Занимает б. особняк лесопромышленника М.А.Лаптева, 1913 г. по проекту арх. А.А.Щербачева.
Общая площадь – 1570 кв. м, экспозиционная – 391,8 кв.м; фондовая – 416 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 9689, в том числе: живопись – 3547, графика – 3127, скульптура – 413, ДПИ – 2421, нумизматика – 178, оружие – 3.
Начало коллекции и основание музея связаны с именем М.В.Нестерова, который в 1913 году подарил родному городу коллекцию русского искусства 2-й пол. XIX – нач. XX в. (102 ед.хр.) В 1919 году ее доставил в Уфу И.Е.Бондаренко. В нее входили произведения И.Репина, И.Шишкина, Н.Ярошенко, В.Поленова, И.Левитана, В.Бакшеева, К.Коровина, А.Головина, А.Бенуа, А.Архипова, Н.Рериха и других известных мастеров.
Особую часть дара составляли произведения самого М.В.Нестерова (30 ед хр.). В результате собирательской деятельности музея и даров семьи художника в 1940–1990-е гг. коллекция произведений М.В.Нестерова в настоящее время насчитывает 106 ед. хр., относящихся к 1878-1941 годам.
Раздел древнерусского искусства включает уникальные памятники московской и новгородской иконописных школ XV – XVII вв., так называемых «Северных писем» XVI в., палехского письма кон. XVIII в., образцы церковной металлопластики XII – нач. XX в.
Русская живопись XVIII в. представлена небольшой коллекцией парадного портрета, в основном работ неизвестных художников. Искусство 1-й пол. и сер. XIX в. представляют пейзажи П.Басина, С.Щедрина, Л.Лагорио, П.Джогина, И.Айвазовского, портреты О.Кипренского, В.Тропинина, акварели А.Орловского и др.
В основе коллекции русского искусства 2-й пол. XIX в. произведения Н.Ге, В.Перова, А.Саврасова, И.Стефановского, И.Похитонова, А.Куинджи, В.Сурикова, В.Верещагина, Г.Хруслова, И.Остроухова, Ф.Рубо, С.Иванова, С.Виноградова, Н.Касаткина и др.
|
Русское искусство нач. XX в. представлено коллекцией произведений художников объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», «Голубая Роза», «Союз русских художников» (М.Врубель, К.Коровин, В.Серов, Л.Пастернак, А.Бенуа, Н.Рерих, А.Головин, И.Грабарь, П.Кончаловский, Н.Гончарова, М.Ларионов и др.). Особый интерес представляют произведения живописи Д.Бурлюка (37 ед. хр.), относящиеся ко времени пребывания художника в Башкирии (1915-1918 гг.): кубофутуристические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты.
Коллекция западноевропейского искусства включает произведения живописи (Ф.Воуверман, Д.Паннини, Д.-А.Каналлето, Ф.Жерара, Ж.Верне и др.), гравюры (А.Дюрер, Ф.Бартолоцци, К.Дюжарден, Я.-И.Рейсдаль, Д.-М.Ми-телли, Ж.-Ф.Леба и др.), а также скульптуры (К.-М. Клодион, Ж.-А. Гудон и др.) представляющие основные школы Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции.
В коллекции музея имеются экземпляры русского и зарубежного фарфора XVI–XIX вв., цветного и бесцветного стекла, ювелирного искусства и нумизматики.
Значительную часть собрания составляют уникальные образцы башкирского народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, ткачество, резьба по дереву, ювелирное искусство, костюм) и изобразительного искусства республики в его ретроспекции (произведения К.Девлеткильдеева, А.Тюль-кина, М.Елгаштиной, Н.Уряднова, А.Лежнева, А.Лутфуллина, Б.До-машникова, Р.Нурмухаметова, Т.Нечае-вой, А.Ситдиковой, А.Кузнецова, З.Басы-рова, С.Крас-нова, В.Куз-не-цовой, Н.Калинушкина и др.).
М.В. Нестеров. К 100-летию со дня рождения Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова: Каталог / Авт.-сост. Э.П.Фенина. Уфа, 1963
|
Фенина Э. Башкирский гос. худ. музей им. М.В.Нестерова: Путеводитель. Уфа, 1981
М.В.Нестеров. Каталог / Авт. вступ. ст. И.А.Севастьянова. Уфа, 1984
Кушнеровская Г.С. Башкирское изобразительное искусство. М., 1974
Башкирское изобразительное искусство. Буклет. Уфа, 1984
Живопись Давида Бурлюка в собрании Башкирского гос. худ. музея им. М.В.Нестерова. К 100-летию со дня рождения Д.Д.Бурлюка: Каталог / Авт.-сост. С.В.Евсеева. Уфа, 1992
Западноевропейская гравюра. Каталог выставки. Собрание художественного музея им. М.В.Нестерова / Авт.-сост. И.Н.Оськина. Уфа, 1995
Сорокина С.М. Михаил Васильевич Нестеров. Коллекция музея. Уфа, 1997
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 812
Ферапонтово, с.
Музей фресок Дионисия
Филиал ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музейзаповедник»
161120, Вологодская обл., Кирилловский рн, с. Ферапонтово
Работает без выходных дней (в летнее время до 20.00)
Директор музея – Серебрякова Марина Сергеевна,
тел./факс: (81757) 4-92-61; www.dionisy.com
E-mail: ferapont-museum@mail.ru
Основан в 1918 году.
Занимает комплекс бывшего Ферапонтова монастыря:
собор Рождества Богородицы, 1490 г.
церковь Благовещения с трапезной палатой, 1530–1534 гг.
церковь Мартиниана, 1641 г.
Святые ворота с церковью Богоявления, 1649 г.
монастырские постройки XVI–XVIII вв.
Общая площадь – 1065 кв. м, экспозиционная – 650 кв. м, фондовая – 300 кв. м.
Общее количество единиц хранения – около 18 000 и более 600 кв. м стенописи 1502 года, выполненной мастером Дионисием с сыновьями (более 200 композиций).
|
Формирование современных коллекций начато в 1993 году.
Раздел древнерусского искусства включает иконы XVIII–XIX вв. В собрании старопечатных и рукописных книг XV–XX вв. имеется одна инкунабула и экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве».
Имеются небольшое собрание русской графики XVIII–XX вв., коллекция предметов традиционной крестьянской культуры, научный архив, включающий творческие архивы В.И.Антоновой, Н.Е.Мневой, Г.И.Вздорнова.
В фотоархиве особую ценность представляют материалы В.Белоуса и цветная съемка Волотовских росписей Л.А.Мацулевича.
Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911
Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970
Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники. М., 1994
Бриллиантов И.И. Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени основания. 1398–1898 гг. С приложением очерка «Патриарх Никон в заточении на Белеозере». Репринт с послесловием Г.И.Вздорнова. М., 1994
Ферапонтовские сборники. Вып. 1–4. М., 1985–1997
Фершампенуаз
МУК «Фершампенуазская картинная галерея»
457650, Челябинская обл., Hагайбанский рн, с.Фершампенуаз, ул. Бикимова, 39
Выходные дни – суббота, воскресенье
Директор – Тюфякина Валентина Викторовна, тел.: (35157) 2-28-53
Факс: (35157) 2-23-14
Общая площадь – 111 кв. м, экспозиционная – 100 кв. м, фондовая – 11 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 24.
Собрание музея составляют произведения современных художников региона (в том числе самодеятельных). Наиболее полно представлено творчество художников Магнитогорска.
Хабаровск
ГУК «Дальневосточный художественный музей»
680000, Хабаровск, ул. Шевченко, 7. Час. пояс +7
Выходной день – понедельник
Директор – Запорожская Валентина Александровна,
тел./факс: (4212) 32-72-58
Зам. директора по научной работе – Козлова Людмила Григорьевна,
тел.: (4212) 31-48-80
Главный хранитель – Жук Светлана Юрьевна, тел.: (4212) 31-48-23
E-mail: museum@mail.ru
Основан и открыт в 1931 году.
С 1988 года занимает часть 3-этажного кирпичного административного здания в центральной парковой части города (реконструированное здание бывшего Офицерского собрания). Современное здание доступно для посещения с 1992 года.
Общая площадь – 2240 кв. м, экспозиционная – 1210 кв. м, фондовая – 235 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 11 626, в том числе: советское – 4102, русское – 717, древнерусское – 112, западноевропейское – 772, ДПИ – 778, народное – 2059.
Основу коллекции составил отдел Хабаровского краеведческого музея, образованный в 1920-х годах из так называемого «Гродековского музея». Генерал-губернатор Приамурского края Н.И.Гродеков в 1901 году обратился в Академию художеств о выделении произведений искусства для организации первого публичного музея в Хабаровске. В 1920–1930-е годы сюда поступили обширные коллекции русского и западноевропейского искусства из запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других хранилищ.
Благодаря деятельности первого директора музея П.М.Покровского и первого научного сотрудника Г.В.Гусака музей стал обладателем коллекции национального прикладного искусства дальневосточных народов. В 1950–1970-е годы из коллекции семьи Здановских (Хабаровск) в музей поступило несколько произведений западноевропейской живописи и скульптуры. В 1988 году из фондов ГРМ была передана коллекция иконописи XIX столетия, в 1997 году по рекомендации ГМИИ им. А.С.Пушкина музей приобрел коллекцию гравюр западноевропейских мастеров XVII–XVIII вв.
Дальневосточный художественный музей: Русское изобразительное искусство XV – нач. XX в.: Каталог / Сост. Н.А.Зак, В.Г.Старикова. Л., 1961
Дальневосточный художественный музей: Западноевропейское искусство: Каталог / Сост. В.Г.Старикова, В.Т.Пнхалов. Л., 1966
Дальневосточный художественный музей. Хабаровск: Советское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Каталог / Сост. М.Г.Солдатова. Л., 1968
Дальневосточный художественный музей. Хабаровск: Альбом / Авт.-сост. Л.Г.Козлова. С.А.Соловьева. М., 2004
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 793
Ханты-Мансийск
Музейный комплекс «Государственный музей Природы и Человека»
628012, Тюменская обл., Ханты-Мансийск, ул. Мира, 11
Директор – Степанова Людмила Васильевна, тел.: (34671) 2-12-01
Факс: (34671) 2-12-31
E-mail: admnet@mail.ru; www.ugra-museum.ru
Основан 9 июля 1932 года. Открыт 4 ноября 1936 года.
Площадь территории парка – 0,4 га.
Площади: экспозиционно-выставочная – 2000 кв. м, временных выставок – 250 кв. м, фондовая – 705 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 75 934, из них 64 642 – основной фонд, в том числе: Археология – 12 930, этнография – 2386, палеонтология – 7000, живопись, графика, скульптура, ДПИ – 902, нумизматика – 1383, старопечатные и рукописные книги – 109, коллекция негативов на стекле 1-й пол. ХХ в. – 500.
Основатель – Шабалин Иван Андреевич (1888–1937).
Государственный окружной музей Природы и Человека (до 07.05.1998 г. Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей) основан 9 июля 1932 г. постановлением Президиума Уральского облисполкома. Является старейшим в округе. В разное время с музеем сотрудничали известные этнографы Н.Ф.Прыт-кова и З.П.Соколова. В 1930-е гг. фонды пополнились уникальными культовыми предметами, свидетельствующими о религиозных воззрениях обских угров: это шаманские комплексы, жертвенные покрывала, археологические, бронзовые зеркала и бляшки с графическими рисунками.
В мае 1998 года Постановлением губернатора округа окружной краеведческий музей был преобразован в Музейный комплекс «Государственный окружной музей Природы и Человека». Разработана концепция развития музея, ориентированная на решение крупномасштабной задачи – превращение Ханты-Мансийска в историко-культурный и музейно-туристический центр региона. Предполагается музеефикация памятников археологии и этнографии, создание новых и реконструкция функционирующих музеев, в том числе и окружного.
В музее действует постоянная экспозиция «Связь времен», состоящая из разделов палеонтологии и естественной истории, экспозиции по истории края и экспозиции, посвященной традиционной культуре коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, постоянно обновляются залы временных экспозиций.
Музейный комплекс «Государственный окружной музей Природы и Человека». Концептуальный эскиз. Екатеринбург, 2000
Великий подвиг народа. Вторые военно-патриотические чтения, посвященные 55-летию Победы в ВОВ. 4–5 мая 2000 г. Ханты-Мансийск. Тезисы докладов – Екатеринбург, 2001
История северной цивилизации: Каталог выставки. СПб., 2001
Газета «Музейное дело». Ежеквартальное историко-просветительское издание. Выхо-дит с мая 1999 г
Видеофильмы «Этот хрупкий мир природы», «Когда оживают музейные экспонаты». Созданы в рамках проекта «Воспитание экологической культуры младших школьников музейными средствами». МУ ГТК «Новая студия», ОТК «Югра», 2000
Ханты-Мансийск
Учреждение Ханты-Мансийского АО – Югры «Дом-музей народного художника СССР В.А.Игошева»
628012, Тюменская обл., ХМАО – Югра, Ханты-Мансийск, ул. Лопарева, 7
Выходные дни – понедельник, вторник
Директор – Скорикова Светлана Николаевна, тел.: (34671) 2-02-00
Тел./факс: (34671) 2-40-00; E-mail: igmuseum@mail.ru
Основан в 2001 году. Открыт 28 октября 2001 года, в день 80-летия В.А.Игошева.
Музей расположен в специально построенном трехэтажном здании, 2001 г.
Архитектор – Е.В.Ингема, дипломант Pоссийской Aкадемии художеств.
Дизайнер – С.В.Горяев, народный художник РФ, дипломант PAХ.
В здании использованы черты архитектуры русского модерна: фасад с мозаичной маковицей, ограда, балконы, флюгера, скамьи, фонари, перила (более 250 кв. м кованых деталей).
Общая площадь – 1386,7 кв. м, экспозиционная площадь – 482,7 кв. м, фондовая – 72 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 1070, в том числе: живопись – 36, графика – 67, ДПИ – 74, негативы, фото – 945.
Комплектование фондов началось в 2001 году передачей произведений живописи, графики и ДПИ из личной коллекции народного художника СССР Владимира Александровича Игошева (1921 г.р.), а также из фондов РОСИЗО.
В 2002 и 2004 годах состоялись передачи произведений живописи из Управления делами Губернатора ХМАО– Югры.
В 2004 году произошла закупка произведений живописи В.А.Иго-шева из частной коллекции, передача произведений графики из фондов Российского Фонда культуры. В 2006 году приобретены живописные и графические произведения В.А.Игошева из частных коллекций.
Хвалынск
Художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина
Филиал ФГУК «Саратовский государственный художественный музей им. А.H. Радищева»
412780, Хвалынск, Саратовская обл., ул. Ленина, 89
Выходной день – понедельник
Директор филиала – Бородина Валентина Ивановна,
тел.: (845-95) 2-20-27
Тел.: (845-95) 2-10-94; E-mail: borodinav@mail.ru
В составе филиала:
Картинная галерея (412780, Саратовская обл., Хвалынск, ул. Ленина, 89)
Дом-музей К.С.Петрова-Водкина (412780, Саратовская обл., Хвалынск, ул. Ленина, 208)
Музей основан в 1997 году.
В его состав входят картинная галерея и дом, принадлежавший родителям К.С. Петрова-Водкина (прежде оба объекта входили в состав Хвалынского краеведческого музея).
Картинная галерея открылась 1 мая 1961 года в здании, построенном в 1877 году и частично перестроенном в начале ХХ в.
Дом-музей К.С.Петрова-Водкина размещается в здании, построенном в 1896 году и купленном художником в 1905 году для своих родителей. В 1990 году этот дом был передан Хвалынскому краеведческому музею. Он открылся для посещения после реставрации 4 ноября 1995 года.
Филиал включен в состав Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева приказом МК РФ от 8 июля 2002 года, зарегистрирован 16 мая 2003 года.
Общая площадь – 505 кв. м, экспозиционно-выставочная – 264 кв. м, фондовая – 42 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 2028, в том числе: живопись – 754, графика – 849, скульптура – 23, предметы этнографии – 196, документы, фотографии, редкие книги – около 200, предметы прикладного искусства – 9.
До 1918 года дом принадлежал Л.А. и О.А.Радищевым – правнукам А.Н.Радищева.
В коллекции галереи хранятся произведения К.С.Петрова-Водкина, П.В.Кузне-цова, Е.М.Бебутовой, Л.А.Радищева, В.А.Фаворского, Н.В.Кузьмина, И.С.Горюш-кина-Сорокопудова, И.А.Елатонцева, Г.Г.Пла-тонова, В.Ф.Орехова, К.С.Суконцева. Имеются работы А.В.Лентулова, Н.А.Удальцовой, К.Н.Редько, А.С.Ведерникова, В.И.Курдова, И.В. Голицына.
Представляют интерес иконы из хвалынских старообрядческих монастырей, а также живопись российских художников, работающих в Хвалынске на летних пленэрах.
В музее работает экспозиция, посвященная жизни и творчеству выдающегося художника, его связям с родным городом. Представлены произведения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939), мемориальные вещи, фотоматериалы.
Хулуй, п.
ГУК «Государственный музей хулуйского искусства»
155633, Ивановская обл., Южский рн, п. Х у луй, ул. Путилова, 10
Выходной день – понедельник
Директор – Мамина Мария Викторовна, тел.: (49347) 2-91-52
Основан в 1958 году.
С 1958 г. – Народный музей на общественных началах, с 1969 г. – современное название.
Занимает дом иконописцев Горбуновых, 2-этажное кирпичное здание, 2-я пол. XIX в.
Общая площадь – 286 кв. м, экспозиционная – 182 кв. м, фондовая – 54 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 3561, в том числе: живопись – 782, графика – 1231, скульптура – 56, ДПИ – 1119, нумизматика – 24, прочее – 349.
Собрание музея включает произведения лаковой миниатюрной живописи на папье-маше мастеров Хулуя, Палеха, Мстеры и Федоскино; среди экспонатов – произведения Б.Киселева, Н.Бабурина, Н.Белова, Н.Денисова, Митянина и др.
В разделе древнерусского искусства – иконы холуйского и палехского писем XVIII–XX вв., а также холуйской иконописной школы под руководством академика живописи Н.Н.Харламова. Имеется коллекция деревянной скульп-туры.
Собрание графики включает гравюры XIX в., рисунки и прориси к иконам XIX в., рисунки учащихся и преподавателей холуйской иконописной школы конца XIX – нач. XX вв., в том числе альбом рисунков ученика И.Е.Репина, преподавателя Холуйской иконописной школы Е.А.Зарина, а также рисунки и эскизы современных художников Холуя.
В раздел ДПИ входят коллекции изделий народных промыслов (Гжель, Хохлома, Богородская и Дымковская игрушки, холмогорская резьба по кости). Основу коллекции составляют строче-вышитые изделия холуйских мастериц, выполненные традиционной холуйской белой гладью и мелкой строчкой по перевити XVIII–XX вв.
Имеются документальные материалы по истории Холуя и холуйской миниатюрной росписи XVIII–XX в., в частности архив помещицы Холуя кн. Куракиной, XVIII в.
В собрании музея есть также старопечатные и рукописные книги XVIII–XX вв.; живописные произведения холуйских мастеров Д.Баранова, Е.Зорина, У.Кукулиева, А.Семенова и др., фотодокументы по истории Холуя, нумизматика.
Кукулиев У.А., Стариков В.В. Есть такое село. Ярославль, 1973
Искусство Хулуя. Ярославль, 1980
Искусство Хулуя. Каталог выставки. М., 1986
Чайковский
Чайковская художественная галерея
Филиал ГКУК «Пермская государственная художественная галерея»
617763, Пермская обл., Чайковский, ул. Мира, 21
Заведующая – Камышева Антонина Абрамовна,
тел.: (34241) 334-04, (34241) 331-90
Открыта 21 февраля 1970 года.
Галерея создана на основе дара московского собирателя А.С.Жигалко (1886–1973).
Коллекция отечественной живописи и графики XVIII – XX веков составляет 2751 единицу хранения, в том числе: живопись – 1060, графика – 1691.
Чебоксары*
Мемориальный музейквартира М.С.Спиридонова
Филиал ГУК «Чувашский государственный художественный музей»
428008, Республика Чувашия, Чебоксары, ул. Урукова, 15, корп. 1, кв. 25
Выходной день – понедельник
Заведующий филиалом – Садюков Николай Иванович,
тел.: (8352) 45-29-50; тел./факс: 8 (8352) 63-63-04; www.artmuseum.ru
Е-mail: info@artmuseum.chtts.ru, tvg@artmuseum.chtts.ru
Занимает квартиру в современном жилом доме.
Общая площадь – 58 кв. м, экспозиционная – 46 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 5907, в том числе: живопись – 23, графика – 123, скульптура – 2, ДПИ – 90, предметы быта и этнографии – 489, фотографии – 2264, документы – 2264, прочее – 625.
В филиале экспонируются коллекция произведений и мемориальные материалы народного художника Чувашии, заслуженного деятеля искусств РСФСР Моисея Спиридоновича Спиридонова (1890–1981), а также собрание и творческая мастерская народного искусства.
Чебоксары
ГУК «Чувашский государственный художественный музей»
428008, Республика Чувашия, Чебоксары, Президентский бульвар, 1/15
Выходной день – понедельник
Директор – Козлов Геннадий Васильевич, тел./факс: (8352) 63-63-04
www.artmuseum.ru; E-mail: info@artmuseum.chtts.ru, tvg@artmuseum.chtts.ru
Филиалы:
Центр Современного искусства (Б. Выставочный зал, передан музею в 1996 г.)
Отдел русского и зарубежного искусства (ул. К.Иванова, 4)
Мемориальный музейквартира М.С.Спиридонова. Открыт в 1990 г. (ул. Уру-кова, 15, корп. 1, кв. 25). Зав. филиалом – Садюков Николай Иванович, тел.: (8352) 45-29-50
Основан 17 сентября 1939 года. Открыт 7 ноября 1939 года.
До 1985 г. – Художественная галерея, с 1985 г. – Чувашский государственный художественный музей, с 2002 г. – современное название.
Экспозиционно-выставочная площадь – 3212,7 кв. м, площадь под временные выставки – 500 кв. м, фондовая – 531,2 кв. м.
Общее количество единиц хранения основного фонда – 1828, в том числе: ДПИ – 1754, предметы этнографии – 1177. Научновспомогательный фонд – 1417 ед. хр.
Чувашский государственный художественный музей – крупнейший культурный центр Чувашской Республики. Музей располагает значительной коллекцией произведений отечественного и зарубежного искусства. Здесь проходят выставки, экскурсии, лекции, встречи с творческой интеллигенцией, презентации, концерты.
В 1939 г. учреждена Чувашская государственная художественная галерея, выделившаяся из отдела ИЗО Краеведческого музея. Основой ее фондов явились 293 произведения живописи, графики, скульптуры, ДПИ художников Чувашии, русских и советских мастеров. К этому событию было приурочено открытие выставки в недействующем в то время Введенском соборе. К концу 1939 г. собрание художественной галереи насчитывало 1036 ед. хр.
С началом Великой Отечественной войны фонды галереи были законсервированы. Около трех лет они хранились в Успенской церкви, но галерея продолжала работать, проводя выставки местных и эвакуированных художников в парках, кинотеатре «Родина», Доме Красной Армии, театре. Галерея вновь открылась для посетителей 1 сентября 1944 г. в бывшем доме Боне (Таланцевых).
В 1972 г. Художественной галерее был передан бывший особняк Ф.П.Ефремова.
В 1985 г. Чебоксары приняли VI зональную выставку «Большая Волга». По проекту арх. В.Д.Шатилова было построено 3-этажное здание. В новом здании разместилась постоянная экспозиция чувашского изобразительного искусства, а в «ефремовском» особняке – произведения русского и западноевропейского искусства.
В настоящее время фонды музея насчитывают около 20 000 ед. хр. Среди них – шедевры искусства, представленные такими именами, как В.А.Тропинин, А.И.Куинджи, К.А.Коровин, З.Е.Серебрякова, Н.И.Фешин, А.И.Миттов. Музей является и хранителем художественных ценностей чувашского этноса, уникальных образцов национального прикладного искусства.
Начало коллекции и основания музея связано с созданием в 1921 г. Чувашского центрального музея и деятельностью Управления по делам искусств ЧАССР.
В основании коллекции – экспонаты, переданные ГМФ, и единичные дарения различных организаций и частных лиц, а также поступление от Управления по делам искусств при СНК ЧАССР в 1939 г. собрания приобретенных с выставок произведений чувашских и советских художников.
Раздел древнерусского искусства (икона, скульптура, металлопластика, книги) включает иконы московской школы XVI–XVIII вв. из чебоксарских церквей, а также подписные и датированные иконы XIX в., среди которых и работы местных иконописцев (А.Рукавишников и Ф.Соколов); старопечатные книги XVII–XVIII вв., печатные церковные книги XIX–XX вв. Синодальной, единоверческой типографий и московских старообрядческих книгопечатен.
Русское живописное искусство XVIII – 1-й пол. XIX в. представлено в основном портретом (парсуна, Ф.С.Рокотов, В.Л.Боровиковский, В.А.Тропинин и др.), сер. XIX в. – пейзажем (И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов). Искусство второй пол. XIX в. – портретом (И.Н.Крам-ской, В.Г.Перов), пейзажем (А.И.Куинджи, И.И.Левитан, В.Д.Поленов и др.), историческим (А.Д.Кив-шенко) и бытовым жанром.
Период кон. XIX – нач. XX в. представлен портретами (К.А.Ко-ровин, Н.И.Фешин), пейзажами (В.А.Серов, Н.Н.Дубовской, С.И.Жу-ков-ский, Л.В.Туржанский, Р.Р.Фальк), жанровыми картинами (К.С.Пет-ров-Водкин, Б.М.Кустодиев) и другими работами художников известных объединений – «Мир искусства», «Бубновый валет», «Че-тыре искусства», «Союз русских художников».
Период 1920–1930-х гг. отражен работами художников АХРР, приезжавших в Чувашию: Н.С.Козочкина, Ф.С.Богородского, Г.Г.Ряж-ского, а также произведениями З.С.Серебряковой, В.В.Лебедева, П.В.Кузнецова; военные годы, в частности, – зарисовками эвакуированных в Чебоксары ленинградских художников. Последующий период XX в. – произведениями художников зоны Поволжья и Предуралья, а также других регионов РСФСР. В 1980-е гг. Музей привечал малоизвестных художников, отличавшихся своеобразием таланта, но оказавшихся в стороне официального признания (К.Б.Иванов, В.А.Расторгуев, Б.А.Смирнов-Русецкий, молодые художники объединения «Черный пруд» из Н. Новгорода и др.).
Особенно многочисленным является собрание произведений художников Чувашской Республики. Плеяду местных художников возглавляют основоположники чувашского советского изобразительного искусства: Н.К.Сверчков, Ю.А.Зайцев, М.С.Спиридонов. Продолжают ее последующие поколения – В.И.Ефремова, А.М.Спиридонова, Н.В.Ов-чин-ников, А.А.Миттов, Б.М.Белоусов, Р.Ф.Федоров, В.И.Агеев, Н.П.Карачарсков, Ю.И.Ксенофонтов, В.П.Петров (Праски Витти), А.А.Си-лов, О.А.Дуняк, П.В.Петров, С.Н.Кадикин, В.П.Нагорнов, А.М.Фе-досеев, Г.Г.Фомиряков, С.Н.Михайлов.
В раздел национального изобразительного искусства входят работы художников чувашской диаспоры – А.А.Кокеля (1880–1956), И.В.Дмитриева (1902–1991), П.Г.Кипарисова (1928–1987), В.С.Каран-даева (1949 г.р.), А.П.Рыбкина (1949 г.р.), В.Я.Акимова (1950 г.р.) и других.
Кроме профессиональных, в собрании музея представлены работы самодеятельных, «наивных» художников Чувашии и соседних регионов.
С 1971 г. большое внимание уделяется сбору произведений традиционного народного искусства. Эту коллекцию составляют основные принадлежности чувашского костюма XIX–XX вв. – рубахи, передники, головные уборы (тухья, хушпу), вышитые или тканые головные платки (сурбан) и покрывала, нагрудные, поясные и др. украшения, вышитые или тканые заготовки для убранства костюма, ритуальные платки и пр., предметы повседневного быта. Музейные экспедиции 1980-х гг. по территории республики, в регионах компактного проживания чувашей, положили начало коллекции чувашского народного искусства. Стали проводиться исследования чувашского народного творчества, орнамента, костюма.
В разделе зарубежного искусства имеются изделия мейсенского и севрского фарфора XVIII в. Современное искусство представлено графикой З.Чаколли (Югославия), живописью Н.Химирски (Болгария) и др.
Васильева Л.Н. В.Е.Емельянов. Каталог выставки. Чебоксары, 1987
Васильева Л.Н. Музеи Чувашии на пути к информационному обществу // Новый ЛИК. Чебоксары, 2002, с. 106–107
Васильева Л.Н История комплектования и изучения коллекции редких книг в фондах Чувашского гос. худ. музея. (В печати. – Чебоксары)
Захарова Н.И. Коллекция чувашского народного искусства Е.И.Ефремовой // Народное искусство, худ. промыслы и ремесла: Материалы межрегиональной научно-практ. конференции. Чебоксары, 2004, с. 74–84
Захарова Н.И. Символика в иллюстрациях А.Миттова к поэме К.Иванова «Нарспи» // Художник Анатолий Миттов. Дорога в гору. (В печати. – Чебоксары)
Иванов Г.Н. 1-я республиканская выставка изделий народного художественного творчества и народных промыслов. Каталог. Чебоксары, 1984
Иванов Г.Н. Республиканская выставка произведений самодеятельных художников и мастеров народного искусства: Каталог. Чебоксары, 1986
Иванов Г.Н. Миттов и мы // ЛИК Чувашии, № 4. Чебоксары, 1994, с. 137–138
Иванов Г.Н. Проблемы формирования коллекции чувашского народного искусства // Художественный музей и культура: Сб. статей. Чебоксары, 2001, с. 38–47
Иванов Г.Н. (в соавт.) Чувашский костюм: От древности до современности. Научно-художественное издание. М. – Чебоксары – Оренбург, 2002
Исаев Г.Г. Юрий Зайцев (1890–1972). Живопись, графика. Чебоксары, 1990 (на чуваш. яз.)
Исаев Г.Г. Эльмек Иване – И.В.Дмитриев (1902–1991). Живопись, графика, мелкая пластика, вышивка: Каталог. Чебоксары, 1992 (на чувашском и русском яз.)
Исаев Г.Г. Живопись и музыка // ЛИК Чувашии, № 5–6. Чебоксары, 1995, с. 196–201
Исаев Г.Г. Иван Дмитриев (Эльмек Иване). Воспоминания о прошлой жизни, сохранившиеся в памяти. Ч. 1, 2. Чебоксары, 1999, 2000