Музей занимает два здания, являющиеся памятниками архитектуры и градостроительства федерального значения:
здание бывшего губернаторского дома (Кремль, корпус 3), 1837–1841 гг.
дом б. городского головы купца Д.В.Сироткина (ВерхнеВолжская набережная, 3), 1913–1916 гг., арх. братья Л.А., В.А. и А.А.Веснины
Общая площадь – 5382 кв. м, экспозиционная – 2490 кв. м, фондовая 723 кв. м.
Общее количество единиц хранения основного фонда – 10 145, в том числе: живопись – 2349, графика – 5438, скульптура – 188, ДПИ – 2170.
Инициаторы основания музея – живописцы H.А.Кошелев и А.А.Карелин. В основе коллекции – произведения, переданные в дар Академией художеств в 1896 году. В 1920-е гг. в музей поступила большая коллекция В.П.Шереметева из замка Юрино на Волге.
В 1920–1930-е гг. ряд произведений подарил музею А.М.Горький.
Раздел древнерусского искусства (иконы XIV–XVIII вв., книги, лицевое шитье, художественное серебро) включает также произведения нижегородских мастеров.
Русское искусство XVIII – 1-й пол. XIX в. представлено парсунами, портретами Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского, полотнами К.Брюллова, А.Венецианова, В.Тропинина. Широко показано наследие художников арзамасской школы А.Ступина.
О расцвете русской реалистической школы 2-й пол. XIX в. свидетельствуют произведения И.Репина, В.Сурикова, И.Шишкина, И.Крамского, В.Перова, В.Маковского, В.Васнецова, В.Поленова и др. Особое место занимает гигантская картина К.Маковского «Воззвание Минина» – своеобразная историческая достопримечательность Нижнего Новгорода.
Один из самых богатых разделов музейной коллекции – искусство конца XIX – нач. XX в. – охватывает все основные художественные объединения («Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз русских художников»).
|
Особую ценность имеют крупные собрания произведений Б.Кустодиева и Н.Рериха, а также значительная коллекция полотен мастеров русского авангарда, в числе которых – картины В.Кандинского и К.Малевича.
В музее хранится большое количество произведений художников совет-ского периода, среди которых – много работ местных авторов. Важным пополнением раздела искусства XX века стала приобретенная в 1992 году коллекция «Литературной газеты», включающая живопись и графику М.Шемякина, Э.Неизвестного, Э.Булатова, И.Кабакова, Б.Жутовского и других авторов.
Небольшое, но ценное собрание произведений западноевропейского искусства включает живопись итальянских, французских, немецких, голландских и фламандских мастеров, таких как Д.Креспи, Б.Белотто, Л.Кранах, Я.Иорданс, Д.Тенирс.
Значительное место принадлежит отечественной и западноевропейской графике, в том числе литографии и гравюре. Широко представлено декоративно-прикладное и народное искусство (бронза, фарфор, лаки) и особенно – художественные промыслы Нижегородской области: хохломская, городецкая, полхов-майданская росписи по дереву.
Горьковский государственный художественный музей / Авт.-сост. П.П.Балакин. Л., 1986
Горьковский государственный художественный музей. Русская живопись XVIII–XIX вв.: Каталог. М., 1949
Горьковский государственный художественный музей: Каталог произведений западноевропейского искусства. Живопись. Графика. Горький, 1977
Горьковский художественный музей / Автор вст. ст. А.Савинов, сост. В.Филиппов. М.-Л., 1963
|
Горьковский художественный музей. Живопись: Альбом / Авт.-сост. H.И.Шарун. Л., 1973
Званцев М.П. По залам художественного музея. Горький, 1953
Каталог экспозиции отделов русского и советского изобразительного искусства: Живопись. Скульптура. Графика. Горький, 1957
Крылов П.И. Каталог Hижегородского городского художественно-исторического музея. H. Hовгород, 1901
Нижегородский государственный художественный музей / Авт.-сост. И.Миронова. Н.Новгород, 1995
Нижегородский государственный художественный музей: Фотохроника первых экспозиций / Авт.-сост. И.Миронова. Н.Новгород, 1996
Hижегородский городской художественный и исторический музей: Каталог и исторический очерк музея. H.Hовгород, 1896
Hижегородский художественный и исторический музей: Каталог. H.Hовгород, 1896
Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. /Под ред. И.Кузнецовой. Н.Новгород, 1994
Шарун H.И. Горьковский художественный музей: Краткий путеводитель. Горький, 1961
Шарун Н.И. Горьковский государственный художественный музей. По залам музея. Горький, 1967
Шарун Н.И. По залам художественного музея. Горький, 1985
Нижегородский государственный художественный музей. Древнерусское искусство: Каталог. Вып. 1. Авт.-сост. П.П.Балакин. Н.Новгород, 2001
Нижегородский государственный художественный музей. Живопись, графика: Альбом. Автор вст. ст. В.Н.Кривова. Сост. П.П.Балакин, Л.Д.Галузинская, И.В.Маршева, И.В.Миронова. Н.Новгород, 2003
Нижегородский государственный художественный музей. Русское искусство 2-й пол. XIX в. Живопись. Графика: Каталог. Вып. 2. Автор И.Н.Кузнецова. Н.Новгород, 2004
|
Нижегородский государственный художественный музей. Русская живопись XVIII – нач. XX в. Альбом. Авторы статей Л.Д.Галузинская, В.Н.Кривова, И.Н.Кузнецова, И.В.Миронова. М., 2005
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 794
Нижний Тагил
МУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»
622001, Свердловская обл., Нижний Тагил, ул. Уральская, 7
Выходной день – среда
Директор – Агеева Марина Владимировна, тел.: (3435) 25-28-01
Главный хранитель – Смирных Лариса Леонидовна,
тел./факс: (3435) 25-24-29
Заместитель директора по научной работе – Ильина Елена Васильевна,
тел.: (3435) 25-24-28
Е-mail: artmnt@list.ru
Основан в декабре 1943 года. Открыт 30 сентября 1944 года.
С 1944 г. – Нижнетагильская областная картинная галерея, с 1945 г. – Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, с 1996 г. – Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Музей занимает 4 здания:
Основное здание – бывший купеческий клуб, б. продовольственные склады купца Аксенова 1880-х гг. (в 1953-1963 году разобраны до фундамента и перестроены по проекту архитектора А.М.Ликина с верхним освеще-нием). Общая площадь – 915 кв. м, экспозиционная площадь – 573 кв. м, фондовая площадь – 93 кв. м.
Здание отдела тагильских художников – кирпичное двухэтажное здание, 1904 г. постройки. Общая площадь – 620 кв. м, экспозиционная – 350 кв. м, фондовая – 50 кв. м.
Здание библиотеки – 1890-е гг. Общая площадь – 203 кв. м.
Выставочный зал – 1890-е гг. (находится на ремонте). Общая площадь – 280 кв. м.
Общая площадь музея – 915 кв. м, экспозиционная площадь – 573 кв. м, фондовая площадь – 93 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 7369, в том числе: живопись – 1149, графика – 4132, скульптура – 362, ДПИ – 1642, отдел современных течений – 84.
Основой коллекции послужили произведения русского искусства XVIII – сер. XX в., переданные в 1944 году из фондов Управления по делам искусств при СНК РСФСР, Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, а также из Нижнетагильского краеведческого музея, поступивших в музей в 1951 году, и работ уральских и московских художников с выставки «Урал – кузница оружия», экспонированной в 1943–1944 гг.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 7000 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также работы художников, работающих в области актуального искусства.
Русское искусство XVIII – 1-й пол. XIX в. представлено портретными работами В.Боровиковского, В.Тропинина, академическое искусство – произведениями мифологического, батального, пейзажного жанров (В.Худояров, Б.Виллевальде, И.Айвазовский, В.Раев, Л.Каменев и др.).
Искусство 2-й пол. XIX века представлено работами художников-передвижников – И.Шишкина, А.Саврасова, И.Крамского, К.Маковского, В.Вере-щагина, И.Репина, В.Поленова, И.Левитана, А.Рябушкина, Н.Богданова-Бельского и др.
Искусство начала XX века знакомит с работами художников «Мира искусства» (Е.Лансере, З.Серебрякова, М.Шемякин), «Союза русских художников» (И.Грабарь, К.Коровин), «Голубой розы» (С.Судейкин).
Один из самых качественных разделов коллекции музея, хотя и небольшой, – произведения русского авангарда 1910–1930 гг., представленных живописными работами В.Пестель, А.Эндера, Я.Паин, О.Розановой и др.
Искусство советского и постсоветского периода представлено работами Н.Чернышева, Г.Ряжского, И.Машкова, П.Кончаловского, Р.Фалька, А.Пластова, Кукрыниксов, В.Рождественского, Н.Ромадина, С.Чуйкова, П.Оссовского, Д.Жилинского, В.Попкова, Г.Мосина, О.Филатчева, А.Петрова, Н.Нестеровой, М.Никонова, Н.Андронова, Т.Насиповой, И.Старженецкой, И.Табенкина, Л.Табенкина, Э.Кал-ныньша, М.Греку, А.Папикяна, Ф.Кирке, Д.Куханашвили, М.Келех-саева, Х.Полли, А.Чагелешвили, Д.Скулме, М.Шемякина и многих других.
Значительное место в коллекции занимает раздел ДПИ с коллекцией традиционного уральского промысла – тагильского расписного подноса. Произведения декоративно-прикладного и народного искусства в собрании музея разнообразны по представленным видам и технике исполнения. Выделяется коллекция глиняной игрушки (дымковской, филимоновской и др.), художест-венных лаков (лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстеры; подносов – Жостово и Нижнего Тагила).
Собрание произведений западноевропейского искусства невелико и включает более 30 картин художников Италии XVI в. (Джулио Романо, Прокаччини Джулио Чезере), Голландии (Я.Мейтенс), Франции. Одним из значительных произведений этого собрания является произведение «Святое семейство», приписываемое кисти Рафаэля Санти.
Каталог произведений советского искусства из фондов Нижнетагильского музея изобразительных искусств: Живопись, Графика. Палех / Сост. Л.Шушакова. Тюмень, 1958
Художественные музеи РСФСР. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств: Вып. XVIII. М.-Л., 1960
Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств: Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. Сост. Э.П.Дистергефт. М., 1972
Музеи и выставки: Путеводитель по музеям и выставкам Свердловской области
Курманаевская Г. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств. Свердловск, 1981
Агеева М. Тагильская Мадонна. Нижний Тагил, 1986
Агеева М. Тагильская Мадонна. Нижний Тагил, 1997
Агеева М., Ильина Е., Смирных Л. Возвращенное имя: Павел Голубятников. Н.Тагил, 1997
Тринадцать артефактов из провинции. Авт.-сост. Е.Ильина, Л.Смирных. Екатеринбург, 1999
Набор открыток «Коллекция русского искусства». Авт.-сост. М.Агеева, Е.Ильина, Л.Смирных. Екатеринбург, 1999
Русская живопись XVIII – нач. XX в. из собрания НТГМИИ. 55-летию музея посвящается: Каталог выставки / Авт.-сост. Е.Ильина, Л.Смирных. Екатеринбург, 1999
Сборник статей «Современное искусство: история, тенденции, перспективы» / Сост. Е.Ильина, Л.Смирных. Екатеринбург, 1999
Сборник статей «Современное искусство: Экология искусства в индустриальном ландшафте» / Сост. Е.Ильина, Л.Смирных. Екатеринбург, 2001
Живопись 1-й половины XX в.: Каталог. Авт.-сост. М.Агеева, Е.Ильина, Л.Смирных. Нижний Тагил, 2004
Агеева М. Михаил Шемякин (1875–1944). Нижний Тагил, 2006
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 805
Никульское, п.
Музей «Космос»
Филиал ГУК «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музейзаповедник»
152336, Ярославская обл., Тутаевский рн, п. Никульское, ул. Центральная, 43
Выходной день – понедельник
Зав.филиалом – Родин Дмитрий Владимирович, тел.: (485) 4-41-02
Факс: (4852) 30-40-72; Email: mp@yarmp.yar.ru; www.yarmp.yar.ru
Открыт 25 января 1975 года.
Общая площадь территории музея – 1 га, площадь зданий – 512,3 кв. м.
Общая площадь – 512,3 кв. м, экспозиционная – 270 кв. м.
Экспозиция «Космос женщины XX века» посвящена первой женщине-космонавту В.В.Терешковой. История комплектования фондов космической тематики начинается с момента полета в космос В.В.Терешковой (9 июня 1963 г.).
Разделы: предметы космической техники, одежда космонавтов, предметы личной гигиены, продукты питания, коллекция подарков В.В.Терешковой из разных стран. В коллекции представлены материалы нумизматического, фалеристического и художественного направления. В художественном фонде космической тематики присутствуют живопись, графика, скульптура.
Новгород Великий
Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»
Архитектурноэтнографический отдел ФГУК «Новгородский государственный объединенный музейзаповедник»
173007, Великий Новгород, Юрьевское шоссе, тел.: (8162) 778-160
Включает древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI в., жилые, производственные постройки XVIII–XIX вв. и размещенные в них экспозиции и выставки по народной архитектуре, культуре, крестьянскому быту.
Музей для внешнего осмотра территории и памятников открыт круглогодично, без выходных и праздничных дней. Экспозиции и выставки в культовых и гражданских зданиях работают по скользящему графику.
Новгород Великий
ФГУК «Новгородский государственный объединенный музейзаповедник»
173007, Новгород Великий, Кремль, 11
Директор – Гринев Николай Николаевич, тел./факс: (81622) 773-608
E-mail: museum@kremlin.natm.ru; www.novgorod – museum. ru
Выходные дни основных экспозиций:
В Головном музее:
в кремле
вторник (основная историческая экспозиция, экспозиция иконописи, выставка резного дерева в здании Присутственных мест)
среда (экспозиции ювелирного искусства и древнерусского шитья в Грановитой палате и Иоанновском корпусе)
вторник, среда – церковь Андрея Стратилата
с мая по октябрь работают сезонные экспозиции: в Софийской звоннице («Колокола Софийской звонницы») и в башне Кокуй («Осмотрительная всего города палата»)
в городе
понедельник (экспозиция и выставочные залы Музея изобразительных искусств (Софийская пл., 2)
на Ярославовом Дворище и древнем Торге
вторник, среда (экспозиция «Христианские древности. Художественный металл XI–XIX вв.» в Воротной башне Гостиного двора)
понедельник, вторник (Никольский собор, архитектурный памятник ХII в.)
среда, четверг (выставка «Прогулка по старому Новгороду» в ц. Георгия на Торгу)
Экспозиции остальных городских музеев – архитектурных памятников ХII–ХVII вв. (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, церковь Спаса Преображения на Ильине с росписями Феофана Грека, церковь Федора Стратилата на ручью, Знаменский собор, церковь Спаса Преображения на Ковалеве, церковь Спаса Преображения на Нередице), работают «по скользящему графику» с двумя выходными на неделе.
Филиалы:
Боровичский филиал
Валдайский филиал
Дом-музей Ф.М.Достоевского, Старая Русса
Музей-усадьба А.В.Суворова, с. Кончанское
Старорусский филиал, Старая Русса
Чудовский филиал
Дом-музей Н.А.Некрасова, Чудово
Дом-музей Г.И.Успенского, с. Сябренцы
В структуре ФГУК «Новгородский государственный объединенный музейзаповедник» выделен архитектурно-этнографический отдел «Музей народного деревянного зодчества “Витославлицы”».
Музей-заповедник основан и открыт 18 мая 1865 года.
С 1865 г. – Новгородский музей древностей, с 1918 г. – Новгородский губернский музей, с 1944 г. – Новгородский областной краеведческий музей, с 1956 г. – Новгородский историко-художественный музей, с 1976 по 1999 г. – Новгородский государственный объединенный музейзаповедник, с 1999 г. – современное название.
Из 125 сооружений, находящихся в оперативном управлении музейного объединения, 96 зданий XII–XIX вв. являются архитектурными памятниками, входящими в Государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. 37 музейных памятников Великого Новгорода включены ЮНЕСКО в Список памятников Всемирного культурного наследия.
Общая площадь территорий объединения – 69,7 га, в том числе Головного музея – 58,9 га (из них отдела «Витославлицы» – 33,4 га), филиалов – 10,8 га.
Общая площадь помещений объединения – 52 365,7 кв. м, в т.ч. головного музея – 45 731 кв. м (из них отдела «Витославлицы» – 4179 кв. м), филиалов – 6634 кв. м Общая экспозиционная площадь объединения – 15 102,4 кв. м, в т. ч. Головного музея – 12 136 кв. м («Витославлицы» – 2449,5 кв. м); филиалов – 3066,3 кв. м Фондовая площадь объединения – 4189 кв. м, в т. ч. Головного музея – 3514 кв. м («Витославлицы» – 84 кв. м), филиалов – 675 кв. м.
В музейном объединении открыты для посещения 49 экспозиций и стационарных выставок, размещенных в 42 зданиях Головного музея и его филиалов (30 из них занимают 25 зданий в Великом Новгороде, остальные 19 экспозиций и стационарных выставок размещаются в 17 зданиях г. Валдай, Чудово, Старая Русса, Боровичи, с. Кончанское Боровичского рна).
Работы по учету и движению фондов в музейном объединении осуществляются централизованно Головным музеем.
Общее количество единиц хранения (основной и научно-вспомогательный фонды) – 7 613 169 (основной фонд – 436 807), в том числе: живопись – 11 057 (древнерусская – 2145, основной фонд – 1842); графика – 4410 (3991 – основной фонд), скульптура – 444 (375 – основной фонд), ДПИ – 10 281 (основной фонд – 10 217), архитектурно-археологический фонд – 188 577 (основной фонд – 101 106), оружие – 651 (основной фонд – 597), древнерусское орнаментальное шитье – более 100, резное дерево – более 100, предметы нумизматики, сфрагистики – 132 235 (основной фонд –130 389), документы, редкие книги – 95 590 (основной фонд – 89 231), предметы этнографии – 22 709 (основной фонд – 18 078).
Основатель Головного музея Новгородского государственного объединенного музея-заповедника – ученый, археолог, секретарь Губернского статистического комитета священник Н.Г.Богословский. Крупнейшие поступления до 1941 г. – из Епархиального Древлехранилища, упраздненных церквей и мона-стырей, помещичьих усадеб, частного музея В.С. и В.В. Передольских, ГМФ, ГРМ, Академии художеств. Известными дарителями и меценатами музея были: вел. кн. Сергей и Павел Александровичи, Константин и Дмитрий Константиновичи, новгородские предприниматели И.Е.Кузнецов, В.А.Лапшин, А.Л.Чемичев, землевладелец Барыков (XIX в.).
В состав музея уже с 1917 по 1940 гг. входили архитектурные памятники с монументальной живописью ХII–ХVII вв. и храмы без живописи, признанные наиболее ценными памятниками древнерусской архитектуры.
Значительная часть коллекций и учетной музейной документации была утрачена в 1941 – 1944 гг. Из 6000 икон, вывезенных в Германию, вернулось только 478. Оккупанты вывезли около 5000 произведений русской и западноевропейской живописи, около 30 000 книг кириллической печати, большую часть книжных фондов, музейную негатеку, значительную часть собрания древнерусского шитья.
После войны коллекции пришлось формировать заново. В 1946–1947 гг. из Центрального хранилища в г. Пушкине поступило 1000 предметов, возвращенных из Германии. В 1950-е гг. поступили предметы из музея истории прикладного искусства ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в Ленинграде, в 1960-е – серебряные изделия ХII – начала ХХ в. из дублетных фондов ГИМ, художественные произведения русских мастеров из Главного хранилища пригородных дворцов-музеев Ленинграда, столовое серебро начала ХХ в. из Всесоюзного художественно-производственного комбината в Москве. В составе коллекции имеются частные собрания В.С. и В.В.Передольских (XIX в.), В.В.Лукьянова (нумизматика, Ярославль), Е.И.Залкинда (портретная миниатюра XVIII–XIX вв., Мо-сква), А.М.Берсенева (фарфор XIX – нач. XX в., С.-Петербург).
Важным источником пополнения фондов являются археологические раскопки (с 1969 г. и по настоящее время Новгородская археологическая экспедиция передает Новгородскому музею все найденные во время раскопок в Новгороде и Старой Руссе археологические находки).
Археологические предметы постоянно поступают из ЛОИА, ИИМК РАН.
Фонды музея увеличиваются и за счет систематически организуемых историко-этнографических экспедиций.
В собрании музея-заповедника в настоящее время хранятся следующие наиболее ценные коллекции.
Археологическая коллекция насчитывает свыше 100 000 предметов основного фонда, включает материалы раскопок, ведущихся с 1932 года, и является одним из крупнейших и наиболее полных в России собраний средневековых археологических предметов, имеющих эталонный характер. Особое место в ней занимают берестяные грамоты XI–XIV вв. – источник исключительной значимости для изучения истории всей средневековой Руси. Общее количество найденных в Новгороде берестяных документов приближается к тысяче.
Нумизматические фонды музея содержат более 130000 единиц хранения. Особое место в нумизматическом собрании занимают коллекции кладов, находившихся в обращении на Руси арабских дирхемов и западноевропейских динариев Х–ХI вв., коллекция древнерусских монет X–XVII вв., включающая в себя монеты всех русских княжеств. Собрание древнерусских монет Новгородского музея по своей полноте и качеству сравнимо лишь с аналогичными коллекция-ми Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа.
Сфрaгистическая кoллекцuя насчитывает более 1500 единиц хранения. Собрание древнерусских свинцовых актовых печатей ХI–XV веков включает более 1000 актовых печатей от документов, изданных русскими великими и удельными князьями, государственными деятелями XI–XV вв. и является крупнейшим сфрагистическим собранием в России.
Фонд архитектурно-археологических коллекций включает около 100 000 ед. хр. (основной фонд – 4000 ед. хр.). Главные его составляющие: архитектурно-строительные материалы, детали сооружений XI–XVII вв., многочисленные фрагменты фресок, мозаик из памятников древнерусской архитектуры Новгорода, Смоленска, Полоцка, Владимира, Киева и др. Большую часть собрания составляют материалы, переданные после проведения исследовательских работ на памятниках архитектуры Новгорода. В состав фонда входят также коллекции ЛОИА АН СССР.
Коллекции древнерусской живописи и резного дерева насчитывают свыше 1800 икон, комплексов иконостасов, резных запрестольных крестов, киотов, скульптур XI–XVIII вв. Среди них – древнейшая в России икона «Апостолы Петр и Павел», созданная в конце ХI в. для Софийского собора, древнейшая подписная икона «Св. Николай Чудотворец» мастера Алексы Петрова (1294). Коллекция древнерусской иконописи Новгородского музея имеет всемирную известность. Это высокохудожественные храмовые иконы новгородских церквей из церкви Успения на Волотовом поле, Софийские таблетки XV–XVI вв., иконы иконостасов церкви Петра и Павла в Кожевниках и собора Рождества Богородицы в Антониевом монастыре и др.
Резное дерево XIV–XVIII вв. включает монументальные кресты (Людогощенский, Савво-Вишерский, Воскресенский и др.), скульптурные изображения св. Николы из Хотенской церкви Кирилловского уезда, св. Параскевы Мученицы XVI в. и др.; киоты, комплексы иконостасов, царские врата, части рак и т.д.
Собрание произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства XI – нач. ХХ в. составляет 4000 изделий из драгоценных металлов, памятники мелкой пластики из кости, камня, культовое медное литье, художественное олово ХVII в. Уникальны новгородские Иерусалимы и кратиры из Софийского собора, «Корсунские» оклады икон из серебра, памятники с перегородчатой эмалью ХI–ХII вв, ларец-аворий конца Х – нач. ХI в. Наиболее многочисленны памятники церемониального культового и светского ювелирного искусства XVI–XVII в.: посохи Геронтия, архиепископа Пимена, рипиды митрополита Макария, напрестольные кресты, дарохранительницы, водосвятные чаши и др.
Коллекция древнерусского лицевого и орнаментального шитья включает около 100 памятников и является одной из самых значительных в России собраний шитья. Ценной особенностью его следует считать наличие уникальных пpоизведений XII–ХVII вв., времени, сохранившего лишь единичные памятники: пояс и поручи кн. Владимира из захоронений Софийского собора, поручи преп. Варлаама Хутынского, византийская епитрахиль, детали фелони преп. Антония Римлянина, археологическое шитье из Деревяницкого могильника. Коллекция шитья включает произведения, исполненные известными княжескими и царскими центрами: «светлицей» Ирины Годуновой, мастерских Евфросиньи Старицкой, Строгановых.
Собрание рукописных и старопeчатных книг XI-XVII вв. содержит древнейшие памятники русской книжной культуры. Фонд рукописных книг – более 500 ед. хр.; фонд старопечатных книг кириллической печати составляет более 800 ед. хр.; фонд гражданских старопечатных книг – более 3000.
Значительная часть собрания вошла в «Сводный каталог славянорусских рукописных книг, хранящихся в СССР» (1984). Старопечатные книги 1564–1700 гг. представлены изданиями, отпечатанными в Москве, Вильно, Киеве, Львове, Супрале, Кутейне, в типографии Иверского монастыря на Валдае.
Документальные фонды музея включают, помимо памятников нового и новейшего периодов, древние источники: указы, грамоты, челобитные, кабальные мировые записи, приговоры, отписки, розыски, доношения и пр. Хронологически документы охватывают период с 1542 по 1749 г.
Особое место в коллекции документов занимают памятники ХII в. – пергаментная грамота вел. кн. Мстислава (внука Владимира Мономаха) и сына его Всеволода Мстиславича Новгородскому Юрьеву монастырю, датируемая 1130 г., и вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г., являющиеся уникальными документами отечественной истории.
Коллекция произведений русского искусства XVIII – 1-й пол. XIX в. включает портреты Д.Левицкого, В.Боровиковского, Ф.Рокотова, К.Брюллова, пейзажи Ф.Матвеева, С.Щедрина и др. Особые группы составляют картины неизвестных крепостных художников и коллекция портретной миниатюры XVIII–XIX вв. (135 ед. хр.).
Искусство 2-й пол. XIX в. представлено произведениями И.Шишкина, И.Крамского, В.Маковского, И.Репина, В.Максимова, К.Коровина, В.Серова, А.Бенуа, Н.Рериха и др. Коллекция русского искусства начала XX в. с разной степенью полноты представляет основные художественные течения: «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.
Собрание современной живописи и графики содержит в основном работы местных художников, причем превалируют произведения на новгородскую тематику.
Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860
Новгородский сборник. 50 лет раскопок в Новгороде. М., 1982
Янин В.Л.Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. М., 2003
Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 2003
Янин В.Л. У истоков новгородской государственности. В. Новгород, 2001
Рыбина Е.А. Торговля средневекового Новгорода. В. Новгород, 2001
Варенцов В.А., Коваленко Г.М. В составе московского государства. СПб., 1999
Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, В. Новгород, выпуски 2000–2004
Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969
Лазарев В.М. Новгородская иконопись. М., 1969
Гордиенко Э.А. Древнерусская живопись. Новгород. Музей. М., 1974
Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – нач. XV в. М., 1976
Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977
Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977
Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1978
Каргер М.К. Новгород. Л., 1980
Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода. М., 1981
Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века. М., 1982
Трифонова А.Н. Серебряные оклады новгородских икон XII–XVII веков: Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1985
Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987
Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода XI – 1-й четверти ХII века. СПб., 2004
Порфиридов Н.Г. Новгород. 1917–1941 гг. Воспоминания. Л., 1987
Гордиенко Э.А. Владычная палата Новгородского Кремля. Л., 1991
Каримова И.М. Портретная миниатюра XVIII – начала XX в. Новгородский государственный музей. Новгород, 1992
Трифонова А.Н. Русская икона. М., 1992
Гормина Н.В. Владычная палата. Ювелирное искусство XI–XIX веков. СПб., 1993
Стерлигова И.А., Гормина Н.В. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл X1–XV вв. М., 1996
Игнашин Е.В., Комарова Ю.Б. Русская икона XI–XIX вв. в собрании Новгородского музея. М., 2004
Игнашина Е.В. Древнерусское шитье в собрании Новгородского музея. В.Новгород, 2002
Игнашина Е.В. Древнерусское шитье в собрании Новгородского музея. М., 2004
Гормина Н.В. Христианские древности. Художественный металл XI–XIX вв. в собрании Новгородского музея-заповедника. М., 2005
Царевская Т. Ю., Сарабьянов В.Д., Ядрышников В.А., Секретарь Л.А. Серия изданий по архитектурным памятникам Великого Новгорода (Никольский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, ц. Рождества Христова на Красном поле, ц. Спаса Преображения на Ильине, ц. Федора Стратилата на Ручью, Знаменский собор). М., 2000–2003