Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 17 глава




Большой Меншиковский дворец, 1710–1727 гг., арх. И.Г.Шедель, Дж.М.Фонтана

Общая площадь – 14 015,5 кв. м, экспозиционная – 2466,2 кв. м, фондовая – 917,6 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 6301, в том числе: живопись – 450, графика – 1027, скульптура – 104, ДПИ – 2782, фотографии – 176, документы – 91, прочее – 1671.

 

Ансамбль начал формироваться в 1710 г. как усадьба князя А.Д.Меншикова. Впоследствии усадьба стала владением царской семьи. В 1760–1770 гг. здесь велось большое строительство для Петра III и Екатерины II. С 1894 г. – наследственное владение герцогов Мекленбург-Стрелицких.

В составе собрания 1500 единиц хранения – исторические экспонаты, находившиеся в зданиях усадьбы с сер. XVIII в. до 1922 г. Большая часть экспонатов XVIII в. приобреталась или изготавливалась по заказам Петра III и Екатерины II; экспонаты XIX в. сохранились от последних владельцев. Собрание включает коллекции живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, редкой книги.

Уникально собрание плафонной живописи (17 ед. хр.), исполненной в 1760-е гг. мастерами Венецианской и Болонской Академий художеств по заказу Екатерины II. Среди них полотна Д.Питтони, Ф.Цуньо, Г.Дициани, Д.Гуарано, С.Торелли, С.Бароцци.

Портретная живопись представлена работами художников Г.Гроота, Ж.Б.Самп-Суа (11 аллегорических портретов придворных дам малого великокняжеского двора), П.Ротари (22 декоративных полотна, приобретенных у вдовы автора), А.П.Антропова. Декоративная живопись представлена работами С.Торелли и С.Бароцци, интерес представляют лаковые миниатюры в стиле «шинуазри», выполненные Ф.Власовым (свыше 200).

Мебель исполнена мастерами Германии, Франции, Голландии, Англии, Китая, Японии. Русская мебель выполнена по рисункам архитектора А.Ринальди. Имеется комплект мозаичных столов, выполненных мастерами Петергофской гранильной фабрики из знаменитой ломоносовской смальты.

К редчайшим образцам русского прикладного искусства относятся 14 стеклярусных панно с вышивкой синелью.

Среди произведений западноевропейского, восточного и русского фарфора (ок. 1500 ед.) особую ценность представляют изделия «Имари-Арита» кон. XVII – нач. XVIII в., русского фарфора «шинуазри» 1840-х гг., мейсен-ского фарфора живописного и скульптурного периодов XVIII–XIX вв. (уникальны группы «Ораниенбаумской серии», заказанные Екатериной II в 1770-е гг. для Фарфорового кабинета Павильона Катальной горки и исполненные И.Кенд-лером, В.Асье).

В убранстве дворцовых интерьеров – ценнейшие наборные паркеты (722 кв. м), а также единственные в России полы из искусственного мрамора (ок. 150 кв. м, Павильон Катальной горки).

 

Величко М. Ломоносов. Дворцы и парки: Альбом. Л., 1968

Величко М. Ломоносов. Дворцы и парки: Альбом. Л., 1985

Город Ломоносов (Ораниенбаум): Альбом. М., 1954

Гуревич И.М., Плаксин А.А. Город Ломоносов. Л., 1961

Дахнович А.С. Ораниенбаум. Дворец-музей XVIII века. М.-Л., 1932

Дахнович А.С. Путеводитель по Ораниенбауму. Петергоф, 1930

Дворец и парк. Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»: Альбом. СПб., 1996

Земцов С.М. Ораниенбаум. М., 1946

Змеев И.А., Плаксин А.А., Сорокин H.И., Фатеев А.М. Ломоносов: Путеводитель. Л., 1968

Иванова Л.П., Елисеева В.В. Ломоносов: Альбом. Л., 1975

Кючарианц Д.А. Художественные памятники города Ломоносова. Л., 1985

Ломоносов. Дворцово-парковый музей-заповедник. Л., 1986

Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1994

Раскин А.Г. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII в.: Альбом. Л., 1981

Солосин Г.И. Дворцы-музеи и парки в Ломоносове. Л., 1963

Солосин Г.И. Ломоносов. Дворцы-музеи. Парки: Альбом. М., 1958

Успенский А.И. Императорские дворцы. Дворец Петра III в Ораниенбауме. СПб., 1913

Санкт-Петербург

ФГУК «Государственный музей истории религии»

190904, Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14

Выходной день – среда

Директор – Аракчеев Борис Серафимович,

тел.: (812) 312-35-86, (812) 312-76-79

Факс: (812) 312-76-69; www.gmir.ru, www.relig-museum.ru

E-mail: gmir@relig-museum.ru

Основан 7 сентября 1930 года, открыт 15 ноября 1932 года.

С 21 апреля 1931 г. по 20 сентября 1936 г.– Myзей истории религии АН СССР. С 20 сентября 1936 г. по 11 декабря 1937 м– Секция истории религии Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР. С 21 декабря 1937 г. пo 8 января 1954 г.– Музей истории религии АН СССР. С 8 января 1954 г. по 19 апреля 1961 г.– Музей истории религии и атеизма АН СССР. С 19 апреля 1961 г. по 1991 м– Государственный музей истории религии и атеизма МК РСФСР. С 1991 г.– современное название.

Музей занимает 4-этажное здание в центре города, после капитального ремонта. Имеется возможность проведения семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, временных выставок.

Общая площадь помещений – 9159,8 кв. м, экспозиционная – 1391,4 кв. м, фондовая – 1254,4 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 131 847, в том числе: живопись – 8189, графика – 35 560, скульптура – 2507, ДПИ – 28 600.

 

Фонды представляют собой единственное в мире тематическое собрание памятников всеобщей истории религий. Первоначальную основу коллекций составили экспонаты, переданные из музеев и государственных учреждений Ленинграда и Москвы в 1930–1940-е гг. Фонды музея формировались также путем собирательской деятельности coтpудников (экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию, Крым, на Алтай, Дальний Восток, Кавказ и т.д.), закупки у граждан, дарений и т.п.

 

Паломничество в Святую Землю. СПб., 2006

Масонская коллекция Государственного мyзея истории религии. СПб., 2006

Мусульманская коллекция Государственного мyзея истории религии. СПб., 2006

Русское искусство uз собрания Государственного мyзея истории религии: Сокровища Мyзея истории религии. СПб., 2003

Серебряная кладовая Мyзея истории религии. СПб., 2003

Treasures of Sacred Art of the State museum of thе Historу of Religions of Saint-Petersburg. Russische Ikonen und Kultgerat aus St.Petersburg. Baden-Baden, 1992

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok, 1985, p. 800

Санкт-Петербург

ГУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга»

197046, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3

Директор – Колякин Александр Николаевич, тел.: (812) 498-05-11

www.spbmuseum.ru/

Филиалы:

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Заведующая – Лезик Елена Витальевна, тел.: (812) 371-29-51

Музей петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина)

Заведующий – Мизерин Юрий Владимирович, тел.: (812) 347-64-63

Музей печати

Заведующая – Демидова Валентина Ивановна, тел (812) 571-02-70

Музей-квартира А.А.Блока

Заведующая – Пушкарева Лидия Владимировна, тел.: (812) 713-86-16

Музей С.М.Кирова

Заведующая – Сухарникова Татьяна Анатольевна, тел.: (812) 346-02-17

Особняк Румянцева

Заведующая – Шмакова Татьяна Михайловна, тел.(812) 571-08-48

Шлиссельбургская крепость «Орешек»

Заведующий – Полухин Олег Владимирович, тел.: (812) 498-06-79

Открыт в 1907 году.

Общее количество единиц хранения – ок. 1 500 000.

Наиболее ценные коллекции:

Коллекция архитектурных деталей XVIII–XX вв.

Коллекция архитектурной графики XVIII–XX вв.

Коллекция декоративно­прикладного искусства XVI–XX вв.

Историко­бытовая коллекция XVIII–XX вв.

Коллекция костюма и тканей XVIII–XXI вв.

Коллекция знамен XVIII–XX вв.

Коллекция Фонда науки и техники XIX–XXI вв.

 

На протяжении ста лет своего существования Музей истории Санкт-Петербурга неоднократно менял название и месторасположение.

В 1907 году по инициативе известных исследователей искусства, архитекторов и художников, коллекционеров – П.П.Вейнера, В.А.Покровского, А.Ф.Гауша, барона Н.Н.Врангеля, Н.Е.Лансере, В.Я.Курбатова, князя В.Н.Аргу-тинского-Долгорукова был основан Музей Старого Петербурга. Он разместился в доме зодчего графа П.Ю.Сюзора (Съездовская линия, 21). В музей поступали уникальные документы, чертежи, фотографии, предметы быта, произведения искусства, книги, детали разобранных или подвергшихся перестройке зданий.

В 1912 году фонды музея насчитывали 1457 единиц хранения, в 1918 году – 2865. В их числе: коллекция архитектурной графики Ф.-Б. Растрелли, Ч.Камерона, А.Захарова, Ж.-Ф. Тома де Томона; 245 чертежей и рисунков Дж.Кваренги; изделия Императорского фарфорового завода, заводов Корнилова и Батенина; 20 старинных экипажей; коллекция меню.

После Февральской революции 1917 года музей, коллекции которого были перевезены в Зимний дворец, а затем в дом Мятлевых (Исаакиевская площадь, 9) был закрыт.

В 1918 году был создан Музей Города, музей урбанистической культуры. Он стал одним из немногих музеев подобного рода в России и Европе XX века.

Новый музей занимал несколько зданий: Аничков дворец, дом графини Н.Ф.Карловой (наб. Фонтанки, 46) и дом Серебрянниковых (наб. Фонтанки, 35). Основу его собрания составили экспонаты нескольких музеев и выставок. На правах самостоятельного отдела в Музей Города вошел Музей Старого Петербурга. В 1918–1928 гг. директором Музея Города был известный архитектор и историк архитектуры Л.А.Ильин, один из основоположников теории и практики советского градостроительства, главный архитектор Ленин-града (1925–1938), руководивший разработкой Генерального плана развития города. Благодаря усилиям Л.А.Ильина Музей Города стал крупным научным и просветительским центром Петрограда–Ленинграда 1920-х годов.

В 1928 году Музей Города ликвидировали. Предметы из его собрания оказались в других российских музеях и за рубежом. 23 января 1929 года Совет-ское правительство приняло решение о мерах по усилению экспорта и реализации за границей предметов старины и искусства. Всероссийскому экспортному фонду достались многие уникальные экспонаты Музея Города: библиотека герцога Г.Г.Мекленбург-Стрелицкого, ценнейшая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства из особняка графини Н.Ф.Карловой, имуще-ство Сервизной кладовой Аничкова дворца и другие предметы. Однако часть экспонатов из Музея Города и по сей день хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

В 1938 году был образован Музей истории и развития Ленинграда, разме-стившийся в Особняке Румянцева. Сюда были переданы некоторые сохранившиеся коллекции Музея Города. В 1954 году Музей переименовали в Государ-ственный музей истории Ленинграда, в состав которого вошел комплекс зданий Петропавловской крепости: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Трубецкой и Зотов бастионы.

В 1993 году, после возвращения городу его исторического имени, музей получил название Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

 

The Iсonostasis of Sts. Peter and Paul Cathedral. (Альбом). St.Petersburg, 2004

Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых: Альбом. 2-е изд. СПб., 2004

«СЛОН ОГПУ. Фотолетопись»: Альбом СПб., 2004

Живописный портрет ХVIII – ХХ вв. в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Альбом-каталог. СПб., 2005

Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения: Каталог. СПб., 2005

Ипполит Монигетти, Карл Рахау, Максимилиан Месмахер: Каталог. СПб., 2005

Архитектор Ной Абрамович Троцкий: Каталог. СПб., 2005

Imperial St.Petersburg. (Альбом). St.Petersburg, 2005

Образы Петрограда–Ленинграда: Альбом СПб., 2005

Ленинградский Дом Советов. Архитектурные проекты 1930-х годов: Каталог. СПб., 2006

80 лет автобусному движению в Санкт-Петербурге: Альбом. СПб., 2006

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 800

Санкт-Петербург

ГУК «Государственный музей­памятник “Исаакиевский собор”»

191011, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, 2-а

Выходной день – среда

И.о. директора – Коренева Наталья Николаевна, тел.: (812) 315-43-61

Зам. директора – Корчагин Евгений Николаевич, тел.: (812) 315-97-32

Факс: (812) 312-2811; www.cathedral.ru

Е-mail: inter@cathedral.ru

Отделы:

Отдел музеефикации храма «Спас на крови» (191011, С.-Петербург, наб. кан. Грибоедова, 2-а)

Зам. директора – Зеленченко Валентина Андреевна,

тел.: (812) 314-40-53, факс: (812) 314-40-96; E-mail: inter@catedral.ru

Отдел музеефикации Сампсониевского собора (194156, СПб, Большой Сампсониевский пр., 41)

Зам. директора – Пятигорский Виталий Семенович, тел.: (812) 542-01-63

Отдел концертно­выставочного зала Смольного собора (193060, СПб, пл. Растрелли, 3/1)

Зам. директора – Иванов Кирилл Николаевич,

тел.: (812) 710-31-59, факс: (812) 710-31-43

Основан в 1928 году. 12 декабря 1931 года в здании Исаакиевского собора открыт Государственный антирелигиозный музей.

В 1941–1945 гг. Исаакиевский собор входил в систему Объединенного хозяйства музеев Ленинграда. 12.12.1948 г. открылся Государственный музей­памятник «Исаакиевский собор». С января 1963 г. Исаакиевский собор – филиал Музея истории Ленинграда. С 1969 г. Исаакиевский собор является самостоятельным музеем, в состав которого в 1971–2004 гг. вошли храм Воскресения Христова («Спас на крови»), Сампсониевский и Смольный соборы. С 4.10.1993 г. – Государственное учреждение культуры «Государственный музей­памятник “Исаакиевский собор”».

Государственный музей­памятник «Исаакиевский собор» представляет собой уникальный историко-художественный комплекс, храмы­памятники которого хронологически охватывают весь период культового зодчества Санкт-Петербурга, с петровских времен до начала XX века. Каждый из объектов этого комплекса играет определенную градостроительную роль в архитектурном облике города.

Комплекс музеев-памятников «Исаакиевский собор» – это общепризнанные мировые шедевры, объединяющие в себе лучшие достижения русского и западноевропейского искусства.

Все здания, занимаемые ГУК «ГМП “Исаакиевский собор”», являются памятниками и находятся под охраной КГИОПа.

Общая площадь – 7634 кв. м, экспозиционные площади – 7710 кв. м, площадь фондовых помещений– 125 кв. м.

Общее количество произведений – более 30 000 ед. хр.

 

Основу музейной коллекции составляют экспонаты художественно-декоративного убранства памятников, входящих в состав Государственного музея «Исаакиевский собор»: предметы изобразительного искусства, экспонаты декоративного убранства Сампсониевского собора, Исаакиевского собора, храма Воскресения Христова и его ризницы.

Собрание музея представлено уникальными коллекциями монументальной и станковой живописи, скульптуры и мозаики Исаакиевского собора, мозаики «Спаса на крови», иконопись и резной деревянный иконостас XVIII в. Сампсониевского собора. Музейные фонды сформированы из предметов основного, научно-вспомогательного и справочно-книжного фондов. Основной фонд – предметы музейного значения XVIII – нач. XX в., имеющие высокую художественную и историческую ценность, раскрывающие значение памятников – филиалов музея «Исаакиевский собор». Это собрание живописи, иконописи, графики, скульптуры (мелкая пластика), предметы декоративно-прикладного искусства, книги и альбомы. Составные части фонда – фототека, коллекция негативов и слайдов, а также архивная документация, посвященная строительству, ремонтным и реставрационным работам на музейных объектах и деятельности музея как государственного учреждения культуры.

Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998

Бутиков Г. П. Музей «Исаакиевский собор». Л., 1991

Бутиков Г.П. Неповторимый памятник архитектуры // Музеи России. Вып. 1, 1992

Бутиков Г.П. 180 лет со дня рождения императора Александра II // Музеи России

Вып. 6, 1998

Нагорский Н.В. Новые слагаемые музейного пространства // Музеи России. Вып. 9, 2002

Нагорский Н.В. Исаакиевский собор: Путеводитель. СПб., 2002

Нагорский Н.В. Храм Воскресения Христова: Путеводитель. СПб., 2002

Нагорский Н.В. Чтобы помнили… // Наше наследие, 2004

Нагорский Н.В. Реставрация в храмах-памятниках Петербурга: Опыт Государственного музея «Исаакиевский собор» // Реставратор, 2004, № 2 (9)

Нагорский Н.В., Витушкин А.П. Настоятели Исаакиевского собора // Наше наследие, 2005, № 75

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 800

Санкт-Петербург

Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный Русский музей»

191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

Выходной день – вторник

Директор – Гусев Владимир Александрович

Тел.: (812) 595-42-40; факс: (812) 314-41-53

E-mail: info@rusmuseum.ru; www.rusmuseum.ru

Основан в 1895 году Указом Николая II. Открыт для публичного посещения 7(19) марта 1898 года.

С 1895 – Русский Музей Императора Александра III, с 1917 – Русский музей, с 1925 – Государственный Русский музей, с 2006 – современное название.

Занимает архитектурный комплекс:

Михайловский дворец – главное здание музея – построен для вел. кн. Михаила Павловича, 1819–1825 гг., арх. К.И.Росси. Перестроен в 1895–1898 гг. арх. В.Ф.Свиньиным. Ул. Инженерная, 4, тел.: 595-42-48, 314-83-68

Корпус Бенуа, построен как Выставочный павильон Академии художеств, 1914–1920 гг., арх. Л.Н.Бенуа, С.О.Овсянников. Наб. канала Грибоедова­2, тел.: 314-83-68

Михайловский (Инженерный) замок, резиденция Павла I, 1797–1801 гг., арх. В.И.Баженов, В.Бренна, ул.Садовая-2, тел. 570-51-12

Мраморный дворец, построен по указу Екатерины II для графа Г.Г.Орлова, 1767–1785 гг., арх. А.Ринальди. Ул. Миллионная-5/1, тел. 595-42-48

Строгановский дворец построен для графов Строгановых в 1738–1743 гг. под рук. арх. М.Г.Земцова. Перестроен в 1753–1760 гг. арх. Ф.Б.Растрелли. Невский пр., 17, тел. 595-42-48

Михайловский сад, 1820-е гг., арх. А.А.Менелас, К.И.Росси; первый сад – 1716 г., арх. Ж.Б.Леблон

Летний сад с коллекцией скульптуры и Летний дворец Петра I, нач. XVIII в., арх. Д.Трезини. А.Шлютер, тел. 314-04-56

Домик Петра I. Построен в 1703 г. В 1723 г. над домиком возвели защитную галерею на столбах. Существующий ныне футляр построен арх. Р.И.Кузьминым в 1844 г. Петровская наб., 6, тел. 232-45-76

Площадь музейного комплекса:

Михайловский дворец – 12 398,6 кв. м, корпус Бенуа – 10 983,6 кв. м, Михайловский (Инженерный) замок – 21 737,3 кв. м, Мраморный дворец – 10 580,5 кв. м, Строгановский дворец – 5389,4 кв. м, летний Дворец Петра I – 675,9 кв.м, домик Петра I – 241,9 кв.м, Михайловский сад – 9,4 га, Летний сад – 11,7 га.

Общее количество единиц хранения – более 400 000.

 

Первый в России государственный музей русского искусства. Первоначальное собрание составляло около 1500 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства, собрание христианских древностей – около 5000. Основными источниками поступления стали Эрмитаж и Зимний дворец (галерея картин российских живописцев, часть собрания рисунков и акварелей, скульптура); Музей Академии художеств (живопись и скульптура академической школы, акварели, рисунки), а также собрание Музея христианских древностей. Кроме того, в музей поступили коллекции кн. А.Б.Лобанова-Ростовского, кн. М.К.Тенишевой, личная коллекция Александра III из Царскоселького Александровского дворца и другие.

На сегодняшний день в собрании представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного искусства, все его виды и жанры с X по XXI век. Русский музей является одним из крупнейших культурно-просветительских и научно-исследовательских учреждений, известным реставрационным и научно-методическим центром художественных музеев Российской Федерации.

 

Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись:

В 15 т. Научн. рук. Е.Н.Петрова. Том 1: ХVIII век. СПб., 1998. Том. 2: Первая пол. XIX века (А-И). СПб., 2002. Том 8: Первая пол. XX века (А-В). СПб., 1997. Том 9: Первая пол. XX века (Г-И). СПб., 2000. Том 3: Первая половина XIX века от (К-Я). СПб.,2007

Санкт-Петербург. Портрет города и горожан. СПб., Palace Editions, 2003

Государственный Русский музей. Отдел новейших течений. Коллекция, история, выставки. 1991–2001. СПб., Palace Editions., 2004

Рисунок и акварель в России. Первая половина XIX века. СПб., Palace Editions, 2005

Русский музей: от иконы до современности. СПб., Palace Editions, 2005

Коллаж в России. XX век. СПб., Palace Editions, 2005

Авангард: до и после. СПб., Palace Editions, 2005

Крестьянский мир в русском искусстве. СПб., Palace Editions, 2005

Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе. СПб., Palace Editions, 2006

Времена года. Пейзаж в русском искусстве. СПб., Palace Editions, 2006

Два века русской литографии. СПб., Palace Editions, 2007

Рисунок и акварель в России. Вторая половина XIX века. СПб., Palace Editions, 2007

Санкт-Петербург

ГУ «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства»

191023. Санкт-Петербург, пл. Островского, 6

Выходной день – вторник

Директор – Метелица Наталья Ивановна,

тел.: (812) 315-52-43, (812) 571-21-95

E-mail: info@theatremuseum.ru; www.theatremuseum.ru/

Филиалы:

Шереметьевский дворец, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 34

Мемориальный музей­квартира Н.М. Римского­Корсакова, Санкт-Петербург, пр. Загородный, 28

Мемориальный музей­квартира актеров Самойловых, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, 8

Музей основан 1 декабря 1918 года. С 2005 года – современное название.

Занимает здание бывшей Дирекции Императорских театров, построенном в первой половине ХIХ века великим зодчим Карлом Росси, из фасадных окон музея виден Александринский театр – центр архитектурного ансамбля.

С 1840 года в одном из зданий, окружающих театр, находилась Дирекция императорских театров. Здесь вершились судьбы русского театра, заключались контракты с актерами, сюда приносили свои произведения, предназначенные для сцены М.Мусоргский, П.Чайковский, А.Островский, А.Чехов и другие величайшие деятели отечественного театра. В 1918 году произошла реорганизация Дирекции: в этом здании было решено открыть первый театральный музей Петрограда. Положение о Музее было утверждено Наркомом просвещения А.В.Луначарским.

Общая площадь – 1740 кв. м, из них – экспозиционно-выставочная – 954 кв. м, фондохранилище – 716 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 437 833, из них – 364 441 предметов основного фонда.

 

Собрание одного из крупнейших театральных музеев мира почти не имеет аналогов по историческому охвату, разнообразию и ценности экспонатов. В музейной коллекции, представленной всемирно известными именами, театральные эскизы Льва Бакста, Александра Бенуа, Александра Головина, Константина Коровина, Казимира Малевича соседствуют с подлинными костюмами, сшитыми в мастерских Императорских театров. Среди ключевых фигур собрания – Михаил Глинка и Николай Римский-Корсаков, Всеволод Мейерхольд и Вера Комиссаржевская, Мариус Петипа и Вацлав Нижинский – подлинные звезды театральной и музыкальной культуры. Особое место среди экспонатов музея занимают: уникальная коллекция музыкальных инструментов, насчитывающая более 3000 предметов и стоящая в одном ряду с собраниями Метрополитен в Нью-Йорке и Музея музыки в Париже, и коллекция сценических ко-стюмов (более 3000) – бывший гардероб Императорских театров России.

 

Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. / Л., Искусство, 1971

Балет Петербурга–Петрограда–Ленинграда: Из фондов ЛГМТиМИ. / Л., 1989

L’art Du Ballet en Russie. 1738–1940. / Paris, 1991

Arabesque. Da Anna Pavlova a Rudolf Nureyev. Palazzo Isimbardi. Teatro alla Scala. / Милан, 1994

Борис Анисфельд и театр. Каталог выставки. / Издание С.-Петербургского государ-ственного музея театрального и музыкального искусства. Типография «Exportprint Ltd.», Финляндия, 1994

Diaghilev – Creator of the Ballets Russes. / Barbican Art Gallery/Lund Humthries Publishes, 1996

Petr Il’ic Chaikovskij a San Pietroburgo. / Bologna, 1997

Полифония. От Малевича до Татьяны Бруни. 1910–1930. Театральные эскизы русского авангарда. Каталог выставки. / Milan, 1998

From Russia With Love: Costumes for the Ballets Russes. 1909–1933. / National Gallery of Australia. Perth, 1999

Санкт-Петербург, Пушкин

ФГУК «Государственный художественно­архитектурный дворцово-парковый музей­заповедник “Царское Село”»

188620, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7

Выходной день – вторник

Директор – Саутов Иван Петрович, тел.: (812) 466-66-69

Факс: (812) 465-21-96; E-mail: info@tzar.ru; www.tzar.ru

Открыт в 1918 г.

Размещается в дворцово-парковом ансамбле ХVIII в.

Занимает здание Екатерининского дворца, 1752–56 гг., арх. Б.-Ф.Раст­релли. (Работали также арх. М.Земцов, И.-Ф.Браунштейн, С.И.Чева­кинский, Ю.М.Фель­тен, А.В.Квасов, Ч.Камерон, Д.Кваренги, А.Ринальди, В.П.Стасов, Л.Руска).

Общая площадь – 14 400 кв. м, экспозиционная – 3706 кв. м, фондовая – 1923 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 22 757, в том числе: живопись – 1186, графика – 6027, скульптура – 492, ДПИ – 10 870, кареты – 324, редкая книга, рукописи – 3706, фотоматериалы – 147.

 

В основании ансамбля – усадьба Екатерины I по имени которой и назван дворец. Кардинальная переделка дворца и создание регулярного парка происходили в середине XVIII века, когда Царское Село стало загородной летней резиденцией императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине II ансамбль достиг своего расцвета: по проектам Ю.Фельтена, Ч.Камерона, А.Ринальди, В. и И.Нееловых сооружены многочисленные парковые павильоны, по проекту Дж. Кваренги возведен Александровский дворец.

Стараниями садовых мастеров Дж. и И. Бушей распланированы громадные пространства пейзажных парков.

В последующие столетия все императоры вносили свой вклад в процветание Царскосельского ансамбля в соответствии со вкусами времени. В начале XX века был создан своеобразный архитектурный комплекс, символизировавший 300-летие династии Романовых – Федоровский Государев собор и одноименный городок.

Начало коллекции связано с основанием дворца. Она собиралась с XVIII века русскими императорами, была национализирована в 1918 году. Попол-няется до настоящего времени.

Раздел древнерусского искусства насчитывает 815 икон XVII – нач. XX в., включает произведения А.П.Антропова.

Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии XVII–XVIII вв., в том числе холсты С.Бланшара, Ф.Воувермана, О.Эллигера-младшего, С.Конка, Ж.М.Наттье.

Русское искусство XVIII – нач. XX в. представлено в основном портретом (П.Ротари, Г.Бухгольц, С.Зарянко, Ф.Славянский, Н.Сверчков, Э.Липгарт, Н.Кузнецов и др.).

Уникальные разделы декоративно-прикладного искусства содержат коллекции янтаря XVII–XIX вв., фарфора, тканей и костюмов, бронзы. В составе собрания произведения искусства стран Дальнего Востока (в основном Китая и Японии) – эмали, лаки, резьба по кости, бронза, мелкая пластика. Большой интерес представляет раздел коллекции «Редкая книга».

 

Анцыферов H.П., Рындина О. Детское Село. М.-Л., 1927

Балог Г.П., Гладкова Е.С., Емина Л.В. и др. Музеи и парки Пушкина: Иллюстрированный путеводитель. Л., 1976

Беляева А. Город Пушкин. Л., 1944

Бенуа А. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910 – Вильчковский С.H. Царское Село: Путеводитель. 1910–1910. СПб., 1910

Бронштейн С.С. Город Пушкин. Дворцы и парки. Л.-М., 1958

Волков А. Царское Село. Его дворцы, парки, сады, памятники в прошлом и настоящем. СПб., 1894

Воронов М.Г., Кучумов А.М. Янтарная комната. М., 1989

Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Л., 1982

Голлербах Э.Ф. Детскосельские дворцы-музеи и парки: Путеводитель. Пг., 1922

Гладкова Е.С., Емина Л.В., Лемус В.В. Город Пушкин: Историко-художественные памятники. Л., 1961

Гладкова Е.С., Емина Л.В., Лемус В.В. Музеи и парки в Пушкине. Л., 1964

Город Пушкин. Екатерининский дворец и парк: Путеводитель. Л., 1961

Город Пушкин: Историко-краеведческий очерк: Путеводитель. СПб., 1992

Дворцы и парки города Пушкина: Альбом. Л., 1985

Дубяго Т.Б. Русские регулярные дворцы и парки. Л., 1963

Евсеева А. Екатерининский парк: Путеводитель. Л., 1936

Емина Л.В. Екатерининский парк города Пушкина: Путеводитель. Л., 1958

Курбатов В.Я. Детское Село. Л., 1925

Лемус В.В., Турова Е.П. Город Пушкин: Альбом. М., 1954

Лукомский Г.К. Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923

Петров А.H. Город Пушкин. Дворцы и парки. Л., 1977

Пушкин. Музеи и парки: Альбом. Л., 1980

Семенникова H. Пушкин. Дворцы и парки. Л., 1987

Фомин H.И. Детское Село. Дворцы и парки: Путеводитель. Л., 1936

Чугунов Г.И. Город Пушкин. Л., 1976



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: