Дэвид Линч. Постмодернизм в его творчестве




Культовый американский независимый режиссер Дэвид Кит Линч, по совместительству – продюсер, монтажер, сценарист, актер и музыкант, родился 20 января 1946 года в городе Миссула штата Монтана, построенном посреди диких лесов.

Еще в школе его отличал разносторонний круг интересов, его хобби становилось все, что имеет отношение к искусству: живопись (особенно экспрессионизм), скульптура, фотография, и, конечно же, кинематограф. По окончании средней школы он поступил в Пенсильванскую академию искусств, где все также продолжал учиться всему понемногу, так и не сумев отдать предпочтение какой-либо одной науке.

Отнести Дэвида Линча к абсолютно постмодернистским творцам невозможно, он совмещает в своих работах целое множество жанров, направлений и идей. Плюс, ранние его работы, такие как первые короткометражки, полностью относятся к направлению сюрреализма. Линч создавал с помощью своих собственных образов и переживаний небольшой мирок по ту сторону экрана, мирок, который полностью иррационален и нелогичен, который отталкивал своими существами и логическими конструкциями.

Линч работает с динамичным, но откровенно клишированным сюжетом, насыщенным мифологическими элементами, и воплощаемым с помощью либо какой-то одной стилистики (по существу чуждой характеру сюжета – в фильме Человек-слон (Elephant Man, 1980)), либо в свободной комбинации различных стилей – в особенности масскультовых, – спаянных в единое целостное пространство - наиболее характерный фильм – Твин Пикс: Огонь, иди со мной (Twin Peaks: Fire Walk with Me, 1992).

Постмодернизм Линча не разрушает повествовательную структуру и позволяет играть со стилями и цитатами как бы на втором плане, не отвлекая внимания неискушенного зрителя. В результате появилось довольно большое число фильмов со вполне банальной сюжетной интригой, обычно криминальной, но в которой подготовленный зритель при желании может обнаружить россыпи разнообразных цитат и аллюзий, причем чаще всего аллюзий не столько на классику арт-кино, сколько на классику того же криминального жанра.

В творчестве Дэвида Линча условно можно выделить 3 периода.

Первый («Бабушка», «Голова-ластик», «Человек-слон») можно кратко обозначить как экспериментальный. В своем раннем творчестве Линч ориентируется на живописные школы и тяготеет к ярким метафорам, к шокирующим образам дефективной психики и телесности. Образы превалируют над сюжетом. Чувствительность Линча здесь больше полярна и инфантильна – это эстетика черно-белого.

Во второй период («Синий бархат», «Дикие сердцем», «Твин Пикс») линчевский гротеск перебирается в среду провинциального и бытового. Темы насилия, страхов, сексуальности облекаются в более характерные формы, в образы отдельных персонажей. Этот период – это грань абсурда, красоты и мистицизма повседневности, эстетики пошлости и «плохого вкуса», смешение низкого и высокого. Фильмы второго периода тяготеют к форме сказки. Начиная с «Синего бархата», музыку к фильмам Линча пишет Анджело Бадаламенти – его саундтреки становятся одним из знаковых элементов эстетики Линча.

Третий период («Шоссе в никуда», «Малхолланд Драйв») более сдержанный в отношении стиля, но более сложный в отношении логики и интертекстуальности. Фильмы Линча стали подчиняться логике сновидений, как и в первом периоде.

Линч бесконечно глубоко вовлечен в поле кинематографии и внимателен к форме и смыслам. В стилистике его фильмов можно усмотреть влияние немецкого экспрессионизма, итальянского готического хоррора, американского слэшера, фильмов нуар (кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов).

 

Питер Гринуэй

Биография

Питер Джон Гринуэй — британский художник, кинорежиссёр, писатель.

Питер Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте (Уэльс). Его родители были представителями среднего класса. Первые годы Питера, воспитываемого матерью, тётями и бабушкой по материнской линии, прошли в типичном для рабочего класса доме промышленного района Ньюпорта. Когда его отец, проведя четыре года на фронте, вернулся домой, семья трёхлетнего Питера покинула Уэльс и переехала в Лондон.

Отец Питера занимался строительным бизнесом. Мать Гринуэя работала учительницей. Питер был двоечником по математике, но с головой уходил в литературу и историю, в особенности средневековья. Он интересовался европейской живописью, его занятия рисованием поощрялись, и уже в детстве Питер решил связать себя с живописью.

В 16 лет Питер открыл для себя творчество Х. Л. Борхеса, ставшего его любимым писателем. Кино же оставалось для Гринуэя «чем-то, на что ходят с друзьями», пока вместе со школьным товарищем он не оказался в кинотеатре на просмотре вышедшей в 1957 году «Седьмой печати» И. Бергмана. Питер пересматривал фильм по два раза в течение пяти дней. Фильм произвёл на юного Гринуэя огромное впечатление и стал началом увлечения европейским авторским кино. Гринуэй сосредотачивается на Антониони, Пазолини, Годаре и Рене. В 1959 году Питер и его друг Брайан Лав начали снимать фильм «Смерть настроения». Первый фильм Гринуэя, романтичный и меланхоличный, содержал образы «Офелии» Миллеса и Смерти из «Седьмой печати». Он был снят на четырёх крупных кладбищах Лондона.

В сентябре 1960 года Гринуэй начал учиться в Школе искусств Уолтэмстоу. Питер провёл там четыре года и получил образование художника. В 1963 г. у Гринуэя возникло желание регулярно, как Годар, снимать фильмы. Получив в 1964 году диплом, 22-летний Гринуэй купил камеру и попытался поступить в киношколу при Королевском колледже искусств, но не прошёл конкурс в 400 человек на 12 мест. После этой неудачи Гринуэй около года занимается разной работой: пишет кинокритику, служит сторожем в Британском институте кино, «третьим ассистентом монтажёра на испытании» в монтажных Сохо.

Наконец, в 1965 году он получил работу в Центральном управлении информации, где одиннадцать лет проработал монтажёром документальных фильмов о жизни в Великобритании, предназначенных для показа по всему миру. В 1966 году Гринуэй, по собственным словам, снялся в «Фотоувеличении» Антониони, сыграв одного из участников группы мимов.

Гринуэй много времени проводил в архивах Британского института кино и имел там свободный доступ к кинопроектору. Он просматривал американские андеграундные фильмы. Вдохновляясь свободой, с которой они были сделаны, он снимал свои собственные чёрно-белые экспериментальные фильмы, но единственными зрителями были брат Питера и его собака. Он также писал романы, которые никому не были интересны.

Гринуэй снимал короткометражные фильмы не только в Лондоне, но и во время путешествий. В 1973 году Питер взял и отснял материал для короткометражек «Дом начинается с Эйч» и «Окна».

Летом 1976 года Гринуэй провёл с семьёй три недели у друга на эдвардианской вилле. Он попытался сделать несколько рисунков дома, но ему мешали дети и повседневные обязанности. Этот опыт породил замысел «Контракта рисовальщика».

В 1977 году от рака желудка умирает отец Гринуэя. Через несколько месяцев от той же болезни умирает мать. Смерть отца подвигла Гринуэя к созданию фильма «Прогулка через Эйч: реинкарнация орнитолога».

В 1977—1978 годы Гринуэй ушёл из COI, став режиссёром-фрилансером. Он снимал собственные фильмы и монтировал чужие. Связь с COI не прервалась — в первые годы Гринуэй снимал фильмы и по заказу управления. В конце 70-х годов авторские фильмы Гринуэя начинают замечать на кинофестивалях. «Прогулка через Эйч» и снятая сразу после неё «Реконструкция „Вертикальных предметов“» получают хвалебные отзывы в прессе. Таким образом, в 1980 году Гринуэю удаётся снять свой первый полнометражный фильм — «Падения». В том же 1980 году на Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, фильм «Падения» получил премию «The Sutherland Trophy», присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе.

Питер Сэйнсбери (Peter Sainsbury) из Британского института кино предложил Гринуэю снять полноценный игровой фильм. Очень скоро у Гринуэя был готов сценарий фильма «Контракт рисовальщика». Успех «Контракта рисовальщика» оказался ошеломительным, и Гринуэй объехал весь мир, демонстрируя свой фильм.

В 1985 году началось сотрудничество Гринуэя с оператором-постановщиком Сашей Верни, не прекращавшееся до смерти оператора в 2001 году, и голландским продюсером Кесом Касандером, продолжающееся до сих пор.

В 1988 году Гринуэй, представлявший на 41-м Каннском кинофестивале свой фильм «Отсчёт утопленников», получил премию «За лучший художественный вклад».

В 1993 году снял скандальный фильм-притчу «Дитя Макона», оформленный в декорациях средневекового миракля, в котором обыграл ханжескую мораль и конформизм светских и церковных властей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: