Статический и гибкий бюджеты




Понятия бюджетов предприятия

Бюджетное планирование – процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям организации.

При подготовке бюджета необходимо начать с формулирования его названия и указания периода, для которого он составляется. Бюджет может: 1) содержать либо данные о доходах, либо только о расходах, либо и доходах, и о расходах, которые могут быть не сбалансированы; 2) разрабатываться как в стоимостных, так и натуральных единицах измерения; 3) составляться для организации в целом и для ее подразделений.

Процесс составления бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из этапов /13, с.81–82/:

1) определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

2) собственно планирование;

3) обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

4) корректировка планов с учетом предложенных поправок.

Бюджеты разрабатываются создаваемым в организации комитетом по бюджету, в который входят все руководители подразделений. Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (например, в течение I квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года).

Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. По определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели» /9, с.125–126/.

Бюджеты различаются в зависимости от поставленных задач:

1) по уровню охвата деятельности предприятия: а) генеральные; б) частные;

2) по видам отражаемых операций: а) операционные; б) финансовые;

3) по способам контроля за деятельностью: а) статические; б) гибкие;

Генеральным называется бюджет, охватывающий всю хозяйственно-финансовую деятельность предприятия. Цель генерального бюджета – объединить сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

1) прогнозный баланс;

2) прогноз прибылей и убытков;

3) прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любого предприятия состоит из двух частей:

1) операционного бюджета – части генерального бюджета, включающей частные бюджеты, отражающие статьи доходов и расходов организации;

2) финансового бюджета – части генерального бюджета, включающей план прибылей и убытков, бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозный баланс.

В отличие от финансовой отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и др.), форма бюджета не унифицирована. Его структура может зависеть от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Операционный бюджет

1.1.1. Бюджет продаж. Бюджет продаж является основным элементом операционного бюджета (рис.1).

 

 
  Бюджет продаж   Бюджет денежных поступлений от продаж  
     
   
  Бюджет производства  
     
     
           
    Бюджет прямых материальных затрат   Бюджет прямых затрат на оплату труда   Бюджет обще-производственных накладных расходов   Бюджет коммерческих и управленческих расходов  
           
    Бюджет погашения кредиторской задолженности за материалы     Бюджет себестоимости продукции    
       
       
      Бюджет запасов на конец периода  
   
 
                                                   

 

Рис. 1. Структура операционного бюджета промышленного предприятия

Бюджет продаж показывает объем продаж в натуральном и стоимостном выражении и может разрабатываться с учетом краткосрочных и долгосрочных целей. Факторы, формирующие бюджет продаж, представлены на рис.2.

Объём продаж продукции в натуральном выражении прогнозируется на основании прямых договоров с покупателями продукции или исходя из маркетинговых исследований.


 

    Факторы, формирующие объем продаж   Факторы ценообразования    
           
При реализации краткосрочных целей:   При реализации долгосрочных целей:   При реализации краткосрочных целей:   При реализации долгосрочных целей:  
               
1. Объём продаж предшествующих периодов 2. Имеющиеся производственные мощности 3. Количество заключенных договоров на поставку продукции   1. Объём продаж предшествующих периодов 2. Имеющиеся производственные мощности 3. Изменение загрузки производственных мощностей 4. Количество заключенных договоров на поставку продукции   1. Нормативные затраты на производство и реализацию 2. Относительная прибыльность продукции 3. Рекламная кампания 4. Инфляция   1. Нормативные затраты на производство и реализацию 2. Относительная прибыльность продукции 3. Рекламная кампания 4. Инфляция 5. Инвестиции на расширение материально-технической базы  
   
       
           
             
Объем продаж в натуральных показателях   Плановая цена за единицу продукции    
         
  Объем продаж в стоимостных показателях      
                                         

 

 

Рис.2. Факторы формирования бюджета продаж

 


Существуют два основных способа прогнозирования бюджета продаж:

1) статистический прогноз. Достоинством данного способа являются достаточно точные результаты, а недостатком – то, что он не учитывает особенностей деятельности отдельного предприятия;

2) экспертная оценка управляющими и персоналом отдела сбыта. Достоинством данного метода является более точная оценка предпочтений различных групп покупателей, а недостатком – невысокая точность планирования общих показателей.

Предприятия используют и комбинацию этих способов.

1.1.2. Бюджет денежных поступлений от продаж. На основании бюджета продаж определяют ожидаемый денежный поток, который в дальнейшем включается в доходную часть бюджета денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д.

1.1.3. Бюджет производства. Бюджет производства представляет собой план выпуска продукции. Целью бюджета производства является прогноз объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически обоснованного количества запасов готовой продукции на складах.

Бюджет производства составляется в натуральных показателях на основе бюджета продаж, информации о желаемой величине запасов готовой продукции, а также на основе производственной программы /9, с.133/.

Производственная программа рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей, используемых для выпускаемой продукции.

1.1.4. Бюджет прямых материальных затрат. Прямые материальные затраты – это затраты на сырье и материалы, из которых производится продукция.

Данный бюджет показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько должно быть закуплено.

1.1.5. Бюджет погашения кредиторской задолженности за материалы. На основании данного бюджета определяют порядок погашения кредиторской задолженности поставщикам за полученные материалы, который в дальнейшем будет включён в расходную часть бюджета денежных средств.

Для прогноза погашения задолженности необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть полученных материалов будет оплачена в первый месяц (месяц поставки), во второй и т.д. Коэффициенты инкассации кредиторской задолженности должны разрабатываться, исходя из степени ожидаемой платежеспособности предприятия.

1.1.6. Бюджет прямых затрат на оплату труда. Прямые затраты на оплату труда – это затраты на заработную плату основного производственного персонала. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для запланированного объема производства. В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении.

1.1.7. Бюджет погашения задолженности по оплате труда. На основании бюджета прямых затрат на оплату труда определяют порядок погашения задолженности перед персоналом, который в дальнейшем будет включён в расходную часть бюджета денежных средств.

Для прогноза погашения задолженности по оплате труда необходимо учитывать остатки задолженности на начало периода и суммы начисленной оплаты труда за планируемый период.

1.1.8. Бюджет общепроизводственных накладных расходов. Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, за исключением прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда, которые должны быть понесены для выполнения производственной программы в будущем периоде /9, с.133-134/.

1.1.9. Бюджет коммерческих и управленческих расходов. Бюджет коммерческих и административных расходов включает в себя перечень затрат на сбыт продукции и управление предприятием /9, с.134/.

Обычно затраты на сбыт продукции планируются в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи.

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. При составлении бюджета коммерческих расходов необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

Управленческие расходы включают все расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью компании, а именно: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.

1.1.10. Бюджет себестоимости продукции. Этот бюджет определяет себестоимость произведенной и реализованной продукции. Для его составления необходимо оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода, а также затраты на производство единицы продукции.

Для расчета себестоимости произведенной продукции предварительно необходимо составить:

1) бюджет производства;

2) бюджет прямых материальных затрат;

3) бюджет прямых затрат на оплату труда;

4) бюджет общепроизводственных расходов.

1.1.11. Бюджет запасов на конец периода. Бюджет запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух документов финансового бюджета: 1) прогноза прибылей и убытков – в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции; 2) прогноза баланса – в части подготовки данных о количестве сырья, материалов, готовой продукции и незавершенного производства на конец планируемого периода.

В бюджете содержатся данные о запасах готовой продукции, взятых из бюджета производства, о производственной себестоимости единицы продукции, рассчитываемой исходя из расхода прямых материалов, трудоемкости изготовления продукции, переменных общепроизводственных и общехозяйственных расходах, а также о запасах материалов, взятых из бюджета прямых материальных затрат.

 

Финансовый бюджет

 

При составлении финансового бюджета используются данные операционного бюджета предприятия.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники денежных средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств и подготовленный на их основе совместно с прогнозом прибылей и убытков прогнозный баланс /9, с.134–135/. Основные составляющие финансового бюджета представлены на рисунке рис.3.

 

Бюджет капитальных вложений   Бюджет денежных средств   Прогноз прибылей и убытков
   
       
    Прогнозный баланс    
   
               

Рис. 3. Структура финансового бюджета

 

 

1.2.1. Бюджет капитальных вложений. Определение прогноза капитальных вложений является одной из задач управленческого учета. Необходимо решить, какие долгосрочные активы приобрести или создать на основе выбранного критерия. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет: 1) на бюджет денежных средств, 2) на прогноз прибылей и убытков, 3) на прогнозный баланс. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в генеральный бюджет /9, с.135/.

1.2.2. Бюджет денежных средств. Бюджет денежных средств разрабатывается после того, когда все частные бюджеты уже разработаны /9, с.137/. Необходимость подготовки данного бюджета обусловлена тем, что статьи, используемые в прогнозе отчета о прибылях и убытках, не отражают направления движения денежных средств. Кроме того, в прогнозе отчета о прибылях и убытках отсутствует информация о других направлениях деятельности предприятия, кроме основной.

Направления движения денежных средств представлены на рис. 4.

 


Рис.4. Схема движения денежных потоков


По схеме рис.4 можно определить начало движения денежных средств – получение займов и продажу акций, формирующих нужную сумму денежных средств под будущие прибыли, и его завершение – получение денежных доходов от продаж и использование денежных средств для выплат по обязательствам фирмы. В реальности цикл не имеет ярко выраженного конца и начала – денежные средства движутся непрерывно и находятся единовременно в нескольких точках цикла.

Составление бюджета денежных средств позволяет предприятию определить, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток времени, или когда предприятие будет испытывать дефицит денежных средств.

Бюджет денежных средств – это отчет, в котором отражаются все поступления и расходования денежных средств в процессе ожидаемых сделок за определенный период. Бюджет позволяет предвидеть нехватку или излишек до их возникновения и дает возможность скорректировать действия (сократить какие-то расходы, увеличить доходы).

Таким образом, бюджет денежных средств поможет предприятию избежать появления наличных средств, превышающих его потребности, позволяя руководству принять меры для инвестирования их в производство. И наоборот, можно заранее выявить дефицит средств и принять меры по получению соответствующего займа.

1.2.3. Прогноз прибылей и убытков. Прогноз прибылей и убытков – документ генерального бюджета, показывающий, какой доход получило предприятие за отчётный период и какие затраты были понесены. Прогноз мо­жет составляться поквартально или помесячно.

1.2.4. Прогнозный баланс. Прогнозный баланс показывает, какими средствами финансирования будет обладать предприятие и как будут использоваться данные средства.

Прогнозный баланс помогает выявить некоторые неудовлетворительные финансовые условия, которые желательно предотвратить. Например, высокую долю кредиторской задолженности в валюте баланса при низкой доле денежных средств, или малую долю собственного капитала в общей сумме источников финансирования.

После составления баланса определяют расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса.

Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей говорит об избытке или нехватке финансирования. Решение о способе финансирования должно приниматься на основании дополнительного анализа.

 

Статический и гибкий бюджеты

Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия осуществляются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. В зависимости от целей анализа бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет это бюджет, в котором доходы и расходы планируются исходя только из одного объема реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Возможности более детального анализа деятельности предприятия статический бюджет не предоставляет. В этих целях используется гибкий бюджет. Гибкий бюджетучитывает изменение затрат в зависимости от изменения объема реализации. Он составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что представляет собой бюджетное планирование:

а) процесс подготовки бюджетов производственных расходов в целом по предприятию, разработанных на основе утвержденных программ;

б) процесс подготовки бюджетов доходов в целом по предприятию, разработанных на основе утвержденных программ;

в) процесс подготовки бюджетов по структурным подразделениям, разработанных на основе утвержденных программ;

 

2. Как называется процесс составления бюджета:

а) бюджетный цикл;

б) бюджетный период;

в) бюджетный контроль;

 

3. Составной частью какого бюджета является операционный бюджет:

а) финансового бюджета;

б) генерального бюджета;

в) частного бюджета.

 

4. Что представляет собой финансовый бюджет:

а) план, в котором отражены доходы предприятия;

б) план, в котором отражены расходы предприятия;

в) план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

 

5. Какой частный бюджет является основным элементом операционного бюджета?

а) бюджет коммерческих и управленческих расходов;

б) бюджет продаж;

в) бюджет производства.

 

6. Что показывает бюджет продаж:

а) объем продаж в натуральном и стоимостном выражении;

б) объем продаж в натуральном выражении;

в) объем продаж в стоимостном выражении.

 

7. Что определяет бюджет денежных поступлений от продаж:

а) платежеспособность предприятия;

б) сроки погашения дебиторской задолженности;

в) денежный поток от продаж.

 

8. Что определяет бюджет производства:

а) объем запасов материалов;

б) объем выпуска продукции;

в) объем нереализованной продукции.

 

9. Какой частный бюджет должен быть подготовлен, чтобы оценить количество материалов, которое необходимо закупить?

а) бюджет коммерческих и управленческих расходов;

б) бюджет производства;

в) бюджет прямых материальных затрат.

 

10. Что показывает бюджет погашения кредиторской задолженности за материалы:

а) порядок погашения кредиторской задолженности;

б) платежеспособность предприятия;

в) сроки погашения кредиторской задолженности.

 

11. Что определяет бюджет прямых затрат на оплату труда:

а) количество рабочих дней в периоде;

б) нормативы оплаты труда рабочих;

в) необходимое рабочее время, требуемое для выполнения запланированного объема производства.

 


12. Какой детализированный бюджет определяет производственные затраты, отличные от прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда:

а) бюджет общепроизводственных накладных расходов;

б) бюджет капитальных вложений;

в) бюджет коммерческих и управленческих расходов.

 

13. Что включает в себя бюджет коммерческих и управленческих расходов:

а) операционные затраты по производству продукции;

б) затраты по оплате труда работников отдела сбыта и администрации предприятия;

в) операционные затраты по сбыту продукции и управлению предприятием.

 

14. Что показывает бюджет себестоимости продукции:

а) себестоимость произведенной и реализованной продукции;

б) себестоимость произведенной продукции;

в) себестоимость реализованной продукции.

 

15. Какую информацию предоставляет бюджет запасов на конец периода:

а) о запасах материалов;

б) о запасах готовой продукции;

в) об остатках материалов и готовой продукции.

 

16. Что показывает бюджет денежных средств:

а) сумму полученной прибыли или убытка;

б) достаточность денежных средств на любой момент времени;

в) сумму денежных поступлений и оплаченных расходов предприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: