Кратковременная память (КП) – вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением объем кратковременной памяти измеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления. Объем КП относительно безразличен к количеству информации и ограничен числом 7±2. КП служит основой более сложных функциональных образований.
Цель эксперимента: определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса.
Опыт.
Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса.
Методика. Опыт проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 20 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел:
Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с., испытуемый письменно воспроизводит в протоколе (форма 1) элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза (на других цифровых рядах).
После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда.
Участники эксперимента 15 человек.
Гипотеза исследования: кратковременная память характеризуется кратким хранением информации, она воспроизводится немедленно.
Обработка данных:
1. Сверим результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, или ошибочно или в иной последовательности, отмечаются знаком «-».
2. Составим сводную таблицу результатов (таблица 3) и вычислим процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины для каждого испытуемого.
1) Елена, 36 лет
Таблица 3.1.
Сводная таблица результатов
Номер | Результаты воспроизведения | ||||||
п/п | |||||||
+ | + | + | + | + | - | - | |
+ | + | + | - | - | - | - | |
+ | + | + | + | - | - | - | |
+ | + | - | - | - | - | - | |
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 % |
2) Галина Александровна, 68 лет
Таблица 3.2.
Сводная таблица результатов
Номер | Результаты воспроизведения | ||||||
п/п | |||||||
+ | + | + | + | - | - | - | |
+ | + | + | + | - | - | - | |
+ | + | - | - | - | - | - | |
+ | - | - | - | - | - | - | |
Правильно воспроизведенных рядов – 39,2 % |
3) Валентина, 31 год
Таблица 3.3.
Сводная таблица результатов
Номер | Результаты воспроизведения | ||||||
п/п | |||||||
+ | + | + | + | + | + | - | |
+ | + | + | + | + | - | - | |
+ | + | + | + | - | - | - | |
+ | + | + | + | - | - | - | |
Правильно воспроизведенных рядов – 67,9 |
4) Роман Валерьевич, 41 год
Таблица 3.4.
Сводная таблица результатов
Номер | Результаты воспроизведения | ||||||
п/п | |||||||
+ | + | + | + | + | + | - | |
+ | + | + | + | - | - | - | |
+ | + | + | - | - | - | - | |
+ | + | - | - | - | - | - | |
Правильно воспроизведенных рядов – 64,2 |
и т.д.
Процент правильно воспроизведенных рядов составил:
5) Оксана, 5 лет – 62,1%
6) Ирина, 28 лет – 59,2%
7) Людмила Валерьевна - 47%
8) Валерий Тихонович, 66 лет – 58,4%
9) Нина Ефимовна, 53 года – 59,3%
10) Надежда, 20 лет – 69,9%
11) Екатерина, 22 года – 71,5%
12) Ирина, 24 года – 63,8%
13) Ирина, 28 лет – 61,9%
14) Павел, 27 лет – 59,9%
15) Юрий Федорович – 50,1%
Наибольший процент воспроизведенных рядов каждой длины оказался у студенток Надежды и Екатерины.
3. Вычислим объем памяти по формуле:
,
где А –наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах;
n – число опытов (n=4);
m - количество правильно воспроизведенных рядов, больших A;
k – интервал между рядами (k=1).
А в нашем случае для каждого испытуемого разные.
Определим объем памяти для каждого испытуемого.
1. V=5+15/4+1/2=5+3,7+0,5=9,2
2. V=4+12/4+1/2=4+0,3+0,5=4,8
3. V=5+19/4+1/2=5+4,75+0,5=10,2
4. V=5+15/4+1/2=9,2
5. V=5+12/4+1/2=5,8
6. V=4+12/4+1/2=4,8
7. V=4+11/4+1/2=7,25
8. V=4+13/4+1/2=7,75
9. V=5+12/4+1/2=5,8
10. V=5+19/4+1/2=10,2
11. V=5+21/4+1/2=10,75
12. V=9,8
13. V=7,3
14. V=7,8
15. V=7
5. Составим таблицу результатов опытов всей группы испытуемых и вычислим средние показатели (таблица 4).
Таблица 4.
Сводная таблица средних показателей результатов
Номер | Результаты воспроизведения | ||||||
п/п | |||||||
- | |||||||
- | - | ||||||
- | - | ||||||
- | - | - | - | ||||
Правильно воспроизведенных рядов – 56,7% |
Подсчитаем средний объем кратковременной памяти по группе:
Ниже среднего уровня объема памяти наблюдается у пенсионеров. Выше среднего уровня – у студентов.
В ходе эксперимента мы наблюдали за ходом процесса запоминания. При этом мы можем сделать вывод о том, что полученная информация в ходе эксперимента при однократном ее восприятии хранится недолго у испытуемых, она воспроизводится немедленно, если испытуемый не воспроизводил сразу цифровой ряд, то потом он его уже воспроизвести правильно не мог, что подтверждает нашу гипотезу исследования.