Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 18 глава




Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 807

Санкт-Петербург

ФГУК «Государственный Эрмитаж»

191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34

Выходной день – понедельник

Директор – Пиотровский Михаил Борисович, тел.: (812) 710-96-04

Факс: (812) 710-96-04

E-mail: chancery@hermitage.ru; www.hermitage.ru

Филиал: Дворец Меншикова (Санкт-Петербург, Университетская наб., 15)

Основан в 1764 году. С 1764 г. – Императорский Эрмитаж, с 1917 г. – совре­менное название.

Занимает комплекс зданий:

Зимний дворец, 1754–1762 гг., арх. Ф.Б.Растрелли, восстановлен после пожара 1837 г. арх. В.П.Стасовым

Малый Эрмитаж, 1764 г., арх. Ю.М.Фельтен, Ж.Б.Валлен­Деламот

Старый Эрмитаж, 1771–1787 гг., арх. Ю.М.Фельтен

Эрмитажный театр, 1783–1787 гг., арх. Дж.Кваренги

Новый Эрмитаж, 1842–1851 гг., по проекту арх. Лео фон Кленце, строился под руководством арх. В.П.Стасова, Н.Е.Ефимова

Дворец Меншикова, 1710–1711 гг., арх. Дж.М.Фонтана, Г.Шедель

Здание Министерств иностранных дел и финансов, 1819–1829 гг., арх. К.И.Росси

Общая площадь – 127 478 кв. м, экспозиционная – 47 767 кв. м, фондовая – 27 100 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 2 953 296, в том числе: живопись – 16 783, графика – 621 274, скульптура – 12 556, ДПИ – 298 775, археологические памятники – 734 400, нумизматика – 1 125 323, прочее – 144 185.

 

Основан как собрание произведений искусства императрицы Екатерины II. Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей: собрания И.Э.Гоцковского (1764), графа Г.Брюля (1769), барона П.Кроза (1772), лорда Р.Уолпола (1779), графа Ф.Бодуэна (1781), картины из Мальмезонского дворца (1814), собрания маркиза Кампана (1861), А.П.Базилевского (1884), царскосельский Арсенал (1885). После 1918 г. в фонды ГЭ вливаются национализированные коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, С.И.Щукина, И.А.Морозова и другие.

Сегодня Государственный Эрмитаж – крупнейшее в стране собрание мирового искусства, научно-исследовательский институт и историко-архитектурный заповедник.

 

Пиотровский Б.Б. История Эрмитажа. СПб., 2000

Сотрудники Императорского Эрмитажа. 1852–1917: Биобиблиографический справочник, 2004

Неверов О.Я. Частные коллекции Российской империи. М., 2004

Пиотровский М.Б., Неверов О.Я. Эрмитаж. Великие коллекции великого музея

СПб., 2003

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 800

Санкт-Петербург

ГУК ЦПКиО «Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно­прикладного искусства и интерьера XVIII – начала XX в.»

197110, Санкт-Петербург, Елагин остров, 4

Директор – Ершова Татьяна Анатольевна, тел.: (812) 430-30-90

Факс: (812) 430-11-30; E-mail: elaginmuseum@mail.wplus.net

Основан в 1920 году.

До 1929 года – Государственный Елагинский дворец-музей. В 1929 г. расформирован. Открыт вновь в 1987 году.

Расположен в городском дворцово-парковом ансамбле 1-й четв. XIX в., созданном для вдовы Павла I императрицы Марии Федоровны на Елагином острове.

Занимает здания:

Елагиноостровский дворец-музей, 1818–1822 гг., арх. К.И.Росси. (Сгоревший в период блокады дворец восстановлен в 1952–1966 гг. под рук. М.М.Плотникова.)

Большая оранжерея, 1818–1822 гг., арх. К.И.Росси

Кухонный корпус Елагиноостровского дворца, арх. К.И.Росси, ск. С.С.Пименов, нач. XIX в. (В 1961–1987 гг. использовался как база однодневного отдыха.)

Конюшенный корпус Елагиноостровского дворца, 1818–1822 гг. (С 1998 г. – выставочный зал современного искусства «Каретный».)

Павильон «под флагом»

Музыкальный павильон

Общая площадь – 4511 кв. м, экспозиционная – 1094 кв. м, фондовая – 697 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 5268, в том числе: живопись – 190, графика – 285, скульптура – 177, ДПИ – 3545, прочее – 1141.

 

Собрание музея включает произведения русского и западноевропейского искусства XVIII – нач. XX в. Особенно богаты фонды декоративно-прикладного искусства: русской мебели, изделий из бронзы, металла и камня (часы, осветительные приборы и пр.), серебра (в том числе 12 предметов фирмы К.Фаберже).

Наиболее ценные в собрании коллекции советского фарфора 1930– 1970-х гг. и советского стекла Ленинградского завода художественного стекла 1930–1990-х гг. (более 7000 ед.хр.).

Санкт-Петербург

Концертно-выставочный зал «Смольный собор»

Отдел музеефикации ГУК «ГМП “Исаакиевский собор”»

193060, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 3/1

Зам. директора – Иванов Кирилл Николаевич, тел.: (812) 710-31-59

Факс: (812) 710-31-43 (администратор)

 

Одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга, «драгоценной жемчужиной русского барокко» является Воскресенский Смольный собор Новодевичьего монастыря, который в июле 2004 года вошел в состав ГМП «Исаакиевский собор».

Строительство храма продолжалось около 100 лет. Автором проекта Смольного собора (1748–1762) стал выдающийся зодчий Ф.Б.Растрелли. Окончательный проект внутреннего убранства выполнил в 1832–1835 гг. арх. В.П.Стасов.

В результате собор соединил воедино великолепные стилевые черты двух великих архитектурных эпох – роскошного елизаветинского барокко и благородного сдержанного классицизма.

Иконы для иконостасов Смольного собора создавали Алексей Венецианов, Петр Басин и Федор Брюллов. Особенно интересен был выполненный А.Венециановым запрестольный образ южного придела «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях». (Этот образ сохранился и находится в настоящее время в Государственном Русском музее.) В 1870–1880-х годах проект новых иконостасов для собора выполнил академик архитектуры Максимилиан Месмахер. Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцовском заводе Орловской губернии.

В годы Советской власти собор постигла участь многих православных храмов России: в 1922 году были изъяты церковные ценности, в 1923 году по решению Петросовета храм был закрыт и использовался как склад.

Отделка собора не сохранилась. В 1970–1980 годах Смольный собор стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда, и здесь располагалась экспозиция «Ленинград: сегодня и завтра», рассказывающая о достижениях промышленности города.

В январе 1990 года был создан Концертно-выставочный зал «Смольный собор», который в июле 2004 года вошел в состав Государственного музея «Исаакиевский собор».

После окончания реставрационных работ здесь было проведено техническое переоснащение зала, полностью заменена акустическая система, установлены новые системы освещения и видеопроекции.

Сегодня в Смольном соборе организуются художественные выставки и выставки декоративно-прикладного искусства. Концертная афиша Смольного собора занимает заметное место в культурной жизни города. Здесь выступают лучшие хоровые коллективы России, симфонические оркестры. Проходят вечера камерной, скрипичной, фортепианной, виолончельной музыки. Особенно органично звучит здесь русская духовная музыка и музыка эпохи барокко.

В соборе проводятся международные конгрессы, научные конференции и культурные акции.

 

Семенникова Н. Архитектурный ансамбль Смольного. Л., 1980

Овсянников Ю.М. Ф.Б.Растрелли. Л., 1982

Санкт-Петербург

Музей ГУ «Институт русской литературы («Пушкинский Дом») РАН»

199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

Выходные дни – суббота, воскресенье

Директор ИРЛИ – Багно Всеволод Евгеньевич, тел.: (812) 328-19-01

Заведующая музеем – Агамалян Лариса Георгиевна, тел.: (812) 328-05-02

Основан 1 января 1905 года.

Экспозиционно-выставочная площадь – 600 кв. м, площадь под временные выставки – 250 кв. м, фондохранилище – 200 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 300 000, в том числе: графика – 70 000, живопись – 1270, скульптура – 1250.

 

Наиболее ценные коллекции – монографические: А.С.Пушкин, Н.В.Го-голь, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Тол-стой, А.А.Блок, Л.Н.Андреев, А.М.Горький.

Музей Института русской литературы – один из старейших литературных музеев России, имеет самое богатое собрание документальных и художественных материалов, связанных с историей отечественной литературы.

Датой основания музея считают 1905 год, когда Комиссия по устройству пушкинского юбилея приняла решение об учреждении Пушкинского Дома. С тех пор не раз менялись название и структура учреждения, но его задачи – собирание, хранение и изучение материалов по русской словесности – остались неизменными. Музеем в самом широком смысле этого слова является весь Пушкинский Дом с его богатейшим архивом, одним из крупнейших в мире, и древлехранилищем, включающем уникальные экземпляры старопечатной и рукописной книги.

Первоначально Пушкинский Дом размещался в помещениях Академии наук. В 1927 году ему было предоставлено здание б. Таможни (1828–1832, арх. И.Ф.Лукини), в котором он находится и поныне. Литературный музей, являющийся отделом Института, расположен на втором этаже.

Собрание Литературного музея с самого начала его существования формировалось за счет пожертвований частных лиц, приобретения известных коллекций (первого в мире Пушкинского музея, основанного в Париже А.Ф.Онегиным (Отто), Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, Некрасовского и Толстовского музеев и др.).

В свою очередь и Литературный музей Пушкинского Дома стал родоначальником нескольких литературных музеев: музея Н.А.Некрасова, Всесоюзного (ныне – Всероссийского) музея А.С.Пушкина со всеми его филиалами. Отсюда были переданы многие экспонаты в музей А.А.Блока.

Ныне в фондах музея хранятся многочисленные портреты русских писателей XVIII–XX вв. Среди них произведения Д.Г.Левицкого, А.А.Иванова, Н.Н.Ге, К.П.Брюллова, О.А.Кипренского. Среди экспонатов редкие фотографии, бытовые и художественные предметы XVIII – нач. XX в., собрание иллюст-раций к произведениям русских писателей, особое место занимают живопись и графика самих литераторов, мемориальные личные вещи многих из них, экспонаты с автографами известных литературных деятелей. Наиболее полное представление фонды музея дают о русской классической литературе 2-й пол. XVIII – XIX вв. Имеется большое собрание, связанное с литературой и культурой рубежа XIX – XX столетий. Коллекция музея насчитывает всего около 120 тысяч экспонатов. Среди них, в частности, посмертные маски знаменитых русских литераторов.

Постоянная экспозиция музея была открыта вскоре после размещения Пушкинского Дома в здании бывшей Таможни в 1927 году. С тех пор она не раз менялась. В настоящее время в экспозиции музея представлена русская литература XVIII – нач. XX в., особое место занимают имена Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. Открыт Лермонтовский зал с уникальной коллекцией живописи и рисунком М.Ю.Лермонтова; хорошо представлен так называемый «Серебряный век» русской литературы. В залах музея проходят временные выставки, посвященные знаменательным датам российской словесности.

 

«Тень Пушкина меня усыновила…» Материалы из музея А.Ф.Онегина: Каталог выставки. СПб.- Болонья – Кембридж, 1997

А.С.Пушкин и его современники в портретах. Из собрания Пушкинского Дома. СПб., 1999

Санкт-Петербург

Музей-квартира И.И.Бродского

Отдел ГНУ НИМ РАХ

191011, Санкт-Петербург, пл. Искусств, 3

Выходные дни – понедельник, вторник

Заведующая – Балакина Наталия Михайловна,

тел.: (812) 314-3658, тел./факс: (812) 312-5824

Основан 4 октября 1939 года. Открыт 3 ноября 1949 года.

 

Музей-квартира И.И.Бродского является одновременно и своеобразным памятником русского художественного наследия, и мемориальной квартирой известного художника, бывшего одной из центральных фигур официального советского искусства 1920–1930-х гг. В этой квартире и мастерской заслуженный деятель искусств РСФСР, директор Академии художеств Исаак Израилевич Бродский (1882–1939) жил и работал последние пятнадцать лет своей жизни, с 1924 по 1939 г.

В музее хранится более 200 живописных и графических работ И.И.Брод-ского, документы, фотографии и мемориальные вещи, собранная Бродским богатейшая коллекция живописных и графических работ русских художников XVIII–XX вв. (более 500 произведений): В.А.Серова, М.В.Нестерова, И.И.Левитана, А.Е.Архипова, Ф.А.Малявина, Б.М.Кустодиева, С.Ю.Жуковского, Н.К.Рериха, А.Н.Бе-нуа, А.Я.Головина, Б.Д.Григорьева и др.

 

Живопись, графика, скульптура XVIII–XX вв. Музей-квартира И.И.Бродского. Альбом-каталог. Л., 1989

Музей-квартира И.И.Бродского. М., 1985

240 лет Академии художеств. Свободным художествам: Каталог выставки. СПб., 1997

Art from Russia’s Turning Point Isaak Brodsky and His Collection. Billings, USA, 1998

По странам Европы. Выпускники ИАХ 2-й пол. XVIII–XIX вв. за границей: Каталог выставки. СПб., 2000

Русские художники за границей. ХХ век. Каталог выставки. СПб., 2001

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 799

Санкт-Петербург

Музей-некрополь «Литераторские мостки»

Филиал СПб ГУ «Государственный музей городской скульптуры»

192007, Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 30

Выходной день – четверг

Зав. филиалом – Васильев Геннадий Николаевич, тел.: (812) 766-23-83

Некрополь основан в 1756 г., перепланирован в 1850-х гг. и в 1950-х гг.

Открыт в 1935 году. В 1939 г. передан музею городской скульптуры.

В состав некрополя входит здание Воскресенской церкви, 1783–1785 гг., арх. Л.Руска при участии И.Е.Старова.

Территория – 7 га, общая площадь – 397 кв. м, экспозиционная площадь – 288 кв. м.

 

Открыт как музейная часть Волкова кладбища, где похоронены В.Г.Белинский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д,И.Менделеев, И.П.Павлов, К.С.Петров-Водкин, А.Я.Ваганова, К.М.Сергеев, О.Ф.Берггольц и многие другие писатели, критики, ученые, художники, актеры, режиссеры, композиторы, общественные деятели – выдающиеся представители русской науки, литературы и искусства XIX–XX вв.

Санкт-Петербург, Петродворец

Музей семьи Бенуа

Филиал ФГУК «Государственный музей­заповедник “Петергоф”»

198504, Санкт-Петербург, Петродворец, Александрийская ул., 8

Выходной день – понедельник

Зав. отделом – Вергун Татьяна Борисовна, тел.: (812) 450-69-32

Факс: (812) 450-53-90

Открыт 27 октября 1988 года.

Занимает здание сер. XIX в., арх. H.Л. Бенуа.

Общая площадь – 2173 кв. м, экспозиционная – 925 кв. м, фондовая – 325 кв. м.

Общее количество единиц хранения – свыше 8000, в том числе: живопись и графика – ок. 5000; редкие книги – ок. 3000; декоративно­прикладное искусство – ок. 200.

 

Создан по инициативе Н.А.Бенуа, В.В.Знаменова. В основе коллекции – поступления от семьи Н.А.Бенуа, Д. Ди Чико, Д.Вышнеградского, А.П.Браслав-ского, П.Устинова, Л.В.Дементьевой, семей Серебряковых, Лансере, Шретер и др.

Лучшая в России коллекция эмигрантского периода мирискусников включает работы А.Бенуа, К.Сомова, Е.Лансере, З.Серебряковой, И.Билибина, Б.Григорьева, С.Чехонина, Л.Бакста и др. Представлены рукописи и материалы к спектаклям в России и за рубежом. Особый раздел собрания связан с детством крупнейших представителей «Серебряного века».

Уникальный архив включает обширную переписку семьи Серебряковых (в том числе автографы художников).

Имеется библиотека, посвященная «Серебряному веку» русской культуры, театру, балету.

В 2006 году коллекция пополнилась архивом генерала Д. Хорвата и его жены Камиллы Альбертовны Бенуа.

 

Музей семьи Бенуа: Путеводитель. Петергоф, 1992

Санкт-Петербург, Пушкин

МУ «Музей “Царскосельская коллекция”»

196600, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Магазейная, 40/27

Директор – Некрасов Александр Михайлович, тел.: (812) 466-04-60

Факс: (812) 466-55-81

Открыт в 1991 году как общественная организация «Галерея». С 1992 года – общественный Музей «Царскосельская коллекция», с 1996 г. – муниципальное учреждение Музей «Царскосельская коллекция».

Основатели – художники и потомки художников В.В.Ушаков, Е.Б.Бер-денникова, С.Н.Спицын, Н.М.Скуляри, М.П.Басманова, А.Л.Юдин, И.Г.Коровай, Г.В.Мол-чанов, А.П.Зайцев, Т.В.Мюльгаупт (Москва).

Занимает 3-этажное здание, кон. XIX – нач. XX в.

Общая площадь – 411,7 кв. м, экспозиционная – 290 кв. м, фондовая – 40 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 913, в том числе: живопись – 120, графика – 765 скульптура – 12.

 

Начало коллекции и основание музея связано с деятельностью общественной организации «Галерея», которую создал и возглавил А.М.Некрасов (1955 г. р.). Разделы графики и скульптуры включают произведения отечественных мастеров начиная с 1920 года по наше время и представляют основные направления развития современного искусства Ленинграда – Петербурга и Москвы (ГИНХУК, МАИ, «Круг художников», АХРР, школы В.А.Фаворского, В.В.Стерлигова, круг П.М.Кондратьева, ученики Матюшина, школа Длугача – Зайцева, представители ленинградского андеграунда).

Наиболее ценными экспонатами являются произведения К.Малевича, В.Ермолаевой, П.Кондратьева, учеников П.Филонова, Т.Глебовой, П.Басманова, Д.Митрохина, Ю.Васнецова. Уникальный материал представляют собой графический цикл В.Ушакова «Сумасшедший дом. Алма-Ата», аналитические произведения В.Длугача.

Санкт-Петербург

ГНУ «Научно­исследовательский музей Российской Академии художеств»

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор – Богдан Вероника­Ирина Траяновна, тел.: (812) 323-61-69

Основан: 17 ноября 1757 года.

Общая экспозиционно-выставочная площадь – 4920 кв. м, временных выставок – 1094,2 кв. м, фондохранилищ – 621 кв. м.

Общее количество единиц хранения: – 100 000.

 

Наиболее ценные коллекции: архитектурных моделей (100), архитектурной графики (20 000), слепков с античной и западноевропейской скульптуры (572), учебных и программных (дипломных) работ воспитанников ХVIII–ХХ вв.

Один из старейших художественных музеев страны, созданный одновременно с императорской Академией художеств. Основан по указу императрицы Елизаветы Петровны и по инициативе известного политического деятеля и покровителя искусств графа И.И.Шувалова. Первый музей, открытый для всеобщего публичного доступа. Собрание отражает историю русской академической и совeтской художественной школ. В музее представлены как работы мастеров-педагогов, так и учеников Академии.

На работах учеников просматриваются все ступени формирования будущего мастера, этапы обучения. Музей располагает богатейшей коллекцией материалов по истории российской архитектурной школы. Представлены также картины зарубежных мастеров, архитектурные чертежи, модели и гравюры русских и зарубежных художников.

В настоящее время здесь устраиваются выставки произведений признанных мастеров и студентов Академии художеств.

Санкт-Петербург

ФГУК «Российский Этнографический музей»

191186, Инженерная улица 4/2

Выходной день – понедельник

Директор музея – Грусман Владимир Моисеевич, тел.: (812) 571-86-22

Помощник директора – Воронова Мария Владимировна, тел.: (812) 570-57-68

Зам. директора по научной работе – Коновалов Алексей Владимирович, тел.: (812) 570-52-25

Зам. директора по учету и хранению – Прокопьева Наталья Николаевна, тел.: (812) 570-53-46

Зам. директора по научно-просветительской деятельности – Перевозкин Иосиф Израильевич тел.: (812) 314-38-28

Ученый секретарь – Герасименко Елена Евгеньевна, тел.: (812) 570-53-53

Факс: (812) 315-86-42

www.ethnomuseum.ru, E-mail: pom_dir@ethnomus.ru

История основания музея:

1895 г., апрель – учреждение Русского музея императора Александра III

1902 г., январь – организация Этнографического отдела (ЭО) Русского музея императора Александра III

1923 г., июнь – открытие для публики Этнографического отдела Государственного Русского музея

1934 г., март – выделение Этнографического отдела Государственного Русского музея в самостоятельный Государственный музей этнографии

1902–1918 гг. – Этнографический отдел (ЭО) Русского музея Императора Александра III

1918–1934 гг. – Этнографический отдел (ЭО) Государственного Русского музея

1934–1948 гг. – Государственный музей этнографии (ГМЭ)

Название получил после отделения от Русского музея и присвоения ему статуса самостоятельного учреждения

1948–1992 гг. – Государственный музей этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР)

Название получил после передачи этнографических коллекций бывшего Музея народов СССР в Москве в фонды Государственного музея этнографии

1992 г. – по настоящее время – Российский Этнографический музей (РЭМ)

Название получил в связи с новым государственным статусом России.

В 1897 г. архитектор Высочайшего двора В.Ф.Свиньин (1865–1939) приступил к разработке проекта специального здания для двух отделов Русского музея – Этнографического и Памятного (императора Александра III). Строительство началось в 1903 г. и длилось вплоть до 1916 г., когда была завершена внутренняя отделка помещений и установлено музейное оборудование. Грандиозный проект архитектора был осуществлен не полностью: помещения фондохранилища, лаборатории, кабинеты и зал для показа коллекций Памятного отдела так и не были построены. Здание, построенное в стиле русского неоклассицизма, является одним из немногих сооружений в Санкт-Петербурге, специально возведенное для музея.

 

Коллекционное собрание РЭМ – одно из крупнейших этнографических собраний в мире. В нем сосредоточено около 500 000 подлинных вещевых памятников и фотографий по традиционной культуре 158 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

Хронологический диапазон собрания – с конца XVII века по сегодняшний день. Большая же часть коллекций относится ко второй половине XIX – началу XX века, периоду, совпадающему с возникновением и утверждением этнографии как самостоятельной научной отрасли знаний.

Две трети собрания составляют подлинные вещи, которые широко использовались в повседневном быту, обрядах и праздниках. Коллекции РЭМ рассказывают о хозяйстве, традиционных занятиях, обрядах, промыслах и художественных ремеслах различных народов. Музей обладает уникальной коллекцией ковров XVIII–XX веков, керамики, узорного ткачества, вышивки и кружев, резного и расписного дерева, ювелирных изделий, холодного оружия, музыкальных инструментов, ритуальных предметов, средств передвижения и предметов упряжи. В музее хранится богатейшее 100-тысячное собрание национальной одежды и украшений.

Особую ценность представляет наибольшее по объему императорское собрание РЭМ, состоящее из высокохудожественных произведений искусства, отражающих национальную самобытность многих народов Российской Империи, памятников культуры народов Кавказа и сопредельных стран. В част-ности, в коллекции имеются посольские дары от бухарских эмиров, предметы старины из Турции, Ирана, подношения представителей буддийского вероисповедания.

Помимо «вещных» экспонатов, музей хранит 180 тысяч негативов и фотоотпечатков, документально фиксирующих разные стороны традиционной жизни людей в ее национальном своеобразии. 13 тысяч рукописных материалов содержат интереснейшую этнографическую информацию о народах России, прежде всего, собранную сотрудниками музея во время экспедиций. Дополняют эти материалы 13 тысяч этнографических рисунков и графических листов, выполненных также во время экспедиций разных лет.

 

Юбилейное издание «Российский Этнографический музей. 1902–2002» СПб., 2001 г

Санкт-Петербург

Сампсониевский собор

Отдел музеефикации ГУК «ГМП “Исаакиевский собор”»

194156, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 41

Зам. директора – Пятигорский Виталий Семенович,

тел./факс: (812) 542-01-63

Экскурсионное бюро: тел./факс: (812) 294-57-51

 

Сампсониевский собор – замечательный историко-архитектурный памятник 1-й пол. XVIII века, сохранившийся до наших дней и являющийся первым храмом-памятником, построенным в Санкт-Петербурге в честь воинской славы.

27 июня (по ст. ст.) 1709 года русские войска одержали победу над шведами в Полтавской баталии, которая совпала с днем поминовения св. Сампсония Странноприимца. Именно в память победы под Полтавой император Петр I Великий повелел заложить в новой столице Сампсониевскую церковь на Выборгской стороне.

Современный Сампсониевский собор представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из храма, колокольни и часовни. В соборе представлена уникальная коллекция икон, большинство которых относится к 1-й пол. XVIII века. Жемчужиной Сампсониевского собора является его главный иконостас – шедевр русского искусства, выполненный в стиле барокко и гармонично сочетающий русские культурные традиции с европейским искусством.

Богослужения в Сампсониевском соборе возобновились с 2002 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

 

Аплаксин А.П. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. 1709–1909. СПб., 1909

Покровский В. Сампсониевский храм как исторический памятник. СПб., 1909

Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909

Санкт-Петербург

Храм «Спас на крови»

Отдел музеефикации ГУК «ГМП “Исаакиевский собор”»

191186, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, 2-а

Начальник отдела музеефикации – Зеленченко Валентина Андреевна,

тел.: 314-40-53; факс: 314-40-96; E-mail: inter@catedral.ru

 

Храм Воскресения Христова («Спас на крови») – уникальный храм-памятник, возведенный на месте смертельного ранения императора Александра II.

Построенный архитектором А.А.Парландом в русском стиле в 1883–1907 гг., «Спас на крови» является одним из крупнейших собраний мозаики в Европе (общая их площадь составляет более 7000 кв. м.).

Над созданием живописных оригиналов для мозаичных образов работали известнейшие художники рубежа ХIХ – ХХ вв. М.В.Нестеров, В.М.Васнецов, Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, А.П.Рябушкин.

Интерьер храма поражает великолепием русских самоцветов и итальянских мраморов самых разнообразных фактур и оттенков. Особое мемориальное значение имеет шатровая сень, поставленная на месте смертельного ранения императора.

Возрожденный после долгих лет запустения, музей-памятник открылся 19 августа 1997 года. В 2007 году храм Воскресения Христова отметил свой вековой юбилей.

 

Бутиков Г.П. «Спас на крови». Финляндия, 2000

Нагорский Н.В. «Спас на крови» (Храм Воскресения Христова). СПб., 2002

Нагорский Н.В. «Спас на крови» (Храм Воскресения Христова). СПб., 2004

Санкт-Петербург

ГУ «Центральный военно-морской музей»

199034, Санкт-Петербург, Биржевая пл., 4

Выходные дни – понедельник, вторник

Начальник – Шидаков Норчук Идрисович, тел.: (812) 328-27-01

Филиалы:

Музей на крейсере «Аврора»

Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 («Народоволец»)

Музей «Кронштадтская крепость»

Музей «Дорога Жизни»

Основан 24 января 1709 года.

Занимаемое здание: Здание фондовой биржи, 1810-1816 гг., по проекту архитектора Ж.Тома де Томона. Памятник архитектуры, находится под охраной государства.

Занимаемая площадь: парковая – 1,05 га, экспозиционно-выставочная – 1850 кв. м, временных выставок – 315 кв. м, фондохранилищ – 2303 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 734 192, из них основной фонд – ок. 327 000, в том числе художественный фонд – 62 386.

Наиболее ценные коллекции:

живопись и графика – более 60 000

модели кораблей и летательных аппаратов – более 2200

мореходные инструменты – ок. 2000

морские флаги и знамена – более 3900

морская форма одежды – ок. 6500

морское оружие – более 5700 видов

фотодокументы – более 260 000

водолазное и спасательное имущество – ок. 250

 

Начало музею положила Модель-камера, основанная Петром I при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге в 1709 году. Это один из первых музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Здесь собрано около двух тысяч уникальных моделей кораблей. Многие из них – шедевры декоративно-прикладного искусства.

В музее хранится крупное собрание произведений изобразительного искусства работы русских и зарубежных живописцев и графиков: И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, Л.Ф.Лагорио, М.О.Микешина, Л.Каравакка, У.Хаккерта, Н.Конди и других старых и современных мастеров. Коллекция образцов оружия, морской техники, флагов и знамен содержит уникальные экземпляры, большинство из которых не имеют аналогов в других музеях мира. Гордостью музея является знаменитый ботик Петра I – «Дедушка русского флота», древний челн-однодеревка, поднятый со дна реки Южный Буг, подводная лодка С.Джевецкого (1881 г.) и многие другие раритеты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: