Особенности постмодернизма




Постмодернизм в кино

Начало эпохи постмодерна связывают с тезисом Ницше «Бог умер» (1882), а вместе с Богом умерли все «вечные ценности» и наступил нигилизм. Однако реальное воцарение постмодерна пришлось на эпоху Холодной войны (1946—1988), после свержения нацистского режима в Германии.

Ø Термин «постмодернизм» впервые был употреблен в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917);

Ø в 1934 использован у Ф. де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 в., радикально отторгающих литературную традицию;

Ø с 1939 по 1947 в работах Тойнби было конституировано содержание понятия «постмодернизм» как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна;

Ø в конце 1960 — 1970-х данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая;

Ø начиная с 1979 (после работы Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании») утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом.

Причины появления постмодернизма:

· Постмодернизм сформировался в стабильную постиндустриальную эпоху, лишенную фундаментальных социально-экономических проблем и исторических вызовов. Неудивительно, что в обществе, лишенном определенных целей и задач, возникла философия, декларирующая несуществование чего бы то ни было определенного;

· Значительно возросшая доступность произведений искусства и массовое образование, развитие массовой коммуникации (информации) и массовой культуры;

· Глобализация;

· Реакция на претензию научных, объективных попыток объяснить реальность.

Центральной идеей постмодернизма является тезис о равноправии всех возможных дискурсов, или же, проще говоря, отрицание возможности существования истины как чего-то непреложного (интересно, что многие идеологи постмодернизма склонны рассматривать идею отсутствия единственной истины как единственно верную истину; аналогичным образом, дискредитируя многие привычные концепции как мифологические, постмодернисты сами создают миф о мифологичности принятых теорий).

Особенности постмодернизма

1. Отрицание существования истины как чего-то непреложного. Отрицание иерархии ценностей. Отрицание моральной оценки.

В мире информации, где так много фактов и версий, нет правды и истины, а есть мнение, что приводит постмодернистов к мысли о том, что единственной верной истиной является её отсутствие.

Постмодернизм уравнивает все возможные дискурсы (привычные приоритеты, ценности, нормы) и говорит о том, что всё относительно и субъективно (релятивизм).

Часто в постмодернистских фильмах исчезает моральная оценка героев, поскольку они изначально заданы в пародийной перспективе, однако не настолько, чтобы не создавать напряжение/саспенс (Тарантино). Данное обстоятельство неизбежно приводит к уменьшению эмоциональной вовлечённости в них зрителя (и позволяет свободно обращаться с рискованным или ранее запретным материалом).

2. Интертекстуальность/цитатность, многоуровневость «текста».

Отрицание истины и иерархии ценностей приводит к следующим мыслям:

Ø «Всё уже сказано»

Ø Мир начинает рассматриваться через призму культуры в целом или «мир как текст» (любое произведение искусства, будь то фильм, картина или книга несут различного рода информацию, причём на различных уровнях. Ознакомившись с тем или иным произведением искусства, мы считываем/декодируем с каждого его уровня информацию, часть из которой может быть скрыта и доступна только если вы имеете к ней «код доступа». Лучший пример подобного кода – это скрытая цитата.

А данные мысли, в свою очередь, приводят к таким терминам, как «Цитатность» и «Интертекстуальность».

Под интертекстуальностю обычно понимают общее свойство «текстов», выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.

В кинематографе обильно распространено цитирование и ассоциативные ссылки на другие фильмы, на классику жанра, на старые сюжеты (римейки). Причём цитирование может быть как визуальное, так и звуковое.

Функции интертекста:

· Экспрессивная (сообщает о культурных ориентирах и установках автора, способствует его самовыражению)

· Апеллятивная (устанавливает между автором и адресатом отношения «свой/чужой». Цитата, в таком случае, ориентирована на совершенно конкретного адресата – того, кто способен её распознать. «Свой» - это тот, кто читал роман «X» и смотрел фильм «Y»)

· Поэтическая/развлекательная (своего рода разгадывание кроссворда из ссылок и цитат от широкоизвестных произведений до латентных подсознательных аллюзий)

· Референтная (предназначена для передачи инф-ии о внешнем мире, начиная от напоминания о том, что на эту тему говорил какой-либо автор, заканчивая полным воспроизведением всего комплекта его стилистик и пр. За счет этого интертекстуальные ссылки могут, помимо прочего, стилистически «возвышать» или, наоборот, снижать содержащий их текст).

· Метатекстовая (необходима для более глубокого понимания фильма, осуществляется посредством обращения к некоторому тексту-источнику, чтобы определить толкование опознанного фрагмента при помощи исходного текста)

3. Преобладания формы над содержанием.

Восприятие реальности типа «мир как текст» приводит к переносу акцента со смысла фильма, психологического содержания и эстетики «текста» к некоторым культурны кодам, позволяющим считывать с «текста» ту или иную информацию, что неизбежно приводит к повышению интереса именно к форме, нежели к содержанию/осмысленности картины. Это выражается либо в преобладании интереса к формальному повествованию и трюкам (Тарантино, Лукас) или к насыщенному изобразительному решению (Гринуэй)

4. Стилизация, пародийность.

Постмодернизм, имея своей основой переосмысление языка (т.е. средства организации и передачи смыслов), объявляет о принципиальной невозможности обретения новых смыслов и замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но равно условных языков. Фотографичность запечатления реальности («времени» по Тарковскому) уступает условностям монтажа и жанра.

Если модернисты осмысленно проводили деконструкцию языка, то постмодернисты производят обратную реконструкцию кинематографического языка, но уже в рамках сознательной стилизации. Понимание языка, как некого конструктора, который необходимо вначале разобрать, а затем заново собрать в заведомо стилизаторской манере.

Стилизация часто сопровождается у постмодернистов игровой и иронической интонацией, которая в определённых фильмах настолько гипертрофирована, что превращается в пародию.

5. Смешение стилей.

Устранение любых культурных иерархий и оппозиций, а также наличие большого количества различного рода стилизаций приводит к девальвации противопоставления «высокой/элитарной» и «низкой/массовой» культуры. Таким образом, в одном произведении смешиваются различные жанры, стили, элементы различных культур, что часто вызывает абсурдный и комичный эффект, который ранее не мог возникнуть.

6. Фрагментация или мир как хаос (мир как бессвязные фрагменты).

Отказ от иерархии критериев истинности («вечные ценности» - это тоталитарные и параноидальные идеи-фикс, которые препятствуют творческой реализации по мнению постмодернистов) приводит к пониманию мира как состоящего из разрозненных фрагментов, связь между которыми не только не прослеживается, но и вообще может не быть установлена (в кино этот пункт на драматургическом уровне наилучшим образом воплощается в «Криминальном чтиве» Тарантино посредством постмодернистской деконструкции*, а на уровне монтажа он воплощен с помощью рваного калейдоскопического монтажа). Поэтому постмодернистов привлекает больше состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.

Таким образом, утверждается приоритет «текста» над реальностью, которая уже не анализируется текстом, а, по существу, этим всеобщим «Текстом» творится.

* Деконструкция («переосмысление»)

Деконструкция означает обретение понимания посредством разрушения стереотипа или включения его в новый контекст. Исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытый смысл текста. В кино выражается посредством «обнажения приёма», показывающего, что это всё же не реальность, а всего лишь кино (выражается посредством монтажа, как у Эйзенштейна, коллажа, как у Годара или нехронологических новелл как у Тарантино).

7. Демифологизация.

Постмодернисты любят работать с сюжетом, насыщенным мифологическими элементами, которые они разрушают (демифологизируют) и преобразовывают (создают новые псевдомифологены – Линч, Гринуэй, Тарантино).

8. Симулякр.

Симулякр – это «точная копия», оригинал, который никогда не существовал. Пример – фотография, отредактированная в фотошопе, рисунок на песке, пересказ реальной истории своими словами (Пелевин).

9. Игра.

Эта особенность заключается в интерактивности постмодернистского кино, в обращении к зрителю.

Из сказанного следует, что в кинематографе постмодернизм – в отличие от предшествующих направлений в истории кино – не был ни эстетическим течением, ни идеологическим (если не считать идеологией принципиальный отказ от всякой идеологии), ни, тем более, тематическим. Соответственно, нельзя говорить ни о специфической эстетике постмодернизма, ни о его собственной тематике, и единственным исключением здесь является пункт о фрагментированности мира, который в кино может быть более или менее непосредственно воплощен с помощью рваного калейдоскопического монтажа – и действительно, во многих постмодернистских картинах применяется именно такой монтаж, но это не вполне обязательный и вовсе не специфический эстетический признак течения. Поэтому постмодернистские произведения в кино сильно отличаются друг от друга по всем параметрам, но, тем не менее, перечисленные свойства задают некие рамки, позволяющие распознать конкретный фильм как постмодернистский.

Первым фильмом, удовлетворяющим всем вышеперечисленным признакам, можно считать снятый не только за два десятилетия до появления постмодернизма в кинематографе, но и за десятилетие до возникновения самого этого понятия в философии, фильм «На последнем дыхании» Годара. Действительно, фильм полон цитат из различных произведений различных искусств и отсылок различным культурным феноменам, причем в равной мере как к «высоким», так и «низким»; именно в этой картине впервые была предложена система фрагментирующего мир рваного монтажа; наконец, в ней не выражена авторская оценка действий главного героя, вполне криминального типа. Но несмотря на огромное влияние, оказанное Новой волной в целом и Годаром в особенности на формирование кино постмодернизма, основную роль в этом течении сыграли другие, более молодые, художники – прежде всего, Дэвид Линч и Питер Гринуэй.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: