Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 13 глава




Палех*

ОГУ «Государственный музей палехского искусства»

155620, Ивановская обл., п. Палех, ул. Баканова, 50

Выходной день – понедельник

Директор – Страхова Алевтина Геннадьевна, тел.: (49334) 2-20-54

Факс: (49334) 2-19-74

E-mail: museum@peresl.users.botik.ru; www.museum.ru/palekh/

Основан в 1934 году. Открыт в 1935 году.

С 1934 г. – Музей древней живописи в п. Палех, с 1935 г. – Государственный музей палехского искусства.

Занимает здания:

двухэтажное кирпичное здание, бывший дом иконописца А.Салаутина, XIX в.

Дом-музей И.И.Голикова, 1928 г.

Дом-музей П.Д.Корина, 1960-е гг.

Дом-музей H.М.Зиновьева, XIX в.

Музей-мастерская H.В.Дыдыкина, XIX в.

Общая площадь – 803 кв. м, в том числе: экспозиционная – 422 кв. м, фондовая – 169 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 10 361, в том числе: живопись – 1080, графика – 5845, скульптура – 203, декоративно­прикладное искусство – 2178, нумизматика – 3, быт и этнография – 525, фотографии – 422, документы – 10, прочее – 95.

 

Государственный музей палехского искусства хранит богатую коллекцию произведений древнерусской живописи и скульптуры, иконописных рисунков, старопечатных книг, предметов прикладного искусства (драгоценные оклады, медное литье, прялки, ткани и др.). Музей располагает самым обширным в России собранием произведений искусства палехской лаковой миниатюры и лаковой миниатюры Федоскино, Мстеры и Холуя, а кроме того, лаков Японии и Китая. Имеется также коллекция западноевропейской живописи и гравюры XVI–XIX вв., русской живописи XIX–XX вв.

 

Зиновьев H.М. Стилистические традиции искусства Палеха. М., 1981

Котов В.Т., Такташева Л.Е. Палех: Государственный музей палехского искусства. М., 1990

Hекрасова М.А. Искусство древней традиции. Палех. М., 1984

Hекрасова М.А. Палехская миниатюра. Л., 1983

Тихомирова М.А. Hиколай Михайлович Зиновьев – художник Палеха. Л., 1987

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 795, 806

Палласовка

МУК «Палласовский историко-художественный музей»

404230, Волгоградская обл., Палласовка, ул. Ленина, 1

Выходной день – понедельник

Директор – Жевак Наталья Яковлевна, тел.: (8-4492) 6-15-06

Основан в 1967 году. Открыт для публичного посещения 20 января 1968 года.

С 1968 г. – Палласовский музей изобразительных искусств, филиал Волгоградского музея изобразительных искусств, с 1995 г. – современное название.

Занимает первый этаж многоквартирного жилого дома.

Общая площадь – 400 кв. м, экспозиционная – 280 кв. м, фондовая – 57 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 1574, в том числе: живопись – 100, графика – 250, скульптура – 50, ДПИ – 35.

 

В собрании музея имеется 23 графических произведения Р.Берга, работы волгоградских художников А.Червоненко, М.Пышты, Г.Печен-никова, В.Суханова, Ю.Галькова, А.Денисова, Я.Майстренко, В.Поно-марева, С.Зимана и др.; 22 графических листа Л.Ройтера.

36 графических листов работы Ю.Атланова, В.Ветрогонского, М.Кагарова, Г.Поплавского, В.Прокофьева, Л.Царицынского и др. – были переданы из РОСИЗО.

Пенза

ГУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого»

440026, Пенза, ул. Советская, 3

Выходной день – четверг

Директор – Сазонов Валерий Петрович, тел.: (8412) 56-56-00

Факс: (8412) 56-56-00

Филиaл: Музей одной картины им. Г.В.Мясникова, Пенза

Основана в 1892 году. Открыта для публичного посещения 1 января 1892 года.

С 1892 г. – Картинная галерея H.Д.Селиверстова, с 1898 г. – Художественно-промышленный музей при Пензенском художественном училище им. Н.Д.Селиверстова, с 1927 г. – Художественный отдел Пензенского краеведче­ского музея, с 1937 г. – Пензенская картинная галерея, с 1939 г. – Пензенская областная картинная галерея, с 1955 г. – Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого.

Занимает здание бывших Пензенских отделений Дворянского земельного и крестьянского поземельного банков, 1910–1912 гг., арх. А.И. Фон-Гоген.

Общая площадь – 2304 кв. м, экспозиционная – 1279 кв. м, фондовая – 282 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 11 705, в том числе: живопись – 2692, графика – 7068, скульптура – 382, ДПИ – 1563.

 

Основателем галереи явился бывший пензенский губернатор генерал-лейтенант Н.Д.Селиверстов (1830–1891), передавший городу посмертным завещанием коллекцию произведений западноевропейского и русского искусства.

Раздел древнерусского искусства включает иконы мастеров Московской, Новгородской и других школ XVII–XX вв.

Собрание западноевропейского искусства (свыше 1000 экспонатов) включает полотна мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Бельгии XVII–XX вв., в том числе Виньяди, Пютнера, Остаде, Хоббема, Говартса, Винтерхальтера, Миньяра, Вальберга, Д. де ла Пенья, Фуаса, скульптуры Донателло, Кусту-ст. и др., а также произведения мастеров стран Востока.

Русское искусство XVIII – 1-й пол. XIX в. представлено портретом (Д.Ле-вицкий, Ф.Рокотов, Л.Миропольский, П.Орлов, И.Макаров), пейзажем (И.Айва-зовский, А.Дорогов, А.Киселев), историческим жанром (К.Флавицкий) и др.

В раздел искусства 2-й пол. XIX в. входят произведения Г.Мясоедова, К.Маковского, И.Шишкина, М.Клодта, И.Репина, И.Крам-ского, Ф.Васильева, В.Поленова, И.Левитана, С.Иванова, С.Свято-славского и др.

Коллекция русского искусства нач. XX в. включает произведения А.Куинджи, К.Коровина, Н.Петрова, С.Жуковского, П.Кончаловского, А.Вах-рамеева, К.Юона, Н.Рериха, Н.Гончаровой, скульптуру В.Беклемишева и майолику М.Врубеля. Большую ценность представляют собрания работ А.Лентулова (свыше 40), Р.Фалька (около 40) и И.Горюшкина-Сорокопудова (около 200).

Наиболее многочисленная часть коллекции – раздел современного российского искусства, включающий работы виднейших советских художников. Особое место занимают произведения пензенских художников.

Впервые в музейной практике в экспозицию включено три мемориальных комплекса, посвященные творчеству известных живописцев, тесно связанных с Пензенским краем: К.Савицкого, И.Горюшкина-Сорокопудова, А.Лентулова.

 

Молчанов Б.Н. Картинная галерея им. К.А.Савицкого: Путеводитель. Саратов, 1979

Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого. Русское и советское искусство: Живопись. Графика. Скульптура: Каталог / Сост. H.Д.Валукина, М.Е.Валукин, H.И.Ела-торцева. Л., 1961

Сазонов В.П. Картинная галерея им. К.А.Савицкого. Саратов,1987

Сазонов В.П., Иванчикова О.А. По залам Пензенской картинной галереи. Вып.1. Русская икона: Учебное пособие. Пенза, 1995

Художественные музеи СССР: Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Са-вицкого: Альбом / Авт. комм. H.Валукина, В.Сазонов. М., 1979

Пенза

ГУК «Пензенский областной Дом народного творчества»

440052, Пенза, ул. Куйбышева, 45

Директор – Ведяева Наталья Анатольевна

Генеральный директор – Юсупов Наиль Нариманович, тел.: (8412) 32-13-48

Факс: (8412) 32-13-48

Филиал: Абашевская творческая лаборатория гончарного ремесла Пензенского областного Дома народного творчества

Зав. лабораторией – Калимулина Ида Софиевна, тел.: (84151) 75-2-16

Основан в 1975 году.

С 1975 г. – Выставочный зал при Пензенском областном отделении ВООПИК, с 1992 г. – Пензенский областной Дом народного творчества, с 2002 г. – современное название.

Располагается на территории бывшей городской усадьбы лесопромышленника С.Л.Тюрина.

Главное здание, кон. XVIII – нач. XIX в.

Флигель (фундамент нач. XIX в., перестроено)

Амбар, кон. XVIII – нач. XIX в.

Парковый участок, памятник природы.

Общая площадь – 787 кв. м, экспозиционная – 226 кв. м, фондовая – 75 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 3728, в том числе: ДПИ – 2672, предметы этнографии – 134, скульптура – 43, фото – 626.

 

Раздел керамики включает коллекцию Абашевской глиняной игрушки – свистульки потомственного мастера-игрушечника Т.Н.Зоткина (1930–1988). Музей располагает уникальной коллекцией образцов узоров Пензенского пухового платка.

Раздел изделий из дерева располагает коллекцией деревянной скульптуры, выполненной из целого куска корня, пня, ствола самодеятельным мастером из с.Ночка Никольского района Пензенской области Р.Ф.Кочуриным (1929–1996).

Имеется коллекция самобытной соломенной игрушки, возрожденной на Пензенской земле Е.К.Медянцевой (1904 г.р.).

Раздел стекла включает коллекцию хрустальных изделий, созданных на Никольском стекольном заводе мастерами в 1960–1980-е гг. и коллекцию декоративных изделий самодеятельного автора А.И.Мер-кулова (1939 г.р.).

Пенза

Музей одной картины им. Г.В.Мясникова

Филиaл ГУК «Пензенской областной картинной галереи им. К.А.Савицкого»

440026, Пенза, ул. Кирова, 11

Выходной: день – четверг

Зав. филиалом – Фокина Екатерина Валерьевна, тел.: (8412) 56-14-27

Открыт 12 февраля 1983 года.

Занимает одноэтажное каменное здание, жилой дом сер. XIX в.

Общая площадь – 167 кв. м, экспозиционная – 65 кв. м.

 

Уникальный в России музей предусматривает экспонирование одного произведения (в том числе шедевров из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других крупных музеев) в сопровождении радиопрограммы с участием профессиональных актеров и показа слайд-фильмов.

Переславль­Залесский

ГУК ЯО «Переславль­Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник»

152024, Ярославская обл., Переславль­Залесский, Музейный пер., 4

Последний понедельник каждого месяца – санитарный день,

тел./факс: (48535) 2-31-24, тел.: (48535) 3-81-00

Директор – Петровнина Галина Михайловна, тел.: (48535) 3-19-10

Филиалы:

Историческая усадьба «Ботик Петра I», Ярославская обл., Переславский муниципальный округ, Веськовская сельская администрация, местечко «Ботик»

«Усадьба Ганшиных», Ярославская обл., Переславский муниципальный округ, Любимцевская сельская администрация, дер. Горки

Открыт 28 мая 1919 г.

Первоначально – Переславль­Залесский историко-краеведческий музей, с 1923 г. – историко-художественный музей, с 1989 г. – государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник.

Расположен на территории бывшего Успенского Горицкого монастыря, упраздненного в XVIII столетии (архитектурный ансамбль XVII–XIX вв.).

Общая площадь территории музея – 4,24 га, общая площадь зданий – 4732,6 кв. м, в т.ч. экспозиционная площадь – 2007 кв. м, площадь фондохранилища – 725 кв. м.

Общее количество единиц хранения основного фонда – 76 956, в том числе: живопись – 1591, графика – 2971, скульптура – 322, ДПИ – 5522, археология – 28 361, нумизматика – 17 139, этнография – 4297, документы и редкие книги – 7813, естественно­научная коллекция – 2297, оружие – 260, прочее – 6303.

 

Создание музея связано с именем крупнейшего исследователя Переславского края, историка М.И.Смирнова. В основе коллекции – культурные ценности из разрушенных имений, церквей и монастырей, спасенные сотрудниками музея в 1918 – 1930-е гг.

Раздел древнерусского искусства составляют иконы XV – нач. XX в. работы московских и местных мастеров.

Музей обладает обширной коллекцией портретной живописи XVIII–XIX вв. Искусство второй половины XIX – нач. XX в. представлено работами художников – академистов и передвижников: И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, Г.И.Семирадского, К.Е. и В.Е.Маковских и др.; а также произведениями членов «Союза русских художников», «Бубнового валета», «Мира искусства», АХРРа. В коллекции современной живописи – полотна таких известных мастеров, как И.В.Сорокин, Э.Г.Браговский, И.А.Попов, В.Е.Попков, В.И.Иванов, В.Н.Разгулин и др. Музей располагает также графическими произведениями русских и западноевропейских художников XVIII–XX вв.

Особое место в собрании музея занимает раздел «Деревянная скульптура и резьба по дереву XVI–XX вв.» с уникальными цар-скими вратами XVI столетия и редчайшими образцами деревянной скульптуры XVII–XVIII вв.

Произведения художественного шитья и ювелирного дела составляют коллекцию декоративно-прикладного искусства XVI–XIX вв. В ее состав входят хоругви мастерской царицы Анастасии Романовны, дары царей Бориса Годунова, Петра I, цариц Натальи Кирилловны, Прасковьи Федоровны, бояр Милославских, Нарышкиных, Бутурлиных.

Книжный фонд состоит из книг кириллической печати XVII – нач. XIX в. В некоторых из них сохранились рукописные записи: вкладные, владельческие и др. Рукописный фонд (нач. XVI–XX вв.) содержит ценнейшие источники, среди которых жалованные грамоты царя Ивана IV, патриарха Иова, Синодик Никитского монастыря со списком опальных Ивана Грозного, Указ Петра I 1722 г. Переславским воеводам с его автографом и др.

Гордость музея – комплексная коллекция, связанная со строительст-вом в Переславле потешной флотилии Петра I: бот «Фортуна», детали кораблей, слюдяные оконницы, образцы судовой резьбы конца XVII в. и т.д.

Археологический фонд содержит древности уникального в археологическом отношении региона.

 

Елховский В.С. Переславль-Залесский историко-художественный и краеведческий музей (1919–1924): Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества. Вып. 13. Переславль-Залесский, 1925

Смирнов М.И. Переславль-Залесский. Путеводитель и справочник. Переславль-Залесский, 1928

Иваненко Б.В., Смирнов М.И. Историческая усадьба «Ботик» близ Переславля-Залесского // Труды Переславль-Залесского историко-художественного и краеведческого музея. Переславль-Залесский, 1928

Иванов К.И. Переславль-Залесский краеведческий музей и его филиалы: Краткий справочник и путеводитель. Переславль-Залесский, 1939

Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М., 1948

Иванов К.И. Музей Александра Невского в городе Переславль-Залесском. Ярославль, 1951

Иванов К.И. Переславль-Залесский: Путеводитель. Ярославль, 1959

Иванов К.И. Усадьба «Ботик» – место рождения русского военного флота. Ярославль, 1966

Пуришев И.Б. Архитектурные памятники Горицкого монастыря. Ярославль, 1968

Пуришев И.Б. Переславль-Залесский. М., 1970

Десятников В. Переславль-Залесский. М., 1975

Ильин М.А. Путь на Ростов Великий. М., 1975

Масленицын С.И. Переславль-Залесский. Л., 1975

Пуришев И.Б. Горицы в Переславле-Залесском. М., 1978

Иванов К.И., Пуришев И.Б. Переславль-Залесский. Ярославль, 1985

Иванов К.И., Пуришев Б. Переславль-Залесский: Путеводитель по городу и окрестностям. Ярославль, 1986

Воронин H.H. Переславль-Залесский: Путеводитель по историческим и архитектурным памятникам. М., 1989

Пуришев И.Б. Переславль-Залесский: Путеводитель по историческим и памятным местам. М., 1989

Труды Всероссийской научной конференции, посвященной 300-летнему юбилею отечественного флота. Вып. 1–3. Переславль-Залесский, 1992

Научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения М.И.Смирнова. Тезисы докладов. Переславль-Залесский, 1993

Барашкова Т.С., Белоусов Ю.А., Горохова В.В., Гузилова Т.В. Памятники природы Переславского района. Переславль-Залесский, 2000

Левицкая Н.В., Петровнина Г.М., Сукина Л.Б. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2001

Левицкая Н.В., Посохина С.В. Переславль-Залесский: Фотопутеводитель. М., 2002

Левицкая Н.В., Сукина Л.Б. Переславль-Залесский. М., 2002

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806

Пермь

ГКУК «Пермская государственная художественная галерея»

614045, Пермь, Комсомольский пр., 4

Выходной день – понедельник

Директор – Беляева Надежда Владимировна, тел./факс: (342) 212-22-50

Просветительский отдел, тел.: (342) 212-95-24

Канцелярия, тел.: (342) 212-23-95

E-mail: pgallery@psu.ru, pghg@mail.ru; www.gallery.permonline.ru,

www.sculpture.permonline.ru

Филиал: Чайковская художественная галерея

617763, Пермская обл., г. Чайковский, ул. Мира, 21

Заведующая – Камышева Антонина Абрамовна, тел.: (241) 3-34-04, 3-31-90

Точная дата основания галереи неизвестна. В списках Наркомпроса галерея значится с 1920 года. Открыта для публичного посещения 7 ноября 1922 года.

С 1907 г. – художественный отдел Пермского научно-промышленного музея (ныне – Пермский областной краеведческий музей), с 1920 г. – разделение коллекции Пермского музея на два самостоятельных: музей искусства и старины и естественно­исторический. Музей искусства и старины зарегистрирован в Наркомпросе.

В 1922 году открыт художественный музей.

С 1927 г. – Пермская художественная галерея, с 1938 г. – Пермская областная художественная галерея, с 1940 г. – Молотовская художественная галерея, с 1944 г. – Молотовская государственная художественная галерея, с 1957 г. – Пермская государственная художественная галерея, с 2007 м– современное название.

Занимает здания:

бывший Кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря, 1793-1832 гг., по проекту мастерской М.Ф.Казакова

колокольня, арх. И.И.Свиязева; здание частично реконструировано

Общая площадь – 2950 кв. м, экспозиционная – 1809 кв. м, фондовая – 1141 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 45 316, в том числе: живопись – 2701, графика – 16 523, скульптура – 806, нумизматика – 16 430, декоративно­прикладное искусство – 8190, драгметаллы – 538, редкие книги – 128.

 

Собрание сложилось на основе даров пермских художников и художников – уроженцев Урала (В.П.Верещагина, А.С.Шанина, В.А.Плотникова, П.А. и А.А.Сведомских), даров Академии художеств, Императорского фарфорового завода. Коллекция отечественного искусства многообразна и многопрофильна. Она дает представление не только об основных этапах его развития, но и о самоценности отдельных звеньев собрания.

В коллекции древнерусского искусства скомплектованы разделы культового и орнаментального золотого шитья XVII–XIX вв., иконы «строгановской школы» и иконописного примитива XVIII – нач. ХХ в., рукописной и старопечатной книги. Особое место занимает раздел храмовой деревянной скульптуры XVII–XIX вв., вошедшей в золотой фонд отечественного искусства.

Русское искусство XVIII – нач. XX в. представлено портретами и картинами мастеров академической школы, а также произведениями живописи, графики, скульптуры, гравюры членов Товарищества передвижных художественных выставок.

В коллекции отечественного искусства конца ХIХ – нач. XX в. представлены произведения мастеров основных художественных направлений, в том числе объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», «Голубая роза», «Союз русских художников» и др.

О путях развития современного искусства свидетельствуют работы, созданные в русле социалистического реализма, «сурового стиля», соцарта, постмодернизма.

Основное место принадлежит коллекциям, отражающим искусство Урала и Прикамья. Это всемирно известная коллекция пермской деревянной скульптуры, строгановской иконы, золотого шитья, творчество малоизвестных крепостных художников, народное искусство и ремесла; профессиональное искусство Урала и Прикамья XX – нач. ХХI в.

В коллекции современного художественного наследия в самостоятельные звенья складываются: уральская акварель, «пермская книга», живопись и графика представителей творческих союзов уральских городов – Перми, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Тюмени, Нижнего Тагила.

В собрании западноевропейской живописи (более 100 ед. хр.) – произведения мастеров Италии, Франции, Фландрии, Голландии, Германии, Ав-стрии XV–XIX вв. (Б.Беллотто, Г.Рени, Франчабиджо, Ван Альст, Я. ван Гойен, Я.Иорданс, М.Хондекутер, П. де Фос).

Коллекция декоративно-прикладного искусства включает произведения зарубежных и отечественных мастеров XVII–XXI вв. (Россия, Германия, Англия, Франция, Дания, Голландия, Италия, Китай, Япония). Представлены различные виды декоративно-прикладного искусства: фарфор, керамика, стекло, гобелены, художественный металл, мебель, резьба по кости, эмали, золотое шитье.

Коллекция народного искусства представляет промыслы и ремесла народов Прикамья – русских, коми-пермяков, татар, марийцев (ткачество, вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, плетение из бересты и корня, изделия из металла).

Ценная коллекция искусства Древнего Египта и античности (56 ед. хр., II тыс. до н.э. – II в. н.э.) включает бронзовую мелкую пластику, резьбу по камню, стекло, краснофигурную и чернолаковую керамику.

Собрание отечественной и зарубежной графики включает произведения оригинальной графики и различные виды гравюры XVI–XXI вв. (Россия, Германия, Италия, Франция, Англия, Китай, Япония, Мексика). Представлены работы известных европейских мастеров: Ж.Калло, А.Дюрера, Д. и Ф.Пиранези, А. ван Дейка, Рембрандта, У.Хогарта, В.Грина, Ф.Бартолоцци, С.Ирлома; русских художников В.Тропинина, П.Федотова, И.Шишкина, И.Репина, В.Фаворского, А.Кравченко, П.Шиллинговского, А.Остроумовой-Лебедевой, Д.Бисти, И.Голицына и многих других.

В последние годы галерея значительно пополнилась за счет даров, переданных в галерею коллекционерами и художниками Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, а также Англии, Германии, Италии, США.

Более 300 произведений английских художников XVIII–XX вв., русских художников конца XIX–XX вв., а также собственные работы подарил галерее художник К.К.Соколов (1930–2004, Россия–Англия). Коллекционером Юргеном Вайхардтом (Ольденбург, Германия) подарено около 100 работ оригинальной и печатной графики художников Германии и стран Восточной Европы1960–1990-х гг.

В 2005 году владелец наследия художников Сведомских Этторе Ребекки (Сан-Ремо, Италия) подарил в собрание галереи рисунки Павла Сведомского.

 

Пермский художественный музей в 1922–1923 гг. Пермь, 1924

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928

Молотовская художественная галерея: Живопись, скульптура, рисунок: Каталог / Авт.-сост. Н.Н.Серебренников, Н.В.Артемьева, Л.Д.Холкина. Молотов, 1944

Молотовская государственная художественная галерея: Путеводитель / Авт.-сост. Е.Егорова, И.Комарова, А.Тырса, Н.Серебренников, А.Цветова. Молотов, 1953

Пермская государственная художественная галерея: Путеводитель. Вып. 1. Пермь, 1959

Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959

Пермская государственная художественная галерея: Путеводитель. Вып. 2. Пермь, 1962

Пермская государственная художественная галерея: Каталог произведений живописи, скульптуры, графики / Сост. Л.Ф.Аникина, Л.И.Иовлева, Г.И.Кожевников и др. Пермь, 1963

Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967

Будрина А.Г., Поликарпова Г.А. «Дело всей жизни». Пермь, 1970

Пермская художественная галерея: Сб. статей / Авт. А.Доминяк, Е.Егорова, Г.Поли-карпова, В.Кулаков, Н.Скоморовская, А.Черняк. Пермь, 1974

Пермская государственная художественная галерея: Художественные музеи СССР / Авт.-сост. В.Кулаков. М., 1976

Художники Перми. Сб. статей. Пермь, 1981

В.П.Верещагин, П.П.Верещагин. К 150-летию со дня рождения. Каталог выставки / Авт.-сост. Е.Егорова, Н.Казаринова. Пермь, 1984

Графическая Пушкиниана Пермской галереи / Сост. Р.Андаева, Л.Пономарева, Е.Егорова, А.Черняк. Пермь, 1984

Искусство Прикамья: Пермская деревянная скульптура: Каталог-альбом / Сост. О.М.Власова, вст. ст. А.С.Кандецкис. Пермь, 1985

Егорова Е.И., Казаринова Н.В. Крепостные художники Прикамья. Пермь, 1986

Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву. Каталог-альбом / Авт.-сост. В.А.Барадулин. Пермь, 1987

Искусство, рожденное Октябрем: Каталог выставки / Авт.-сост. Н.Н.Новопашина, Т.Л.Сысоева. Пермь, 1987

Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987

Золотое шитье в Пермской галерее: Каталог выставки / Сост. О.М.Власова. Пермь, 1988

Казаринова Н.В. Живописцы Пермского края конца XVIII – 1-й пол. Х1Х в. Крепостные и забытые живописцы Прикамья: Каталог выставки / Авт. вст. ст. Н.В.Казаринова, Е.И.Егорова; сост. Н.В.Казаринова; предисл. Д.Сарабьянова. Пермь, 1988

Сергей Дягилев и художественная культура XIX – XX веков. Материалы научной конференции 17–19 апреля 1987 г. Пермь, 1989

Агитационный фарфор в собрании галереи / Авт.-сост. Т.Сысоева. Пермь, 1989

Власова О.М. Художник П.И.Субботин-Пермяк. Пермь. 1990

Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII – первой половины XIX века: Каталог выставки / Авт. вст. ст. Е.И.Егорова, Н.В.Казаринова, Д.В.Сарабьянов; сост. Н.В.Казаринова. М., 1990

Гинзбург Е. Застывшее мгновение. Западноевропейская фарфоровая пластика в собрании Пермской художественной галереи. Пермь, 1991

Власова О.М. Строгановские иконы в собрании Пермской художественной галереи // Искусство Строгановских мастеров: Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М., 1991

Художественная культура Пермского края и ее связи: Материалы научной конференции 21–24 февраля 1989 года. Пермь, 1992

Подписные и датированные иконы: Каталог выставки / Авт.-сост. О.Власова, Н.Казаринова. Пермь, 1993

С.Дягилев и художественная культура XIX–XX вв. Материалы Дягилевских чтений / Сост. В.Абашев. Пермь, 1993

Скоморовская Н. Под знаком луны: Серебряная питьевая посуда в собрании Пермской художественной галереи. Пермь, 1993

Строгановы и Пермский край: Материалы научной конференции. 1992 г. / Сост. Н.Казаринова. Пермь, 1993

Русская живопись и скульптура XVI – нач. XX вв.: Каталог / Авт.-сост. Н.В.Казаринова, О.Г.Клименская. Пермь, 1994

Власова О.М. Пермский феномен // «Се человек: Европейская деревянная скульптура». Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина. М., 1999

Пермская художественная галерея. Урал в изобразительном искусстве. Посвящается 100-летию со дня рождения Н.Н.Серебренникова / Авт.-сост. Н.В.Беляева. Пермь, 2000

Русская живопись ХVIII – нач. ХХ в. из коллекции Пермской художественной галереи: Альбом-каталог / Авт.-сост. Н.В. Казаринова. Пермь, 2000

Золотая карта России. Пермская государственная художественная галерея. Сокровища Пермского края: Каталог выставки / Авт.-сост. О.М.Власова, Н.В.Казаринова, Г.С.Кимвалова. Москва, 2001

Пермская государственная художественная галерея. Русская оригинальная графика 1920–1930-х гг.: Каталог / Авт.-сост. Н.Н.Новопашина. Пермь, 2002

Пермская государственная художественная галерея. Русское искусство XVI–XX вв. Альбом / Авт.-сост. Н.В.Казаринова. Предисловие Н.В.Беляевой. М., 2005

Сергей Дягилев и русское искусство XIX–XX вв. Культурные и стилевые традиции на рубеже веков. В 2-х томах / Сост. Н.В.Казаринова, О.Г.Клименская, В.В.Абашев. Пермь, 2005

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806

Петрозаводск

ГУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»

185005, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Карла Маркса, 8

Выходной день – понедельник

Директор – Вавилова Наталья Ивановна,

тел./факс: (814) 278-25-78, 276-98-60; www.artmuseum.karelia.ru

E-mail: pictures@sampo.ru galptz@karelia.ru

Музей основан в 1959 году, открыт 20 октября 1960 года.

До 1991 г. – Музей изобразительных искусств Карельской АССР, с 1991 г. – Музей изобразительных искусств Республики Карелия, с 2004 г. – современное название.

Музей расположен в историческом центре Петрозаводска, на бывшей Соборной площади (ныне пл. Кирова), в старинном здании конца XVIII века, бывшей Олонецкой мужской губернской гимназии – памятнике архитектуры федерального значения.

Основу музейного собрания составили произведения, переданные из Карельского государственного краеведческого музея (древнерусская живопись, русское искусство XVIII – XIX вв., произведения художников Карелии, народное искусство Карелии и западноевропейское искусство). Помощь в дальнейшем пополнении коллекций оказали Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Эрмитаж. В результате научных экспедиций была собрана уникальная коллекция древнерусской живописи и народного искусства Карелии. Целенаправленно комплектуется фонд современного отечественного искусства, в том числе редкая по полноте коллекция произведений карельских художников.

Собрание Музея изобразительных искусств насчитывает более 14 000 единиц хранения. Оно состоит из шести основных разделов:

Древнерусское искусство, иконопись Карелии XV–XX вв. – 2738 ед. хр., в том числе: живопись – 2491, скульптура – 4, книги – 10, ДПИ – 233

Русское искусство XVIII–XX веков – 2049 ед. хр., в том числе: живопись – 204, графика – 362, скульптура – 15, книги – 1, ДПИ – 1467

Отечественное искусство XX века – 3672 ед. хр., в том числе: живопись – 591, графика – 2520, скульптура – 134, ДПИ – 424

Западноевропейское искусство – 361 ед. хр., в том числе: живопись – 41, графика – 108, скульптура – 61, ДПИ – 151

Народное искусство Карелии – 5301 ед. хр., в том числе: живопись – 957, графика – 3290, скульптура – 100

Декоративно-прикладное искусство – 942 ед. хр.

Современное искусство Карелии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: