Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.
Проведем эксперимент по исследованию непроизвольного запоминания.
Цель эксперимента: выявить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Методика исследования: проводятся два групповых опыта: классификация изображений и составление числового ряда.
В ходе эксперимента участвовало 15 человек:
1. Елена, 36 лет, экономист
2. Галина Александровна, 68 лет, пенсионер
3. Валентина, 31 год, домохозяйка
4. Роман Валерьевич, 40 лет, юрист
5. Оксана, 25 лет, бухгалтер
6. Ирина, 28 лет, бухгалтер
7. Людмила Васильевна, 63 года, пенсионерка
8. Валерий Тихонович, 66 лет, работающий пенсионер
9. Нина Ефимовна, 53 года, экономист
10. Надежда, 20 лет, студентка
11. Екатерина, 22 года, студентка
12. Ирина, 24 года, учитель русского языка
13. Ирина, 28 лет, домохозяйка
14. Павел, 27 лет, юрист
15. Юрий Федорович, 63 года, пенсионер
Гипотеза исследования: продуктивность непроизвольного запоминания связана и зависит от характера деятельности человека.
|
Опыт 1.
Классификация изображенных предметов.
Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, вещи. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги.
Испытуемым дается следующая инструкция (групповая):
«С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам».
После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.
Ход эксперимента:
В нашем эксперименте участвуют взрослые люди. Всех испытуемых мы разобьем на четыре подгруппы:
1. работающие (8 чел.)
2. домохозяйки (2 чел.)
3. пенсионеры (3 чел.
4. студенты (2 чел.
Эксперимент проводился в домашних условиях. Отказов в участии эксперимента не было.
Нами было взято 15 карточек с изображением на них:
Животные:
Медведь 13
Кот 25
Тигр 37
Змея 49
Черепаха 13
Фрукты:
Яблоко 10
Апельсин 22
Груша 34
Киви 46
Ананас 58
Вещи:
Халат 14
Кофта 18
Майка 16
|
Шляпа 12
Брюки 20
В ходе эксперимента были получены следующие данные:
- Елена, 36 лет, экономист – воспроизвела правильно 12 предметов, 2 числа;
- Галина Александровна, 68 лет, пенсионерка, воспроизвела 10 предметов и 0 чисел;
- Валентина, 31 год, домохозяйка: 12 предметов и 1 число;
- Роман Валерьевич, 40 лет, юрист: 11 предметов и 0 чисел;
- Оксана, 25 лет, бухгалтер: 13 предметов, 3 числа;
- Ирина, 28 лет, бухгалтер: 12 предметов, 1 число;
- Людмила Васильевна, 63 года, пенсионерка: 11 предметов, 1 число;
- Валерий Тихонович, 66 лет, работающий пенсионер: 11 предметов, 0 чисел;
- Нина Ефимовна, 53 года, экономист: 13 предметов, 2 числа;
- Надежда, 20 лет, студентка: 14 предметов, 3 числа;
- Екатерина, 22 года, студентка: 15 предметов, 4 числа;
- Ирина, 24 года, учитель русского языка: 14 предметов, 3 числа;
- Ирина, 28 лет, домохозяйка: 12 предметов, 2 числа;
- Павел, 27 лет, юрист: 14 предметов, 1 число;
- Юрий Федорович, 63 года, пенсионер: 8 предметов, 0 чисел
Опыт 2.
Восстановление числового ряда.
Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1, но только мы сменили карточки на другие, участвует та же группа испытуемых.
Процедура опыта. Карточки располагаются на доске так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя на листе бумаги сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача – расположить все числа, имеющиеся на карточках строго по порядку номеров, так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда.
Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетради еще одну таблицу и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.
|
Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем – название предметов. На проведение первого и второго опыта отводилось времени по 5 минут. За данный промежуток времени никто из испытуемых не завершил работу раньше, поэтому дополнительное задание не сделал никто.
В ходе второго опыта были получены следующие данные:
В подгруппе пенсионеров:
1. Галина Александровна, 66 лет: воспроизведено 9 чисел, 1 предмет;
2. Людмила Васильевна, 63 года: 8 чисел, 2 предмета;
3. Юрий Федорович, 63 года: 7 чисел, 1 предмет
Группа студентов:
1. Надежда, 20 лет: 14 чисел, 4 предмета;
2. Екатерина, 22 года: 13 чисел, 5 предметов
Группа работающих:
1. Елена, 36 лет: 12 чисел, 4 предмета;
2. Роман Валерьевич, 40 лет: 11 чисел, 3 предмета;
3. Оксана, 25 лет: 10 чисел, 5 предметов;
4. Ирина, 28 лет: 11 чисел, 3 предмета;
5. Валерий Тихонович, 66 лет: 9 чисел, 2 предмета;
6. Нина Ефимовна, 53 года: 11 чисел, 3 предмета;
7. Ирина, 24 года: 13 чисел, 6 предметов;
8. Павел, 27 лет: 11 чисел, 3 предмета
Группа домохозяек:
1. Валентина, 31 год: 11 чисел, 2 предмета;
2. Ирина, 28 лет: 12 чисел, 0 предметов
Обработка результатов:
1. Определим среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых. Результаты полученных данных внесем в таблицу №1.
Таблица №1
Результаты полученных данных по исследованию непроизвольного запоминания.
Задача | Объект запоминания | Испытуемые | |||
Работающие | Пенсионеры | Домохозяйки | студенты | ||
Классификация предметов | Предметы | 12,5 | 14,5 | ||
Числа | 1,31 | 0,25 | 1,5 | 3,5 | |
Составление числового ряда | Числа | 11,5 | 13,5 | ||
предметы | 3,6 | 1,3 | 4,5 |
Полученные средние значения занесем в таблицу №2.
Таблица №2
Сводная таблица результатов опытов 1 и 2
Задача | Среднее число правильных воспроизведений | |
Предметов | Чисел | |
Классификация предметов | 12,25 | 1,6 |
Составление числового ряда | 2,6 |
Анализ результатов и выводы:
1. На основании анализа полученных нами данных (таблица №2) следует отметить, что условием продуктивности непроизвольного запоминания является интерес у исследуемых к объекту исследования.
Так, при классификации предметов объектом непроизвольного внимания были числа и среднее число правильных воспроизведений составило 1,6, а при составлении числового ряда объектом непроизвольного внимания стали предметы. Их среднее число правильных воспроизведений возросло до 2,6.
2. По результатам эксперимента мы также установили, что среднее число правильных воспроизведений и предметов и чисел больше в подгруппе студентов, самое наименьшее в подгруппе пенсионеров, что подтверждает нашу гипотезу исследования: продуктивность непроизвольного запоминания зависит от характера деятельности человека.
Деятельность студентов связана с учебным процессом, поэтому у них более высокие показатели продуктивности непроизвольного запоминания.