Юрий Ларин. Живопись и графика / Сост. А.Симонова. Саратов, 2004
Илларион Голицын. Валентина Куцевич: Каталог выставки / Авт.-сост. А.Т.Симонова. Саратов, 2005
Бородина В.И. Хвалынский космос К.С.Петрова-Водкина. Самара, 2005
Азъ есмь путъ… / Сост. Н.В.Гаврилова. Саратов, 2005
А.Майоров. Прохожие и пилигримы / Авт.-сост. Е.Н.Короткая. Саратов, 2006
Савиновы. Династия художников. Живопись, графика, керамика / Авт.-сост. Е.И.Водо-нос, Е.А.Дорогина, И.А.Колобухова, Е.К.Савельева. Саратов, 2006
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 808
Саянск*
МУК «Музейно-выставочный комплекс “Саянская картинная галерея”»
665358, Иркутская обл., Саянск, Ленинградский пр., 65
Директор – Кузнецова Антонина Александровна, тел.: (395-13) 7-19-03
E-mail: М1601@mail.museum.net
Основана в 1983 году.
С 1983 года – Выставочный зал при Детской художественной школе, с 1992 года – Картинная галерея.
Общая площадь – 700 кв. м, экспозиционная – 300 кв. м, фондовая – 20 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 1339, в том числе: живопись – 480, графика – 580, скульптура – 116.
Собрание галереи включает произведения современных художников Иркутска.
Свияжск
Свияжский архитектурно-художественный музей
Филиaл ГУ «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан»
422800, Республика Татарстан, Зеленодольский рн, Свияжск
Зав. филиалом – Колесов Сергей Николаевич, тел.: (8432) 36-02-14
Основан и открыт 23 июля 1987 года.
Расположен на территории ИоанноПредтеченского монастыря.
(Монастырь возник в конце XVI в., был закрыт в 1920-е гг., в 2001–2002 годы был передан в ведение Казанского епархиального управления Русской православной церкви.)
Занимает здания:
Церковь Святой Троицы, 1551 г., деревянная, первая православная в Казанском крае. Построена за один день, перестраивалась в XVIII в., иконостас XVI–XVIII вв.
|
Церковь Сергия Радонежского, 1604 г., первоначально – трапезная. Перестройки и колокольня – XVIII в.
Собор Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1906 г., арх. Ф.Д.Малиновский
Общая экспозиционная площадь всех церквей – 1285 кв. м.
Экспонируются иконы, в том числе выполненные в традициях западноукраинской (католической) школы иконописи, скульптура, предметы культа XVI – XX вв.
В ведении Свияжского архитектурно-художественного музея находятся:
- Церковь Св. Троицы (площадь – 170,25 кв. м)
- Здание богадельни, кон. XIX в. (площадь – 360 кв. м, в настоящее время используется как гостиница ГМИИ РТ)
- Купеческий дом Ф.Т. и В.Ф. Каменевых, кон. XIX в. (площадь – 521 кв. м). После ремонта в этом здании предполагается разместить постоянную экспозицию Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан).
Сергиев Посад
ГУК МО «СергиевоПосадский государственный историко-художественный музейзаповедник»
141300, Московская обл., Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 144
Выходной день – понедельник
Директор – Макоев Феликс Ханбиевич, тел.: (49654) 0-63-58
Факс: (495) 786-27-08
E-mail: sergiev@divo.ru; www.musobl.divo.ru/spmmain8.html
Основан и открыт для посещения в 1920 году.
С 1920 г. – Сергиевский гос. историко-худ. музей, с 1930 г. – Загорский гос. историко-художественный и антирелигиозный музей, с 1940 г. – Загор-ский гос. историко-художественный музейзаповедник, с 1991 г. – современное название.
Размещается в ряде памятников архитектуры XVIII–XX вв., в том числе на территории ТроицеСергиевой Лавры (здания Ризницы и Наместничьих покоев, XVIII в.).
|
Общая площадь – 9786 кв. м, экспозиционная – 2770 кв. м, фондовая – 592 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 104 087, в том числе: живопись – 1763, графика – 10 882, скульптура – 50, ДПИ – 67 037, нумизматика – 8311, археология – 1807, фотографии – 7667, документы – 6525, прочее – 7681.
Основу музея составило древнее собрание художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры, которое насчитывало до 10 000 экспонатов (иконы, шитые покровы и пелены, облачения священнослужителей, печатные и рукописные книги, церковная и светская утварь и др.) и было национализировано в 1918 году.
Музей не только сохранил это уникальное наследие, но и значительно его развил: собраны новые богатые коллекции русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII – XXI веков, отражающие важные пласты истории русской культуры. Это один из редких российских музеев, в характере собрания которого прослеживается теснейшая связь с судьбами государства, известного монастыря и древнего города. Представленные здесь коллекции русского изобразительного искусства XIV – XXI веков знакомят и с самобытностью древней русской культуры, и с развитием ее лучших традиций в современных искусствах.
Балдин В.И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1977
Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV – XVII вв. М., 1996
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Подготовили Е.H.Клитина, Т.H.Ману-шина, Т.В.Hиколаева. М., 1987
Древнерусское и народное искусство // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 4. М., 1990
|
Живописные эмали в собрании Загорского музея-заповедника: Каталог / Авт.-сост. Л.А.Шитова. М., 1988
Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник: Советское декоративно-прикладное искусство: Каталог / Авт.-сост. Л.Э.Калмыкова. М.,1971
Загорский гос. историко-художественный музей-заповедник: Путеводитель / Сост. Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Л.А.Кувшинникова и др. М., 1983
Золото-серебряное кружево XVIII – начала XX в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника: Каталог / Авт.-сост. Г.К.Баранова. М., 1993
Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника. Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-каталог /Авт.-сост. Л.М.Воронцова. Сергиев Посад, 1996
Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. 2-я пол. XVIII – нач. XX в. Из собрания Загорского гос. историко-худ. музея-заповедника: Альбом. Л., 1981
Книги кириллической печати XVI–XVIII вв. Загорского историко-художественного музея-заповедника: Каталог / Авт.-сост. Л.М.Спирина. М., 1981
Манушина Т.H. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея: Альбом-каталог. М., 1983
Народное гончарство Московской области XIX – нач. XX в.: Каталог / Авт.-сост. Л.Э.Калмыкова. М., 1995
Народное искусство Пензенской области конца XIX–XX вв. Новые поступления. 1981–1987 гг.: Каталог / Авт.-сост. В.М.Жигулева, Л.М.Зайцева. М., 1989
Hиколаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977
Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX вв.: Каталог выставки. К 600-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского / Авт. Л.М.Воронцова, Л.А.Шитова, О.И.Зарицкая. М., 1992
Русские ситцевые платки XIX – нач. XX в.: Каталог / Авт.-сост. С.В.Горожанина, В.М.Жигулева, Л.М.Зайцева. М., 1994
Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения-1995. Вып. 5. М., 1995
Тверская вышивка в собрании Загорского музея: Каталог / Авт.-сост. Л.Э.Калмыкова. М., 1982
Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву: Из собрания Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника: Альбом. М., 1983
Фарфор, фаянс XVIII – нач. XX в. в собрании Загорского музея: Новые поступления 1976–1985 гг.: Каталог / Авт.-сост. С.И.Зарицкая, Л.А.Шитова. М., 1986
Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского историко-художественного музея-заповедника: Альбом / Авт.-сост. А.К.Ефимова, Е.H.Клитина. Л., 1981
Филимонов К.А. Сергиев Посад. Страницы истории. XIV – нач. XX века. М., 1997
Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения-2000. М., 2000
Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международных конференций. М., 2000; Сергиев Посад, 2002; Сергиев Посад, 2004
Троице-Сергиева лавра и русские государи: реликвии и художественные сокровища: Каталог выставки. М., 2002
Калмыкова Л.Э. Тверская набойка XIX – нач. XX в. Сергиев Посад, 2003
Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. М., 2003
Преподобный Сергий – Великий подвижник Земли Русской. М., 2004
Шитова Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. Конец XVII – нач. XX века. М., 2005
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 814 (as Zagorsk)
Серпухов
МУК МО «Серпуховский историко-художественный музей»
142206, Серпухов, Московская обл., ул. Чехова, 87
Выходной день – понедельник, каждый последний четверг месяца – санитарный день
Директор – Гафурова Людмила Викторовна, тел.: (4967) 35-24-19
Тел./факс: (4967) 35-17-53
E-mail: sihm@mail.ru sihm@online.stack.net; www.museum.ru/M485
Филиалы Серпуховского историко-художественного музея:
Троицкий собор XVI–XIX вв.
142200, Серпухов, Московская обл., Красная гора
Музеефицирован и открыт в 1985 году.
Общая площадь – 431 кв. м.
Постоянная выставка «Памятники архитектуры города и края XII–XX вв.»
Зав. филиалом – Гореликова Марина Анатольевна, тел.: (4967) 72-28-59
Покровская церковь, 1908–1910 гг.
142200, Серпухов, Московская обл., ул. Чехова, 83
Музеефицирована и открыта в 1989 году.
Общая площадь – 211 кв. м.
Мемориальный фонд А.П.Андреева
142200, Серпухов, Московская обл., ул. 1-я Московская, 39,
тел.: (4967) 72-78-59
Основан в 1918–1919 гг. Открыт в 1920 году.
В документах 1920–1930-х гг. музей носил названия: Художественно-исторический или Историкохудожественный (1921), Уездный музей природоведения и искусства (1922), с 1924 г. – историко-краеведческий музей, с 1930 г. – Музей местного края.
Решением исполкома Серпуховского горсовета от 28.08.1956 г. перепрофилирован в историко-художественный музей.
Занимает здание: Городской особняк, 1896 г., по проекту арх. Р.И.Клейна
Общая площадь – 3923 кв. м, экспозиционная – 1501 кв. м, фондовая – 637 кв. м.
Общее количество единиц хранения – более 37 055, в том числе: живопись – 2012, графика – 2358, скульптура – 269, ДПИ– 7838, нумизматика – 545, археология – 1255, быт и этнография – 1291, фотографии – 6401, документы – 5849, прочее – 4332.
Музей обязан своим созданием инициативе и усилиям представителей местной интеллигенции, художника А.А.Бузовкина и А.А.Воронкова. Основой музейных коллекций стало собрание западноевропейского, древнерусского и русского искусства известной деятельницы старообрядчества А.В.Мараевой, а также художественные ценности, поступившие из имений уезда в 1918–1920 гг. В 1920 – нач. 1930-х гг. собрание музея пополнялось поступлениями из расформированных московских музеев, музея «Остафьево», серпуховских монастырей.
Собрание западноевропейского искусства XVI–XIX вв. составляют работы старых мастеров Италии, Франции, Испании, Нидерландов, Голландии, Германии и Австрии: А.Карнео, Э.Кейля, Дж. Тьеполо, Ш.Лебрена, Б. ван дер Аста, Я. де Баккера, Я.Янсенса, И.Виллартса, И.Яудервилле, А.Граффа и др.
Значительна коллекция декоративно-прикладного искусства: керамика, стекло, художественный металл.
Раздел древнерусского искусства включает, помимо коллекции живописи, рукописные и старопечатные книги.
В основе собрания русского искусства XVIII–XX вв. – произведения Д.Левицкого, Ф.Рокотова, А.Орловского, В.Тропинина, И.Айвазовского, А.Бого-любова, А.Саврасова, И.Шишкина, Г.Семирадского, К. и В. Ма-ков--ских, В.Поленова, В.Васнецова, Н.Ярошенко, И.Левитана и других мастеров. Представлены художники «Мира искусства», «Союза русских художников», «Бубнового валета», участники других художест-венных группировок начала XX в. Интересна коллекция живописных и графических работ Н.Гончаровой и М.Ларионова, ранних скульптур С.Конен-кова, прикладного искусства и мебели XVII–XX вв.
В собрании советского искусства видное место занимают работы московских художников 1930–1980-х гг., а также местных авторов, в том числе А.А.Бузовкина.
Коллекции памятников археологии, истории и культуры, этнографии, нумизматики, фотографий и документов отражают историю Серпуховского края со II тысячелетия до н.э. по настоящее время. Интересны архивы XVI–XX вв. Серпуховских монастырей.
Уникальна коллекция старообрядческих икон и памятников письменности из Покровской церкви Серпухова.
Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря. М., 1993
Материалы юбилейной научно-практической конференции (75 лет СИХМ). Серпухов, 1996
Садков В.А. Серпуховский историко-художественный музей. Западноевропейская живопись и скульптура XVII–XIX вв.: Научный каталог. Подольск, 1995
Серпуховский историко-художественный музей. Западноевропейская живопись: Каталог / Авт. -сост. В.А.Садков. М., 1979
Серпуховский историко-художественный музей: Альбом. М., 1977
Серпуховскому историко-художественному музею 60 лет: Тезисы докладов научной конференции. Серпухов, 1981
Серпухову – 650 лет: Материалы юбилейной научно-практической конференции по истории и культуре русского города. Серпухов, 1989
Сборник 2-й научно-практической конференции: «Города центральной России в истории предпринимательства и культуры». Серпухов, 2005
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 808
Смоленск
ОГУК «Смоленский государственный музейзаповедник»
214000, Смоленск, ул. Большая Советская, 11
Выходной день – понедельник
Директор – Волосенкова Надежда Евстафьевна, тел.: (4812) 38-73-73
Зам. директора по развитию – Вострикова Наталья Константиновна,
тел.: (4812) 38-73-40
Факс: (4812) 38-73-46; E-mail: smolmuz@sci.smolensk.ru
Филиалы:
Историкоархитектурный комплекс «Теремок»
п. Фленово Смоленской обл.
Музей-усадьба М.И.Глинки
п. Новоспасское Ельнинского рна
Дом-музей Н.М.Пржевальского
п. Пржевальское Демидовского рна Смоленской обл.
Музей партизанской славы
п. Пржевальское Демидовского рна Смоленской обл.
Дом-музей М.А.Егорова
Рудня, п. Молкомб
Основан в 1877 году.
Основатели: С.П.Писарев (директор историко-археологического музея в 1888 г.), М.К.Тенишева – создатель музея «Русская старина» (1898).
До 1969 г. – Смоленский областной краеведческий музей, с 1969 г. – Смоленский музей изобразительных искусств им. С.Т.Коненкова и Смоленский краеведческий музей, с 1977 г. – Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музейзаповедник, с 1989 г. – Смоленский государственный музейзаповедник.
Занимаемые здания – памятники гражданской и церковной архитектуры XVIII – XX вв.
Общая площадь – 15 088,3 кв. м, экспозиционная – 5851,1 кв. м, фондовая – 2014,3 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 485 335, в том числе: живопись – 3737, графика – 20 051, скульптура – 1154, ДПИ – 11 319.
Собрание Смоленского музея-заповедника составляет более 485 000 единиц хранения, в том числе коллекции археологии, тканей, документов, редких книг, этнографии, нумизматики, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В основе художественного собрания музея – коллекция историко-этнографического музея «Русская старина» кн. М.К.Тенишевой, частные собрания А.И.Барышникова, семьи Хлудовых, графов Паниных.
Древнерусское искусство представлено в собрании музея в основном коллекцией икон из музея «Русская старина». Особый интерес представляет коллекция русской резной иконы, такие произведения, как «Спас нерукотворный» (Псков, XV в.), «Чудо о Фроле и Лавре» и «Огненное вознесение Ильи Пророка» (новгородская школа, XVI в.).
Раздел русского искусства XVIII в. включает произведения Ф.Рокотова, К.Христинека, Ж.Вуаля и работы провинциальных мастеров.
В разделе искусства XIX века наиболее интересны работы В.Тропинина, Ф.Тулова, С.Щукина, А.Егорова, И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Репина, В.Серова, К.Коровина, И.Левитана.
Искусство рубежа веков представлено произведениями Л.Бакста, А.Головина, А.Бенуа, К.Сомова, редкими работами Н.Рериха.
В собрание живописи начала XX в. входят полотна Р.Фалька, Н.Крылова, П.Кузнецова Л.Поповой, П.Кончаловского, К.Зефирова.
В разделе отечественного искусства 1930-1980-х гг. экспонируется одно из малоизвестных полотен А.Пластова – «Гость с фронта» (1944).
Коллекция западноевропейской живописи немногочисленна, но включает первоклассные работы итальянских, немецких, французских, голландских мастеров XVI–XX вв. Среди наиболее известных – «Святая Юста» Ф.Сурбарана, «Портрет ювелира» итальянского мастера XV в., «Мадонна с младенцем» нидерландского художника XVI в.
Особый раздел собрания – изделия талашкинских художественных мастерских кн. М.К.Тенишевой, в том числе балалайки с росписями М.Врубеля, С.Малютина, работы Н.Рериха, С.Малютина, М.Тенишевой.
Наиболее значительные художественные поступления последних 20 лет: коллекции И.С.Соркина (Санкт-Петербург), О.П.Вороновой и А.А.Кулешова (Москва).
Произведения западноевропейской живописи из собрания Смоленского музея-заповедника, реставрированные ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря: Каталог выставки / Сост. Н.В.Барвинская, Л.С.Шилина. Смоленск, 1979
Произведения С.В.Малютина в собрании Смоленского музея: Каталог / Авт.-сост. Л.М.Козикова. Смоленск, 1982
Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно- художественный музей-заповедник. Смоленская художественная галерея. Русское и советское искусство. Живопись, графика, скульптура: Каталог / Авт. вст. ст. Л.Л.Новикова и др. Смоленск,1988
Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника: Альбом / Авт.-сост. Л.Журавлева, авт. введ. В.Василенко. М., 1985
Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. Каталог коллекций: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство / Вст. ст. О.Вороновой, А.Кулешова. Смоленск, 1985
Смоленский областной краеведческий музей. Художественная галерея. Русское и советское изобразительное искусство: Каталог-путеводитель / Сост. Л.Л.Каганэ. Смоленск, 1958
Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств: Буклет / Сост. Л.М.Кузенкова. Смоленск, 1969
Сольвычегодск
ГУК «Сольвычегодский историко-художественный музей»
165330, Архангельская обл., Котласский рн, Сольвычегодск,
ул. Советская, 9
Выходной день – понедельник
Директор – Мехреньгина Зинаида Николаевна,
тел./факс: (818-37) 7-92-54, тел.: 7-93-30
Главный хранитель – Парконен Елена Николаевна, тел.: (818-37) 7-94-81
Зав. отделом народной культуры / школымастерской народных ремесел –
Шпанова Ольга Семеновна, тел.: (818-37) 7-92-64
E-mail: solimus@mail.ru
Музей открыт 1 мая 1919 года по решению Сольвычегодского уездного подотдела по охране памятников искусства и старины на основе древлехранилища Благовещенского собора.
Первоначально музей назывался «Музей-хранилище Сольвычегодского края», позже был переименован в «Сольвычегодский государственный музей». С 1937 по 1955 гг. – Сольвычегодский краеведческий музей. С 1956 года – современное название.
Музей занимает следующие здания:
Благовещенский собор, 1560–1584 гг. (Музейный пер., 1) – один из древнейших и наиболее выдающихся памятников каменной архитектуры Рус-ского Севера: характерный для XVI в. городской трехапсидный пятиглавый храм крупных размеров, поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с приделами. Построенный как домовая церковь Строгановых, с конца XVII в. Благовещенский собор являлся городским приходским храмом. В летнем храме собора находятся фресковые росписи 1597-1601 гг. С минимальными утратами и переделками сохранился храмовый интерьер XVI – XVII вв. В 1919 г. в северном приделе собора было устроено древлехранилище Строгановских вкладов. В 1923 г. все здание собора передано Сольвычегодскому музею. В настоящее время Благовещенский собор – главное здание Сольвычегодского музея, в котором располагаются основная экспозиция и фондохранилище
2-этажный каменный дом купцов Хаминовых, кон. XIX в. (ул. Советская, 9). Построен на средства П.В.Хаминова. В здании располагается дирекция и научная библиотека музея
Дом М.П.Кузаковой, 1905 г. (ул. Ленина, 28). Деревянное одноэтажное здание с мезонином. В доме располагается мемориальная экспозиция, посвященная пребыванию в Сольвычегодской ссылке И.В.Сталина
Здание по адресу: ул. К.Маркса, 7. В этом здании располагается отдел народной культуры и школамастерская народных ремесел
Общая площадь занимаемых музеем помещений – 2687 кв. м, экспозиционная – 690 кв. м, фондовая – 108 кв. м.
Общее количество единиц хранения: основной фонд – 6023; научно-вспомогательный – 1896.
Основной фонд включает следующие художественные коллекции: древнерусская живопись – 668 ед. хр., русская и советская живопись – 90, графика – 94, скульптура – 86 (в т. ч. деревянная полихромная скульптура – 46), ДПИ – 1119, народное творчество – 949.
Основу художественного собрания составляют произведения древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства XVI–XVII вв., поступившие из древлехранилища Благовещенского собора, а также закрытых в 1920–1930-е гг. церквей Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда (знаменитые иконные вклады Строгановых – работы царских изографов Истомы Савина, Назария Истомина-Савина, Богдана Соболева; «человека Строгановых» Истомы Елизарова, Офонасея, Посника Дербина и др.); произведения Строгановского лицевого шитья, церковные облачения, изделия сольвычегодских мастеров-серебряников.
Представляют интерес деревянная скульптура и иконостасная резьба XVII–XIX вв.: царские врата, фигуры святых, сцены из Житий, из Нового Завета. Деревянная скульптура поступала в музей в 1920–1940-е гг. из церквей бывшего Сольвычегодского уезда.
Наиболее значимая часть коллекции «Народное творчество» – женские головные уборы (плачея, венец, коруна, кокошники, повязка и пр.), рубахи, сарафаны, душегреи, шитые золотными нитями перчатки, расписные прялки, туеса и пр. – была приобретена сотрудниками музея в 1920-е гг. во время экспедиций по деревням уезда. Эта коллекция стабильно пополняется каждый год (начиная с 2000 г. поступило более 120 предметов).
В 1921 году из ГМФ в собрание Сольвычегодского музея пришло более 200 произведений живописи, скульптуры и графики XVIII–XIX вв. (В 1966 году большая часть этих произведений была передана в Архангельский музей ИЗО.)
Коллекции живописи и графики Сольвычегодского музея с 1960-х годов пополняются произведениями современных художников.
Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002
Макаренко Н.Е. Искусство Древней Руси: У Соли Вычегодской. Пг., 1918
Гра Е.А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых // Музей – 4. М., 1983, с. 16–26
Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М., 1991
Донская Л.Н., Донской Г.Г. Из истории строительства и создания настенных росписей Благовещенского собора города Сольвычегодска // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Вып. 8 (38). М., 1983, с. 37–46
Удралова Н.В. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989, с. 193–202
Иконы строгановских вотчин XVI–XVII вв. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Каталог-альбом. М., 2003
Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983
Сочи
МУК «Сочинский художественный музей»
354000, Сочи, Курортный пр., 51
Выходной день – понедельник
Директор – Хрисанов Петр Александрович, тел.: (8622) 62-29-85
Факс: (8622) 62-29-16, 62-24-40
Основан в 1971 году (Приказ МК РСФСР от 15.07.1971 г.). Открыт 1 октября 1976 года.
1971–1988 гг. – «Выставочный зал изобразительного искусства», 1988–2001 гг. – «Сочинский художественный музей», с 2001 г. – современное название.
Музей занимает здание Уполномоченного ВЦИК СССР по строительству города-курорта СочиМацеста, построенное в 1936 г. по проекту академика архитектуры И.В.Жолтовского. С 1979 г. здание является памятником архитектуры федерального значения.
Общая площадь территории – 0,76 га, общая площадь помещений – 2605 кв. м, экспозиционная – 1537 кв. м, фондовая – 500 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 5052, из них: живопись – 909, графика – 2726, скульптура – 56, ДПИ – 842, предметы археологии – 10, редкие книги – 4, НВФ – 515.
Начало коллекции положили произведения, переданные сочинскими здравницами (в основном живопись 1930–1950-х годов), впоследствии коллекция пополнилась большим количеством графики и ДПИ, переданных через МК РСФСР и Росизопропаганду.
Значительный раздел в комплектовании фондов составляют многочисленные дарственные от авторов и организаций.
Выставочный зал изобразительного искусства: Буклет. М., 1981
Сочинский художественный музей: Буклет. Сочи, 2002
Мзымтинский клад: Буклет. Сочи, 2005
Сочинский художественный музей: Альбом. М., 2006
Спасск*
МУК «Спасский музей народного творчества»
442600, Пензенская обл., Спасск, Советская пл., 18
Выходной день – воскресенье
Директор – Бормашева Елена Васильевна, тел.: (84151) 2-25-32
(Отдел культуры)
Открыт 1 января 1993 года.
Более ранее название – Беднодемьяновский выставочный зал.
Общая площадь – 267,2 кв. м, экспозиционная – 157,2 кв. м, фондовая – 23 кв. м.
Ставрополь
ГУК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»
355045, Ставрополь, ул. Дзержинского, 115–117
Выходной день – понедельник
Директор – Белая Зоя Александровна, тел./факс: (8652) 26-54-78
Главный хранитель – Ковалев Иван Григорьевич, тел.: (8652) 26-40-34
Ученый секретарь – Барер София Давидовна, тел.: (8652) 26-46-60
Факс: (8652) 26-54-84; E-mail: M1608muzeum@yandex.ru; informacia07@mail.ru
www.stavropol.ru/city/museum/skmii/
Основан в декабре 1961 года. Открыт в ноябре 1962 года.
История формирования коллекции связана с открытием в 1904 году Ставропольского краеведческого музея и именами его основателей – местных краеведов Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве. В 1925 году был сформирован художественный отдел Краеведческого музея, в собрание которого вошли экспонаты частной коллекции местных купцов, меценатов греческого происхождения И.И. и Н.И.Алафузовых, произведения из музея императорской Академии художеств (1919 г.), Государственного музейного фонда (1925, 1928 гг.), ГРМ, Эрмитажа, Музея горских народов (1936 г.) и др.
В 1961 году коллекция художественного отдела музея краеведения легла в основу создания краевого музея изобразительных искусств, созданного по инициативе зав. художественным отделом, первого директора музея Бориса Альбертовича Бендика (1920–1993).
Музей занимает два спаренных здания, бывшие жилые особняки, 2-й пол. XIX в.
Общая площадь – 1410 кв. м, экспозиционная – 540 кв. м, фондовая – 257 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 22 557, в том числе: живопись – 1416, графика – 20 221, скульптура – 123, ДПИ – 695.
Собрание музея весьма разнообразно по своему составу, источникам поступления.
Древнейшая его часть включает памятники античного искусства (красно- и чернофигурные амфоры, алавастровые сосуды, светильники, арибаллы, танагрские статуэтки, финикийское стекло (от V века до н.э. до I века н.э.).
Средневековье представлено изделиями арабских мастеров VIII–XIII вв. (фаянсовая посуда, керамические изразцы, украшенные вязью с текстами сур Корана).
Собрание западноевропейского искусства включает в себя живопись XVI – нач. XX в., в которой представлены произведения 9 европейских национальных художественных школ (Италия, Франция, Испания, Фландрия, Голландия, Германия, Англия, Австрия, Дания), в т.ч. работы П.Миньяра, А.Мельби, Ф.Винтергальтера, К.Робертсон, А.Кауфман и др.), изделия из слоновой кости, бронзы, образцы мебели, фламандская шпалера «Вертумн и Помона» XVII в.
Русское искусство XVII – 1-й пол. XIX в. представлено в основном портретом (парсуна, полотна В.Л.Боровиковского, С.С.Щукина, А.О.Орловского, С.К.Зарянко и др.)
Собрание русской живописи и графики XIX – нач. XX в. представляет все основные их направления (академисты, передвижники, «Союз русских художников» и др.). В его составе – произведения Н.Чернецова, И.Айвазовского, Л.Лагорио, Г.Яковлева, А.Боголюбова, Л.Жодейко, А.Мещерского, А.Куинджи, И.Репина, А.Киселева, А.Шильдера, Ю.Ю.Клевера, Л.В.Туржанского и др.