Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 14 глава




 

Наиболее ценна коллекция древнерусского искусства XV–XX вв. Это уникальное собрание, имеющее мировое значение, насчитывает более 2500 памятников. Среди них: «Пророк Илья» и «Апостолы Петр и Павел» XV века из д. Пяльма, «Деисусный чин» нач. XVI в. из д. Часовенская, «Чудо св. Георгия о змие» XVI века из дер. Кукасово, подписная икона Игнатия Пантелеева «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. и др.

Разнообразен по своему составу раздел «Народное искусство Карелии». Он включает как памятники древнерусского прикладного искусства («поморское» медное литье), так и произведения современного декоративно-прикладного искусства. Коллекция из 2000 экспонатов отражает различные виды народного творчества, большую часть ее составляет художественный текстиль (вышивка и ткачество), резьба и роспись по дереву.

Коллекция русского искусства ХVIII – начала ХХ века в собрании музея насчитывает более 500 произведений. Гордостью собрания являются живописные полотна Ф.Рокотова, И.Айвазовского, А.Боголюбова, И.Крамского, И.Ре-пина, В.Поленова, К.Коровина, И.Браза, А.Рылова, В.Бялыницкого-Бируля и других авторов. Графическое наследие представлено резцовой гравюрой XVIII века, акварелями А.Бенуа, пастелью К.Барду, сангинами В.Шухаева и др.

Коллекция отечественного искусства ХХ века насчитывает около 4000 произведений, созданных мастерами Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и других художественных центров страны. В 1970-е годы были определены основные направления собирательской деятельности: тема Севера и Карелии в произведениях художников; искусство Ленинграда (Петербурга); искусство 1920–1930-х годов. Особое своеобразие этому разделу придают работы ученика П.Н.Филонова М.Цыбасова, творческое наследие которого практически полностью сосредоточено в музее. Также в коллекции представлены работы ведущих мастеров бывших союзных республик.

Коллекция искусства Карелии ХХ века придает собранию музея черты уникальности, неповторимости. Более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры отражают практически всю историю развития профессионального искусства края. Подкупает индивидуальность манеры отдельных мастеров: полнокровный реализм картин Г.Стронка, эпическое обобщение полотен С.Юнтунена, выразительная отточенность графики А.Авдышева, мечтательность образов в произведениях Т.Юфа, глубина характеров и пластическое мастерство в портретах скульптора Лео Ланкинена.

Основу немногочисленной коллекции западноевропейского искусства XVI–XX вв. составляют произведения, переданные в 1961 году из Карельского Государственного краеведческого музея и Государст-венного Эрмитажа. Почти половина экспонатов – западноевропей-ский фарфор XVIII–XIX веков Севрской, Мейсенской мануфактур и других ведущих центров Европы. Коллекция живописи представлена произведениями Карла Верне, Франца Рисса, Вяйне Бломстедта, мастерской Михеля ван Кокси и других мастеров. Раздел западноевропейской графики сформирован в основном за счет даров художников XX века из Финляндии, Германии, Англии, Пуэрто-Рико.

 

Русская живопись XVIII – нач. XX века, отечественная живопись ХХ века, живопись Карелии ХХ века, западноевропейская живопись XVI – XX веков: Каталог. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск, 2005

Музей изобразительных искусств: Альбом из серии «Сокровища русского искусства». М., 2003

Соловьева Л.В. М.Цыбасов – ученик Павла Филонова // Русское искусство, 2006, № II

Платонов В. «Дарование святого Духа. Древняя иконопись земли Карельской»: Календарь-альбом на 2006 год. Минск: Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр им. Свв. Мефодия и Кирилла», 2005

Соловьева Л.В. Из истории собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Платонов В.Г. Коллекция древнерусской живописи. Юфа М. Судьбы Карелии в XX веке. Полякова С.К. Художники России – эпосу «Калевала». Сергеев С.П. Забытое имя (О художнике А.И.Вахрамееве) // Русская галерея, № 2 (220)

Дом на площади: Сборник статей. Петрозаводск, 2000

Художественное наследие Карелии. Иконопись. Народное искусство. Эпос «Калевала»: Каталог М.: ГТГ, Петрозаводск: Музей изобразительных искусств РК, 2001

Каталог выставки Михаила Петровича Цыбасова, посвященной 90-летию со дня рождения художника. Петрозаводск, 1994

Иконопись Карелии XV–XVIII вв.: Каталог.Петрозаводск, 1993

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806

Плёс

ОГУ «Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник». Плёсский государственный музей­заповедник

155555, Ивановская обл., Приволжский р­н, Плёс, ул. Луначарского, 6

Выходной день – понедельник

Директор – Орлова Мария Владиславовна, тел.: (49339) 4-34-90

(49339) 4-34-90; (49339) 4-35-59; www.plyos.org; www.plyos.narod.ru

E-mail: ples@mail.ru

Филиалы:

Дом-музей И.И. Левитана

155555, Ивановская обл., Приволжский р­н, г. Плёс, ул. Луначарского, 4/2

Зав. филиалом – Вавилова Алла Павловна, тел.: (49339) 4-34-78

Музей пейзажа

155555, Ивановская обл., Приволжский р­н, г. Плёс, ул. Луначарского, 20

Зав. филиалом – Золотарева Татьяна Николаевна, тел. (49339) 4-32-64

Создан Решением Совета Министров Российской Федерации № 338 от 13 июня 1980 года. Открыт 22 октября 1982 года.

Характеристика занимаемых зданий:

Мемориальный дом­музей И.И.Левитана – в доме купца П. Солодовникова, где художник жил и работал в 1888–1889 гг. с А.С.Степановым и С.П.Кувшинниковой.

Музей пейзажа – в доме купцов Грошева и Подгорного, кон. ХVIII в.

Здание бывших Присутственных мест на Соборной горе, 2-я пол. ХVIII в.

Двухэтажное кирпичное здание бывшей женской прогимназии, нач. ХIХ в.

Памятников федерального значения – 2,

памятников регионального значения – 7

Общая площадь помещений – 3827 кв. м, в том числе: экспозиционно-выставочная – 804,5 кв. м, фондовая – 305,9 кв. м.

Основной фонд – 20 175 единиц хранения (67 085 предметов), в том числе: живопись – 1508, графика – 2103, скульптура – 21, ДПИ – 2385, нумизматика – 10 427, предметы археологии – 237, предметы этнографии – 1176, документы, редкие книги – 1739, предметы естественно­научной коллекции – 38, прочие – 541.

Научно­вспомогательный фонд – 689 ед. хр., в том числе: живопись – 27, графика – 64, скульптура – 2, ДПИ – 50, предметы этнографии – 280, документы, редкие книги – 30, предметы естественно­научной коллекции – 11, прочие – 225.

 

Фондовые коллекции Плесского музея-заповедника обширны и разнообразны, насчитывают более 20 000 единиц хранения. Основу составляют коллекции живописи, графики, старопечатных книг, изделий народного и декоративно-прикладного искусства, быта, нумизматики, археологии. Имеются небольшие зоологические, палеонтологические коллекции, гербарий высших растений.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

- Собрание русской живописи середины XIX – рубежа XIX–XX веков

- Коллекция работ художника В.А.Федорова

- Коллекция работ художника Д.А.Трубникова

- Коллекция старопечатных книг XVII–XIX веков

- Коллекция ювелирных изделий Б.Ю.Никитина

- Коллекция медно-литой пластики XVII–XIX вв.

- Коллекция лаковой миниатюры Палеха и Холуя

- Гербарий флоры Плесского музея-заповедника, а также сопредельных территорий Ивановской и Костромской областей

 

Тезисы научно-практической конференции «Вопросы изучения Плеса». 1986

Тезисы докладов областной научно-практической конференции «Проблемы изучения и заповедования Плеса». 1988

Материалы третьей научно-практической конференции: Проблемы изучения Плеса. 1990

Сборник методических разработок «Музей и дети». Плес, 1996

Певец золотого Плеса: Н.П.Смирнов. Сб. научных статей, материалов и публикаций. Плес, 1998

Материалы научной конференции. V Плесские чтения. 1994 г. Плес, 2001

Материалы научной конференции. VI Плесские чтения. 1996 г. Плес, 2001

Смирнов Н.П. Поклон Плесу. «Новая Ивановская газета», 2003

Васильева Л.М., Сорокина И.В. Плесский музей-заповедник. М., 2006 (Серия «Сокровища русского искусства»)

Плёс

Дом-музей И.И.Левитана

Филиал ОГУ «Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник»

155555, Ивановская обл., Приволжский р­н, Плёс, ул. Луначарского, 4/2

Выходной день – понедельник

Зав. филиалом – Вавилова Алла Павловна, тел.: (49339) 4-34-78

E-mail: ples@mail.ru; www.plyos.org/levitan.html

Открыт 25 августа 1972 года.

Характеристика занимаемых зданий: одноэтажное кирпичное здание с мезонином. 1-я пол. XIX в. Хороший образец небольшого купеческого дома в стиле классицизма.

Экспозиционно-выставочная площадь – 258,2 кв. м.

 

В коллекции – произведения И.И.Левитана, А.С.Степанова, С.П.Кув-шин-никовой.

Плёс

Музей пейзажа

Филиал ОГУ «Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник»

155555,. Ивановская обл., Приволжский р­н, Плёс, ул. Луначарского, 20

Выходной день – понедельник

Зав. филиалом – Золотарева Татьяна Николаевна, тел. (49339) 4-32-64

E-mail: ples@mail.ru; www.plyos.org/muzpei.html

Открыт 14 ноября 1997 года

Характеристика занимаемых зданий: двухэтажное кирпичное здание с антресолями. Кон. XVIII в. Один из первых домов, выстроенных в соответствии с регулярным планом города в Заречной слободе, на берегу Волги. Памятник жилой архитектуры в стиле зрелого классицизма.

Экспозиционно-выставочная площадь – 965,1 кв. м.

 

В разделе русской живописи представлены работы выдающихся мастеров 2-й пол. XIX – нач. XX вв., таких, как А.П.Бого-любов, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, Р.Г.Судковский, А.А.Ки-селев, Н.Н.Дубовской, И.И.Творожников, М.Х.Аладжалов, В.В.Пере-плет-чиков, Н.А.Клодт, С.Ю.Жуковский, Н.А.Сер-геев, В.К.Бялы-ницкий-Бируля и др.

В разделе советской живописи экспонируются работы П.П.Кон-чаловского, Н.П.Крымова, С.В.Герасимова, Н.М.Ромадина, Я.Д.Ро-маса, А.М.Грицая, Е.И.Зверькова, В.М.Сидорова, И.В.Сорокина, И.С.Сошникова, М.И.Малютина, Б.Н.Лукина, И.Н.Нефедова и др.

Подгорное, с.

«Картинная галерея»

Филиал ОГУК «Томский областной художественный музей»

636400, с. Подгорное, Чаинский р­н, ул. Советская, 21

Зав. филиалом – Сушкова Галина Анатольевна,

тел.: (838257) 2-14-04, 8-913-847-96-90

Картинная галерея в селе Подгорном открыта в январе 1969 года.

Занимает кирпичное здание общей площадью 209 кв. м, экспозиционная площадь – 85 кв. м, площадь под хранение – 28 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 529, в том числе: живопись – 286, графика – 130, научно-вспомогательный учет – 113.

 

В состав музейной коллекции входят работы известных художников России, Сибирского региона, Томска. В основную часть фонда входят произведения таких художников, как Д.А.Косьмин, А.М.Грицай, Д.А.Налбандян. Р.С.Затуловская, Т.В.Ряннель, В.С.Рогаль и другие.

Кроме того, собран уникальный фонд произведений самодеятельных художников, работы народных мастеров и умельцев.

Поленово

ФГУК «Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей­заповедник В.Д.Поленова»

301011, Тульская обл., Заокский р­н, п/о Страхово

Выходные дни – понедельник и вторник, санитарный день – последний четверг каждого месяца

Директор – Грамолина Наталия Николаевна, тел./факс: (487 34) 2-11-80

E-mail: polenovo@tarusa.ru

Музей основан 15 октября 1892 года известным русским художником и общественным деятелем, академиком живописи, народным художником РСФСР Василием Дмитриевичем Поленовым.

С 1920 г. – Дом-музей В.Д.Поленова, с 1956 г. – Государственный музей­усадьба В.Д.Поленова, с 1983 г. – Государственный историко-художественный и природный музей­заповедник В.Д.Поленова, с 1990 г. – Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей­заповедник В.Д.Поленова, с 2004 г. – современное название.

Здания, построенные по проектам В.Д.Поленова:

Большой дом, 1892 г. – основная мемориальная экспозиция

Аббатство (мастерская), 1904 г. – экспозиция

Адмиралтейство, 1907 г., восстановлено в 1989 г. – выставочный зал с показом «Диорамы» – последней работы В.Д.Поленова

Фахверковый сарай, 1892 г. – выставочный зал

Флигель № 1, 1890 г. – служебное помещение

Флигель № 2, 1891 г. – компьютерный центр

Детский домик, 1902 г. – мастер-класс

Банька (дом С.Прокофьева), 1890–1892 г. – готовится экспозиция

Дом огородника, 1907 г. – служебное помещение

Дом садовника, 1905 г. – служебное помещение

Оранжерея, 1892 г., восстановлено в 2005 г. – по назначению

Коровник, 1892 г. – библиотека

Конюшня, 1892 г. – по назначению

Сарай сенной, 1892 г. – выставочный зал

Сарай каретный, 1898 г. – по назначению

Курятник, 1913 г., восстановлено в 2000 г. – мастер-класс

Избушка в саду, 1913 г. – служебное помещение

Омшаник, 1913 г. – служебное помещение

Погребица, 1892 г. – по назначению

Церковь Троицкая, 1906 г. – по назначению

Парк конца XIX – начала XX в.

Общая площадь помещений – 3440,9 кв. м, экспозиционная – 695,4 кв. м, площадь фондов – 120,2 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 13 004, в том числе: живопись – 742, графика – 4699, скульптура – 17, декоративно­прикладное искусство – 1670, предметы нумизматики – 256, археология – 722, оружие – 20, документы, редкие книги – 3085, прочее – 1793.

 

Коллекция живописи и графики состоит из двух разделов – русского и западноевропейского.

Русская часть коллекции в основном была составлена В.Д.Поле-новым из его собственных произведений (так называемая семейная коллекция), а также работ друзей и учеников, в большей части подаренных создателю музея.

Один из интересных разделов собрания – работы учеников по Училищу живописи ваяния и зодчества: К.А.Коровина, И.И.Левитана, АЕ.Архипова, С.В.Иванова, Е.М.Татевосяна, ВА.Серова и других.

Особое место в коллекции занимают произведения сестры художника Е.Д.Поленовой и М.В.Якунчиковой, стоявших у истоков русского модерна.

Работы И.Е.Репина, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова говорят о тесной связи Поленова с художниками своего времени, поддерживавшими идею создания первого народного музея в русской деревне.

Особый интерес представляют картины В.Д.Поленова из цикла «Из жизни Христа» и акварели, показывающие интерес Поленова к театрально-декорационному искусству.

Сам Поленов говорил: «Любовь к живописи и искусству я унаследовал от матери». Мать художника Мария Алексеевна Поленова, воспитанница школы К.П.Брюллова, обладала истинным талантом художника-графика. Ее большеформатные рисунки простых людей можно было бы объединить в единый цикл «Лики России», столь одухотворенны, чисты и красивы запечатленные образы.

Западноевропейский раздел живописи невелик, но содержит произведения, собранные, по словам В.Д.Поленова, четырьмя поколениями его семьи. Особо стоит отметить «Мадонну с младенцем» Сиенской школы нач. XIV в., купленную В.Д.Поленовым в Париже в 1890 году, а также картину «Воздвижение креста» Ф.Франкена, приобретенную прадедом художника А.Я.Поленовым в Германии в 1767 году, и небольшой эскиз Паоло Веронезе «Борьба Иакова с Богом», подаренный В.А.Жуковским поэту И.И.Козлову и купленный В.Д.По-леновым у его племянника в 1886 году.

Предметы декоративно-прикладного искусства собирались семьей В.Д.Поленова в основном во время путешествий по городам России, Европы и странам Востока. Особое место в коллекции музея занимают произведения абрамцевского кружка – это керамика М.А.Врубеля, К.А.Коровина, С.И.Мамонтова, Е.Д.Поленовой и др.

Мебель в доме уникальна: по большей части она сделана по эскизам и рисункам В.Д.Поленова или даже руками самого художника. Мелкие формы (полочки, стульчики, табуретки), изготовленные в абрамцевском стиле, относятся к творчеству Е.Д.Поленовой – организатора абрамцевских мастерских художественной резьбы по дереву.

Греческая Археологическая коллекция была собрана отцом художника Д.В.Поленовым в бытность его советником русской миссии в Афинах в начале 1830-х годов, а затем пополнена В.Д. Поленовым во время поездок в Грецию (1881, 1899, 1911 гг.). Основание египетской коллекции – подарок сослуживца Д.В. Поленова в Греции. Позднее она также была пополнена художником во время путешествий на Восток: Сирию, Палестину, Египет. Значительную часть археологической коллекции собрал сын художника Д.В.Поленов-младший. Биолог по образованию, он занимался археологическими раскопками и поисками в окрестностях усадьбы «Борок» (ныне музей-заповедник В.Д.Поленова). Им же была собрана и небольшая палеонтологическая коллекция.

Коллекция оружия собиралась самим художником. Большинство экспонатов было привезено им в 1877 году с Русско-турецкой войны, из Болгарии и Сербии.

Мемориальные книги – лишь малая часть очень хорошей библиотеки, собранной семьей и хранящейся когда-то в доме.

Семейные предметы также включают в себя некоторые уникальные вещи: личный бокал Наполеона, захваченный в качестве трофея дедом художника А.В.Воейковым во время Отечественной войны 1812 года; бумажные птички, сделанные Л.Н.Толстым для детей Поленова; столешница мозаичного стола, собранная из кусочков античного мрамора, найденных Поленовым в Риме в 1894 году.

Каждый раздел поленовской музейной коллекции обладает серьезным выставочным потенциалом. Многие вещи еще никогда не были экспонированы, так как основная экспозиция, расположенная в Большом доме, абсолютно мемориальна, ибо не менялась с 1927 года.

 

Государственный музей имени В.Д.Поленова. Путеводитель / Сост. Е.В.Сахарова. М., 1954

Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964

В.Д.Поленов и его дом-музей: Альбом / Авт.-сост. О.В.Поленова. М., 1967

Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова / Авт.-сост. Федор Поленов. М., 1972

Государственный музей-усадьба Поленово. Живопись и графика / Авт.-сост. Н.Н.Гра-молина, Ф.Д.Поленов. Л., 1979

Поленово. Государственный музей-усадьба В.Д.Поленова: Альбом / Авт.-сост. Ф.Д.По-ленов. М., 1982

Грамолина Н.Н. Поленово. Тула, 1987

Поленово: Фотоальбом о Государственном историко-художественном и природном музее-заповеднике / Авт.-сост. Ф.Д.Поленов. М., 1989

«Поленово». Сост. Л.Е.Долгина // Памятники отечества. М., 2001

Поленов Ф.Д., Н.Н. Грамолина. Хранители родников. Тула, 2004

«Шедевры Поленовского дома». В.Д.Поленов. «Христос и грешница» / Сост. Е.Е.Каш-танова. Тула, 2005

Поленов Ф.Д., Поленов Л.Л. Поленово. Путеводитель. Тула, 2005

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. Путеводитель / Сост. Е.Е.Каштанова, П.Л.Булыгин. Тула, 2005

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. Живопись. Каталог / Сост. Н.Н.Грамолина, Е.Е.Каштанова. М., 2005

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. Художественные традиции рода Поленовых / Сост. Н.Н.Грамолина, Е.Е.Каштанова, П.Л.Булыгин. Тула, 2005

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. Поленово: Путеводитель / Сост. Н.Н.Грамолина, Е.Е.Каш-танова. Тула, 2005

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. Поленовские рисовальные вечера. Константин Коровин / Сост. Н.Н.Грамолина, Е.Е.Каштанова, П.Л.Булыгин. Тула, 2006

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова. На пути к храму. 100 лет церкви Святой Троицы в Бехово / Сост. Н.Н.Грамолина, Е.Е.Каштанова, П.Л.Булыгин. Тула, 2006

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806, 808

Прислониха, с.

Музей «Усадьба народного художника СССР А.А.Пластова»

Филиал ГУК «Ульяновский областной художественный музей»

433210, Ульяновская обл., Карсунский р­н, с. Прислониха

Зав. филиалом – Спешилова Нелли Валентиновна

Основан и открыт в 1988 году.

Общая площадь – 104 кв. м, экспозиционная – 60 кв. м, служебная площадь – 44 кв. м.

 

В экспозиции представлены мемориальные и художественные материалы о творчестве А.А. Пластова.

Псков

ГУК-Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник

180000, Псков, ул. Некрасова, 7

И.о. директора – Киселев Юрий Николаевич, тел.: (8112) 66-44-95

Факс: (8112) 66-25-17

E-mail: mosseсretar@ellink.ru; www.museum.pskov.ru/

Основан в 1872 году. Открыт в 1876 году.

С 1944 г. – Псковский краеведческий музей; 1958 г. – Псковский историко-художественный музей, с 1968 г. – Псковский историко-художественный и архитектурный музей­заповедник, с 1979 м– Псковский государственный объе-диненный историко-архитектурный и художественный музей­заповедник.

Музей занимает:

каменные палаты XVII в., принадлежавшие купцу С.И.Поганкину

здание бывшей художественно­промышленной школы Фан дер Флита, нач. XX в.

современное здание, построенное в конце 1970-х гг.

Общая площадь – 10 580,1 кв. м, экспозиционная – 4222,9 кв. м, фондовая – 1343,1 кв. м.

Общее количество единиц хранения художественных коллекций – 6055, в том числе: древнерусская живопись – 795, живопись – 1780, графика – 3480.

 

Музей создан по инициативе членов кружка любителей старины Псковского статистического комитета. В 1872 году при комитете начала работать Археологическая комиссия, которая занималась организацией музея. В мае 1876 года музей был открыт.

К 1941 году он состоял из 7 отделов, существовавших на правах самостоятельных музеев, в числе которых был музей живописи.

Музейное собрание древнерусской иконописи охватывает период XV–XIX вв. и включает памятники, созданные в Пскове и его окрестностях. Представлено несколько хорошо сохранившихся иконостасных ансамблей (церкви Николы «со Усохи», ц. Архангела Михаила, ц. Успения «с Пероменья»). В коллекции имеется несколько известных чудотворных икон («Спас Елизаровский», «Богоматерь Мирожская»).

В коллекции декоративно-прикладного искусства особо ценно собрание русского и западноевропейского художественного серебра XVI – нач. XX в. с разделом уникальных изделий псковских мастеров XVI – XVII вв.

Русское изобразительное искусство XVIII в. представлено портретами И.Никитина, Ф.Рокотова, В.Боровиковского и др.; «россика» – работами С.Торелли, Ж.-Л.Вуаля, К.Л.Христинека, А.Графа, С.Фроста и П.Ротари; 1-я пол. XIX в. – произведениями А.Иванова, С.Щедрина, В.Тропинина, Я.Кап-кова, К.Брюллова, Ф.Бруни, Ф.Буткина, А.Варнека и др.; 2-я пол. XIX в. – полотнами И.Айвазовского, Ф.Васильева, И.Шишкина, Н.Ге, И.Репина и др.; рубеж XIX–XX вв. – работами Б.Кустодиева, И.Куликова, А.Бенуа, К.Сомова, М.Добужинского, Ф.Малявина, А.Васнецова, Л.Пастернака, С.Жуковского, А.Куприна, А.Лентулова, Ф.Фалька, Б.Григорьева, М.Шагала и других мастеров.

Отечественное изобразительное искусство XX в. представлено произведениями А.Вахрамеева, А.Самохвалова, А.Пахомова, С.Кольцова, работами художников довоенного Пскова (В.Купцова, Е.Забровского, Г.Иванова и др.); искусство 2-й пол. XX в. – работами В.Попкова, Е.Моисеенко, В.Тюленева, Н.Кормашова, современных псковских художников А.Стройло, И.Силина и др.; а также наивных художников Псковского края: Н.Комалова, В.Дмитриева, К.Громова и др.

 

Каталог русского дореволюционного и советского изобразительного искусства / Сост. Е.И.Скобельцина. Псков, 1963

Овчинников А. Живопись древнего Пскова XIII–XVI вв. М., 1971

Псковская икона XIII–XVI вв. / Вст. ст. М.В.Алпатова, ст. и кат. И.С.Родниковой. Л., 1990

Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: Альбом / Авт.-сост. И.С.Родникова. М., 1981

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник / Сост. И.С.Родникова. М., 1981

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 807

Репино, п.

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

Филиал ГНУ «Научно­исследовательский музей Российской Академии Художеств»

197738, Санкт-Петербург, Курортный р­н, п. Репино, Приморское шоссе, 411

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор – Бородина Татьяна Петровна, тел.: (812) 432-08-34

Тел./факс: 432-08-28, www.museum.ru, penates.mus@mail.ru

Открыт 24 июня 1940 года.

Лето 1941 года – эвакуация музея в Ленинград. Август 1944 г. – в связи со 100-летием со дня рождения И.Е.Репина Правительством принято решение о полном восстановлении усадьбы. 24 июня 1962 года – открытие воссозданного музея.

С 24 июня 1940 г. по июнь 1941 г. – Дом-музей И.Е.Репина, отдел Научно­исследовательского музея АХ СССР. С 24 июня 1962 г. – Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты», научный отдел Научно­исследовательского музея АХ СССР. С 1973 г. – филиал Научно­исследовательского музея АХ СССР. С 2005 г. – филиал, отдельное подразделение, ГНУ НИМ РАХ.

Усадебный комплекс включает:

дом И.Е.Репина и парк 2,2 га

в парке: беседка «Храм Осириса и Изиды», беседка со смотровой площадкой – башенка «Шехерезада», артезианский колодец «Посейдон».

На территории парка находится могила И.Е.Репина.

Музей-усадьба великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Пенаты» расположен в 44 км от Санкт-Петербурга, на Карельском перешейке.

В архитектурной конструкции двухэтажного деревянного дома, в его декоративных украшениях удачно сочетаются элементы стиля северного деревянного модерна и древнерусской архитектуры.

Весь второй этаж занимают мастерские (зимняя и летняя).

Здесь же расположена открытая веранда «Аэроплан».

На первом этаже находятся жилые комнаты: прихожая, кабинет, зимняя веранда, гостиная, столовая.

Первые три комнаты не восстановлены в первоначальном виде. В них размещена экспозиция фотоматериалов о жизни и творчестве И.Е. Репина.

Экспозиционная площадь музея – 388,9 кв. м, фондовая – 12,3 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 1878, в том числе: живопись – 309, графика – 217, мемориальные предметы – 573, архивные материалы – 585.

 

Первоначально музейная коллекция включала произведения живописи, графики и прикладного искусства, предметы быта, мебели, архивные материалы, остававшиеся в доме И.Е.Репина и в доме его сына Юрия, до 1944 года находившегося на территории усадьбы.

В 1940 году фонд живописи пополнился четырьмя работами из собраний ГТГ и ГРМ. В начале Великой Отечественной войны при эвакуации музея часть коллекции была утрачена.

Экспозицию и фонды восстановленного музея составили сохранившиеся экспонаты и вновь приобретенные аналоги утраченной мебели.

В 1962 году к открытию восстановленного музея поступили подарки: мебель и вещи от родственников, знакомых, почитателей художника.

В 1966 году в «Пенаты» вернулись живописные работы Юрия Репина, хранившиеся до этого в НИМ РАХ.

В 1974 году от И.М.Карпинского, председателя распавшегося в 70-е годы «Союза русских художников-реалистов в Финляндии», поступило собрание рисунков И.Е.Репина (64 ед. хр.).

За время существования воссозданного музея, коллекция ежегодно пополняется за счет подарков частных лиц – соотечественников и иностранцев.

 

Карпенко М.А., Кириллина Е.В., Левенфиш Е.Г., Прибульская Г.И., Садкова Н.В. Пенаты. Музей-усадьба И.Е.Репина: Путеводитель. Л.-М., 1965

Кириллина Е.В. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты». Л., 1987

Бородин Т.П. Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты» // Декоративное искусство 2004. № 3

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 807

Родино, с.

МУК «Родинский районный музей»

659780, Алтайский край, с. Родино, ул. Советская, 4

Выходные дни – суббота, воскресенье

Директор музея – Федин Николай Александрович, тел.: (385-63) 2-14-89

Факс: (385-63) 2-24-01; www.museum.ru.m1501

Основан по Решению Крайисполкома № 333 от 20.10.1988 г. (Приказ Краевого управления культуры № 169 от 21.12.1988 г., Приказ Отдела культуры Родинского райисполкома № 3 от 24.12.1989 г.)

С 1 января 1989 г. – Родинская картинная галерея – филиал Алтайского краевого музея изобразительного и прикладного искусства.

По Постановлению № 250 администрации Родинского р­на от 29.12.2005 г. в целях сохранения единой системы развития культуры в р­не и обеспечения культурно­досуговой деятельности населения на основании Федерального Закона № 131-Ф от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» было создано межпоселенческое МУК «Родинский районный Дом культуры». При слиянии р­нного краеведческого музея и Музея изобразительных искусств в структуру РДК вошел Родинский районный музей.

Занимает одноэтажное кирпичное здание бывшей аптеки, построенное в 1965 году и реконструированное в 1986-1987 годах под выставочные залы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: