Касьянов В.П. К вопросу актуальности комплектования произведений дизайна в художественных музеях // Декабрьские диалоги. Материалы научной конференции памяти Ф.В.Мелехина / Под ред. А.Н.Гуменюк. Омск, 1998, С. 70–73
Когут Е.В. Каталог произведений В.В.Кукуйцева из коллекции Городского музея «Искусство Омска» // Декабрьские диалоги. Вып. 5, ч. 1: Материалы Международной научной конференции памяти Ф.В.Мелехина. 19–21 декабря 2001 г. / Под ред. А.Н.Гуменюк. Омск, 2002. с. 281–286
Захарова С.П. Архив экспериментального творческого объединения «ЭХО» в Городском музее «Искусство Омска» // Декабрьские диалоги. Вып. 6: Материалы Всероссийской научной конференции памяти Ф.В.Мелехина. 16–18 декабря 2002 г. / Под ред. А.Н.Гуменюк. Омск, 2004, с. 43–46
Мысливцева Г.Ю. Детские рисунки на военную тему в коллекции Городского музея «Искусство Омска» // Сибирь: Вклад в победу в Великой Отечественной войне. Сборник тезисов и докладов Всероссийской научной конференции. Омск, 5–6 мая 2005 г. / Под ред. М.А.Жигуновой, В.Л.Кожевина, Н.А.Томилова. Омск, 2005, с. 167–168
Трофимова А.У. Образы Великой Отечественной войны в работах омских художников из коллекции Городского музея «Искусство Омска» // Сибирь: Вклад в победу в Великой Отечественной войне. Омск, 2005, с. 182–183
Омск
ГУК Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля»
644024, Омск, ул. Ленина, 23. Час. пояс +3
Выходной день – понедельник
Директор – Коников Борис Александрович, тел.: (3812) 25-62-14
E-mail: vrubel_omsk@mail.ru; www.vrubel.ru
Основан в 1924 году. Открыт 21 декабря 1924 года.
С 1924 г. – художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея, с 1940 г. – Омский государственный музей изобразительных искусств, с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств, с 1995 г. – Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, с 2005 г. – Государственное учреждение культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля»
|
Занимает здания:
Дворец генералгубернатора Западной Сибири, 1859–1862 гг., построен под руководством арх. Ф.Ф.Вагнера.
Городской торговый корпус, 1911–1914 гг., арх. А.Д.Крячков.
Общая площадь – 6245 кв. м, экспозиционная – 2190 кв. м, фондовая – 1560 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 24 519, в том числе: живопись – 2349, графика – 11 188, скульптура – 298, декоративноприкладное – 6292, предметы археологии – 1667, предметы естественнонаучной коллекции – 35, документы, редкие книги – 2400, прочее – 290.
Музей создан как художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея (картинная галерея). Комплектование коллекции осуществлено директором музея Ф.В.Мелехиным (1882–?). Первые поступления (1924–1928) – из ГМФ (из б. Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Русского музея, из собрания Боткиных, Голицыных, Рябушин-ских, Шуваловых, Юсуповых, К.А.Горчакова, П.П.Дурново и др.). В 1932 г. – из Третьяковской галереи, музея бывшего Художественно-промышленного техникума им. М.А.Врубеля. В 1970–1990-е гг. – из коллекций Ю.В.Невзорова, Г.П. Белякова, Е.М. Лавренко и других.
Коллекция произведений западноевропейского искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии, Венгрии XVI–XX вв., в том числе полотна Я. ван Гойена, И. ван Остаде, А.Схелфхаута, Я.Веникса, М.Хондекутера, Б.Куккука, Б. ван ден Босхе, Д.Тенирса II, С.Вуэ, К.Верне, Ж.-Б. Греза, А.Фантен-Латура, Я.Ф.Хаккерта, И.-Б. Лампи-ст. и др.
|
Коллекция иконописи XVII – нач. XXI в. – иконы, выполненные в европейской части России, на Урале и в Сибири (список «Богоматерь Владимирская», исполненный в мастерских Оружейной палаты, народные иконы, «краснушки» тобольских иконописцев, «Богоматерь Абалацкая» – покровительница Сибири и др.).
Русское искусство XVIII – середины XIX в. представлено портретом (А.Венецианов, И.Келлер и др.), а также пейзажем (М.Воробьев, И.Айвазовский, А.Боголюбов и др.).
Расцвет искусства 2-й пол. XIX – нач. XX в. отражают картины И.Шишкина, И.Крамского, Ф.Васильева, И.Репина, В.Сурикова, В.Поленова, В.Верещагина, ИЛевитана, В.Серова, М.Нестерова, М.Врубеля и других мастеров.
В коллекции русского искусства конца XIX–XX вв. представлены работы всех основных направлений – «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др. Заслуживают внимания работы омских авторов объединения «Червонная тройка» (1921–1922) В.Уфимцева и Н.Мамонтова. Коллекции советского и современного искусства содержат произведения А.Лабаса, Е.Моисеенко, В.Ватенина, В.Попкова, В.Стожарова, Н.Чевалкова, омских мастеров Н.Третьякова, Г.Штабнова, Н.Брюханова, А.Либерова и др.
Большой интерес представляет коллекция декоративно-прикладного искусства, в которой можно выделить памятники древнего искусства (керамика, бронза, ювелирное искусство), изделия Екатеринбургского и Колыванского камнерезных заводов XIX в., изделия фирмы Фаберже, западноевропейское серебро XVI – нач. XX в. и др. Часть коллекции представлена на экспозиции «Золотой кладовой», открытой в 2005 году.
|
Заветная нить поиска: Рассказы об Омском музее изобразительных искусств, истории его создания и некоторых произведений из его коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Омск, 1998
Каталог Омского государственного музея изобразительных искусств: Живопись. Графика. Скульптура: Русское дореволюционное и советское искусство / Сост. А.Н.Спиридонова. Омск, 1955
Каталог произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства, находящихся в экспозиции Омского государственного музея изобразительных искусств / Сост. Л.И.Вартанян. Омск, 1950
Омский музей изобразительных искусств. 70 лет. Из истории формирования коллекций. Атрибуции / Сб. научных статей. Омск, 1995
Омский областной музей изобразительных искусств: Живопись. Скульптура. Графика. Каталог/ Сост. Г.Н. Мозенцов. Омск, 1941
Омский областной музей изобразительных искусств: Живопись: Альбом / Авт.-сост. Л.В.Баранцева, А.Н.Гонтаренко. Л., 1980
Омский областной музей изобразительных искусств: Русское дореволюционное искусство: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Скульптура. Каталог / Вст. ст. И.Г.Девятьяровой, сост. А.Н.Гонтаренко. Л., 1986
Сокровища Омского музея изобразительных искусств. Русское и западноевропейское искусство. Живопись, графика: Альбом. Книга 1-я / Авт. коллектив, гл. ред. В.Ф.Чирков. Омск, 1994
Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля / Гл. ред. Б.А.Коников. Омск, 1997
Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля / Под ред. А.Н. Гуменюк. Вст. ст. Б.А.Коников. Омск, 1999
Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля / Под ред. А.Н. Гуменюк. Омск, 2004
Декабрьские диалоги: Материалы научной конференции памяти Ф.В.Мелехина: Вып. 1, 2 / Под ред. А.Н. Гуменюк. Омск, 1998, 2000
Декабрьские диалоги: Материалы научн. конф. памяти Ф.В.Мелехина Вып. 3: «Художественные музеи в пространстве и времени: искусство, наука, образование» / Под ред. А.Н.Гуменюк. Омск, 2000
Декабрьские диалоги: Материалы научн. конф. памяти Ф.В.Мелехина: Вып. 4 / Под ред. А.Н.Гуменюк. Омск, 2001
Декабрьские диалоги: Материалы междунар. научн. конф. памяти Ф.В.Мелехина: Вып. 5, ч. 1, 2 / Под ред. А.Н.Гуменюк. Омск, 2003
Декабрьские диалоги: Материалы Всерос. научн. конф. памяти Ф.В.Мелехина: Вып. 6, 7 / Под ред. А.Н. Гуменюк. Омск, 2004, 2005
Спирина И.В. История создания музея изобразительных искусств в Омске: 1870–1930-е гг. Омск, 2004
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Сибирь неизвестная: Сокровища курганов – М. Врубель – «Бубновый валет» – «Червонная тройка» и др. Археология – живопись – графика: Альбом-каталог / Вст. ст.: Л.К. Полежаев, Б.А.Коников, текст: А.Н.Гуменюк, Г.Г.Гурьянова, И.В.Спирина, И.Г.Девятьярова. Сост. Г.Г.Гурьянова, И.В.Спирина, Л.И.Погодин, И.Г.Девятьярова, Л.К.Богомолова. Омск, 2002
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. К 80-летию со дня основания: Страницы истории. Краткий обзор коллекций. Путеводитель по истории коллекции / Авт.-сост. Н.П.Торопова. Омск, 2004
Коллекция Е.М.Лавренко в отделе редкой книги Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля: Каталог / Сост. Л.Г.Чебоксарова. Омск, 2001
Коллекция Е.М.Лавренко в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Вру-беля. Русская графика XVIII – нач. XX в.: Каталог / Сост. Г.А.Сево-стьянова. Омск, 2004
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля / Авт. текста: А.Н. Гуменюк, Н.П.Торопова, Л.В.Чуйко. Сост. кат. Л.К.Богомолова. М, 2004
Сибирский миф. Голоса территорий: Образы и символы архаических культур в современном творчестве: Омск, Барнаул, Горно-Алтайск, Новосибирск, Тюмень: Живопись – графика – скульптура – декоративно-прикладное искусство – объект – инсталляция – медиа-арт / Альбом-каталог: Сост. Л.К.Богомолова, текст Ф.М.Буреева, Г.П.Маточкин, Г.Ю.Мысливцева, В.Субботина, Н.Н.Федорова, Н.С.Царева. Вст. ст.: А.Н.Гуменюк, Б.А.Коников, вст. слово Л.К.Полежаева. Омск, 2005
Адрес музея: Дворец. От картинной галереи к музею изобразительных искусств: Альбом / Авт.-сост. А.Н. Гуменюк. Омск, 2005
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806
Омск
ГУК Омской области «Омский музей Кондратия Белова»
644010, Омск, ул. Ч. Валиханова, 10
Выходной день – понедельник
Директор – Белов Владимир Дмитриевич,
тел.: (3812) 31-93-22, тел./факс: (3812) 31-93-22
Е-mail: k.belov@mail.ru
Музей К.П.Белова открылся 29 марта 1991 года, после кончины известного художника. Но дом для своего музея Кондратий Петрович успел выбрать сам: старинный особняк на бывшей Плотниковской улице (ныне ул. Ч. Валиханова), памятник деревянного зодчества нач. XX в. (1901 г.)
Музей К.П.Белова открылся в 1991 г. как филиал ГУК ОО «Музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля» и через год обрел самостоятельность.
Общая площадь здания – 282 кв. м, экспозиционная – 150 кв. м, фондовая – 17 кв. м.
Общее количество единиц хранения: основной фонд – 610, в том числе: живопись – 91, графика – 267, архивные материалы – 252, научно-вспомогательный фонд – 25.
Основная часть художественного фонда состоит из произведений, переданных родственниками художника по его завещанию.
Омский музей народного художника России Кондратия Петровича Белова. Путеводитель по музею. Омск, 1993 (издание на 5 языках).
Елфимов Л.П. Кондратий Белов. Альбом-монография. Омск, 1997
Художественная жизнь Сибири. ХХ век. Сборник материалов региональной научной конференции к 110-летию со дня рождения К.П.Белова, 24–25 марта 2000 г. Омск., 2002
Кондратий Белов. О моей жизни. Литературно-художественное издание. Омск, 2005
Омский музей народного художника России Кондратия Белова: Буклет. Омск, 2006
Кондратий Белов. Сибирские хроники: Каталог выставки. Омск, 2006
Орел
ОГУК «Орловский музей изобразительных искусств»
302028, Орел, ул. Октябрьская, 29
Выходной день – понедельник
Директор – Четверикова Светлана Анатольевна, тел.: (4862) 45-72-85
Факс: (4862) 45-72-85; E-mail: orelartmuzeum@mail57.ru
Филиал: Картинная галерея народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова
302000, Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 3-б
Заведующая – Хозяинова Марина Николаевна, тел.: (4862) 43-42-24
Основана в 1957 году (Распоряжение Совета Министров РСФСР № 2301-Р от 30.05.1957 г. «Об организации в г. Орле картинной галереи», решение Орловского облисполкома № 439 от 10.09.1957 г.).
Открыта для публичного посещения 5 декабря 1957 года.
До 1990 года – Орловская картинная галерея.
Занимает бывшее здание Дома политического просвещения, построенное в 1959 году.
Общая площадь – 2326,4 кв. м, экспозиционная – 1144,4 кв. м, фондовая – 174 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 4992, в том числе: живопись – 1257, графика – 2286, скульптура – 174, декоративноприкладное искусство – 1275.
Начало собрания связано с именем оперного певца А.Н.Николаева (1836–1904), в 1898–1903 годах пожертвовавшего свыше двухсот художественных произведений в Орловский губернский музей.
1 Мая 1919 года для публики был открыт Орловский историко-художественный музей (около 12 000 экспонатов), который возглавил П.С.Ткачевский (1880–1966). Были объединены бывший губернский и церковно-историко-археологический музеи, а также «собрано имущество» из дворянских собраний Л.И.Пущина, А.Б.Куракина, В.Н.Лясковского, С.К.Живописцева. Позднее добавились коллекции бывших «дворянских гнезд»: вел. кн. М.А. Романова, Новосильцовых, Чичериных, Нарышкиных, Булгак, Голынских, Стаховичей, Скарятиных и др.
В 1928 году, после образования Орловского административно-территориального округа Центрально-Черноземной области, музей стал окружным, в состав которого входил историко-художественный отдел. В 1930 году, после упразднения Орловского округа, музей был переименован в Музей местного края, в который на правах филиала вошел историко-культурный (б. историко-художественный) музей.
В 1932 году был создан краеведческий музей с художественным отделом, на базе которого в 1957 году была образована картинная галерея.
Рост собрания начался вследствие передачи из фондов МК РСФСР и МК СССР работ русских и современных советских художников. За счет средств областного управления культуры была сформирована коллекция произведений орловских художников 1950–1980-х годов. Закупочной комиссией музея были приобретены работы старых мастеров в московских и орловских собраниях. Четвертую часть собрания составили дарения.
Коллекция икон ХVII–ХIХ веков (свыше 100 произведений) собрана на территории области в 1960–1980-е годы (Болхов, Дмитровск и др.). Редким памятником является икона-рельеф «Никола Чудотворец» нач. ХVII в., сопо-ставляемая с утраченной иконой-хоругвью ХVI в. Николы Гостунского из Белевского уезда, ныне известной по описаниям.
В собрании насчитывается около 250 живописных произведений, свыше 200 работ оригинальной и печатной графики, около 10 скульптур русского дореволюционного периода. В разделе искусства ХVIII – 1-й пол. ХIХ в. – портреты художников И.Пескорского, А.Варнека, С.Зарянко, В.Тропинина, И.Макарова, П.Тюрина, произведения мастеров «россики» – Л.Гуттенбрунна, Ф.Фогельштейна, К.Барду, Ф.Крюгера, Г.Гольпейна, живописцев сер. ХIХ века В.Демидова, Ф.Моллера, Н.Сверчкова.
Раздел жанровой и пейзажной живописи 2-й пол. ХIХ века включает произведения Г.Мясоедова, Ф.Журавлева, Л.Каменева, А.Корзухина, Е.Волкова, А.Маковской, Е.Поленовой, Е.Шрейдера.
Собрание русского искусства начала ХХ века представляет произведения художников, переданных из Музея живописной культуры в Москве, – Н.Гончаровой, Е.Гуро, М.Ледантю, Б.Эндера, а также художников, входивших в «Союз русских художников» (А.Архипов, П.Петровичев, Л.Туржанский, Н.Мещерин) и объединение «Бубновый валет» (П.Кончаловский, Р.Фальк).
Советское искусство 1920-х годов представлено работами членов АХРР (С.Малютин), ОМХ (А.Куприн, А.Лентулов), группы «13» (А.Древин, Н.Кузьмин, А.Софронова). В разделе отечественного искусства 1930–1950-х гг. имеются произведения Ф.Сычкова, А.Герасимова, Т.Гапоненко, Кукрыниксов, Ф.Модорова, И.Сорокина, Б.Лавренко.
Значительно представлено творчество художников-«шестидесятников» Н.Андронова, Э.Браговского, В.Иванова, И.Голицына, Т.Толстой, А.Никича, В.Попкова, П.Оссовского. Собрание дает представление также о явлениях неофициального искусства 1960 – 1980-х годов: студии Э.Белютина, группе «20 художников».
В коллекции скульптуры ХIХ–ХХ вв. имеются произведения М.Анто-кольского, Н.Андреева, С.Стража, М.Аникушина, Б.Свинина, Т.Соколовой, Л.Гадаева, М.Дронова.
Имеются коллекции работ художников-земляков (Г.Мясоедов, И.Николаев, Е.Сотников, В.Мешков, Н.Струнников, В.Егоров, А.Лопухин, Н.Удальцова, А.Софронова, В.Шестаков, Н.Жуков), произведения с выставок Орловского общества любителей изящных искусств (Г.Лукомский), орловского филиала АХРР (К.Андросов, Н.Моревский), Орловской организации СХ РСФСР (А.Курнаков, В.Дудченко, Г.Дышленко, Г.Калмахелидзе, С.Косенков).
Раздел декоративно-прикладного искусства включает произведения художников Москвы, Санкт-Петербурга, а также ведущих мастеров Ленинградского, Дулевского, Дмитровского фарфоровых заводов, Гжели и других художественных производств.
Коллекция народного искусства Орловского края (с конца ХIХ века до 1990-х гг.) включает более 600 экспонатов: полотенца («орловский спис»), костюмы, ковры, игрушки.
Отдел зарубежного искусства включает около 500 произведений портретной, пейзажной, сюжетной и религиозной живописи художников ХVI–ХХ вв. Италии, Франции, Австрии, Германии и других стран, западноевропейской графики (преимущественно печатной), скульптуры и декоративно-прикладного искусства ХVII–ХХ вв. (фарфор, стекло, мебель).
Орловская картинная галерея: Путеводитель / Сост. А.А.Алексин, И.А.Круглый, И.А.Семенова. Орел, 1961
Орловская областная картинная галерея: Советское искусство. Живопись, графика, скульптура: Каталог / Сост. С.С.Киселева. Л., 1979
Завещано Орлу: Словарь дарителей / Сост.В.Василенко, Е.Мережкина и др. Орел, 2005
Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев / Сост. И.И.Борисова, Н.Я.Рассохина. Орел, 2005
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806
Оренбург
ГУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» (ОМИЗО)
460000, Оренбург, пер. Каширина, 29
Выходные дни – понедельник, вторник
Директор – Дубинина Наталья Ивановна, тел.: (3532) 77-20-92
Факс: (3532) 77-20-92; E-mail: orenmuseum.izo@mail.ru
Основан в 1960 году. Открыт в 1961 году.
Музей находится в здании бывшей городской Думы.
Общая площадь –1403 кв. м, экспозиционная – 1200 кв. м, фондовая – 183 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 7759, в том числе: живопись – 1699, графика – 2343, скульптура – 159, декоративноприкладное искусство – 2344, прочее – 855.
Основой коллекции стало собрание произведений академика живописи, одного из интереснейших представителей позднего передвижничества Лукиана Васильевича Попова (1873–1914), который родился и многие годы работал в Оренбурге.
В собрании музея хранятся произведения древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVI века до наших дней, в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Основная концепция музея – отражение художественной жизни края в общем контексте развития русской национальной культуры. Значительное место в собрании занимают произведения оренбургских живописцев, а также экспонаты, так или иначе связанные с местной историей и культурой.
За последние два десятилетия собрана интересная коллекция наивной живописи художников Оренбуржья, имя одного из них – С.Г.Степанова – внесено в мировую энциклопедию наивного искусства.
В музее представлены почти все художественные промыслы Уральского региона, среди них – уникальная коллекция всемирно известного оренбургского пухового платка (шали и ажурные паутинки).
Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985
Медведева Л.С. Примитивы Оренбурга. М., 1992
Бушухина И.В. Оренбургский пуховый платок. Оренбург, 2005
Медведева Л.С. Н.П.Ерышев. Каталог произведений художника в фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Оренбург, 2006
Медведева Л.С. Мир, росой умытый: Коллекция наивного искусства в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Оренбург, 2006
Kenneth Hudson and Ann Nicholls. The Directory of Museums and Living Displays. Third Edition. Houndmills, Basingstok. 1985, p. 806
Островское, с.
МУК «Историкокультурный центр»
157000, с. Островское, Костромская обл., ул. Советская, 45
Выходные дни – суббота, воскресенье
Директор – Мещерина Надежда Алексеевна, тел.: (49438) 2-84-36
Основан в 1958 году. Открыт 7 марта 1958 года.
Занимает одноэтажное деревянное здание.
Общая площадь – 92 кв. м, экспозиционная – 82 кв. м, фондовая – 10 кв. м.
Общее количество единиц хранения – ок. 500.
В собрании музея – работы выдающегося живописца и графика Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) (21 экспонат), а также мемориальные материалы, подаренные родственниками художника. Имеется значительная коллекция предметов этнографии и быта.
Павловск, р.п.
МУК «Павловский музейновыставочный комплекс им. Г.Ф.Борунова»
659000, р.п. Павловск, Алтайский край, ул. Ленина, 16. Час. пояс +3
Выходной день – понедельник
Директор – Колотова Вера Васильевна, тел.: (8-211) 20-7-06
Основана в 1970 году. До 1980 года – Народная картинная галерея, филиал Алтайского государственного музея изобразительных и прикладных искусств в Барнауле.
Открыта в 1980 году как муниципальная галерея. С 1997 г. – современное название.
Занимает одноэтажное каменное здание современной постройки.
Общая площадь – 240 кв. м, экспозиционная – 180 кв. м, фондовая – 40 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 1297, в том числе: живопись – 276, графика – 872, скульптура – 59, ДПИ – 90.
Галерея хранит в своей коллекции уникальные произведения своего земляка-павловчанина, заслуженного художника России, лауреата Краевой и Деми-довской премий, члена-корреспондента Петровской Академии наук и искусств Геннадия Федоровича Борунова (1928 г.р.).
Собрание пополнялось из музеев Москвы, ХФ Москвы и Барнаула (произведения Т. Ванеева, А.Варновицкой, В.Расторгуева, Ф.Константинова, работы самодеятельных художников).
Имеются работы Т.Радимова, Н.Желтушко.
Павловский Посад
МУК «Музей истории русского платка и шали»
142500, Московская обл., Павловский Посад, ул. Большая Покровская, 37
Выходные дни – понедельник, последняя пятница месяца (санитарный день)
Директор – Шишенин Владимир Федорович,
тел.: код из Москвы – (243) 2-25-19, из других городов – (496-43) 2-25-19
Основан 14 марта 2002 года. Открыт 27 января 2003 года как муниципальное учреждение культуры.
Музей расположен в здании Дворца культуры «Павлово-Покровский».
Общая площадь – 288,8 кв. м, экспозиционная – 212 кв. м, фондовая – 11,4 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 400.
Музей был создан по инициативе жителя города Владимира Федоровича Шишенина, члена клуба коллекционеров произведений изобразительного искусства при ГМИИ им. А.С.Пушкина. Основой музейной экспозиции стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта ХVIII–ХХ вв.
Основу коллекции музея составляют: платки парчовые и золотного шитья; набивные и тканые платки и шали (шерсть, шелк, хлопок) ХIХ–ХХ вв., представляющие более 30 мануфактур.
В фонды музея входят предметы декоративно-прикладного искусства: народный костюм, полотенца, памятные платки и панно и др.
Интерес представляет коллекция редкой книги, начинает формироваться коллекция фотографии, художественной обработки дерева, предметов изобразительного искусства.
В настоящее время фонды музея пополняются высокохудожественными и интересными предметами декоративно-прикладного искусства, в первую очередь за счет передачи в дар от частных лиц, организаций и предприятий.
Особое место в экспозиции занимает тема памятных платков, напечатанных «с надлежащего разрешения» в честь важных государственных событий и исторических дат.
Статьи сотрудников музея в основном публиковались в местных газетах «Павлово-Посадские известия», «Колокольня», «Истоки».
Павловский Посад
МУК «Павлово-Посадский историко-художественный музей»
142500, Московская обл., Павловский Посад, ул. Большая Покровская, 38
Выходной день – воскресенье
Директор – Ровнягин Евгений Николаевич, тел.: для Москвы и Московской области – (243) 2-13-30, факс: (243) 2-21-00
Для других регионов России и СНГ – (49643) 2-13-30, факс: (49643) 2-21-00
Павлово-Посадский городской краеведческий музей был открыт 5 ноября 1971 года в здании колокольни бывшего Воскресенского Собора (ул. Мира, 1).
В 1996 году здание колокольни было передано в ведение церкви, и музей в течение нескольких лет не имел собственного помещения.
С осени 1998 года музей расположен в деревянном одноэтажном здании постройки 1930-х годов. (Ранее – профилакторий для рабочих Павлово-Покровской фабрики.)
В 1972 году Павлово-Посадский краеведческий музей был преобразован в филиал Московского областного краеведческого музея. В середине 1980-х годов основные фонды и коллекции музея были переданы в областной музей для научной обработки. 5 июля 1990 года фонды Павлово-Посадского краеведческого музея были возвращены.
23 января 2003 года Постановлением Главы Павлово-Посадского рна за высокие показатели в работе Павлово-Посадскому краеведческому музею присвоен новый статус – Муниципальное учреждение культуры «Павлово-Посадский историко-художественный музей».
Общая площадь – 818 кв. м, площадь земельного участка 5068 кв. м, экспозиционная – 500 кв. м, фондовая площадь – 60 кв. м.
Общее количество единиц хранения – 15 916, в том числе: живопись и графика – 291, декоративноприкладное искусство – 2708, документы и редкие книги – 1522, фотоматериалы – 690, архивный фонд краеведа С.Н.Грабилина – 110, нумизматика – 623.
В фондах музея хранятся:
- коллекция платков и шалей (в том числе уникальные набивные шерстяные шали авторской работы, набивные панно 1920–1940 гг., парчовые ткани, изготовленные по образцам XIX века, портьерные и мебельные ткани, альбомы с образцами тканей
- коллекция плакатов советского периода (с 1920-х по 1980-е гг.)
- предметы кустарных промыслов и ремесел: гончарного (глиняная посуда), медно-латунного (самовары), кузнечного производства (подковы, ключи, замки и др.)
- предметы художественной обработки дерева (прялки, цветки, манеры)
- предметы крестьянского, городского, мещанского, купеческого быта конца XIX – нач. XX в.
- документы и фотографии конца XIX – нач. XX в.
- коллекция нумизматики, в которой собраны монеты около 50 стран мира
- коллекция археологических артефактов: периода неолита и раннего бронзового века (кон. III – нач. II тысячелетия до н.э.), относящихся к фатьяновской, льяловской и поздняковской культурам и обнаруженных на территории Павлово-Посадского района (Городковская и Клязьменская стоянки): кремниевые орудия (сколы и отщепы), боевые топоры и наконечники для стрел и дротов; керамика; материалы, обнаруженные при раскопках славянских курганов X–XII вв. в районе села Казанское: шейные гривны, височные кольца, браслеты и другие предметы древних вятичей
- коллекция периодических изданий (с конца XIX в.)
Большой интерес представляют фонды личного происхождения, комплексы документов местных общественных деятелей, рабочих династий, деятелей культуры и искусства, врачей и учителей (в том числе фонд народного артиста СССР Вячеслава Тихонова).
Жизнь купеческого провинциального города – признанного центра ткачества и ручной набойки – показана в залах музея во всем ее разнообразии и многоплановости. Павловский Посад издавна славился производством шерстяных и хлопчатобумажных набивных шалей и тканей, поэтому в музее собраны многочисленные экспонаты по истории производства павловопосадских шалей и представлена уникальная коллекция шалей, платков, скатертей, тканей. Неповторимый колорит Павловского Посада способствовал включению его в список исторических малых городов России.
Еще 17 марта 1917 года в «Вестнике Павловского Посада» было опубликовано объявление о намерении открыть музей местного края и о сборе старинных предметов быта и документов. В послевоенные годы начали свою деятельность С.Н.Грабилин и И.И.Игнатьев. Именно им музей обязан тем, что сейчас составляет его научный фонд.
В период с 1967 по 1971 г. было собрано свыше 2000 экспонатов, а также документов, отражающих историю развития края. Сначала предполагалось создать краеведческий музей в городе Павловский Посад на общественных началах или Народный Краеведческий музей. Для создания экспозиции музея были привлечены ученые-археологи, производившие раскопки в окрестностях Павловского Посада.
Близ села Казанское (Меря) в 1880-х гг. была обнаружена одна из самых крупных групп в 100 могильных курганов славян-вятичей (XI–XIII вв.). Честь этого научного открытия принадлежит замечательному русскому ученому А.П.Богданову. Работу Богданова после его смерти в 1915 году продолжил В.Д.Калитин, археолог из Москвы. Найденные им вещи сейчас находятся в Пенсильванском музее в Филадельфии (США), куда археологические находки попали в 1930-х гг. в порядке научного обмена.
Результаты работ Зареченской археологической экспедиции Института археологии АН СССР под руководством Е.И.Дикова рассказали об экономических и культурных связях между племенами вятичей и кривичей.