой книги – дублеты Тригорский библиотеки. Проблемы комплектования // Михайловская пушкиниана. Вып. 4. М., 1999

Шпинева Е.В. Судьба музейных ценностей // Михайловская пушкиниана. Вып. 1. М., 1996

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 800

Михайловское, с.

МУК «Михайловский музейно­выставочный комплекс им. Я.Н.Скрипкова»

658960, с. Михайловское, Михайловский р­н, Алтайский край, ул. К.Маркса, 41

Выходной день – понедельник

Директор – Заикин Александр Николаевич, тел.: (8-270) 22-1-39

Основана в 1975 году как народная галерея. Открыта в 1981 году как муниципальная галерея.

Занимает второй этаж Дворца культуры современной постройки.

Общая площадь – 630 кв. м, экспозиционная – 534 кв. м, фондовая – 96 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 1597, в том числе: живопись – 841, графика – 687, скульптура – 27, ДПИ – 42.

 

Начало коллекции и основание музея связаны с именами народного художника РСФСР, лауреата премии им. Ленинского комсомола Я.Н.Скрипкова и заслуженного художника РСФСР Н.И.Дрючина.

Собрание музея включает произведения художников советского периода. В коллекции – живописные работы В.Загонека, А.Левитина, Б.Щербакова, Г.Ханджяна, М.Тараева, Г.Борунова, И.Воробьевой, скульптурные – А.Кибаль-никова и др.

Мичуринск*

Музей-усадьба А.М.Герасимова

Филиал ОГУК «Тамбовская государственная картинная галерея»

393740, Тамбовская обл., Мичуринск, ул. Герасимова, 88

Выходной день – понедельник

Зав. филиалом – Воронова Тамара Ильинична, тел.: (47545) 5-42-46

Основан в 1975 году. Открыт для публичного посещения 15 марта 1977 года.

В 1981 году открыт выставочный зал при Доме­музее А.М.Герасимова.

С 1975 г. – Дом-музей народного художника СССР А.М.Герасимова, с 1988 г. – Музей-усадьба народного художника СССР А.М.Герасимова.

Занимает здание 2-этажного кирпичного дома, построенного отцом художника в 1886–1887 гг. На участке усадьбы постройки – сарай с погребом, бывшая конюшня-каретная и бывшая летняя мастерская, террасы. На протяжении многих лет здесь жил выдающийся советский живописец и график, народный художник СССР, президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов (1881–1963).

Общая площадь – 1531 кв. м, экспозиционная – 1310 кв. м, фондовая – 42 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 2077, в том числе: советское искусство – 1713, русское – 156, письменные документы – 340, фотодокументы – 138.

 

Дом-музей А.М.Герасимова: Путеводитель. М., 1985

А.М.Герасимов в воспоминаниях современников / Под ред. Т.И.Вороновой. Воронеж, 2006

Можайск

Дом-музей художника С.В. Герасимова

Филиал ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей­заповедник» (Музей-заповедник «Бородинское поле»)

143200, Московская обл., Можайск, ул. Герасимова, 5

Выходной день – понедельник, тел.: (49638) 213-70

Занимает здание: деревянный дом­дача, 1920-е гг.

 

В нем располагается мемориальная экспозиция, гостиная и мастерская художника, выставочный зал. Материалы посвящены жизни и творчеству выдающегося живописца и графика, народного художника СССР Сергея Васильевича Герасимова (1885–1964). Среди раритетов – личные вещи художника.

Можайск

Можайский историко-краеведческий музей

Филиал ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей­заповедник»

143200, Московская обл., Можайск, Комсомольская пл., 2

Выходной день – понедельник

Зав. филиалом – Ферапонтова Надежда Митрофановна,

тел.: (49638) 203-89

Музей создан в 1920 году.

Занимает здание кон. XIX – нач. XX в.

Общее количество единиц хранения (включая коллекцию дома-музея С.В.Герасимова) – 10 602, в том числе: живопись – 515, графика – 93, нумизматика – 1140, археология – 299, документы и редкая книга – 4587.

 

Общие хронологические рамки коллекции – XVI–XXI вв.

Материалы посвящены событиям истории и культуре г. Можайска, Можайского края.

Непосредственно с Можайском и его окрестностями связана обширная археологическая коллекция: находки XV–ХХ вв.

Среди раритетов – живопись, скульптура, мебель из усадьбы графов Уваровых «Поречье» (XIX в.).

Москва

ФГУК «Всероссийский музей декоративно­прикладного и народного искусства»

127473, Москва, ул. Делегатская, 3

Выходной день – пятница, последний четверг каждого месяца – санитарный день

Директор – Баржанова Маргарита Валерьяновна, тел.: (495) 609-01-10

Факс: (8-495) 609-01-61; E-mail: info@vmdpni.ru

Создан постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1981 года.

Открыт 21 июля 1981 года.

Занимает здание бывшей усадьбы графа Остермана-Толстого, памятник архитектуры XVIII–XX вв.

Общая площадь – 12 119,4 кв. м, экспозиционная – 3682 кв. м, фондовая – 3014 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 127 502, в том числе: лаковая миниатюра – 5736, стекло – 3833, изобразительные материалы – 1121, керамика – 11 667, металл – 14 901, ткани – 35 581, дерево – 12 508, кость – 4552.

 

Коллекция формировалась за счет передачи произведений искусства из фондов Министерства культуры РСФСР и других российских музеев.

В дальнейшем – через закупки у коллекционеров, частных лиц, у художников и мастеров, и путем даров. В настоящее время коллекция охватывает исторический период с XVII века до наших дней. Представлены произведения кре-стьянского и городского ремесла, изделия художественной промышленности и народных художественных промыслов, авторские работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства.

Музей обладает крупным собранием мебели 2-й пол. XIX – нач. XX в. в «русском стиле», выполненной в мастерских Абрамцева, Талашкина, Москвы и Нижнего Новгорода по эскизам Е.Д.Поленовой, В.М.Васнецова, С.В.Малютина, А.Я.Головина. Украшением коллекции этого периода служит майолика М.А.Врубеля и ювелирное искусство фирм Фаберже Овчинникова, Сазикова, Хлебникова и др.

Значительную часть коллекции представляют авторские произведения 2-й пол. XX в. и частные коллекции. Особое место занимает уникальный по своему художественному и историческому значению агитационный фарфор из собрания Л.Утесова, коллекция фарфоровых изделий М.Мироновой и А.Менакера, собрание русского стекла А.С.Лазо, образцы русского и западноевропейского шитья, принадлежавшие известной русской собирательнице Н.Л.Шабельской, коллекция самоваров и изделий знаменитых российских ювелирных фирм, переданных в дар музею Г.И.Кубряковым.

Из произведений декоративно-прикладного искусства народов Российской Федерации наибольший интерес представляет дагестанское и бурятское серебро, тувинский резной камень, художественные изделия чукотских косторезов.

В 1999 году по распоряжению Правительства Российской Федерации музею переданы уникальные художественные, библиотечные и архивные фонды реорганизованного НИИ художественной промышленности, на базе которых создан Музей народного искусства имени С.Т.Морозова (как структурное подразделение ВМДПНИ).

Самостоятельным структурным подразделением музея стал и недавно созданный «Музей открытки».

 

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М., 2006

Русский стиль в мебели. М., 2006

Русская лаковая живопись. XXI век. Время и образ, М., 2006

Стекло и глина. М., 2006

Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2006, № 4

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства // Декоративное искусство, 2007, № 1

Москва

ФГУК «Всероссийское музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”»

119017, Москва, Лаврушинский пер., 10

Выходной день – понедельник

Генеральный директор – Родионов Валентин Алексеевич,

тел.: (495) 953-14-16

Факс: (495) 953-10-51; www.vvww.tretyakovgallery.ru/

E-mail: tretyakov@tretyakov.ru

В состав ГТГ входят отделы исследования творчества:

Квартира­музей А.М.Васнецова. 103064, Москва, Фурманный пер., 6, кв. 21-22

Заведующая – Ядохина Елена Ивановна, тел.: (495) 208-90-45

Дом-музей В.М.Васнецова

Заведующая – Ярославцева Нина Александровна, тел.: (495) 688-55-71

Дом-музей П.Д.Корина

Заведующая – Корина Ольга Александровна, тел.: (495) 246-90-05

Дом-музей А.С.Голубкиной

Заведующая – Галина Татьяна Владимировна, тел.: (495) 637-25-64

Основана в 1856 году.

До 1892 г. – Галерея П.М.Третьякова, 1893–1917 гг. – Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых, 1918–1986 гг. – Государст-венная Третьяковская галерея, с 1986 г. – Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», с 1992 г. – Всероссий-ское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», с 14.10.2005 г. – современное название.

Галерея занимает:

комплекс зданий последней четв. XIX–XX вв. (Лаврушинский пер., 10, фасад по проекту В.М.Васнецова)

здание по адресу: Крымский вал, 8 (1965–1984 гг.)

Общая площадь – 84 172 кв. м, экспозиционно-выставочная – 19 109 кв. м, фондовая – 10 658 кв. м.

Общее количество единиц хранения: основной фонд – 128 691, научно-вспомогательный – 17 454, в том числе: живопись – 20 325, графика – 78 851, скульптура – 78 851, ДПИ – 6653.

 

Частная художественная коллекция основана Павлом Михайловичем Третьяковым (1832–1898) в 1856 году и передана им в дар городу Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием брата, Сергея Михайловича Третьякова.

П.М.Третьяков являлся пожизненным попечителем галереи. После его смерти управление галереей осуществлялось Советом, члены которого избирались Московской городской думой. 3 июня 1918 г. галерея была национализирована. В нее влились русская часть картинной галереи Московского Публичного Румянцевского музея, собрание живописи и иконописи музея И.С.Остроухова, часть художественных коллекций Цветковской галереи, Музея живописной культуры, коллекции картин из старинных усадеб и различных частных собраний.

 

Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. М., 1986

Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Древнерусское искусство». Том I. Древнерусское искусство X – нач. XV в. М., 1995

Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Рисунок XVII–XX вв. Том I: Рисунок XVIII века. М., 1996

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 804

Москва

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков

Отдел ФГУК «Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина»

121019, Москва, ул. Волхонка, 14

Выходной день – понедельник, тел.: (495) 203-15-46 (администратор),

тел. дирекции: (495) 203-69-74, факс: (495) 203-69-74

Адрес дирекции: Москва, ул. Волхонка, 12

www.museum.ru/M3087 (официальная страница)

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – W370, официальный www.museum.ru/gmii/

E-mail:finearts@artsmuseum.ru

 

Открытие Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков – один из этапов создания «музейского городка» на Волхонке (о нем мечтал еще Иван Владимирович Цветаев) – уникального пространства, формирующего особую культурную среду Москвы.

Значительная часть экспозиции Галереи сформирована на основе частных собраний XIX – начала XX в. (И.А. Морозова, С.И. Щукина, С.М. Третьякова и многих других) – это дань уважения и признательности замечательным собирателям и меценатам, стараниями которых обогатилось культурное достояние России.

В Галерее экспонируются произведения представителей всех важнейших течений европейского искусства XIX–XX вв. (от «назарейцев» и художников парижского Салона до фовистов и абстракционистов). Отдельные залы отведены творчеству наиболее известных художников (К.Моне, П.Сезанна, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо).

Открытие Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков – значительный этап в реализации программы развития ГМИИ им. А.С. Пушкина, запланированной до 2012 г. – к его столетию. В 2005 г. для посетителей распахнулись двери нового здания Музея личных коллекций (основан в 1994 г.) и Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (2006). Появление в этом ряду Галереи – значимое явление в художественной жизни столицы, демонстрирующее понимание музея как живого и меняющегося организма.

Необходимость расширения музейных экспозиционных площадей назрела давно (еще в 1974 г. импрессионисты потеснили залы античных слепков). В1995 г. часть цветаевских копий с прославленных скульптурных произведений Древнего мира и эпохи Возрождения обрела свой музей – отдел ГМИИ им. А.С. Пушкина на территории Российского государственного гуманитарного университета.

После того как для МЛК (также отдела ГМИИ) было отреставрировано новое здание на Волхонке, 10, появилась возможность проведения более масштабной реэкспозиции, с расширением экспозиционных площадей за счет освободившегося дома и выведением туда после ремонтных работ части коллекции. Здание, в котором расположилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, было некогда левым флигелем усадьбы князей Голицыных XVII–XIX вв. Общий план усадьбы сохранился до сих пор, хотя все сооружение неоднократно перестраивалось. До наших дней свой первоначальный облик сохранили лишь каменные ворота с княжеским гербом Голицыных. Здание левого флигеля переделывалось не раз. Дошли имена архитекторов, работавших над усадьбой: С.И.Чевакинского, И.П.Жеребцова, М.Ф.Казакова. В 1890–1892 годах оно было перестроено архитектором В.П.Загорским под меблированные комнаты и получило название «Княжий двор». В нем останавливались и подолгу жили В.И.Суриков, И.Е.Репин, А.Н.Скрябин, Л.О.Пастернак. Перейдя в управление ГМИИ им. А.С.Пушкина, этот дом был полностью реконструирован в 1988–1993 годы для размещения в нем Музея личных коллекций. Расположение здесь бывших частных собраний, переданных ГМИИ, было символичным: именно в этой усадьбе еще в 1860-е годы размещались доступная для обозрения картинная галерея и античные «редкости» из коллекции М.А.Голицына. И в этом смысле Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. принимает от МЛК эстафету. Перемещение в новое здание, на более обширные площади, произведений мастеров Нового и Новейшего времени позволит во всей полноте и многообразии представить историю искусства этой эпохи, художественные течения от романтизма до наших дней. Располагавшаяся ранее в пяти залах второго этажа основного здания коллекция развернута теперь в 26 залах. В основном здании также появились новые возможности – показать картины из запасников, многие из которых незнакомы зрителю, расширить и реконструировать разделы Древнего мира. Экспозиция Галереи, также в расширенном за счет запасников составе, позволила решить несколько важных проблем. Впервые можно отвести целые залы важнейшим течениям европейского искусства, сделать акцент на творчестве тех или иных художников. Так, в отдельном зале экспонируется немецкая школа живописи начала XIX в., представленная К.Д.Фридрихом и художниками-назарейцами. Достойное место в залах музея отведено англичанам – Дж.Констеблу, Т.Лоуренсу. Камерные залы Галереи позволяют публике по-новому увидеть и хорошо знакомые картины Т.Жерико, Э.Делакруа, Ж.-О.-Д.Энгра. Испанскую школу представляет творчество Ф.Гойи. Свои залы получили и участники парижского Салона Ж.Жером, П.Деларош, Э.-Л.Изабе. Будто специально предназначенные для камерных интерьеров, произведения К.Коро и художников барбизонской школы Т.Руссо, Ж.Дюпре, Н.Диаса де ла Пенья, Ш.Добиньи обретают новый оттенок в зрительском восприятии. Произведения Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле, О.Домье дополняют картину французского реализма.

Живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и художников начала XX в. хорошо известна зрителю. Но никогда прежде в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина ей не отводились столь обширные экспозиционные площади. Творчеству многих художников – К.Моне, П.Сезанн, П.Гоген, А.Матисс, П.Пикассо – в Галерее предоставлены отдельные залы. Яркое созвездие имен продолжают работы О.Ренуара, Э.Дега, В. ван Гога, П.Синьяка, А.Дерена, А.Руссо, членов группы «Наби».

Нашлось место в новой экспозиции и представителям других европейских и американских школ. Наряду с произведениями В.Кандинского, М.Шагала, Дж. де Кирико демонстрируются картины К.Хофера, А.Фуни, Ф.Казорати, а также Х.Грундига, Ф.Берингера, М.Кэссет, Р.Кента.

Открытие Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. позволяет не только оценить все многообразие творческих поисков мастеров этого периода, но и отдать дань уважения и признательности замечательным русским собирателям и меценатам, стараниями которых обогатилось культурное достояние России. Значительная часть Галереи сформирована на основе частных собраний XIX – начала XX в. Многие произведения художников первой половины XIX в. попали в Музей из коллекций И.С.Остроухова, П.И.Харитоненко, Д.П.Боткина. Особую чуткость к реалистическим направлениям проявил С.М.Третьяков, брат знаменитого основателя Третьяковской галереи. Занимавший в течение 14 лет пост городского главы и всячески содействовавший благу своего города, он с исключительным вниманием и разборчивостью формировал свою коллекцию французского искусства, шедеврами которой являются произведения Э.Делакруа, Т.Руссо, К.Тройона, Ж.Бастьен-Лепажа. Одним из первых он обратил внимание и на творчество мастеров немецкой (А.Менцель, О.Ахенбах), голландской (Й.Израэльс), испанской (М.Фортуни) и венгерской (М.Мункачи) школ живописи. Теперь эти произведения заняли свое место в экспозиции Галереи.

Невозможно представить себе историю московского меценатства без имен И.А. Морозова и С.И. Щукина. Они первыми стали собирать современное им французское искусство, сумев создать коллекции, принадлежащие к числу наиболее знаменитых в мире. И.А. Морозов, покупая картины, прислушивался к мнению своих друзей – художников С.А.Виноградова, К.А.Коровина, В.А.Серова. Пристрастие к творчеству группы «Наби» вылилось в уникальную возможность создать целый декоративный ансамбль для его дома на Пречистенке.

С.И. Щукин в выборе произведений полагался не на советы друзей, а на собственную интуицию. Он умел безошибочно выделять основную фигуру интересовавшего его направления в искусстве. Именно ему русская публика обязана знакомством с передовыми направлениями искусства начала XX столетия. Многие произведения А.Матисса и П.Пикассо попадали в его собрание в тот же год, когда были написаны. Нужно было обладать определенной смелостью, чтобы приобретать произведения этих художников, часто не принимавшихся ни публикой, ни критикой.

Конец собирательской деятельности Щукина и Морозова наступил с Первой мировой войной и последовавшими за ней событиями 1917 года. Их коллекции были национализированы и превращены в самостоятельные музеи. В 1928 году они были слиты в Государственный музей нового западного искусства, находившийся в доме Морозова на Пречистенке. В 1948 году музей был расформирован, а его коллекция поделена между ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственным Эрмитажем.

При создании Галереи ее устроители пытались хотя бы в некоторой степени восстановить историческую справедливость, отдавая дань уважения памяти коллекционеров, уделить произведениям из их собраний значительное внимание.

Произведения зарубежной живописи середины и второй половины XX столетия попали в музейное собрание в результате закупок и за счет даров коллекционеров и художников. Среди имен дарителей необходимо отметить Л.Делекторскую, Н.Леже, М.Кагановича, М.Шагала, В. и И.Шагал, Р.Кента.

Москва

МГУК «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей­заповедник “Царицыно”»

115569, Москва, ул. Дольская, 1

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор – Егорычев Виктор Васильевич,

тел.: (495) 325-48-44, 321-63-66, (495) 321-07-43

Факс: (495) 325-46-63; www.tsaritsyno-museum.ru

E-mail: info@tsaritsyno-museum.ru, press@tsaritsyno.net

Основан 17.11.1984 г. Открыт 19.06.1994 г.

Музей-заповедник «Царицыно» до 1994 г. назывался Государственным музеем ДПИ народов СССР. Музей-заповедник является многопрофильным и многофункциональным учреждением, основными составными частями которого являются: историко-архитектурный музей­заповедник с пейзажным парком, художественный музей и культурно­досуговый центр. В отличие от многих других музеев-заповедников, в Царицыне ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В настоящее время в музее работают постоянно меняющиеся экспозиции, составленные в основном из музейных коллекций. В атриуме Хлебного дома проходят концерты музыкальных коллективов и исполнителей Москвы.

Единственный в России столь масштабный архитектурный ансамбль XVIII века, построенный в стиле псевдоготики по проектам архитекторов В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, включающий пейзажный парк с расположенными в нем павильонами, беседками, гротами, мостами нач. XIX в. (арх. И.В.Еготов).

Экспозиционно-выставочная площадь – 4352,1 кв. м, фондовая – 1992,3 кв. м, парковая – 550 га.

Общее количество единиц хранения – 30 820, из них 24 147 – основной фонд.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

Коллекция современного декоративно­прикладного искусства России

Народное традиционное искусство России и стран ближнего зарубежья

Коллекция произведений наивного искусства

Коллекция предметов художественного наследия XVIII–XIX вв.

Коллекция современного искусства

 

Царицынский научный вестник. Вып. 1. М., 1993, Вып. 2. М., 1997

Царицыно. Императрица и зодчий. Видеофильм. Царицыно, 1997

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Парк. Музей. Альбом. М., 1999

Альманах-путеводитель по музею-заповеднику «Царицыно». М., 1999 (серия «Памятники Отечества»)

Каталог «Холодное оружие Кавказа». Материалы научных сессий по итогам работы музея за 1997–1998–2000 гг.

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Парк. Путеводитель М., 2000

Царицыно. Архитектурный ансамбль. Парк. Путеводитель М., СПб., 2001

Искусство семинской Хохломы / Альбом-каталог. М., 2000

Царицыно – «Сущий рай» // Альманах «Памятники Отечества». М., 2000, № 45–46 (1–2)

«Царицыно» // Альманах «Сокровища России». Вып. 35. СПб., 2001

Царицынский научный вестник. Вып. 6: Тема руин в культуре и искусстве. М., 2004

Москва

ФГУК «Государственный историко-культурный музей­заповедник “Московский Кремль”»

103073, Москва, Кремль

Выходной день – четверг

Генеральный директор – Гагарина Елена Юрьевна, тел.: (495) 924-55-03

Факс: (495) 921-63-23,; E-mail: head@kremlin.museum.ru; www.kreml.ru/

Основан в 1806 году.

С 1806 г. – Оружейная палата, с 1917 г. – Государственная Оружейная палата, с 1922 г. – Государственный музей декоративного искусства «Оружейная палата», 1924 г. – Объединенный музей декоративного искусства, с 1929 г. – Государственная Оружейная палата, с 1960 г. – Государственные музеи Мо­сковского Кремля, с 1991 г. – современное название.

Музейный комплекс включает:

Музей-сокровищницу «Оружейная палата»

Музеи-соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский

Церковь Ризположения

Музей «Патриаршие палаты» с церковью Двенадцати Апостолов

Общая площадь – 15 831,34 кв. м, экспозиционная – 4127,8 кв. м, фондовая – 1262,25 кв. м.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: