Статьи сотрудников в сборниках и периодических изданиях 16 глава




В отделе западноевропейского искусства имеются работы художников итальянской, голландской, французской и других школ XVI–XX вв. (В.Катен, Д.Крозато, Ф.Гварди, А.Остаде, Я.С.Пейнас, С.Вуэ, Ф.Ласло).

 

Искусство Рязанских земель: Альбом-каталог выставки древнерусского искусства из фондов Рязанского областного художественного музея и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. М., 1993

Каталог первого собрания произведений для Рязанского Городского Художественно-исторического музея имени профессора Ивана Петровича Пожалостина. Рязань, 1915

Русская живопись в музеях РСФСР: Рязанский областной художественный музей. Вып V. М., 1958

Рязанский государственный областной музей. Картинная галерея: Путеводитель. Рязань, 1927

Рязанский областной художественный музей: Русское искусство ХV – начала XX века: Живопись. Скульптура. Графика: Каталог / Авт.-сост. Т.П.Щеглова. Л., 1982

Рязанский областной художественный музей: Альбом. М., 1978

Рязанский областной художественный музей: Живопись, скульптура, графика: Каталог / Авт.-сост. Т.П.Щеглова, М.Ф.Сырова. Рязань, 1957

Скопинская керамика XIX–XX вв.: Каталог выставки из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского областного художественного музея, АОЗТ «Скопинская художественная керамика» / Авт. вст. ст. М.А.Котова, сост. Т.М.Панкова, В.П.Сидорова, И.Н.Денисова, Т.К.Голованова. Рязань, 1997

Салават

МУК «Салаватская картинная галерея»

453261, Республика Башкортостан, Салават, ул. Первомайская, 3

Директор – Тармилова Елена Марсовна, тел.: (34763) 5-55-10

Основана 10 января 1988 года. Открыта 28 сентября 1989 года.

С 1991 года – современное название.

Расположена на первом этаже жилого дома, 1950-е гг.

Общая площадь – 562,2 кв. м, экспозиционная – 436,3 кв. м, фондовая – 125,9 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 68, в том числе: живопись – 45, графика – 10, ДПИ – 13.

 

Галерея основана по инициативе Администрации Салавата. В собрании – произведения современных художников Республики Башкортостан, в том числе работы местных художников (Б.Домашников, М.Карташов, М.Шнейдерман, Р.Яппаров и др.).

Салехард

ГУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно­выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»

629008, Ямало-Ненецкий АО, Салехард, ул. Чубынина, 38

Выходной день – понедельник

Директор – Гришин Сергей Ефимович, тел.: (34922) 3-05-83

Факс: (34922) 3-05-19

Филиал: Музей-квартира Л. Лапцуя.

Заведующая филиалом – Сусой Елена Григорьевна, тел.: (34992) 4-73-82

Создан 11 октября 2002 г. в результате объединения Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея им. И.С.Шемановского и Выставочного центра.

Площадь: экспозиционная– 3280 кв. м, временных выставок – 6896 кв. м, фондовая – 310 кв. м.

 

Коллекции фондов насчитывают более 46 000 палеонтологических, археологических и этнографических экспонатов, произведений современной живописи и прикладного искусства, образцов минералов и фауны севера Западной Сибири. В собрании музея представлена уникальная коллекция из археологических раскопок Мангазейского городища (Красносельский р-н ЯНАО), могильников «Зеленый Яр» (Приуральский р-н ЯНАО, Волжская Булгария, XI в.), произведения XIX века, коллекции предметов и документов строительства 501-й и 503-й строек.

В экспозиции комплекса выставлен скелет шерстистого носорога, который привлекает неизменный интерес посетителей.

 

Земля Ямал. М, 1998

Живой Ямал: Каталог выставки. М., 1999

Сокровища Приобья. Западная Сибирь на торговых путях Средневековья: Каталог выставки / Вст. ст. Н.В.Федоровой, Каталог Н.В.Федорова. Салехард. СПб., 2003

Усть-Полуй. I век до н.э.: Каталог выставки /Вст. ст. Н.В.Федоровой. Салехард, СПб., 2003

Липатова Л.Ф. И.С.Шемановский: Избранные труды. М., 2005

Липатова Л.Ф. Дорогами кочевий. Ч. 1, 2. Салехард, 2005

Липатова Л.Ф. XX век глазами обдорян. Салехард, 2005

Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского: Набор открыток. Салехард, 2006

Древнее золото Великой степи. Салехард, 2006

Строительство 501, 503. Чум – Салехард – Игарка. Салехард, 2006

Сальск

ГОУК «Сальский музей им. народного художника В.К. Нечитайло»

347630, Сальск, Ростовская обл., ул. Ленина, 11

Выходной день – понедельник

Директор – Шеховцов Василий Александрович, тел.: (86372) 5-08-84

Факс: (86372) 5-08-84,; www.museum.ru/M1596

E-mail: picture@salsk.donpac.ru

Основан решением Городского Совета народных депутатов от 01.11.1977 г., открыт для посещения 12 января 1978 г.

С 1977 г. – Галерея на общественных началах, с 1979 г. – Сальская городская картинная галерея. Решением Ростовского областного Совета народных депутатов № 678 от 05.10.1981 г. картинной галерее присвоено имя В.К.Нечитайло. Постановлением Администрации Ростовской области № 370 от 07.08.2002 г. утверждено название: ГОУК «Сальский музей им. народного художника В.К.Нечитайло».

Здание музея построено предположительно в 1926 году.

Оно принадлежало тресту «Хлебопродукт», затем «Заготзерно». В 1941–1942 гг. здание было частично разрушено, до 1950 года не восстанавливалось. В 1950 году по решению Сальского горисполкома № 480 от 23.08.1950 г. полуразрушенное здание было передано Сальскому райкому ВКП (б) для ремонта и дальнейшего использования. Решением Сальского райисполкома № 906 от 23.07.1953 года был утвержден акт приемки здания в эксплуатацию. До 1963 года здесь помещался районный комитет КПСС, с 1963 по 1973 год – районный и городской комитеты КПСС, с 1973 по март 1977 года – городской комитет КПСС. В 1977 году здание было передано Сальской картинной галерее и детской художественной школе. С июля 2006 года здание полностью занимает музей.

Общая площадь – 530 кв. м, экспозиционная – 300 кв. м, фондовая – 70 кв. м.

Общее количество единиц хранения основного фонда – 2277, в том числе: живопись – 611, графика – 934, скульптура – 96, ДПИ – 179, нумизматика – 42, фото – 86, документы – 209, предметы быта – 120.

 

13 октября 1977 года решением Секретариата Союза художников РСФСР Сальску была передана значительная коллекция советского изобразительного искусства. Ее составили 75 произведений живописи, 23 – графики и 46 – скульп-туры. Активную поддержку и личное участие в формировании первого поступления оказал сальчанин, народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР Василий Кириллович Нечитайло (1915–1980). Первая коллекция стала началом собственных фондов Сальской картинной галереи, а ее экспонаты – основой постоянной экспозиции. В собрание музея входят произведения современного отечественного искусства (с 1930-х гг. по настоящее время), в том числе работы ведущих художников Москвы, Ленинграда–Петербурга и бывших республик Советского Союза. Имеется коллекция работ художников Дона (в том числе сальских художников), мемориальная коллекция В.К.Нечитайло, собрание живописи художника-земляка, заслуженного художника РСФСР А.Г.Лысенко (1916–2000), экспонаты исторического раздела музея.

Самара

ГУК СО «Самарский областной художественный музей»

443099, Самара, ул. Куйбышева, 92. Час. пояс +1

Выходной день – вторник

Директор – Рябчук Галина Владимировна, тел./факс: (846) 333-46-50

Зам. директора по развитию – Петрова Мария Николаевна,

тел.: (846) 332-23-50

Зам. директора по научной работе – Петрова Татьяна Анатольевна,

тел.: (846) 332-84-48

Главный хранитель – Кожевникова Маргарита Владимировна,

тел.: (846) 332-84-48

E-mail: artmus@samtel.ru

Филиал: Ширяевский историко-музейный комплекс (443000, Самарская обл., Жигулувский р­н, с. Ширяево, ул. Советская, 14).

Заведующая – Пахомова Елена Анатольевна

Основан в 1897 году. Открыт 8 мая 1897 года.

С 1897 г. – Художественный отдел Самарского Публичного музея, с 1914 г. – Художественный отдел при Самарском губернском музее, с 1919 г. – Художе­ственный отдел Самарского губернского научного музея, с 1918 г. – Художест­венный отдел Средне­Волжского государственного краеведческого музея; с 1937 г. – Куйбышевский краевой художественный музей, с 1972 г. – Куйбышевский областной художественный музей, с 1991 г. – современное название.

Художественный отдел был создан при Самарском публичном музее группой самарских художников во главе с К.П.Головкиным в 1897 году. Ядро будущей коллекции составили картины, переданные в дар. Впоследствии в состав отдела вошли коллекции купцов Шихобаловых, владельца пивоваренного завода Альфреда фон Вакано и других самарских собирателей. После 1917 г. фонды собрания пополнились коллекциями Самарского общества археологии и этнографии.

В 1937 году художественный отдел был преобразован в самостоятельный художественный музей, разместившийся во Дворце культуры на площади им. Куйбышева.

Занимает здания:

б. Волжско-Камский банк, 1915 г., арх. В.И.Якунин

правое крыло Театра оперы и балета, 1937 г., арх. H.А.Троцкий и H.Д.Каценеленбоген

Общая площадь – 5400 кв. м, экспозиционная – 3285 кв. м, фондовая – 350 кв. м.

Общее количество единиц хранения, – 14 287 (основной фонд – 11 757), в том числе: восточное искусство – 943, иконы – 145, живопись – 1700 (западная – 80, русская – 943, советская – 677), скульптура – 213, литье – 214, графика – 6590 (русская – 4828, западная – 1762), ДПИ – 2311 (западное – 582).

 

Самарский художественный музей относится к числу крупнейших в Поволжье. Собрание музея насчитывает около 15 000 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Центральное место занимают произведения отечественного искусства ХVI–ХХI вв. Особое место отведено культуре и искусству Самары. В экспозиции представлены также западноевропейское искусство и искусство стран Востока – Китая, Японии, Индии. Наряду с основным зданием, где экспонируются произведения классического русского и зарубежного искусства и авангарда, функционирует Отдел современного искусства (пл. Куйбышева, 1). Здесь базируются также секторы «Музей-мастерская В.З.Пурыгина» и «Музей-квартира семьи Васильевых».

 

Беркутов H.М. Художественные произведения в краеведческом отделе Средне-Волжского Государственного Краеведческого музея: Каталог. Самара, 1930

Ванутин В.И. Из истории художественной жизни Самары. М., 1976

Володин В. Из истории художественной жизни города Куйбышева: Кон. XIX – нач. XX века. М., 1979

Изобразительного искусства мастера. Куйбышев, 1985

Куйбышевский областной художественный музей: Выставка произведений из фондов музея: Живопись. Графика. Скульптура: Каталог / Сост. А.Я.Басс. Куйбышев, 1966

Куйбышевский областной художественный музей: Каталог и путеводитель. Куйбышев, 1941

Куйбышевский областной художественный музей: Путеводитель / Сост. А.Я.Басс, Л.Д.Смолкина. Л., 1961

Куйбышевский областной художественный музей. Русское и советское искусство: Живопись, графика, скульптура: Каталог / Сост. В.Володин. М., 1955

Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышев, 1978

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 798 (Kuibyshev)

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургское ГУ «Государственный музей городской скульптуры»

191167, Санкт-Петербург, Невский пр., 179/2 «Т»

Выходной день – четверг

Директор – Тимофеев Владимир Николаевич, тел.: (812) 274-26-35

Факс: (812) 274-25-20

Филиал: Музей-некрополь «Литераторские мостки» (СПб., ул. Расстанная, 30). Зав. филиалом – Васильев Геннадий Николаевич, тел.: (812) 766-23-83

Открыт в 1932 году.

С 1923 г.– «Музей-некрополь», с 1932 г.– Музей надгробных памятников, с 1939 г.– Ленинградский музей городской скульптуры, с 1969 г.– Государственный музей городской скульптуры, с 2004 г.– современное название.

В составе музея:

Благовещенская усыпальница, 1717–1724 гг., арх. Д.Трезини, Т.Швертфегер

Лазаревская усыпальница, 1835–1836 гг., арх. Д.Тиблен

Некрополь XVIII века, основан в 1716 г. (Лазаревское кладбище)

Некрополь мастеров искусств, основан в 1823 г. (Тихвинское кладбище)

В некрополях находится более 1200 надгробных памятников. С 1939 года в ведение музея переданы памятники и мемориальные доски всего города.

С 1984 года в Некрополе мастеров искусств работает Выставочный зал, где проходят выставки современного изобразительного искусства.

В 1987 году открыт отдел:

Музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота», 1827–1834 гг., арх. В.П. Стасов

Территория некрополей – 2 га; Общая площадь зданий – 2238 кв. м, экспозиционная – 471 кв. м, фондовая – 453 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 6797, в том числе: скульптура – 1747, живопись – 55, графика – 2956, нумизматика – 70, ДПИ – 4.

 

Музей основан обществом «Старый Петербург» с целью сохранения и изучения памятников Лазаревского кладбища Александро-Невской Лавры, а также других архитектурных и исторических памятников Лавры.

Основу музейного собрания составляют выдающиеся произведения рус-ского монументального искусства – памятники и монументы Санкт-Петербурга, среди которых «Медный всадник» (Э.М.Фальконе, 1782), памятник Петру I у Инженерного замка (К.Б.Растрелли, 1743, установлен в 1800), памятник А.В.Суворову (М.И.Козловский, 1801), Ростральные колонны (Ж. Тома де Томон, 1807–1810), Александровская колонна (О.Монферран, Б.И.Орловский, 1834), памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли (Б.И.Орловский, 1837), И.А.Крылову (П.К.Клодт, 1855), Николаю I (О.Монферран, П.К.Клодт и др., 1859), С.М.Кирову (Н.В.Томский, 1938), А.С.Пушкину (М.К.Аникушин, 1957), М.В.Ломоносову (В.Свешников, Б.Петров, 1986) и др.

Уникально собрание русской мемориальной пластики, включающее работы И.П.Мартоса, Ф.Г.Гордеева, М.И.Козловского, В.И.Демут-Малиновского, Ф.П.Толстого, Н.К.Рериха, АВ.Щусева, И.А.Фомина и др. Некрополи Лавры – Пантеон России, в котором покоятся А.В.Суворов, М.И.Глинка, П.И.Чай-ков-ский, Ф.М.Достоевский и многие другие деятели отечественной культуры.

Несомненное художественное значение представляет коллекция проектов и моделей памятников Петербурга–Ленинграда, в частности, редкие материалы конкурсов на проекты памятников А.С.Пушкину, В.Г.Белинскому, Н.В.Гоголю, А.Н. Островскому и др.; а также собрание графики XVIII–XIX вв. с видами Санкт-Петербурга и ансамблями монументальной скульптуры.

 

Исторические кладбища Петербурга / Сост. А.В.Кодак, Ю.М.Пирютко. СПб., 1993

Кудрявцев А.И., Шкода Г.Н. Александро-Невская Лавра. Архитектурный ансамбль и памятники некрополей: Альбом. Л., 1986

Ленинградский музей городской скульптуры. Собрание советской скульптуры: Каталог. Л, 1968

Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник / Сост. В.Н.Тимофеев, Н.Н.Ефремова, Э.Н.Порецкина. СПб., 1999

Монументально-декоративная скульптура Санкт-Петербурга: Справочник / Сост. В.Н.Тимофеев,Н.Н.Ефремова, Ю.М.Пирютко. СПб., 2004

Нетунахина Г.Д. Музей городской скульптуры: Путеводитель, Л., 1981

Нетунахина Г.Д., Удимова Н.И. Городские памятники. Некрополь Александро-Невской Лавры. Литераторские мостки: Краткий путеводитель. Л., 1963

Нетунахина Г.Д., Удимова Н.И. Музей городской скульптуры: Краткий путеводитель. Л., 1972

Охотников И.В. Литераторские мостки. Л., 1972

Памятники Санкт-Петербурга: Справочник / Сост. В.Н.Тимофеев, Н.Н.Ефремова, Ю.М.Пирютко. СПб., 2002

Пирютко Ю.М. Государственный музей городской скульптуры: Краткий путеводитель. СПб., 2002

Рункевич С.Г. Александpo-Невская Лавра. СПб., 1913

Сперанский A.И. Александро-Невская Лавра. – СПб., 1897

Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 1: Благовещенская и Лазаревская усыпальницы / Сост. А.А.Алексеев, Ю.М.Пирютко, В.В.Рытикова. СПб., 2004

Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 2. Некрополь мастеров искусств / Сост. A.A.Aлексеев, Ю.М.Пирютко, В.В.Рытикова. СПб., 2005

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 800

 

Санкт-Петербург, Павловск

ГУК «Государственный музей­заповедник “Павловск”»

188623, Санкт-Петербург, Павловск, ул. Садовая, 20

Выходной день – пятница

Директор – Третьяков Николай Сергеевич, тел.: (812) 452-21-55

Факс: (812) 465-11-04

E-mail: pavlovsk@mail.ru, palace@pavlovsk.org; www.pavlovsk.org

 

Открыт для публичного посещения в 1918 году.

Коллекции дворца и парка – загородной резиденции сына Екатерины II цесаревича Павла Петровича, а после смерти Павла I – его вдовы, императрицы Марии Федоровны, стали складываться в 1770–1780 гг.

Размещается в дворцово-парковом ансамбле 2-й пол. ХVIII – 1-й четв. ХIХ вв.

Ансамбль разрушен в 1941–1944 гг., ныне полностью восстановлен первоначальный облик.

Планировка и устройство парка выполнены арх. Ч.Камероном и П.Гонзагой.

Парк занимает 600 га.

Ансамбль включает:

Большой дворец, 1782–1786 гг., арх. Ч.Камерон. Позднее работали арх. В.Бренна, Д.Кваренги, А.H.Воронихин, К.И.Росси

Павильон трех граций, 1800–1801 гг., арх. Ч.Камерон

Колонада Аполлона, 1782–1783 гг., арх. Ч.Камерон

Храм дружбы, 1780–1782 гг., арх.Ч.Камерон

Вольер, 1782 г., арх. Ч.Камерон

Пиль­Башня, 1797 г., арх.В.Бренна

Общая площадь – 16 600 кв. м, экспозиционная – 4827 кв. м, фондовая – 1586 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 31 936, в том числе: живопись – 1461, графика – 11 888, скульптура – 888, ДПИ – 11 729, нумизматика – 64, быт и этнография – 739, документы – 3935, редкая книга – 1232.

 

Музей-заповедник «Павловск», летняя резиденция императора Павла I и его семьи, является выдающимся дворцово-парковым ансамблем конца XVIII – нач. XIX в.

Над строительством зданий и их убранством работали архитекторы Ч.Камерон, В.Бренна, Д.Кваренги, А.Н.Воронихин, К.И.Рос-си, скульпторы М.И.Козловский, И.П.Мартос, И.П.Прокофьев, Ф.Г.Гор-деев, В.И.Демут-Малиновский.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием его владельцев, вел. кн. Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, по Европе в 1781–1782 гг. под именем графов Северных. Из путешествия было привезено много ценных вещей, в числе которых – Туалетный прибор, изготовленный на Севрской фарфоровой мануфактуре, и гобелены – подарки короля Франции Людовика XVI. Посещая мастерские известных мастеров, знатные путешественники приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы. Кроме того, они привезли с собой в Россию большое количество античной скульптуры из Италии.

Наряду с произведениями западноевропейской живописи, прикладного искусства музей обладает великолепной коллекцией русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Особый интерес представляют предметы убранства, выполненные в начале 1800-х гг. для вдовствующей императрицы Марии Федоровны по проектам выдающегося архитектора и декоратора А.Н.Воронихина.

В музее открыты исторические интерьеры парадных залов и жилых комнат.

 

Успенский А.И. Павловские дворцы и дворцовый парк. М., 1912

Талепоровский В.Н. Павловский парк. Пг., 1922

Курбатов В.Я. Павловский дворец и парк. Л., 1925

Матвеев А. Павловский дворец-музей: Путеводитель. М.-Л., 1931

Иконников А., Матвеев А. Детское Село и Слуцк (Павловск). Л., 1933

Сидоров А. Павловский дворец. Л., 1935

Архангельская H.Э. Павловск. Л., 1936

Сидоров А.В. Павловск: Путеводитель по Павловскому дворцу и парку. Л., 1936

Земцов С.М. Павловск. М., 1947

Павловск: Альбом. М., 1952

Павловский дворец-музей художественного убранства. Античная скульптура в Павловском дворце-музее: Путеводитель. Л., 1972

Кучумов А.М. Павловск. Дворец и парк: Альбом. Л., 1976

Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера. Л., 1977

Павловск: Альбом. Л., 1977

Кучумов А.М. Павловск: Путеводитель. М., 1980

Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л., 1981

Шварц В.С. Павловск. Дворцово-парковый ансамбль XVIII–XIX вв.: Альбом. Л., 1981

Зеленова А.И. Дворец в Павловске. Л., 1986

Беланина В.А. Павловск. Л., 1989

Павловск. В двух томах: Том 1: Дворец и парк, том 2: Коллекции. Париж, 1994

Павловск. Императорский дворец. История и судьбы. СПб., 1997

Павловск. Дворец. Парк. СПб., 1998

Павловск. Золотой век русской культуры. СПб., 1999

Павел Петрович. Великий князь. Император. СПб., 2001

Павловск. Видеофильм, 2001

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806

Санкт-Петербург, Петродворец

ФГУК «Государственный музей­заповедник “Петергоф”»

198803, Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Разводная, 2

Выходной день – понедельник

Директор – Знаменов Вадим Валентинович, тел.: (812) 450-74-25

Факс: (812) 450-63-30; E-mail: admin@peterhof.org; www.peterhof.org

Филиал: Петродворец, Музей семьи Бенуа

Открыт в 1918 г. Включен в список особо ценных объектов Российской Федерации, позже – ЮНЕСКО.

Размещается в дворцово-парковом ансамбле нач. ХVIII – ХIХ вв. Hачало создания относится к эпохе Петра I. Cамая старая часть ансамбля расположена в приморском регулярном Hижнем парке. Hа берегу моря находится Монплезир, на гребне прибрежной гряды – Большой дворец. Перед противоположным фасадом Большого дворца размещается Верхний парк с фонтанами. С востока к Hижнему парку примыкает пейзажный парк «Александрия», устроенный в XIX веке.

Основные здания:

Большой дворец. Начал сооружаться в 1714 г. Первые указания по строительству были даны самим Петром I. Возведением дворца руководили А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон (с 1716), H.Микетти, М.Г.Земцов (с 1725) В 1747–1752 гг. дворец был перестроен арх. Б.-Ф.Растрелли, в 1768–1774 часть интерьеров дворца была заново отделана Ю.Фельтеном, в 1847–1850 гг. изменения внес А.И.Штакеншнейдер

Дворец Монплезир, 1714–1722 гг., по проекту арх. А.Шлютера, затем И.-Ф.Браунштейн

Екатерининский корпус: первоначальный проект относится к 1748–1749 гг., арх. Б.Ф.Растрелли. В 1785–1786 гг. интерьеры перестроены Д.Кваренги

Банный корпус, сер. XVIII в., в 1865–1866 гг. перестроен по проекту Э.Гана

Дворец Марли, 1720–1723 гг., арх. И.-Ф.Браунштейн

Оранжерея, 1721–1724 гг., арх. И.-Ф.Браунштейн

Готическая капелла (ц. Александра Hевского в парке «Александрия»), 1831–1833 гг., арх. К.-Ф.Шинкель, А.А.Менелас, И.И.Шарлемань

Дворец Коттедж (в парке «Александрия»), 1826-1829 гг., арх. А.А.Менелас, 1842-1844 гг., арх. А.И.Штакеншнейдер

Общая площадь территории – 418,54 га.

Общая площадь музеев – 16 786,54 кв. м, экспозиционная – 5717, 41 кв. м, фондовая – 1099,76 кв. м.

Общее количество единиц хранения – 144 084, в том числе: живопись – 1391, гравюра – 3791, акварель – 1214, печатная графика – 1849, скульптура – 1152, фарфор – 9341, стекло – 3062, драг. металлы – 1334, металл – 3037, нумизматика – 402, мебель – 2505, ткани – 2114, бытовые коллекции – 2167, научная библиотека – 19 645, редкая книга – 1725, экслибрисы – 5048, архив – 17 557, негатека – 29 312, фотодокументы – 27 753.

 

Формирование коллекции начато Петром I. Во дворце Монплезир была создана первая картинная галерея западноевропейских мастеров.

Коллекция живописи представлена произведениями XVII–XX вв. Петровская часть коллекции включает в себя работы голландских, фламандских, итальянских, немецких мастеров XVII – 1-й пол. XVIII в. XVIII век представлен произведениями Р.Петона, Ф.Геккерта, П.Ротари, В.Эриксена, Д.Тьеполо и других художников.

XIX век представлен работами И.Айвазовского, О.Кипренского, С.Щед-рина, М.Воробьева, Т.Гюдена, Ф.Таннера и др.

Коллекция скульптуры включает в себя работы К.Растрелли, Ж.-Д.Рашетта, Ф.Шубина, П.Бартта, И.Козловского, С.Щедрина, И.Витали, Х.-Д.Рауха и др.

В музее широко представлены произведения керамики, фарфора, фаянса как западных, так и русских мастеров. В Большом Дворце экспонируется всемирно известный сервиз, выполненный в Англии в 1770 г. под руководством Дж. Веджвуда. В Екатерининском корпусе можно видеть самый большой сервиз – «Русский» (или «Гурьевский»), выполненный на Императорском фарфоровом заводе.

 

Гейрот А. Описание Петергофа. 1801–1868. СПб., 1868

Шарубин H. Очерки Петергофа и его окрестностей. СПб., 1868

Путеводитель по Петергофу, его окрестностям, садам и паркам. СПб., 1888

Измайлов М. Путеводитель по Петергофу. СПб., 1909

Курбатов В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. Пг., 1916

Бекер Р.Р. Петергоф. Монплезир, Эрмитаж и Марли. Пг., 1918

Сергеев А. Екатерининский корпус Монплезира: Путеводитель. Петергоф, 1928

Архипов H.И. Сады и фонтаны Петергофа: Путеводитель по Hижнему и Верхним садам. Л., 1930

Измайлов М.М. Монплезир. Дворец Петра 1 в Петергофе: Путеводитель. М.-Л., 1931

Большева К. Петергоф. Дворец-музей «Собственная дача»: Путеводитель. М.-Л., 1931

Измайлов М.М. Петергоф. Монплезир, Марли, Эрмитаж. Дворец и павильоны Петра I: Путеводитель. М.-Л., 1933

Шеманский А.В. Петергоф. Дворцы и парки. Л., 1935

Измайлов М.М. Монплезир. Голландский домик Петра I. Л., 1935

Измайлов М.М. Монплезир. Екатерининский корпус. Л., 1935

Шеманский А.В. Марли и Эрмитаж. Л., 1935

Архипов H.И. Сады и фонтаны XVIII века в Петергофе. Л., 1936

Гейченко С.С. Петергоф. Большой дворец-музей: Путеводитель. Л., 1936

Шеманский А.В. Александрия. Петергоф: Путеводитель по парку и дворцу Коттедж. Л., 1936

Чубова А.П. Петергоф. Большой дворец-музей: Путеводитель. Л., 1941

Пилявский В.И. Петродворец (б. Петергоф). М., 1949

Шурыгин Я.И., Сладкевич В.И., Григорьева Е.В. Петродворец. Дворцы-музеи и парки: Путеводитель и справочник. Л., 1950

Федорова И.H., Раскин А.Г. Петродворец. Hижний парк: Путеводитель-справочник. Л., 1952

Раскин А., Федорова H., Чеканова О. Парки Петродворца. Л., 1957

Архипов H.И., Раскин А.Г. Петродворец. Л.-М., 1961

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л., 1968

Ардикуца В.Е. Петродворец. Парки, фонтаны, дворцы. Л., 1968

Знаменов В.В., Тенихина В.М. Эрмитаж – павильон-музей ХVIII в. в Hижнем парке Петродворца: Путеводитель. Л., 1973

Ардикуца В.Е. Петродворец: Путеводитель. Л., 1974

Голдовский Г.Н., Знаменов В.В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1976

Гуревич И.М. Петродворец. Л., 1976

Гуревич И.М., Знаменов В.В., Мясоедова Е.Г. Большой Петергофский дворец: Путеводитель. Л., 1979

Яхонт О.В. Возрожденные шедевры. М., 1980

Пригороды Ленинграда: Петродворец /Сост. И.М.Гуревич. Л., 1984

Раскин А.Г. Дворцы-музеи, парки, фонтаны: Очерк-путеводитель. Л., 1984

Петродворец: Марли – Эрмитаж./Сост. Н.В.Вернова, В.М.Тенихина. Л., 1987

Раскин А.Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л., 1988

Гуревич И.М., Ходасевич Г.Д. Возрождение из пепла: Петродворец, Пушкин, Павловск. Л., 1990

Музей семьи Бенуа: Путеводитель. Б. м., 1992

Петергоф: Альманах. Из истории дворцов и коллекций. СПб., 1992

Петергоф: очерки по краеведению, Часть I / Под ред. Н.Ф.Акимовой, Г.В.Камяминой, Е.П.Логуновой, А.С.Терентьева. Петродворец, 1992

Петергоф: очерки по краеведению, Часть II /Под ред. Н.Ф.Акимовой, Г.В.Камяминой, К.Н.Кондратенко, К.А.Курдовер, Е.П.Логуновой, А.С.Терентьева. Петродворец, 1995

Вернова Н.В. Петергоф: Большой Каскад. СПб., 1996

Вернова Н.В. Петергоф: Большой Дворец. Путеводитель. СПб., 1996

Вернова Н.В. Петергоф: Монплезир. Путеводитель. СПб., 1996

Вернова Н.В. Петергоф: фонтаны. Путеводитель. СПб., 1996

Вечный праздник Петергофа: Путеводитель. СПб., 1996

Гущин В. Четыре юбилея. СПб., 1996

Мятлев И.П. Петергофский праздник: поэма. Петергоф, 1996

Петергоф в акварелях А.Бенуа: Из собраний Музея семьи Бенуа, ГМЗ «Петергоф». СПб., 1996

Толстиков П.М., Логунова Е.П. Петергофский хронограф. Петергоф, 1996

Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806

 

В состав ФГУК ГМЗ «Петергоф» в настоящее время входит бывший Государственный художественно­архитектурный дворцово-парковый музей­заповедник «Ораниенбаум» (189510, г. Ломоносов, Дворцовый пр., 48).

Он был основан в 1918 году и открыт в 1922 году.

Размещается в дворцово-парковом ансамбле ХVIII века.

Занимает здания:

Китайский дворец, 1761–1768 гг., арх. А.Ринальди

павильон «Катальная горка», 1762–1764 гг., арх. А.Ринальди

Дворец Петра III, 1758–1762 гг., арх. А.Ринальди

«Каменное зало», 1750-е гг., арх. Ф.Б.Растрелли

павильон «Китайская кухня», 1856 г., арх. Л.Л.Бонштедт

Кавалерский корпус, 1762–1768 гг., арх. А.Ринальди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: